Весной 2008 года мы побывали в Непале. В это путешествие мы отправились вдвоем с девятилетним сыном и, вопреки обыкновению, решили не странствовать вольным образом, а воспользоваться услугами турфирмы. Об этом не пожалели, т.к. программа, составленная для нас двоих с учетом наших пожеланий,  была очень насыщенной, а сильно сэкономить на транспорте и экскурсиях в самостоятельном путешествии вряд ли бы удалось, все равно наибольшую часть стоимости поездки составляют авиабилеты. К сожалению, нам не очень повезло с погодой, снежные горы открылись только один раз, но и так впечатлений множество. Вот дневник нашего путешествия.

29 февраля

Вылетаем ночью из Домодедово. Папа с Машей проводили нас до электрички, при расставании немножко взгрустнулось, но ненадолго - впереди Непал! На рейс до Дохи, где у нас пересадка на самолет до Катманду,  народу совсем немного. Все формальности проходим мгновенно, очередей нигде нет. Никаких разрешений на вывоз ребенка не спрашивают, багаж только просвечивают, но не досматривают. В самолете заняты только места у окошек, вся середина пустая, поэтому, видимо, нас, летящих самым экономичным образом, обслуживают как в бизнес-классе: Мише сразу же вручают рюкзачок с дорожным набором игр, карандашами и раскрасками, тут еще темные очки и маленький термос. К ужину предлагается на выбор мартини, коньяк и красное вино. Отужинав, растягиваемся спать на 4 свободных сиденьях напротив, так что в Доху прибываем выспавшись. При посадке любуемся рассветом. В дьюти фри на сдачу получаем красивые катарские денежки с птичками. В самолете на Катманду совсем другая картина – свободных мест нет совсем. А у нас, к сожалению, места в середине, далеко от окна. На все наши жалобные просьбы стюардессы сочувственно улыбаются, вроде бы даже находят одно местечко у окошка, но тут подходят опаздывающие пассажиры. Увы, увы… Мишка тут же утешается тем, что в спинке стоящего спереди кресла – маленький телевизор с интерактивным пультом и можно поиграть в компьютерные игрушки. Мама тем временем пытается фотографировать снежные вершины через крохотное окошечко в конце салона. Горы торчат прямо из моря облаков. Самая красота, увы, остается не снятой, т.к. когда самолет начинает снижаться, злобные стюардессы прогоняют маму на место, а оттуда совсем ничего не видно.

Выходим в Катманду! Теплый ветер с незнакомым запахом, солнце, зеленая трава. Нас встречает гид – его зовут Мохан Кришнович Шрестха, совсем как папину сотрудницу из Непала. Оказывается, Шрестха – одна из самых распространенных здесь фамилий, означает принадлежность к касте торговцев. Провожает нас до отеля, экскурсии начнутся завтра, а сегодня – свободный вечер. Номер у нас на 5-м этаже, окна на две стороны, можно любоваться панорамой города, видна даже Обезьянья гора с ее высокими белыми храмами. Немножко отдыхаем и идем гулять по городу куда глаза глядят. Улочки узенькие, без тротуаров, по ним движется во все стороны бесконечный перемешанный поток машин, мотоциклов, велорикш и пешеходов. Все это гудит, свистит, пищит, повсюду шныряют дети, но каким-то непостижимым образом никто никого не давит и даже не задевает. Мы поначалу боимся и теряемся, но быстро привыкаем. Суета, пыль и мусор напоминают арабские города. Но все это вскоре перестаешь замечать и начинаешь любоваться городом – разноцветным, нарядным и очень симпатичным.  Здесь совсем нет ближневосточной серости, все вокруг очень яркое – красные, желтые, коричневые дома, красно-черно-золотые храмы на каждом шагу, очень много зелени, все дворики, лестницы и крыши украшены растениями в горшках, многие уже цветут. И еще ярче – толпа: и женщины, и мужчины носят одежду буквально всех цветов радуги, особенно много оранжевого  и салатно-зеленого. Часто встречаются монахи в темно-бордовых одеяниях. И к этому всему добавляется пестрота множества магазинчиков, торгующих тканями, одеждой, приправами, овощами-фруктами. Наплывают волнами разные запахи: пряности, благовония, дым от сжигаемых у храмов приношений. От всей этой пестроты после московской зимы мы быстро устаем, возвращаемся в отель. Внезапно гаснет свет! На ресепшне невозмутимо объясняют, что в Катманду сложности с электричеством, т.к. сейчас сухой сезон, и ГЭС дают мало энергии, так что света не будет до утра. Хорошо хоть  вымыться успели. А мы еще удивлялись романтичности непальцев – везде зачем-то свечи расставлены. Оказывается, это не романтичность, а практичность. Электричество выключают не во всем городе сразу, а в разных кварталах в разное время, так что вечером Катманду сверху похож на огромную шахматную доску – темные квадраты перемежаются со светлыми. Идем опять гулять – не сидеть же дома в темноте! Проходим теперь по туристическому кварталу Тамель, состоящему сплошь из сувенирных и туристских магазинчиков и кафушек. Удивляемся на разные сувенирные диковинки – еж на колесах, разноцветные лоскутные рубашки. Пока ничего не покупаем. Возвращаемся домой, пьем чай при свечах.

