День девятый и седьмой день круиза.
Вышли после завтрака с корабля, снова прошли ставший уже привычным, паспортный контроль, прошли к выходу из здания терминала... и никаких встречающих не увидели. Пришлось звонить экскурсоводу. Он ждал на выезде из порта. Надо принять во внимание, что машины без пропусков на территорию порта не пускают, и туристическая фирма должна была предварительно позаботиться о таком пропуске. Но иди знай – за пропуск заплатишь, его получишь.., а турист не приехал (услуги-то оплачиваются в конце экскурсии). Пришлось нам минут 20 идти по жаре к машине. Не самое страшное, но не очень приятно. Экскурсовод, правда, оказался не только знающим, но и очень порядочным – в качестве компенсации за эту ходьбу подарил нам дополнительный час пешеходной экскурсии. Экскурсовод Покровский Сергей Тел: +7(812)921-33-95 [email protected] - компания SanPetro , которым мы остались очень и очень довольны. Есть такие люди, которых мы очень уважаем – влюбленные в то, чем они занимаются. Во всех его рассказах чувствовалась эта влюбленность в город и в то, чем он занимается. Было очень приятно и очень познавательно. Итак, что мы успели увидеть за время экскурсии. Академия художеств основана в Санкт-Петербурге в 1757, с 1764 Императорская академия художеств, высшее учебное художественное учреждение.
Идея создания «Академии наук и художеств» в России впервые была высказана императором Петром I еще в кон. 1690-х. «Академия трех знатнейших художеств», закрытое учреждение с отделениями живописи, скульптуры и архитектуры, была учреждена в Петербурге в 1757, в царствование императрицы Елизаветы Петровны по инициативе М. В. Ломоносова и просветителя графа И. И. Шувалова. Именно Шувалов стал первым директором академии, пригласил из-за границы педагогов, набрал первых учеников, а в 1758 подарил академии свою художественную коллекцию, которая положила начало библиотеке и музею. Учебные классы открылись в 1758, первый выпуск состоялся в 1762. В 1764 императрицей Екатериной II был утвержден устав и штаты академии, которая получила статус Императорской. Академия стала государственным учреждением, которое регламентировало художественную жизнь России, распределяло официальные заказы и присуждало академические звания. В том же году по проекту архитекторов Ж. Б. Валлен-Деламота и Кокоринова началось строительство каменного здания академии на берегу Невы, которое закончилось в 1788. Музей академии, основанный графом И. И. Шуваловым в 1758, за время своего существования собрал ценнейшую коллекцию западноевропейской и русской живописи, рисунка, скульптуры, архитектурных моделей и чертежей, на которых учились все поколения студентов. На основе этой коллекции в 1895 был основан Русский музей императора Александра III. В 1918 академия была закрыта, часть художественных коллекций была передана в Государственный Эрмитаж. Вместо ВХУ после ряда преобразований в 1932 был создан Институт живописи, скульптуры и архитектуры. В 1933—1947 в бывших зданиях ИАХ располагалась Всероссийская академия художеств, преобразованная затем в Академию художеств СССР. Ныне в этих заданиях располагается музей, архив, библиотека и другие учреждения Санкт-Петербургской академии художеств. В 1932 г. ИНПИИ был преобразован в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры, которому в 1944 году было присвоено имя Ильи Ефимовича Репина. Название сохранял до 1990-х годов, когда был преобразован в Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Сфинксы. Есть в Санкт-Петербурге место, которое напоминает о жарком Египте – его пирамидах, фараонах и непостигнутых тайнах. Это сфинксы, которые расположились на Университетской набережной и у старого причала. Три с половиной тысячи лет назад они украшали аллею сфинксов, которая вела ко дворцу фараона Аменхотепа III. Сегодня являются одним их излюбленных мест для прогулок горожан и гостей столицы. Сфинксы высечены из сиенита, их мощные львиные торсы украшает человеческая голова с короной, лицу которой преданы черты великого фараона. Скульптуры сфинксов водружены на специально сооруженный постамент, на котором высечена надпись: «Сфинкс из древних Фив в Египте перевезен в град святого Петра в 1832 году». У Академии художеств находится счастливый грифон. Он тоже - скорее крылатый лев, но уставшие от созерцания бесчисленных петербургских львов могут подойти к этому изваянию и погладить его по голове, держась при этом за его правый зуб и заглядывая в глаза находящемуся рядом сфинксу из Фив. Если все эти условия будут выполнены, то гарантируется осуществление самых заветных желаний.Про питерских грифонов всегда было много споров - основной, естественно, о том, что грифонами эти бестии не являются, т.к. головы у них - не орлиные (Грифон - крылатые чудовища с львиным туловищем и головой орла, стражи золота. В частности известно что охраняют сокровища Рипейских гор. От его крика вянут цветы и жухнет трава, а если есть кто живой то все мертвыми падают. (греч.) Спорщики обычно забывали о том, что грифоны пришли в скульптуру Санкт-Петербурга... из древневосточной мифологии - где грифон - это фантастическое крылатое животное с туловищем льва и головой орла или льва.
