23 июня, суббота, или Приезд в Брно

Ночью проснулся и, изменяя своим принципам, собрался заранее. Обычно я собираюсь только по утрам, ибо утром из меня так и брызжет энергия. Кажется, разбудил соседей за стеной. Часть вещей и сувениров оставил в шкафу.

Утром оделся спешно и в 5 ч 20 мин бросился к станции «Лужины». Когда я приближался к станции, из горы (гурки) медленно поднималось солнце. «Вот оно солнце Аустерлица!» – прозвучало в моем сознании. Да, я ехал в Брно, чтобы осмотреть поле при Аустерлице и посетить объекты культурного наследия ЮНЕСКО, коих там больше, чем в Богемии.

Понимая, что могу опоздать, влетел на станцию с серьезной одышкой. Народ ждал поезда. Его не было целых 5 мин. Всего перерыв составил 9 мин с копейками. Эти четыре минуты показались мне вечностью.

Я вполне мог опоздать. На мое счастье водителя автобуса отвлекла расспросами какая-то женщина. По моим часам (мои Casio идут очень точно) я подошел к автобусу ровно в 6 ч утра. Посмотрел на часы водителя – они явно спешили на целых три минуты. Мы выехали в 6 ч 4 мин, а приехали в положенные 8 ч 25 мин. В пути предлагалась бесплатная Dobre voda (по 250 мл). Отличное шоссе, солнце Аустерлица, которое сквозь занавески пронзало лучами салон автобуса, сделало эту поездку очень приятной.

Казанова писал в «Мемуарах»: «Я въехал в Петербург вместе с первыми лучами солнца, позолотившими небосвод». А я с первыми лучами солнца, позолотившими небосвод, выехал из Праги.

Автобус был заполнен только на треть. И это в субботу! По таким мелочам и видно, что в Чехии живет всего 10 миллионов населения. Нет нашей скученности и хамства в транспорте…

Кроме Аустерлица, я собирался посмотреть чумную колонну в Оломоуце, епископский дворец в Кромержиже, виллу Тугендхат в Брно и парковый комплекс Леднице–Вальтице. Возвращаясь из Моравии, я хотел посмотреть город Тельч с его уникальной застройкой, еврейский квартал и христианскую базилику в городе Тршебич, а если повезет со временем, то и замок в Литомышле.

Почему в Чехии есть еще и Моравия? Такое название носило государственное образование, которое появилось в 30-е гг. IX в. Через некоторое время там с христианской миссией появились всем известные исторические персонажи монахи Кирилл (Константин) и Мефодий. Они учредили Моравскую миссию и перевели на старославянский язык литургические тексты. В начале X в. моравское государство пало под ударами соседних венгров, которые, разорив территорию мораванов, ушли восвояси. Зарождающееся чешское государство переняло ряд культурных ценностей Моравии. В конце XII в. название Моравия возродил хорошо нам знакомый (хотя бы благодаря своему имени) Фридрих Барбаросса. Как император Священной Римской империи Барбаросса вмешался в дела Чехии и учредил маркграфство Моравия. Вскоре он умер, и Моравия снова стала подчиняться Праге. Но титул моравского маркграфа остался. Им непременно назначался член правившей в Праге королевской династии, чаще всего сам король. Гитлер, который, как известно, был неравнодушен к делам Барбароссы, вновь сделал Моравию номинальным государственным образованием (протекторат Богемия и Моравия).

И вот я приехал в Брно. У меня была распечатка из Интернета на чешском. Там было указано, как добраться до отеля – на автобусе № 49, остановка которого находилась за зданием TASKO, до Черновицкой улицы. Пражский автобус высадил пассажиров недалеко от здания железнодорожного вокзала. За этим вокзалом были, разумеется, железнодорожные пути. Я тогда решил поискать TASKO в квартале перед вокзалом. Мои поиски не увенчались успехом. К тому же я подустал и решил ехать на такси.

Стоянка такси была, естественно, перед вокзалом. Я показал таксисту свою схему и спросил, сколько стоит. Он пробурчал что-то вроде «сто». Через какие-то промышленные пейзажи таксист провез меня через Мясную улицу, где стоял огромный завод из красного кирпича, постройки австро-венгерских времен. Затем он выехал на набережную узкого канала, а потом повернул на какую-то стройку. Там среди труб предприятий и строительного мусора стоял мой отель Expres Atack (именно так он назывался по-чешски).

