29 августа – Монтегю – Ранвиль (Ranville) – Уистрем (Ouistrham) – Арроманш (Arromanches) – Байё (Bayeux) – Сен-Лоран (Saint-Laurent) -  Пон-дю-Хок (Pont-du-Hok) – Монтегю.

 

    В этот день мы продолжили военно-историческую тематику.

    Еще перед поездкой я прочитал интересную книгу Роберта Белицки "Нормандия, 1944" из серии "Великие битвы и сражения", которая и послужила нам своеобразным путеводителем по местам боев на берегах Нормандии.

   Мы решили проехать всю 90-километровую полосу вдоль побережья, где 6 июня 1944 года, в день "D", началась крупнейшая десантная операция Второй Мировой Войны.

   Сначала, по уже накатанной нами А84, поехали в направлении Кан (Caen), обогнули этот город по окружной дороге и двинулись в район между городками Ранвиль (Ranville) и Бенувиль (Benouville), где находится знаменитый "мост Пегаса" (Pegasus Bridge) через реку Орн (Orne) – первый важный объект, захваченный союзниками.

    Этот разводной мост сохранился почти в том же состоянии, что и в июне 1944 года. На ближайшем поле, которое в те годы было заливным лугом, находятся три бетонные стелы, установленные как раз в том месте, где приземлились три планера типа Horsa с английскими десантниками. Стелы находятся примерно в десяти метрах от моста Пегаса (с такой ювелирной точностью была совершена посадка планеров).

    Рядом с мостом расположен Музей 6-й английской парашютной дивизии Memorial Pegasus (6 евро). На территории музея построена модель моста Пегаса, практически в натуральную величину. Среди экспонатов много сохранившейся техники, оружия, амуниции, причем как союзной, так и немецкой.

    Переехав по настоящему мосту Пегаса на западный берег, мы увидели на невысоком постаменте английский танк "Кромвель" (Cromwell). Во время боев в районе Лион-сюр-Мер (Lion-sur-Mer) он был подбит прямым попаданием в двигатель. Поскольку это произошло на проселочной дороге, танк просто столкнули в воронку от бомбы и присыпали песком, чтобы он не задерживал движение. "Кромвель" оставался в земле до 1977 года, каким-то образом избежав внимания собирателей лома. Откопанный по инициативе бывших английских парашютистов, танк был установлен рядом с мостом Пегаса.

   От моста Пегаса поехали вдоль устья реки Орн к побережью – городок Уистреам (Quistreham) и пляж Рива-Белле (Riva-Bella). Отсюда и далее на запад начинались три английских участка высадки десанта, названных Sword(Меч), Juno(Юнона) и Gold(Золото).

    Проехав километров 30 без остановки вдоль побережья, мы остановились в Арроманше (Arromanches-les-Bains). Именно здесь находилась искусственная гавань Mulberry, называвшаяся также в честь английского премьер-министра Уинстона Черчилля "портом Уинстона".

   Размах десантной операции и ее во многом новаторский характер потребовали от союзников применения неизвестных прежде технических средств. Одной из таких областей и было строительство искусственных гаваней. Ведь требовалось доставить не только десятки тысяч десантников, но и огромное количество боевой техники, в т.ч. тяжелой, включая танки. Я не буду вдаваться в технические подробности, отмечу, что можно только удивляться изобретательности американских и английских инженеров. И сейчас на расстоянии полутора километров от берега можно без труда увидеть остатки искусственной гавани Mulberry.

     На центральной площади Арроманша расположен музей десантной операции (Musee du Debarquement, 6.50 евро). В нем находится, помимо всего прочего, макет искусственной гавани, а также модели нескольких типов десантных судов.

   Покинув Арроманш, мы решили немного отклониться от военной тематики и повернули от побережья в сторону Байё (Bayeux). Надо отметить, что в Байё также есть музей, посвященный боям 1944 года. Но здесь есть интереснейший суперсайт, именуемый "ковром королевы Матильды" или Гобеленом Байё (Tapisserie de Bayeux). Чтобы на него посмотреть, надо заплатить 7.70 евро и не забыть взять аудиогид на русском языке. Гобелен представляет собой 58 вышитых рисунков на полосе шириной 50 см и длиной аж 70 метров, повествующих о подвигах Вильгельма Завоевателя. По духу рисунки похожи на современные комиксы, которые в состоянии, наверное, нарисовать сейчас любой выпускник художественного училища, но для XI века (а работа над ковром закончена в 1077 году) это было серьезным культурным достижением.

    Еще мы нашли в Байё чудесный уголок с водяной мельницей. Производит также впечатление готический кафедральный собор, особенно своей высотой – более 100 метров.

   Из Байё мы снова вернулись на побережье и поехали в Сен-Лоран (Saint-Laurent-sur-Mer), где находится самое большое во Франции американское военное кладбище. Здесь похоронено 9 386 павших в боях за Нормандию солдат и офицеров.

    Кладбище в Сен-Лоране находится на территории участка высадки Omaha. Здесь сражались части 1-й американской пехотной дивизии, понесшие в боях огромные потери – до 70% личного состава. Кладбище плавно спускается к морю и заканчивается почти над самым обрывом. Оно занимает площадь 70 гектаров и является "частью Соединенных Штатов", поскольку этот участок земли был официально передан Францией Соединенным Штатам "в знак благодарности за освобождение страны".

    В восточной части кладбища находится Мемориал и рядом – так называемый Сад  Погибших, посвященный памяти 1 557 солдат и офицеров, чьи тела не удалось найти либо опознать.

    В нескольких километрах к западу от Сен-Лорана лежит Пон-дю-Хок (Pointe du Hoc). Над обрывом возвышаются остатки немецких бункеров. Мы прошли по краю этого обрыва. Здесь отчетливо видны следы окопов и заграждений, а также крутая, почти вертикальная стена, которую пришлось преодолевать десантникам.

    Обычно этот военно-исторический маршрут завершается в Сент-Мер-Эглизе, но, поскольку мы там были вчера, с чувством исполненного долга отправились домой.

Продолжение следует ...

Страницы1

0,0/5 (0)

    Ваш комментарий

    Достопримечательности Франции Читать все

    Ресторан Pierre Gagnaire

    Ресторан Pierre Gagnaire

    Ресторан Pierre Gagnaire – Включенный в список шести лучших ресторанов мира 2005 года…