Благовещенский мост (ранее также Николаевский мост и мост лейтенанта Шмидта) - первый постоянный мост через Большую Неву в Санкт-Петербурге. Он соединяет Васильевский остров с центральной частью города (2-й Адмиралтейский остров. Чугунный арочный мост сооружён в 1843-1850 годах по проекту инженера С. В. Кербедза. В сооружении моста участвовал американский инженер Дж. Уистлер. В оформлении моста принимал участие архитектор А. П. Брюллов. В процессе строительства моста в 1846 году возник замысел украсить его устои аллегорическими скульптурами. П. К. Клодт и Н. С. Пименов выполнили задание, однако из-за финансовых трудностей замысел так и остался неосуществленным. На тот момент времени это был самый длинный мост в Европе, его длина составляла около 300 метров при ширине реки около 280 метров. Мост был восьмипролётным, пролёт у правого берега был разводным; впервые в России была использована поворотная система разводного пролёта. По легенде Николай I обещал Кербедзу повышать звание за каждый пролёт, отчего якобы инженер быстро пересмотрел проект в сторону увеличения числа пролётов. Кербедз действительно получил генеральский чин после завершения строительства моста, однако начиная строить мост, инженер уже получил звание подполковника. Открытый 12 ноября 1850 года мост получил имя Благовещенский от церкви Конногвардейского полка и Благовещенской площади, располагавшихся на левом берегу. Стрелка Васильевского острова. Стрелка – это небольшой мыс в юго-восточной части Васильевского острова, омываемый Большой и Малой Невой. Огромное водное пространство позволяет увидеть во всем великолепии ансамбль стрелки. Заложив Петропавловскую крепость на Заячьем острове, Петр I хотел, чтоб Петербург стал морской крепостью и торговым центром, но из-за мелководья порт на Петроградской стороне не мог развиваться и было решено его перенести на Васильевский остров. Восточный мыс острова, там, где Нева разделяется на Большую и Малую, получил название Стрелки Васильевского острова. Петр I планировал сделать ее деловым и торговым центром. С целью сделать Стрелку деловым и культурным центром архитектором Доменико Трезини был разработан проект, по которому Главной площадью города предполагалось создать площадь, на которой будет размещено здание Двенадцати коллегий. Площадь называют Коллежской. Строится протяженное здание, состоящее из 12-ти одинаковых частей, длиной 400 метров, ограничивающее площадь с запада. Своим торцом здание Двенадцати коллегий выходит на нынешнюю Университетскую набережную. Здание Двенадцати коллегий —выстроенное в 1722-1742 гг. для размещения петровских коллегий. Крупнейший по размерам памятник петровского барокко состоит из двенадцати идентичных трёхэтажных секций. Общий проект составил Доменико Трезини; верхние этажи проектировал Теодор Швертфегер. В XVIII веке здание занимали высшие органы государственного управления. После расформирования коллегий их сменили Главный педагогический институт и Санкт-Петербургский университет. Строительство здания Двенадцати коллегий началось в 1722 году как часть плана императора Петра I по созданию на Васильевском острове административного квартала. Предполагалось, что здесь разместятся Сенат, Синод и коллегии. Первое заседание коллегий в новом здании состоялось в 1732 году. Основное строительство было завершено к середине 1730-х гг. В 1804 году в здании расположился Педагогический институт, а в 1835 году здание было передано Санкт-Петербургскому университету. В постсоветское время здание Двенадцати коллегий считается главным зданием Санкт-Петербургского университета. До сих пор некоторые факультеты университета располагаются в здании Двенадцати коллегий. Центральным зданием архитектурного ансамбля Стрелки Васильевского острова является здание Биржи, построенное по проекту французского архитектора Ж.Ф. Тома де Томон в стиле классицизма. Строительство биржи разбило площадь на две части: западную - Коллежскую площадь, и восточную — полукруглую Биржевую площадь. Здание биржи по своим формам напоминает древнегреческий храм и представляет собой прямоугольник на высоком гранитном основании, украшенное со всех сторон строгими мраморными колоннами. С 1940 года здесь располагался Центральный военно-морской музей, ранее находившийся в здании Адмиралтейства. Для создания гармоничного ансамбля перед зданием биржи сооружается искусственная насыпь с полукруглой площадью, выдвинувшая Стрелку Васильевского острова на сто метров в сторону Невы. Был создан эффект контраста объёма Биржи и мощной горизонтальной линии гранитной набережной со спусками к Неве. Созданный полукруглый выступ использовался для парадной пристани морского порта. Пологие спуски к воде были украшены гигантскими гранитными шарами, а стена набережной - львиными масками. По преданию, автор шаров Самсон Суханов вырубил их на глаз, без измерительных инструментов. От здания биржи расходятся южный и северный пакгаузы, служившие закрытыми складскими помещениями. Здание Биржи мы можем увидеть на 50-ти рублевой российской банкноте. Ростральные колонны на Стрелке Васильевского острова. По проекту Тома де Томона в ансамбль стрелки Васильевского острова также были включены две ростральные колонны-маяки. Колонны установили на стрелке в 1810 году. Одна из них служила долгое время маяком для судов на Малой Неве, а другая – указывала путь в Большую Неву. Колонны-маяки действовали вплоть до 1885 года. Высота их составляет 32 метра. Колонны являются памятником военно-морской славы, символом морского могущества России. Колонны украшены рострами (нос вражеского корабля), причем каждый ростр декорирован фигурой наяды (речного божества). У подножия обеих колонн – две мужские и две женские фигуры из пудожского камня, символизирующие русские реки – Волгу, Днепр, Волхов и Неву. Колонны декорированы носовыми частями кораблей - рострами и якорями. По преданию, в Древнем Риме существовал обычай в честь морских побед возводить колонны и украшать их рострами, таранящими вражеские суда. Ростральные колонны - символ могущества России как морской державы. После Васильевского острова мы поехали на Дворцовую площадь. Дворцовая площадь представляет единый архитектурный ансамбль, северной границей которого является фасад Зимнего дворца, южная граница имеет полуциркульное очертание, образованное зданием Главного штаба, два трёхэтажных корпуса которого соединены триумфальной аркой, увенчанной колесницей победы. С восточной стороны площадь обрамляет здание Штаба гвардейского корпуса. Постройка Б. Ф. Растрелли в 1754-1762 году Зимнего дворца положила начало архитектурному ансамблю Дворцовой площади. Огромный вклад в формирование архитектурного облика внес К. И. Росси, доведя ансамбль до логического завершения. Возведение Росси в 1819-1829 годах здания Главного штаба с триумфальной аркой подчеркнуло парадный характер центральной площади Санкт-Петербурга. Классические колоннады фасадов нового здания образовали композиционное единство с барочными формами Зимнего дворца. Формирование ансамбля завершили сооружение в её центре Александровской колонны по проекту Монферрана . Удивительная по простоте, но тем и поражающая, колонна на Дворцовой площади – самое высокое триумфальное строение в мире. Александровская колонна - памятник победы русского народа в войне 1812 года. Она получила свое название в честь императора Александра I, правившего в 1801-1825 годы в период войн с Наполеоном. Создал её по заказу Николая I архитектор Монферран. В 1834 году в самом центре площади установили колонну из розового гранита высотой 47,5 метров. Это высота колонны со статуей, установленной на её вершине. Розовый гранит, из которого изготовлена колонна, был добыт под Выборгом в Пютерлакской каменоломне, но первоначально из него предполагали сделать одну из колонн Исаакиевского собора. Обнаружив, что длина монолита значительно превышает необходимую, решили не портить его и пустить на что-нибудь более внушительное. Для доставки в Петербург в 1832 году сконструировали специальную баржу. Александровская колонна, кроме своих размеров, уникальна еще и тем, что стоит ничем не закрепленная и не поддерживаемая.