19 июня, или поездка в Кутну Гору

Встал не рано. Позавтракал. Сделал дневниковые записи. Записал впечатления прошлого дня. Старался до конца быть искренним. Кафка писал по поводу своих дневниковых записей: «Думаешь, что описываешь что-то правильно, но это всего лишь приближенно и корректируется дневником». Даже этот великий человек не мог быть до конца искренним наедине с чистым листом бумаги.

В это утро мой путь лежал к очередному объекту, входящему в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Кутна Гора – так назывался этот старинный городок, где когда-то шахтеры добывали серебро в рудниках. В XIII–XIV вв. этот город был вторым по значению городом в Чехии и соперничал своим богатством и благоустройством со златой Прагой. Здесь одно время даже был королевский дворец. Но все проходит. Бывший богатый город в наши дни стал просто туристической достопримечательностью. Забегая вперед, скажу, очень хорошей достопримечательностью.

А. посоветовал ехать до Кутны Горы от автовокзала «Флоренс» (рядом с одноименной станцией метро). Я так и сделал. (Автовокзал пишется по-чешски Awtobusovo nadrazi. Также практически и читается.) Нашел нужную кассу, на которой было написано: «Говорим по-русски». Мой автобус отходил в 11 ч 10 мин. В купленном билете было указано время в пути – 1 ч 25 мин.

Передо мной четыре молодых японца взяли билеты на этот же рейс. Японцы вовсю путешествуют по Европе без экскурсоводов. Их прадеды разбомбили Перл-Харбор и захватили Сингапур, пройдя без проблем через безводную непроходимую пустыню. Правнуки самураев Второй мировой когда-нибудь разбомбят нас всех. И не обязательно бомбами.

День был солнечным. Поездка на автобусе оказалась приятной. Шел по городу через исторические кварталы все вверх и вверх. Это было утомительно. Я забыл взять из Москвы носовые платки. Пользовался бумажными платками, которые покупал в местных аптеках. Было много вьетнамских магазинов, где дети жертв американских бомбардировок, торгуют разными дешевыми товарами. Я зашел в один, где продавались одежда и белье. Попытался объяснить низкорослому продавцу, что мне нужны платки. Он принес мне женские трусы в горошек. Объясняться дальше было бесполезно.

Я постепенно взбирался все выше, проходя одну площадь, мощенную брусчаткой, за другой. Я миновал знаменитый высокий серый дом гражданской архитектуры, т. н. Каменный дом. Он был построен в стиле поздней готики. На стенах были украшения на библейские и светские сюжеты (Адам и Ева у древа познания; хозяин дома возводится в дворянское сословие). В настоящее время в доме музей, посвященный культуре и быту города. Особенно впечатляющей постройкой мне показался Каменный водоем, построенный в виде многоугольной призмы еще в конце XV в. Как оказалось, его каменные кружева удивительно напоминают главный собор города – храм Св. девы Барбары (так полностью звучит его название). Видимо, в постройке водоема принимал участие тот же архитектор.

Последний подъем, и я, конечно, сворачиваю не в тот проход. Через автостоянку захожу в какой-то запущенный сад (видимо, остатки сада иезуитского колледжа, который красовался неподалеку). Передо мной с высоты открывается чудесная панорама на огромный готический костёл Св. Барбары. Жаль только, что он в лесах. Щелкнул пару раз затвором. В ограде сада было несколько калиток и лазов, но все они были закрыты металлической проволокой. А жаль, потому что они вели прямо по крутому склону к костёлу.

Пришлось снова идти в обход. Прошел через официальный вход, который располагался прямо напротив огромной школы, построенной сто лет назад в стиле неоклассицизм.

Позднеготический костёл Св. Барбары напоминал по архитектуре и своим размерам Нотр-Дам в Париже. Его построил Ян Парлерж, сын знаменитого чешско-немецкого архитектора Петра Парлержа, приложившего свою длань и к собору Св. Витта в Праге.

Билет на вход обошелся в 40 крон, брошюра в 60 крон. Мужики, контролеры на входе, на мое вежливое приветствие «добрый день» демонстративно не ответили.