Удивительно красивая девушка на «рецепшен» ни бельмеса не понимала ни по-русски, ни по-немецки. Я увидел, что в бумаге было написано: проживание по 26 июня. Это меня никак не устраивало – я собирался уехать из Брно 27-го. Я стал объяснять, что мне нужен еще один день проживания. Девушка привела меня к мужику средних лет, который был явно с похмелья. Он разрешил продлить проживание до 27-го за 330 крон. Оказалось, что он в советские времена отдыхал в Юрмале и немного знает по-русски. Я заметил: «Юрмала теперь не наша. Это Латвия». Мы оба почему-то дружно засмеялись. Он спросил: «Ты куришь?» – «Нет, бросил. Но пью пиво». – «Давай встретимся?». Я, чтобы отвязаться, пообещал найти его часа в три. Но у меня была намечена на этот день совершенно другая программа.

В этом отеле на меня снова легла тень Кафки. Меня поселили в номере № 13. В номере были душ и все удобства, но отсутствовали стакан и полотенце. Объясниться с той девушкой было невозможно, и я решил приобрести эти мелочи в городе.

Около 12 ч я отправился в путь примерно по той же дороге, которой меня вез таксист. Вышел к автобусному вокзалу. Это было совсем неплохо, так как мне предстояло совершить несколько вояжей по Моравии именно отсюда. Узнал рейсы автобусов на Славков-у-Брна (именно так сейчас называется Аустерлиц). Было несколько ранних рейсов, которые мне подходили.

Потом я свернул направо и вышел к TASKO. Он оказался огромным универсамом. Рядом с ним я нашел остановку автобуса № 49. Утром я не нашел, потому что не догадался войти в огромный извилистый подземный переход, который шел прямо из здания вокзала. Сообразить это без подсказки было действительно трудно. Я зашел в вокзал и купил карту города за 49 крон.

Разобрался, где находится туристическая «Информация» и пошел по адресу на улицу Радличка, дом 8. Брно город небольшой и я разыскал нужную улицу минут через 10. В «Информации» мне показали на карте интересующие меня объекты – виллу Тугендхат (в черте города) и австрийскую тюрьму Шпильберк. Экскурсию в Тугендхат, как оказалось, нужно было резервировать заранее. Мне предложили зарезервировать место на воскресенье. Но я отказался, так как собирался завтра в Аустерлиц. Купил книгу о Брно на русском, сувенирные тарелки с Тугендхатом и Шпильберком, диск с фильмом о чешских объектах ЮНЕСКО. Диск стоил недешево – 560 крон! Всего обошлось мне это удовольствие в 911 крон.

Из «Информации» я все равно пошел к заветной вилле. Пожилой опытный путешественник Владимир К., к чьим наставлениям я отношусь с глубочайшим уважением, советовал мне не обращать внимание на запреты, а пытаться уговорить персонал на местах.

Я разобрался по карте, в каком направлении идти – прямо по длинной улице, потом направо, а затем налево. На полдороге решил отведать местного пива – в моем путешествии по городам Богемии и Моравии я собирался выпить этого волшебного напитка в каждом населенном пункте.

Заглянул в кафе «Черный вол». Местная раздавальщица приняла меня очень доброжелательно и обратилась как к немцу: «Bitte!». Я сел за стол, который стоял первым у стойки с пивным краном, и попросил essen. Мне сразу ответили: «Нема ничего!» Я пил прекрасное пиво «Черна гора», не задумываясь над тем, куда исчезла барменша. В зале, кроме меня, сидела смешанная кампания местных, одетых по-простому. Через 10 мин появилась барменша и принесла мне подогретую вареную картошку и куски порезанной рульки (я узнал по вкусу). Поблагодарил: «Viel dank!». О, милая, бесконечно добрая жительница Брно. Видимо, такие маркитантки с грубыми солдатскими чертами лица и великодушными сердцами помогли добрым католикам отстоять родной город Брно от гуситов во времена оны…

Увидев, что я изучаю карту, она привела за мой стол мужчину средних лет из кампании выпивающих. Тот начал помогать мне искать на карте Тугендхат. Я и сам давно понял, как идти, и был немножко раздосадован его назойливостью. Впрочем, он вел себя вполне корректно. «Идти 30 минут», – сказал он.