В вертикальном положении более полутора веков его удерживает собственный вес и расчеты талантливого архитектора. А вес ее – ни много ни мало 704 тонн. Невероятно в этом не столько то, что колонна не падает (ее основание достаточно широко), а то, что фундамент за полтора столетия не дал усадку, и не произошло отклонения от вертикали. Огюст Ришар Монферран, чтобы развеять все сомнения жителей в том, что колонна установлена надежно, каждое утро, вплоть до самой смерти, начинал день с утренней прогулки по Дворцовой площади вокруг колонны. Работы по монтажу прошли быстро. В вертикальное положение её подняли чуть больше, чем за полтора часа. Задействованы в операции были без малого 2,5 тысячи солдат и рабочих. В качестве рычагов (по совету Архимеда) использовали 1250 сосновых бревен. По типу Александровская колонна восходит к триумфальным сооружениям античности. Ее создание в Санкт-Петербурге было "ответом" на установку Вандомской колонны в Париже в честь побед наполеоновской армии. В Российской столице француз Монферран прославил важнейшее событие - полный разгром Наполеона. Эта тема раскрыта в бронзовых барельефах с аллегорическими фигурами и воинскими доспехами, в образе попирающего змею ангела с крестом, лику которого придано портретное сходство с императором (Орловский Б.И.). Главное отличие Александровской колонны от Парижской и от их общего прототипа - колонны Траяна в Риме - в том, что она вырублена из огромного гранитного монолита, поверхность которого оставлена гладкой, выявляя красоту и мощь природного камня. Текст на табличке памятника: «Александру I благодарная Россия». В 1762 году было завершено строительство Зимнего дворца. Петром III был отдан приказ приготовить здание к открытию к Пасхе. Приказ был выполнен, но луг перед дворцом остался загромождённым грудами строительного мусора. Здесь оставались избушки рабочих, шалаши, сараи, кучи битого кирпича, песка и камня. Для наискорейшего освобождения площади от всего этого мусора Петром III было принято неординарное решение. Через полицию всем петербуржцам было сообщено, что всё что находится на площади может быть забрано отсюда совершенно бесплатно. В итоге на площадь собрались тысячи горожан, с нетерпением расхватывающих остатки стройматериалов. Площадь была расчищена всего за несколько часов. Зимний дворец — бывший императорский дворец, в настоящее время входит в состав главного музейного комплекса Государственного Эрмитажа. Нынешнее здание дворца (пятое) построено в 1754—1762 годах итальянским архитектором Б. Ф. Растрелли в стиле пышного елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах. Является объектом культурного наследия федерального значения и объектом всемирного наследия ЮНЕСКО в составе исторического центра Санкт-Петербурга. С момента окончания строительства в 1762 году по 1904 год использовался в качестве официальной зимней резиденции российских императоров. В 1904 году Николай II перенёс постоянную резиденцию в Александровский дворец в Царском Селе. С октября 1915 года до ноября 1917 года во дворце работал госпиталь имени царевича Алексея Николаевича. С июля по ноябрь 1917 года во дворце размещалось Временное правительство. С 1754 по 1762 год шло строительство существующего и в настоящее время здания дворца, ставшего в то время самым высоким жилым зданием в Санкт-Петербурге. Здание включало в себя около 1500 комнат. Общая площадь дворца порядка 60.000 кв.м. Елизавета Петровна не дожила до окончания строительства, принимал работу 6 апреля 1762 года уже Пётр III. К этому времени была закончена отделка фасадов, но многие внутренние помещения ещё не были готовы. Летом 1762 года Петра III свергли с престола, окончено строительство Зимнего дворца уже при Екатерине II. Прежде всего императрица отстранила от работ Растрелли. Отделкой интерьеров дворца занимались архитекторы Ю. М. Фельтен, Ж. Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди под руководством Бецкого. По первоначальной, сделанной Растрелли, планировке дворца самые большие парадные залы находились во 2 этаже и выходили окнами на Неву. В 1763 году императрица переместила свои покои в юго-западную часть дворца, под своими комнатами она приказала разместить покои своего фаворита Г. Г. Орлова (в 1764—1766 годах для Орлова будет возведён Южный павильон Малого Эрмитажа, соединённый с покоями Екатерины галереей на арке). В северо-западном ризалите был обустроен «Тронный зал», перед ним появилось помещение для ожидания — «Белый зал». Позади Белого зала разместили столовую. К ней примыкал «Светлый кабинет». За столовой следовала «Парадная опочивальня», ставшая через год «Алмазным покоем». Кроме того императрица приказала обустроить для себя библиотеку, кабинет, будуар, две спальни и уборную. В уборной императрица соорудила стульчак из трона одного из своих любовников, польского короля Понятовского. В 1764 году Екатерине II были переданы из Берлина 317 ценных картин общей стоимостью в 183 тысячи талеров из частной коллекции живописи Йоханна Эрнста Гоцковского (1710—1775) в счёт его долга князю Владимиру Сергеевичу Долгорукову. Из этих 317 картин (принято считать, что их было лишь 225) в основном голландско-фламандской школы первой половины XVII века, переданных в Россию в 1764 году и положивших начало собраниям Эрмитажа, сегодня здесь сохранилось по меньшей мере 96 полотен. Картины размещались в уединённых апартаментах дворца, получивших французское название «Эрмитаж» (место уединения); с 1767 по 1775 годы для них строится специальное здание восточнее дворца. Здание дворца имеет 1084 комнаты, 1945 окон, 117 лестниц (включая потайные). Длина по фасаду со стороны Невы — 137 метров, со стороны Адмиралтейства — 106 метров, высота 23,5 метра. В 1844 году Николаем I был издан указ о запрещении строить в Санкт-Петербурге гражданские здания выше высоты Зимнего дворца. Они должны были строиться как минимум на одну сажень меньше. Нарядность и великолепие силуэту здания придают скульптуры и вазы, установленные над карнизом по всему периметру здания. Они были первоначально высечены из камня и заменены металлическими в 1892—1902 годах. Интересно, что в подвалах и помещениях Государственного Эрмитажа несут официальную службу около полсотни котов — потомков привезённого Петром I из Голландии кота и выписанных Елизаветой Петровной из Казани 30-ти котов для ловли большого количества мышей в Зимнем дворце. Действует специальный фонд друзей котов Эрмитажа, а ежегодно 1 апреля сотрудники музея устраивают для них