Хотя сам храм был в лесах, внутри царила благостная атмосфера. Тихо играла органная музыка. В храме чувствовалось присутствие Бога.

Красивейшие витражи изображали разные исторические эпохи и исторических деятелей вплоть до Франца-Иосифа (согласно Гашеку, чехи называли своего предпоследнего императора Стариком Прохазкой, т. е. Прогулкиным). Более старые, чем витражи, фрески рассказывали о тяжелом труде горняков, добывающих серебро. Фигуры шахтеров были изображены везде – и внутри, и снаружи храма.

Храм строился 500 лет, и на его облик наложили отпечаток оформители разных эпох. На одной из колонн, уходящих в потолок, была прикреплена фигура шахтера в натуральный рост. Он стоял на коленях и держал в руках кайло и горняцкую лампу. Его взгляд был устремлен на изображение Св. Барбары, которое было где-то среди большого количества святых на алтаре в центральной части храма. Святая дева Барбара считалась покровительницей шахтеров. Храм имеет очень красивые сетчатый и кружальный своды, спроектированные в разные годы архитекторами Рейсеком и Рейтом. Три шатровых купола создают характерный силуэт храма на местности.

При всем своем недоверии к папистам люблю я их храмы, в первую очередь за то, что в них можно посидеть в жаркий день на холодных скамьях после утомительного похода и ознакомиться с содержанием добытой по пути литературы. Экскурсанты сменялись группа за группой, а я отдыхал после нелегкого подъема в гору.

Далее я прогулялся мимо иезуитского колледжа. Еще одна чудесная панорама на здания и сады, расположенные ниже. Мимо внушительной церкви Св. Иакова я вышел к Влашскому (Итальянскому) двору, где когда-то чеканилась звонкая монета, а также была резиденция чешских королей и произошли многие исторические события. Местные служительницы набирали группу для экскурсии. По одному человеку в залы не пускали. Подобрались туристы: чехи, немцы. Из русских был, как всегда, я один. Но мне дали подробный текст на русском. Из него я и узнал, что здесь в средние века была королевская резиденция. Бойкая женщина-экскурсовод лет сорока рассказывала на трех языках, включая английский. Несколько фраз на ломаном русском в пояснение она сказала и мне. Я почти все понимал, так как немного знаю немецкий.

В сокровищнице висели портреты всех королей, чеканивших деньги в этом городе. Поначалу чеканились гроши. Потом чешские деньги стали называться по-другому – толары. Под стеклом можно было увидеть приспособления для чеканки серебряных толаров. Говорят, что от этого названия образовалось такое родное американское доллары. Правда, за последние годы наш зеленый друг стал так падать, что уже не кажется родным.

В русском тексте было написано, что мастерам по изготовлению денег было запрещено пить, даже пиво. Их шмитны (т.е. кузни, они же и жилища) облепляли в средние века склоны холма, на котором стоял Итальянский двор. При шмонах, которые время от времени устраивала королевская стража, непременно в самых укромных местах находились запрещенные напитки, за что назначалась жестокая порка. Но пьянство искоренить не удалось. Узнаю братьев-славян.

Город пережил расцвет в XIV в. Шла крупная добыча серебра, здесь находилась самая крупная шахта в Европе под названием «Осел». Кроме того, здесь добывали также медь. Гуситские войны не обошли стороной город. Кутна Гора считалась оплотом католической веры. Здесь казнили гуситских священников. Их сбрасывали в кутногорские шахты. (Так что, этот способ казни изобрели не большевики в Алапаевске и не украинская полиция в Краснодоне.) После гуситских войн город был разрушен, а шахты затоплены. Немцы-шахтеры разъехались. Между чашниками (утраквистами) и католиками, как известно, было заключено соглашение. Шли годы, и именно Кутна Гора стала центром утраквистов, откуда их вытеснили иезуиты, построив свой колледж.

В городе постепенно снова наладилась добыча серебра.

Удар по благосостоянию города был нанесен со стороны Нового света – серебра там добывалось явно больше. Постепенно оскудевали и кутногорские шахты. Монетный двор был закрыт в начале XVIII в. Из-за нехватки средств гениальный проект – храм Св. Барбары – был достроен только в начале прошлого века. Немецкие оккупанты возобновили добычу цинка в Кутной горе в начале Второй мировой войны. Их дело было продолжено в социалистические времена вплоть до 1991 г.

