Если вы турист и оказались в Пномпене, вряд ли откажетесь от прогулки по реке. Ее вам обязательно впишут в туристический маршрут, или вы сами поддадитесь соблазну тут же сесть в лодку и пуститься вниз по Меконгу. Точнее, по одному из его рукавов – Бассаку или Тонлесапу.

Речной порт рядом с Королевским дворцом. И это соседство лишний раз подчеркивает особую важность того и другого объекта, как для инфраструктуры города, так и для туриндустрии. Во всяком случае, компания «Ангкор» на всех углах, начиная с аэропорта, бойко рекламирует катание по воде, обещая массу удовольствий и открытий.

Реки во все времена оставались главными транспортными артериями Камбоджи. В дождливый сезон, когда Меконг начинает пучить от тропических ливней, океанские суда могут спокойно подниматься до самых причалов. Но это только в сентябре-октябре.

А пока уровень воды поднялся не достаточно, возить грузы приходится на баржах. Они стоят тут же, и башенные краны поднимают из трюмов мешки с рисом, пшеницей, сушеной рыбой, ширпотребом, который завтра появится в магазинах и на рынках Пномпеня.

Отсюда, с деревянной пристани, где чечеткой шлепают резиновые сандалии бегающих докеров, открывается широченный простор. Буро-фиолетовая гладь почти сливается с сиреневым небом, и только береговая кайма темной лентой очерчивает горизонт. Там, на левобережье Меконга, ядовитой трясиной осели болота и низины, уходящие под воду, как только начнут шуметь тропические ливни.

Если верить источникам, кхмерские владыки недолюбливали это место у четырех рукавов за его гиблость и угрозу стать легкой добычей супостата. Ведь раздолье Меконга – столбовая дорога для инвазии. Именно по ней в страну ломились полчища завоевателей. На барельефах Байона и сейчас можно видеть картины чамского нашествия на Ангкор в 1117 году. Тогда военный флот чамов поднялся по Меконгу к Тонлесапу в Большое озеро, неожиданно вошел в русло реки Сиемреап и осадил столицу кхмерской империи - Яшодхарапуру.

Появление неприятеля у стен самой цитадели было настолько внезапно, что ее обитатели не успели даже опомниться. Как не спешила армия на помощь, вероломные чамы быстро захватили город, разграбили и ушли с богатой добычей. Во время штурма погиб и ангкорский правитель. С тех пор кхмеры стали опасаться Меконга и держали свои столицы подальше от него.

Только в 1434 г. король Понья Ят, бежавший из Яшодхарапуры от наседавших на него сиамцев, впервые сделал центром своей империи Пномпень, носивший тогда название Катурмукха, что в приблизительном переводе звучит так: «на все четыре стороны» или «город у четырех рукавов».

Но столицей Пномпень был не долго - только 60 лет. Наученные горьким опытом, кхмерские короли, втянутые кроме всего прочего в интриги и междоусобицы, много раз переносили свои ставки в другие места - Срей Сантхор, Пурсат, Ангкор, Ловек, Удонг... Сам Понья Ят кончил свои дни глубоким стариком в Пномпене, и его прах поместили в святилище на холме Пномдонпень, откуда, согласно легенде, и пошел город

Но ученые говорят, что город возник задолго до тетушки Пень. Хранящиеся в Национальном музее (150 метров от Королевского дворца), бронзовые курильницы и династические урны Донгшонской эпохи (первое тысячелетие до н.э.) были найдены неподалеку, в провинции Кандаль.

Но вернемся к реке. Известно, что по Меконгу водили свои караваны купцы Фунани – первого государства на территории современной Камбоджи. Они везли к чамским городам в дельте Меконга шелка, пайлинские сапфиры, серебро, золотые украшения, бронзовое литьё, слоновую кость…

В речном порту и на полуострове Круичангвар причалы были завалены грузами, доставленными из районов Кампонгчама, Кратье, Стунгтреанга, Нижнего Лаоса, с берегов Большого озера. Лучшего перевалочного пункта на этом перекрестке Индокитая было не сыскать.

Показывая на уходящий берег, капитан прогулочного катера рассказывает нам, что тысячу лет назад здесь находилась слобода китайских торговцев. Кхмеры же в силу характера и предубеждений держались в стороне от Меконга. Рыболовство традиционно оставалось привилегией чамов и вьетнамцев. Но рыбалку нам все же организовали. Как это было, другая песня…

Страницы1

5,0/5 (4)

3 комментария

  1. bipmir-0
    bipmir-0 23 февраля

    Это мой первый материал на 100 дорогах. Своего рода проба пера. Чувствую, что разместил неудачно. Шрифт слишком крупный. Сомневаюсь и насчет размера. Хоть бы кто подсказал, как надо...

  2. admin
    admin 24 февраля

    bipmir-0, шрифт поправили, теперь все в порядке :)

  3. bipmir-0
    bipmir-0 24 февраля

    Спасибо.

Ваш комментарий

Достопримечательности Читать все

Аэропорт Пном-Пень