традиционный праздник с большим количеством еды «День мартовского кота». Зда́ние Гла́вного шта́ба — историческое здание, располагающееся на Дворцовой площади. Строительство здания продолжалось с 1819 по 1829 год. Архитектор: К. И. Росси. Ныне в нём находится командование Западного военного округа. Центральная часть здания состоит из двух корпусов, соединённых аркой, составляющих вместе дугу общей длиной 580 метров. В зданиях, помимо Главного Штаба, располагались Военное министерство, Министерство иностранных дел и Министерство финансов. После Октябрьской революции в здании располагался Наркомат Иностранных дел. Росси, проектируя главную площадь молодой столицы, решил связать два крыла Главного штаба триумфальной аркой на состоит из трёх связанных между собой арок, декорированных барельефами и обрамляющих вход на площадь. Арка Главного штаба была построена как главный и завершающий монумент, посвящённый Отечественной войне 1812 года. С высоты 36 м, на вершине строения, широко видная издалека, парит триумфальная колесница, влекомая шестёркой коней. Их сдерживают двое воинов, одетых в римские доспехи и вооружённых копьями. В повозке стоит крылатая Слава, простирающая левой рукой штандарт над площадью. В правой руке богини — лавровый венок. Скульптурная композиция раскрывает сущность памятника, символа воинской славы. Этот мотив продолжен во всех элементах арки: орнаменты на стенах арки сложены из воинских трофеев и венков, воинские трофеи сложены при входе на арку с Дворцовой. Победителей приветствуют фигуры богини славы, стремительно летящих на ядре и протягивающие им лавровые венки и пальмовые ветви. Завершая композицию, на площади, на уровне второго яруса окон Штаба, застыли в приветствии фигуры часовых в античных доспехах, протягивая лавровые венки в сторону входящих на площадь. После Дворцовой площади поехали к стоянке крейсера "Аврора". В мае 2010 года одному из старейших в мире кораблей, входящих в состав Военно-морского флота, исполняется 110 лет. Для боевого корабля возраст не просто весьма почтенный, а уникальный. Широкую известность крейсеру «Аврора» принес холостой выстрел его орудия в ночь на 25 октября 1917 года, считается, что именно он послужил сигналом к штурму Зимнего дворца. Корабль уже давно стал символом революции, и не все теперь знают, что за его кормой десятки тысяч миль океанских походов, участие в трех войнах, а также многие тысячи подготовленных для флота офицеров. А какова же в действительности история крейсера "Аврора"? Существует множество малоизвестных фактов об Авроре. Каким-то уникальным по своим боевым качествам этот корабль отнюдь не являлся. Ни особой скоростью хода (всего 19 узлов — эскадренные броненосцы того времени развивали скорость 18 узлов), ни вооружением (8 шестидюймовых орудий главного калибра — далеко не потрясающая огневая мощь) крейсер не мог похвастаться. Корабли типа бронепалубных крейсеров ("Богатырь") были гораздо быстроходнее и в полтора раза мощнее. И отношение офицеров и команд к этим "богиням отечественного производства" было не слишком хорошим — крейсера типа "Диана" имели массу недостатков и постоянно ломались. Все крейсера предназначались для Тихого океана, где назревал военный конфликт с Японией, и первые два из кораблей уже находились на Дальнем Востоке. 25 сентября 1903 года "Аврора" с экипажем в 559 человек под командованием капитана 1-го ранга И. В. Сухотина покинула Кронштадт. В Средиземном море "Аврора" присоединилась к отряду состоявшего из эскадренного броненосца, крейсера "Дмитрий Донской" и нескольких миноносцев и вспомогательных судов. 5 апреля 1904 года "Аврора" вернулась в Кронштадт, где её включили в состав 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием вице-адмирала Рожественского, готовившейся к походу на Дальневосточный театр боевых действий.Адмирал Рожественский был личностью довольно нестандартной. Среди уймы "причуд" адмирала была следующая — он имел привычку давать вверенным ему боевым кораблям прозвища, весьма далёкие от образчиков изящной словесности. Так, крейсер "Адмирал Нахимов" именовался "Идиотом", а "Аврора" удостоилась титула "Проститутка подзаборная". Знал бы Рожественский, что за корабль он так называет… Именно в составе 2-й Тихоокеанской эскадры крейсер «Аврора» принял «боевое крещение» в сражении при Цусиме: с «Авроры» шесть раз сбивался флаг, но он неизменно поднимался вновь. Крейсер оказался в числе тех русских кораблей, которые не достались противнику и не затонули, а вышли из сражения только после его завершения. В Цусимском сражении крейсер Аврора получил 37 пробоин, однако не вышел из строя. В 1906 году «Аврора» возвратилась на Балтику, став учебным судном Морского корпуса. С осени 1909 по весну 1910 «Аврора» совершила дальнее плавание с «гардемаринским отрядом» в Средиземном море и Атлантическом океане. В 1910 году с «Авророй» и ее экипажем произошла поистине уникальная история. Во время заграничного плавания крейсер зашел в итальянский порт Мессина. «Аврора» должна была торжественно получить золотую медаль в честь русских моряков, спасавших жителей города при землетрясении 1908 года. Однако в первую же ночь визита в городе вспыхнул сильнейший пожар, и уже моряки самой «Авроры» отправились спасать итальянцев от нового бедствия. Причем аварийная партия с русского корабля прибыла значительно быстрее местной пожарной команды. За это благодарные итальянцы наградили экипаж «Авроры» апельсинами и лимонами. К лету 1917 года основу экипажа «Авроры» составили большевики, которые подчинили себе и офицерский состав судна. Так, например, накануне Октябрьского восстания «Авроре» было дано задание очистить Николаевский мост от юнкеров. Командир корабля лейтенант Н.А.Эриксон был не в восторге от этой идеи, но судно к мосту привел лично, чтобы оно не село на мель. Действительно, в 1917 г. команда крейсера приняла участие в октябрьских событиях. Согласно распоряжению большевистского Военно-революционного комитета, крейсер встал у Николаевского моста (мост Лейтенанта Шмидта) для обстрела Зимнего дворца, где размещалось Временное правительство. Из носового орудия «Авроры» был сделан выстрел холостым зарядом (в советской литературе выстрел называли «залпом», «громом пушек» и т. п.), который считался сигналом к началу штурма Зимнего дворца. Как рассказывал член Центрального комитета Балтийского флота матрос Н. А. Ховрин, авроровцы зарядили пушку холостым зарядом умышленно. Не выйти на рейд и не исполнить приказ Военно-революционного комитета они не могли, поскольку боялись расправы матросов-большевиков из Кронштадта и Гельсингфорса. В случае же неудачи переворота авроровцы могли оправдаться. Эта версия существовала долго. Впоследствии историю «причесали», увязав холостой выстрел крейсера с сигналом, поданным из Петропавловской крепости, и началом штурма Зимнего. В дни празднования 10-летия октябрьского переворота на баковом орудии появилась медная доска с надписью: «6-дм баковое орудие, из которого произведен исторический выстрел 25 октября 1917 г. в момент взятия Зимнего дворца. Крейсер «Аврора», 1927 г.». Этот стереотип прочно вошел в наше сознание: никто не сомневался в том, что выстрел из бакового орудия «Авроры» возвестил «начало новой эры», а корабль заслуженно считается «легендарным». Угроза расстрелять Зимний дворец из орудий