В это время моя «маркитантка» уже присоединилась к той кампании, в которую входили двое мужчин и брюнетка средних лет со следами былой красоты и незастегнутой молнией на джинсах. Братья-славяне, узнаю вас по пристрастию к выпивке!

Быстрым шагом действительно через полчаса я дошел до Загородной улицы, дома которой теснились по склону холма. Видимо, действительно здесь был загород 80 лет назад, когда строилась вилла. При ближайшем рассмотрении дома оказались дачными особняками, которыми владели люди навсегда ушедшей эпохи – фабриканты и негоцианты.

Виллу совершенно нельзя было разглядеть с дороги, здание стояло на склоне и было видно только крышу. У входа две милые девушки курили сигареты. Одна, к счастью, знала немецкий. После утреннего опыта я уже не надеялся здесь объясниться по-русски. Меня опять спросили про резервирование. «Тогда нет», – мягко сказала девушка. Я стал подбирать слова, что ехал сюда издалека, из Москвы, что я изучаю культурное наследие ЮНЕСКО и что мне обязательно надо посмотреть виллу Тугендхат. После одной из моих ломаных фраз девушки переглянулись. Одна сказала по-чешски: «Ты поняла? Я не». С горечью я лишний раз ощутил, что без знания английского в новом мире как турист я становлюсь почти бесперспективным. Девушки попросили меня обождать до 15 ч. Если никто не придет, то меня впустят. Видимо моя горячность возымела небольшое действие.

К 15 ч подошла группа чехов и пара итальянцев. Я пал духом. Но милая девушка в красной обтягивающей рубашке позвала меня своей прелестной ручонкой в кассу. Билет стоил 120 крон. Мне вручили текст на немецком языке (на русском не было). Из этого текста я узнал больше о Тугендхате, чем из объяснения экскурсовода.

Девушка в красной рубашке тараторила, как пулемет, зазубренный текст по-чешски. «Наверное, была отличницей», – подумалось мне.

Название «Тугендхат» произносят иногда как Тугендгат. Но поскольку первый вариант, который я услышал, был Тугендхат, я употребляю именно его.

В 20-годы прошлого века Брно было центром функционализма. В этом стиле построены десятки зданий, в том числе павильон брненской выставки, гостиницы и виллы богатых людей.

Здание знаменитой виллы в стиле функционализм было построено немецким архитектором Людвигом ван дер Роге в 1929–1930 гг. для четы местных текстильных фабрикантов еврейского происхождения – Греты и Фрица Тугендхат. Грета выходила замуж за Фрица совсем не бесприданницей, а наследницей другого текстильного фабриканта. В приданое она получила участок земли в Черных Полях, в том месте, где строились дачи. Трехэтажное белое с огромными окнами здание стоит на склоне холма, с которого открывается чудесная панорама на Брно. Два этажа жилые. Вход через верхний (!) этаж. От входа спускается лестница в главное помещение. Его центр – зал 15 х 24 м, в котором хозяева отдыхали, работали и обедали.

За счет функционалистских прибамбасов дом кажется принадлежащим эпохе 60-х гг. Это не случайно. Спустя тридцать лет многие элементы этой постройки были заимствованы архитекторами во всем мире. Стен, которые сделаны из выжженного африканского дерева или оникса, в доме мало, а межкомнатные двери и вовсе почти отсутствуют. Жилые этажи, если отдернуть занавески-перегородки, представляют собой непрерывное пространство. Для этого дома ван дер Роге разработал специальные кресла «Брно» и стулья «Тугендхат» на металлической конструкции. Форма этих кресел и стульев до боли знакома. Интерьер ванной комнаты абсолютно современен и как будто попал на виллу из нашего века. Условные помещения отделены друг от друга лишь занавесками. Опорные столбы – металлические. Огромные окна на основной стене опускаются с помощью механизмов в специальные пазы, и открывается шикарный вид на живописный сад. В хорошую погоду (а в тот день стояла именно такая) создается впечатление, что ты находишься прямо на природе, в парке. Дизайн парка разработала известный мастер своего дела Маркета Мюллер.