Главное помещение Итальянского двора – зал старейшин. Экскурсовод с гордостью показала огромную скамью с перекидывающейся спинкой. Когда старейшины города были недовольны решением магистрата, они перекидывали спинку тяжелой скамьи на другую сторону и садились спиной к президиуму.

В этом зале Вацлав IV утвердил в начале XV века новый устав Карлова университета, согласно которому преподавание должно было вестись на чешском языке. На это его подвигла деятельность ректора университета Яна Гуса. Тысяча немецких преподавателей в знак протеста покинули Прагу и основали новый университет в Лейпциге.

Здесь же в этом зале в 1471 г. новым чешским королем был выбран польский шляхтич Владислав Ягайло. Огромная картина на одной из стен повествует об этом. В левом углу огромного полотна вскочили в крайнем возмущении представители венгра Матиаса Корвина, выбранного польским королем за два года до этого в Оломоуце. Несколько лет в стране сохранялось двоевластие. В конце концов, победили поляки.

Туристов провели дальше в часовню. Здесь обозрели знаменитую деревянную фигуру распятого Христа, которую нельзя было фотографировать. Голое тело Спасителя удивительно напоминало человеческое, даже вены выделялись на коже как натуральные. На ладонях Христа были кровавые следы от гвоздей, а на левой стороне туловища след от копья, которое вонзил в него римский легионер Лонгин, который потом раскаялся тоже. Это копье висит теперь в соборе Св. Петра в Ватикане.

Экскурсия была замечательной, но я очень устал. Идти дальше разыскивать по мощенному булыжнику Седлецкий собор Св. Марии, где многие фигуры и символы выполнены из человеческих костей, у меня уже не было сил.

Я пошел к автобусной станции. Свернул опять не туда. И, о чудо, увидел в витрине одного из магазинчиков носовые платки. Это была рука Господа Бога. Теперь я чувствовал себя полностью экипированным.

Но все-таки заблудился. Вышел к железнодорожной станции. Но не рискнул пользоваться этим еще не освоенным лично мной видом транспорта. Забрел в какие-то фабричные корпуса. Людей вокруг не было. Спросить было некого.

Добрый самаритянин все же нашелся. Пожилой лысый чех вышел из-за угла. Я спросил по-чешски: «Автобусове надражи?» Он показал мне, как идти – налево и прямо. Вместо нашего «идете прямо-прямо» чехи говорят «ровненько-ровненько».

Я вышел к автобусам с другого края. Было много молодых туристов из разных стран. Обратный автобус шел не до «Флоренс», а до метро «Черный мост». Билет обратно стоил меньше, всего 56 крон. «Черный мост» был конечной станцией одной из пражских линий.

В тот вечер я решил прогуляться по Праге. Конечно, посетил и один из туалетов (не называю местонахождения). Здесь меня ждала еще одна судьбоносная встреча.

У пожилой служительницы туалета была комнатка, которая выходила на две стороны – в мужское и женское отделения. Попутно она торговала прессой. Я заплатил за вход. Она показала мне цветной разворот в газете, посвященный чешской певице, и что-то возмущенно проговорила по-чешски. Я сказал, что не понимаю. «Так ты русский?!» – задала она вопрос на чистейшем нашенском. Я сознался в своем происхождении. «Вот возьми туалетную бумагу вытереть руки, а то этот воздух из автомата очень горячий», – предложила мне соотечественница.

На выходе из туалетной комнаты наш разговор затянулся надолго. Тетя Валя (так звали мою новую знакомую) произнесла интереснейший монолог:

«Я из Симферополя. Дочь военного. Сорок лет назад вышла замуж за чеха и живу в Чехии. Две дочери – 48 лет (от первого мужа) и 38 лет.

Выйти замуж за чеха было ошибкой. Мужики-чехи – такие лживые, подлые, вонючие люди. Никто работать не хочет. Такое впечатление, что по неделям не моются. Мой муж, когда напивался, говорил: «Русская свинья, ты пришла на мою землю». Я отвечала: «Твоя земля – два на едын» (два на один, т. е. могила). Так напивался и хулиганил, что мы с дочерью выскакивали в чем было на улицу.