крейсера была чистой воды блефом. Крейсер стоял в ремонте, и потому весь боезапас с него выгрузили в полном соответствии с действовавшими инструкциями. А штамп "залп "Авроры" неверен чисто грамматически, поскольку "залп" — это одновременно произведённые выстрелы из как минимум двух стволов. Отсюда следует вывод, что легенды об авроре как о символе революции – миф. В 1918 году «Аврора» находилась в отстое, а с весны 1919 года — в консервации. В сентябре 1922 года специальная комиссия обследовала корабль и сделала заключение: «Внешнее состояние корабля и характер приведения его на долговременное хранение дают возможность после сравнительно несложных ремонтных работ привести корабль в готовность для использования в качестве учебного корабля». В 1940—1945 годах «Аврора» стояла в Ораниенбауме. В 1948 году крейсер поставили на «вечную стоянку» у причальной стенки Большой Невки, где в настоящее время находится корабль-музей. Однако современный крейсер представляет собой лишь реплику, поскольку при последней реконструкции 1984 года было заменено более 50 % корпуса и надстроек. Из самых заметных отличий от оригинала — применение сварных швов на новом корпусе вместо технологии заклепок. Само же судно было отбуксировано на военно-морскую базу ВМФ в прибрежной полосе Финского залива у поселка Ручьи, где распилено на части и затоплено. Части корабля, торчавшие из воды, в конце 80-х растащили на стройматериалыи металлолом жители поселка.. Ленинградцы шутят, что "Аврора" – самый мощный корабль в мире... " Один выстрел — 70 лет разрухи". После этого поехали к храму Спаса на Крови. Храм Спас-на-Крови является музеем и памятником русской архитектуры. Утром 1 марта 1881 году российский император Александр II, как обычно посетил развод войск в Михайловском манеже, а после него поехал домой в Зимний дворец. Его путь проходил рядом с Екатерининским каналом (сейчас это канал Грибоедова). Внезапно к его карете подбежал какой-то человек и бросил в нее сверток. Прогремел взрыв, но никого не задело. Невредимый царь смог выбраться из кареты и подойти к раненому юноше, который, уже связанный, лежал на снегу. Им оказался народоволец Рысаков. Но в этот момент к императору подбежал Гриневицкий, второй убийца, который бросил бомбу. Террористы на всякий случай подстраховались. Вновь раздался взрыв, который оказался мощнее предыдущего. Александра вместе с убийцей отбросило к решеткам канал. Это оказалось концом. В прошлом Александру II, которого в народе называли Царем-Освободителем за отмену крепостного права, предсказывали, что именно восьмое покушение на его жизнь станет роковым. До этого на жизнь царя покушались уже шесть раз. Он смог пережить седьмое, но восьмое стало фатальным. Гибель императора стала потрясением для всей России. Уже на следующий день от наследника престола Александра III поступил приказ начать строительство храма на месте гибели его отца. Храм расположен на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью. Высота храма составляет 81 метр. Это число символизирует год гибели царя. Вместимость собора – 1600 человек. Церковь строилась 24 года с 1883 по 1907 год. Чтобы вода из канала не проходила под здание, для укрепления грунта не использовались сваи. Под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Чтобы построить колокольню на набережной был построен выступ шириной 8 метров. В 1917 году прекратилось финансирование содержания собора. В 1938 году было принято решение о его разборке. Но с началом Великой Отечественной войны решение этого вопроса было отложено. С 1968 года собор находится под охраной Государственной инспекции по охране памятников. Позже он передается на баланс музея «Исаакиевский собор». После ремонта, через 90 лет после освещения, 19 августа 1997 года музей-памятник открылся для посетителей. Собор имеет ассиметричную форму, вытянутую по оси восток-запад. К восточной стороне собора примыкают три алтарные апсиды – центральная и две малые, боковые с медными позолоченными куполами. С западной части - двухъярусная столпообразная колокольня, увенчанная массивным куполом. Входные двери смещены к северо-западному и юго-западному углам здания. Цокольная часть собора покрыта сердобольским гранитом. В нишах установлены двадцать памятных досок из темно-красного гранита, на которых золочеными буквами обозначены дела императора Александра II (основные реформы с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года). Гербы русских городов, губерний и уездов, расположенные с трех сторон колокольни, выполненные мозаикой - главное украшение фасада собора. Мозаичные композиции привлекают внимание к основным деталям собора. Хотя храм увековечил трагическое событие в истории России, девятиглавое здание поражает своей яркой, пёстрой красотой. Прослеживается сходство собора с храмом Василия Блаженного в Москве. Особенно значительным в храме, после алтаря, было место, где произошло покушение на императора Александра. Над фрагментом булыжной мостовой была сооружена сень, особая конструкция, которая поддерживалась колоннами из серо-фиолетовой яшмы. На вершине сени, возвышался крест из топаза. Под сенью хранятся реликвии собора – часть решетки Екатерининского канала и камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II. Со знаменитым сооружением связано немало мистики. Для многих удивительно расположение храма – он буквально висит над каналом, разорвав набережную. Как такое могло получиться в городе, который застраивался, используя самые строгие архитектурные каноны. Леса вокруг Спаса на Крови стояли так долго, что стали легендой Санкт-Петербурга, если не его достопримечательностью. И даже вошли в культуру: к примеру, Розенбаум в своей песне «Покажите мне Москву, москвичи…» поет о том, что мечтает снять леса со Спаса на Крови. В народе говорили, полушутя-полусерьезно, что как только уберут эти леса, рухнет весь Советский союз. Удивительно, но в 1991 году леса были разобраны, хотя к ним не прикасались десятилетиями. А в августе 1991 года произошли знаменитые события, положившие конец советской власти в России. Спас-на-крови стоит прямо на канале Грибоедова. Для того, чтобы храм мог устоять, и воды канала не проникали под здание, здесь при укреплении грунта отказались от использования свай. Впервые в градостроительстве под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Для сооружения колокольни на набережной был сделан выступ на 8 метров. Этот канал, согласно легенде, сыграл немалую роль в восстановлении собора. Существует рассказ о том, как кресты Спаса на Крови «крестились» водой канала. Говорят, что чтобы спасти их от большевиков, в советское время жители Петербурга спрятали их… на его дно. А когда храм наконец-то стал реставрироваться, то один петербуржец, «случайный прохожий», рассказал команде реставраторов о том, где могут быть кресты, и указал место. Водолазы действительно нашли спрятанные святыни, и те вернулись на свои купола. Советская власть, как известно, не щадила памятники церковной архитектуры и мозаики. Спас на Крови не был снесен, хотя решение о его разборке и было принято: он проходил в списках как объект, «не представляющий никакой художественно-архитектурной ценности». Говорят, что в стенах уже были просверлены отверстия, приготовлены заряды взрывчатки. Но грянула война, и взрывников отправили на фронт.