1 марта

С утра завтракаем на крыше отеля. Здесь обустроен ресторанчик в настоящем саду. Вокруг множество цветов и прекрасный вид на весь город. Вообще у непальцев крыша – самое главное место в доме: везде насажены садики, стоят столы и кресла, тут они отдыхают и проводят свободное время. И в каждом городском доме есть такой собственный сад. Еще везде есть внутренние дворики, тоже все в зелени и цветах.

После завтрака отправляемся смотреть Катманду и окрестности. Сначала едем к ступе Буднатх, это буддистский  храм. Огромная белая полусфера, сверху – небольшая колонна «с глазами Будды» (это значит – «бог видит все» - поясняет гид). От ее верхушки тянется во все стороны множество веревочек с флажками, которые представляют собой молитвы. Вообще, в буддизме все молитвы «овеществляются»: покрутил барабанчик, или позвонил в колокольчик, или повесил флажок – значит, помолился. Поэтому паломники стараются закрутить барабанчики посильнее, чтобы побольше молитв получилось. Заходим посмотреть буддистский храм – множество золотых изображений Будды и других божеств производят какое-то отталкивающее впечатление, особенно когда молящиеся пытаются «кормить» их приношениями. Вокруг много монахов, на них, наоборот, приятно смотреть, они спокойные, серьезные, умиротворенные. В Непале нет неверующих: большая часть населения – индуисты, меньшая – буддисты, и видно, что для всех вера играет существенную роль в жизни: в храмовых комплексах множество паломников, в выходные даже стоят очереди, и повсюду на улицах стоят небольшие алтари, в которых дымятся какие-то постоянно обновляемые благовония и приношения. Между буддистами и индуистами – строгое разделение: наш гид Мохан, индуист, сказал, что не может заходить в буддистский храм, ждал нас снаружи.

Теперь едем в Пашупатинатх, это комплекс индуистских храмов. Первое, что мы видим, выйдя из машины на берегу реки Багмати – это множество обезьян! Носятся во все стороны, дерутся, хрюкают и шипят друг на друга. Мохан предупреждает нас, что кормить и трогать их не надо, т.к. здесь они злые. Оно и видно, так они дерутся между собой! Под хрюканье обезьян проходим череду индуистских храмов. Около некоторых сидят в кружок йоги в белых и оранжевых полотнищах, что-то там перебирают и поджигают. Подходим к главному индуистскому храму, туда туристов не пускают, можно только посмотреть снаружи. Вскоре выходим на высокий берег Багмати. На другом берегу – тоже множество храмов, фотографируем на их фоне обезьян, которые переплывают речку туда-сюда и карабкаются на высокий берег. Напротив нас над водой сложены поленницы дров, некоторые уже горят и догорают. Мохан объясняет, что таким образом здесь кремируют усопших. Видно, что на него это производит очень тягостное впечатление, он прямо в лице меняется, ему трудно говорить. Дым, действительно, какой-то тяжелый, уходим оттуда поскорее.