В 1939 г. семейная идиллия закончилась – Чехия превратилась в протекторат Богемия и Моравия. Чете Тугендхат удалось уехать в Швейцарию, а оттуда в Венесуэлу. Это было удачное решение. В ином случае их бы ждала дорога в гетто Терезиенштадта и далее в Аушвиц.

Нацисты разместили в здании проектное бюро Мессершмидта. Согласно немецкому тексту, вилла Тугендхат была разрушена в 1945 г. во время боев отступающих немецких войск и наступающей Советской армии. Чехи не упустили возможность лягнуть наших славных бойцов. Потом в этом здании была детская больница. (На подходе к Тугендхат я видел огромное задание детской больницы, по конструкции удивительно напоминавшее знаменитую виллу.) Затем в 2002 г. вилла стала объектом ЮНЕСКО. В 1992 г. на вилле шли непростые переговоры о разделении Чехии и Словакии на два самостоятельные государства. В 2007 г. виллу, согласно моему путеводителю, грозились закрыть на ремонт. Действительно снаружи во многих местах штукатурка выглядела сильно потрескавшейся.

…Мы вышли в сад. Снизу вилла казалась белым парусным кораблем, парящим над парком. Иллюзию парусов создавали огромные белые занавески, которые призывно колыхались на ветру. Плакучие ивы парка гнулись к земле, как будто что-то хотели сказать и не могли. Мне захотелось пожить в этом месте.

Удивительный парадокс: зданием, которое построил немец для еврейской семьи, теперь гордятся чехи, поскольку этот дом на их территории. Была ли выплачена потомкам компенсация за отъем собственности при торжестве демократии, для меня остается загадкой.

Я долго искренно благодарил любезную малышку-экскурсовода в красной рубашонке. Она снисходительно улыбалась.

Я дошел до моста, который соединял бывшую дачную зону с Брно, сел на трамвай и проехал две остановки без билета. Больше не рискнул. Вышел к широкой площади, где стоял памятник вроде бы советскому солдату со знаменем. Спереди не было никаких надписей. Сзади была табличка «Неизвестному солдату». С этой стороны знамя можно было принять за развевающийся саван.

Ориентируясь на высокие шпили, я решил пройти к Шпильберку – бывшей тюрьме, которую мне посоветовал посетить московский приятель. Но не нашел верной дороги, и тюрьма в тот день словно от меня спряталась. Я вышел на холм, где стояли такие же высокие постройки. Но это был другой холм – Петров (произносится с ударением на первом слоге), на котором размещался старый монастырь. На входных воротах был прикреплен австрийский орел. С Петрова открывался замечательный вид на Шпильберк. Осмотреть этот объект не успел, так как до закрытия в 18 ч оставалось совсем немного времени.

Я спустился с холма по другой лестнице, которая выводила в сторону вокзала. На части лестницы был устроен оригинальный водный каскад.

Усталый, но довольный зашел в TASKO, купил снеди и безалкогольных напитков. Затем сел в автобус № 49. Билет взял у водителя. Он увез меня за 15 крон к Черновицкой улице. От этой остановки надо было еще примерно 20 мин добираться до отеля, да еще надо было разобраться, в какую сторону идти. Слава Богу, я пошел в правильном направлении. На набережной, о которой я уже упоминал, не было ни одного указателя улицы.

Я уже не ругал себя, что утром поехал на такси. Таксист по сути дела показал мне короткую дорогу через Мясную улицу от отеля до города.

В отеле я шел к своему номеру по длинному темному коридору. По ходу моего движения в коридоре срабатывало электронное реле, и загорались по очереди лампочки…

За окном всю ночь напролет бухало что-то, похожее на компрессор. Но я так устал, что не обращал на это внимание. В стене номера, выходившей на коридор, был вставлен цветной стеклянный квадрат. Когда другой постоялец вернулся в отель и прошел близко от моего номера № 13, через квадрат в комнату проник довольно сильный луч электрического света. «Это дух Франца Кафки отправился вслед за мной из Праги», – подумал я и крепко заснул.