Во время войны и Ленинградской блокады в храме находился — не много не мало — районный Дзержинский морг, и храм будто бы во второй раз оправдал свое название — «На Крови». Чуть позже здание арендовал Малый Оперный театр, чтобы устроить там хранилище своих декораций. Удивительно, но даже пропорции храма Вознесения Христова символичны: высота его центрального сооружения — 81 метр, и это число было выбрано в напоминание о годе гибели государя Александра II – 1881. Второй по выcоте купол — 63 мeтра, символ возрaста убиенного императора. Символика чисел вообще свойственна православию, и ее можно найти также в избранном зодчими количестве куполов и других деталях. Двадцать красно-гранитных памятных табличек установлены в цоколе храма. На них обозначены деяния императора Александра II: основные события с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года. Также на храме можно найти двуглавого орла, а на колокольне — гербы русских городов, губерний и уездов. Крест колокольни Спаса на крови венчает вызолоченная царская корона. Коллекция мозаик Собора Спаса на Крови в Петербурге — одна из крупнейших в Европе. Мозаиками покрыты более 7-ми тысяч квадратных метров здания храма, и изготовление этих шедевров задержало окончание работ над храмом и его освящение на десять лет! Среди изготовителей эскизов к мозаикам известнейшие русские мастера — Васнецов, Нестеров, Беляев, Харламов, Журавлев, Рябушкин. Мозаичный в Спасе на Крови даже иконостас. Храм изначально строился как электрифицированный, и освещали его 1689 электроламп. Мозаики в таком освещении должны были смотреться по-особенному. Кроме этого технического новшества — электричества, в храме были и другие, например, в его разноцветные куполa искусно вмонтирована систeма молниeотвода. Правда это или нет, никому не известно, но в связи со Спасом на Крови постоянно говорят о таинственной иконе, находящейся в этом соборе, на которой якобы зашифрованы поворотные для истории России даты: 1917-й — год Октябрьской революции, 1941-й — год начала Великой Отечественной войны, 1953-й — год смерти Иосифа Сталина. Кроме этих дат, на удивительной иконе проступают еще какие-то, пока нечеткие и, возможно, относящиеся к будущему. Существует ли эта икона на самом деле или является выдумкой мистически настроенных граждан, мы не знаем...Храм произвел на нас огромное впечатление…, дальше поехали к Миха́йловскому или Инженерному за́мку. Здесь автомобильная часть экскурсии завершилась и мы продолжили уже пешеходную. Это здание — крупнейший архитектурный памятник, завершающий собою историю петербургского зодчества XVIII века. Своим названием Михайловский замок обязан находящемуся в нём храму Михаила Архангела, покровителя дома Романовых, и причуде Павла I, принявшего титул Великого магистра Мальтийского ордена, называть все свои дворцы «замками»; второе имя — «Инженерный» произошло от находившегося там с 1819 года Главного инженерного училища. Ряд мемуаристов утверждает, что название связано с явлением архангела Михаила или его посланника караульному солдату на месте, где впоследствии был возведён замок. По крайней мере, именно так современники интерпретировали настоятельные требования государя называть замок "Михайловским" сразу после закладки. Не исключено, что легенда о видении распространялась императором сознательно для того, чтобы обосновать весьма сомнительную необходимость срочного возведения новой резиденции указанием святого. Единственный известный случай в истории русского зодчества, когда светское архитектурное сооружение названо не в честь владельца, по названию территории или предназначения, а в честь святого. Замок был построен в 1797—1801 годы, его первый камень заложен 26 февраля 1797 года. В итоге проект дворца был выполнен архитектором В. И. Баженовым по поручению императора Павла I, желавшего сделать его своей главной парадной резиденцией. По распоряжению императора строительство велось днем и ночью (при свете фонарей и факелов), так как он требовал отстроить замок вчерне в тот же год. Число рабочих, трудившихся на стройке, доходило до 6 тыс. человек одновременно. 8 ноября 1800 года, в день святого Архангела Михаила, замок был торжественно освящён, но работы по его внутреннему убранству ещё продолжались до марта 1801 года. 1 февраля 1801 года Павел и его семья переехали в новый дворец. В день святого архангела Михаила, в 9 часов 45 минут утра Павел I, вместе с членами своей семьи и свитой начал церемониальное шествие от Зимнего дворца по направлению к замку. На всем пути его следования были расставлены гвардейские полки. Торжественная процессия сопровождалась пальбой пушек и музыкой полковых оркестров. В замке государя уже ожидали особы первых пяти классов, высшие военачальники, а также иностранные послы и министры. Павел I переселился в Михайловский замок, когда еще даже не успели просохнуть стены нового здания. Существуют легенды, связанные с убийством Павла в замке: рассказывают, что за несколько месяцев до смерти императора появилась в Петербурге юродивая (по некоторым версиям — Ксения Петербургская), которая предрекла, что жить ему столько лет, сколько букв в надписи над Воскресенскими воротами нового дворца. В библейском афоризме «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ» сорок семь символов. Сорок седьмой год шел Павлу, когда он был убит.