Едем на гору Обезьян, там еще комплекс буддистских храмов. Но главное – здесь добрые обезьяны, их можно кормить! Они аккуратно и быстро берут еду из рук, у них мягкие теплые пальчики. Очень забавны малыши, которых мамки таскают на спине. Проходим опять череду храмов, везде барабанчики, колокольчики, флажки – и всюду скачут обезьяны! На гору мы заехали на машине, вниз спускаемся по огромной лестнице.

Теперь едем в Старый город. Здесь несколько переходящих друг в друга площадей, заполненных разными храмами и сооружениями. Сначала заходим в деревянный храм Кастамандап, построенный весь из одного дерева и давший название городу Катманду (что значит «деревянный»). Заходим во дворец Кумари (это «живая богиня», которой избирается маленькая девочка, прошедшая трудные испытания на храбрость), он весь украшен искусной деревянной резьбой. Проходим Старый дворец, где раньше жили короли, и череду похожих друг на друга бело-красно-коричневых храмов. Останавливаемся у скульптурного изображения Шивы, где множество верующих сжигают какие-то подношения и чем-то его мажут. Все эти ритуалы кажутся агрессивными и навязчивыми, а измазанные статуи – просто противны. Но по лицам верующих видно, что они серьезно молятся по-своему, и что это для них очень важно. Вспоминается сцена из Льюиса («Пока мы лиц не обрели»), где царица наблюдает, как крестьянка в простоте веры приносила дары языческой богине Унгит. А храмы, вся эта архитектура – очень красивы.

Теперь идем пешком к своему отелю, опять наблюдаем жизнь на улицах города. Поражаемся, как аккуратно одеты школьники – у каждой школы своя форма, и дети идут забавными одноцветными стайками: вот девочки в бордовых свитерах, вот парнишки в синих пиджаках. У всех белые воротнички, строгие галстуки, даже ботинки подбираются в цвет. Улицы пестрят не только одеждой, храмами и магазинчиками, но и развешанным повсюду разноцветным сушащимся бельем. От обилия выхлопных газов и пыли душновато, и многие городские жители ходят в масках, особенно забавно они смотрятся на полицейских в униформе.

Заходим перекусить в ресторанчик неподалеку от нашего отеля. Пока ждем заказ – местную лапшу с мясом яка и пельмени «момо»,  Миша фотографирует золотых рыбок в пруду.  Прямо над нами свешиваются с веток грейпфруты.

Немножко отдыхаем дома. До темноты остается еще пара часов, и мы решаем съездить опять на Обезьянью гору, т.к. с гидом пробежались там очень быстро, хочется погулять не торопясь, посмотреть обезьян. Такси завозит нас на самый верх Сваямбуднатха, идем гулять по парку. Мы взяли с собой хлеба, и вокруг нас тут же собирается огромное множество обезьян, но ведут они себя очень прилично – вежливо и ловко берут из рук угощение. Наигравшись с ними вдоволь и пофотографировав  буддийские флажки на фоне заката, начинаем спускаться по лестнице. Вечереет, и народу вокруг немного. Внезапно на Мишу, идущего впереди и бросающего обезьянам последние кусочки хлеба, налетает целая стая! Хватают его за руки, цапают за волосы! Мишка страшно пугается, но идущая рядом непальская тетенька грозно орет на обезьян, и они сразу убираются, откуда пришли. Немножко отдышавшись, долго фотографируем этих хулиганов.

Возвращаемся к Старому городу, при ночном освещении он еще красивее. Долго гуляем по площадям и понимаем, что так устали, что пешком до дома не дойдем. Едем на велорикше – к велосипеду, педали которого крутит худенький непальский старичок, прицеплена сзади повозочка, в которую мы залезаем. Нам жалко старичка и стыдно утруждать его своим весом, но он совершенно не унывает и, бодро накручивая свой велосипед, довозит нас до отеля, распугивая толпу непрерывным бибиканьем.

Страницы1234

4,8/5 (12)

1 комментарий

  1. sevish
    sevish 27 января

    Интересный рассказ. Нежный и внимательный. Спасибо.

Ваш комментарий

Достопримечательности Непала Читать все