Вторая дочь училась лучше всех в гимназии. Здесь в Чехии по блату оценки не ставят. Кто лучше всех учится, тот и отличник. Деньги в обучении не играют никакой роли. Если есть голова, то ты будешь лучшим. После гимназии ее сразу отправили учиться в Швейцарию. Работала в Германии 5 лет. В совершенстве знает немецкий».

Далее Валя снова углубилась в обсуждение чешской нации:

«Мужики-чехи – все пьяницы. Если мне даже Бог снова присудит выйти замуж за чеха, я никогда этого не сделаю. Некоторые проскакивают в уборную без платы в 5 крон. Стонут: «Очень хочется, умираю. Пропусти, заплачу на выходе». Потом выходят, не платят и говорят: «Ты – русская свинья. Ты стреляла в меня в 68-м году». А мне было тогда 20 лет. (Если старшей дочери 48 лет, подумал я, то Валя тогда была постарше.)

Бабы чешские глупые, завистливые, горластые, тоже почти все вонючие. Правда, свекровь у меня была чистюля, каких больше не найти, но страшная ведьма. У нее был второй муж моложе ее на 13 лет. После ее смерти, когда он умирал, предлагал мне: «Давай распишемся, я тебе все оставлю». Нужно было ехать в другой город, а меня не отпустили с работы. Квартиру в Симферополе продала за 5000 $. Сейчас она стоит 80 000 $. Сглупила.

Здесь работаю 3 дня подряд, потом столько же отдыхаю. Платят здесь 4000 крон, а пенсия у меня – 8000 крон. Хватает. Жить здесь хорошо. Все дешево. Но жилье снимать дорого – 14 500 крон. Своей квартиры у мужа никогда не было. Сейчас он живет с какой-то алкоголичкой в деревне, куда даже автобус не ходит.

Некоторых хамов, которые приходят в туалет, луплю мокрой тряпкой. Попадаются даже такие, что сидят на унитазе и одновременно откусывают и жуют колбасу. Разве можно делать такие два дела одновременно? Одна чешская баба положила недавно свои вонючие трусы за батарею. Запах стоял на весь туалет. Пришлось ей врезать. Никого не боюсь. У меня здесь вся полиция знакомая.

Миша, держите деньги и документы под контролем. Уворуют вмиг. Везде написано: «Pozor na krazete» (внимание: воруют). Только никто не верит, что у него могут украсть.

По-русски не говорите, могут плюнуть в лицо. Не могут простить 68-й год. Понимают, что вы русский, даже если просто скажете: «Добрый день».

Разговор затянулся. Мы тепло попрощались с Валей. Я обещал зайти, если буду рядом.

В вагоне метро увидел работу контролеров. Контролировали двое мужиков и сутулая женщина неопределенного возраста. Все в униформе. Ко мне не подошли. Забрали безбилетника, юношу лет 18. Другой «заяц», по внешности пивной алкоголик и пофигист, отказывался выходить вместе с контролерами. Не знаю, чем закончилось это препирательство, так как я вышел на своей станции.

Выйдя из метро на станции «Лужины», я купил в супермаркете арбуз и воду. Так устал, что шел с трудом.

На следующий день собирался ехать в Терезин, где во время Второй мировой была гестаповская тюрьма и еврейское гетто. Дозвонился до А. Он отговорил меня от посещения Терезина. А. хотел, чтобы мы съездили вместе. Мы договорились, что в 17 ч на следующий день я приду к нему в офис. Он обещал мне помочь устроиться в Брно.

Страницы12345678910111213141516

5,0/5 (6)

1 комментарий

  1. Alexander_A
    Alexander_A 02 августа

    Вот никак не найду ответ на вопрос - произведения Кафки так влияют на психику почитателей или наоборот - они нравятся ...как бы это сказать... уже "особенным" людям?

Ваш комментарий

Достопримечательности Читать все

Шпильберг

Шпильберг

Противоречивые чувства защищённости и страха вызывает на протяжении долгих столетий у жителей города Брно каменная крепость, стоящая высоко над городом. …