По преданию, когда строительство Михайловского замка, названного в честь св. Архангела Михаила, небесного покровителя дома Романовых, приближалось к завершению, на одном из дворцовых балов взволнованная танцами Анна Лопухина вдруг обронила перчатку. Оказавшийся рядом Павел I, демонстрируя рыцарскую любезность, первым из присутствующих мужчин поднял ее, и собирался, было вернуть владелице, но вдруг обратил внимание на странный, необычный, желто-оранжевый цвет перчатки. На мгновение задумавшись, император тут же отправил ее архитектору Бренне в качестве образца для составления колора дворца. Когда Русский музей занялся реставрацией дворца, стены замка были кирпично-красного цвета, к которому давно привыкли горожане, считая именно его первоначальным, тем более, что он совпадал с цветами Мальтийского ордена. Но остатки первоначальной краски реставраторы обнаружили под штукатуркой дворцового фасада, и этот трудно определяемый цвет (розовато-оранжево-желтый) сильно отличался от привычной расцветки, подтверждая историю о перчатке. После убийства императора, через 40 дней после новоселья, Михайловский замок был покинут Романовыми и на два десятилетия пришёл в запустение. Когда Александру I понадобилось серебро для роскошного сервиза — свадебного подарка сестре Анне Павловне, королеве Нидерландов, на переплавку пошли серебряные врата из дворцовой церкви. В 1819 году замок заняло Главное инженерное училище, от которого пошло его второе название — «Инженерный». В 1820 году Карл Росси перепланировал территорию вокруг замка. Подъемные мосты были убраны, а каналы засыпаны. В 1800 году на площади перед замком был установлен памятник Петру I с надписью «Прадеду правнук», отлитый в 1745—1747 годах по модели скульптора Б. К. Растрелли, сделанной ещё при жизни Петра I. Создание памятника Петру было главным делом, для которого скульптор и архитектор Б.-К.Растрелли, работавший в Риме и Париже, был приглашен в Россию еще в 1716 году. Он приехал в Петербург вместе со своим сыном Ф.Б.Растрелли (в будущем известный архитектор). В 1719 году он выполнил гипсовый слепок с восковой маски, снятой с живого Петра. Благодаря скульптору мы имеем иконографически точное свидетельство того, как выглядел ПетрI. Гипсовая маска была использована после смерти Петра для создания «восковой персоны», которая ныне хранится в Зимнем дворце Петра I. Смерть Петра оставила скульптора не у дел. К работе над памятником он обращается уже при Елизавете Петровне, отказавшись от прежнего барочного решения. В свои 68 лет Б.-К.Растрелли нашел творческие силы создать совершенно новый образ . Петр I предстает в образе полководца, триумфатора в традициях лучших конных монументов эпохи античного Рима и европейского Возрождения. Судьба этого памятника была драматична. Б.К.Растрелли при жизни успел выполнить только модель памятника в натуральную величину. Отливку же производил его сын. После смерти Елизаветы Петровны о памятнике забыли и он кочевал по разным сараям, в том числе побывал и в сарае Таврического дворца. На облицованном мрамором пьедестале укреплены бронзовые барельефы «Полтавская баталия» и «Бой при Гангуте». Памятник уникален - он стал самым первым конным монументом в России, до Петровской поры в русском искусстве не существовало скульптуры, в ней усматривали связь с языческими истуканами. После Михайловского замка и интересного рассказа о Павле I экскурсия продолжилась к интересному памятнику. Чижик-Пыжик — самый маленький памятник Санкт-Петербурга (его высота всего 11 см, а вес — около 5 кг), но, тем не менее, один из самых популярных у туристов. Своей известностью маленькая бронзовая птичка-чиж обязана известному каждому россиянину с детства стихотворению "Чижик-Пыжик, где ты был...". Возникновение этого вечного произведения связано с основанным в далёком 1835 году "Императорским училищем правоведения". Оно находилось на набережной реки Фонтанки в доме номер 6. А неподалёку располагался трактир, который будущие правоведы нередко посещали, сменив для конспирации свои жёлто-зелёные мундиры, напоминающие оперение чижа, и форменные пыжиковые шапки на гражданскую одежду. Побочным результатом этих похождений и стало появление в народе этой песенки-дразнилки. Училище впоследствии было закрыто, но Чижик-Пыжик не исчез вместе с ним, а стал жить своей собственной, самостоятельной жизнью. Чижик-Пыжик стал настолько важной частью народного фольклора, что в 1994 году на фестивале юмора "Золотой Остап" был открыт памятник Чижику, установленный на специальном постаменте прямо над рекой Фонтанкой. Памятник быстро стал популярной неформальной достопримечательностью города. Согласно народному поверью, если попасть в Чижика-Пыжика с набережной монеткой, и она останется лежать на постаменте, то загаданное желание обязательно сбудется. Благодаря этому поверью за день под небольшим медным памятником может скапливаться до 300 рублей! Поэтому в дно Фонтанки под Чижиком даже вмонтировали специальную сеть, которую периодически достают из реки крюками, чтобы отвезти скопившуюся мелочь на Монетный двор для переплавки. За время существования медного Чижика-Пыжика его похищали чтобы установить у себя дома или просто сдать в пункт приёма цветных металлов не менее 7 раз! Иногда памятник находили и возвращали на законное место, но иногда приходилось отливать копию. В последний раз чижа прикрепили к постаменту так, чтобы унести его можно было только вместе с частью набережной... От памятника чижику прошли к входу в Летний Сад. Еще в далеком 1704 году, на берегу Невы, на месте бывшей усадьбы шведского майора Конау, Петр велел заложить декоративный сад, на подобии тех, что он видел в своем путешествии в Европу. Царь собственноручно нарисовал план и приказал ежегодно засаживать его однолетними растениями, то есть «летниками». Отсюда и название – Летний. Уже в 1706 году здесь появился первый фонтан, а в 1710 году у Невы построили Летний дворец Петра I. Летний дворец российского императора — небольшое двухэтажное каменное здание под четырёхскатной железной крышей, построенное в 1710-1714 годах по проекту первого архитектора Петербурга Доменико Трезини в стиле раннего барокко. Достаточно скромный фасад дворца украшают, установленные в простенке между окнами первого и второго этажей, великолепные барельефы выполненные в технике ручной намазки. Сюжетами барельефов стали события Северной войны изображённые в аллегорической форме. Первый этаж дворца занимал сам Петр Первый, на втором находились комнаты его супруги — Екатерины.Не дождавшись окончательной отделки здания Петр Первый въезжает в него 300 лет назад, в 1712 году. Использовался дворец для проживания только в летнее время и не был утеплен, что бы противостоять зимним стужам. В момент своего строительства Летний дворец с трёх сторон был окружён водой. Хозяева и гости прибывавшие во дворец на лодках и яликах, заходили в Гаванец и швартовались у стен Дворца. Парадный вход в Летний Дворец выделен порталом из черного мрамора. С годами всё изменилось. После смерти первых хозяев дворца он стал летней дачей высших чиновников Российской империи, появилась набережная разделившая Неву и Дворец, после очередного наводнения был засыпан Гаванец. Но память места осталась. В 1903 году в 200-летию Петербурга в Летнем Дворце открывается выставка посвященная Петру Первому. В 1714 году в саду установили три открытых галереи, в одной из них поместили статую Венеры, подаренную Римским Папой. Венеру охранял часовой, дабы вандалы не повредили первое, из появившихся в России, изображение обнаженного женского тела. Всего в Летнем саду установили пятьдесят фонтанов, вода для которых поступала из реки Безымянный Ерик. С тех пор она называется - Фонтанка. Петр хотел украсить Летний сад многочисленными скульптурами. Их стали свозить со всех концов света. Наследники продолжили дело, и к концу царствования Елизаветы Петровны (дочери Петра) здесь уже было двести статуй. Во все времена вход разрешался только прилично одетой благородной публике. При Николае I его сделали платным, цена была довольно высока. В 1771 году, во время обустройства Дворцовой набережной, с северной стороны поставили ограду из «дикого морского камня». Она стала одним из символов Санкт-Петербурга, и получила собственное имя - Решетка Летнего сада. С ней связаны две легенды. Согласно одной, богатый англичанин, мечтавший увидеть красоты города, подплыл на яхте к ограде Летнего сада, не стал даже сходить на берег, решив, что красивее ничего быть ничего не может. По другой легенде, американцы предложили за неё сто новых паровозов. Разумеется, и то, и другое – сказки, призванные потешить самолюбие доморощенные патриотов. Вероятно англичанин просто не сумел пришвартоваться на необустроенной набережной, а американцы всего лишь сравнили цену изготовления решетки и сотни паровозов. Как бы там ни было - решетка действительно очень красива. Чтобы представлять, как же в реальности будет выглядеть ограда Летнего сада, в январе 1771 года Юрий Фельтен создал деревянную модель. Макет архитектор снабдил подробным описанием всех размеров. Правда, потом пришлось ограду немного удлинить - снесли второй Летний дворец в северо-западной части сада.Трое ворот ограды располагались аккурат напротив трех главных аллей. Ажурные кованые ворота использовали для того, чтобы с Невы и набережной были видны фонтаны. Решетку отлили тульские мастера.Крупнозернистый карельский гранит для столбов ограды добывали в Финляндии. А вот обрабатывали уже в России каменотесы из села Путилово, что под Шлиссельбургом. 10 сентября 1839 года в Летнем саду была установлена ваза из розового порфира, высотой 4,85 метров. Эту вазу подарил шведский король Карл XI императору Николаю I. Вазу выполнили мастера из города Эльфдалена, потому её назвали вазой из эльфдальского порфира. Она искусно собрана из пяти отдельных частей так, что выглядит единым целым. 12 мая 1855 года в Летнем Саду был торжественно открыт памятник И. А. Крылову. Его автор - Пётр Карлович Клодт. Памятник планировалось установить перед Публичной библиотекой или Академией наук, однако Николай I не одобрил данное местоположение скульптуры. В итоге памятник оказался в Летнем саду. Рядом с Летним Садом по дом И.И.Бецкого, дворец принца Ольденбургского (построен в 1784-1787 годах). В 1791–1796 годах здесь жил баснописец И.А.Крылов. Здесь он обустроил типографию, где печатались журналы «Зритель» и «Санкт-Петербургский Меркурий». Кроме того, Крылов любил музицировать на скрипке. Причем делал это он весьма экстравагантным образом — обнаженным. И дамы, которые прогуливались по Летнему саду, частенько видели в открытых окнах совершенно голого мужчину, играющего на скрипке. Пришлось вмешаться полиции, которая предписала Крылову «спускать шторы, в то время как он играет, а то по саду в этой части гулять нельзя». Очень понравился нам великолепный фонтан «Коронный». По-видимому, из-за играющего на скрипке Крылова дамы не могли прогуливаться именно здесь. Погуляли по аллеям, вышли из Сада, попросили нашего экскурсовода вызвать такси и отправились на корабль. Кстати, поездка на такси стоила $11, а не $30. Было несколько обидно, что не успели побывать возле Казанского и возле Исаакиевского Соборов и хотелось посмотреть на Медного Всадника днем. Понятно, что все охватить за 4 часа невозможно. Мы и так много увидели и услышали. Погода в эти два дня была жаркой с высокой влажностью и мы немного устали..., тем приятнее принять душ на корабле, немного отдохнуть, поужинать и пойти на очередное шоу в театре лайнера. В 18.00 мы попрощались с Санк Петербургом, утром – Хельсинки. Настроение было отличное, правда, на ночное караоке сил уже не осталось, пошли спать.

продолжение следует

Страницы1

0,0/5 (0)

    Ваш комментарий

    Достопримечательности Читать все

    Российский этнографический музей

    Российский этнографический музей

    «Музей – крупнейший в стране центр хранения и изучения памятников традиционной культуры и один из крупнейших этнографических музеев мира. Он хранит более полумиллиона этнографических…