Наш сайт существует и развивается показывая онлайн-рекламу нашим посетителям.
Пожалуйста, подумайте о поддержке, отключив блокировку рекламы для нашего сайта. Спасибо!

Узбекистан. Религии Узбекистана

Предполагается, что Зороастр начал проповедовать в Восточном Иране и Центральной Азии. Он выступал против поклонения руководителям племен, духовенству и старым богам.

Узбекистан Статьи по странам

Мусульманская религия в Центральной Азии

Ислам
, означающий в арабском языке "преданность Аллаху, покорность", является одной из трех мировых религий, наряду с христианством и буддизмом. Ислам возник в начале 7 в. н.э. в Западной Аравии в процессе формирования арабского классового государства. Ислам подвергался влиянию христианства и иудаизма, и частично манихеизма и зороастризма. Мусульманин должен соблюдать "пять столпов веры". Первый из них - произнесение символа веры: "нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммад - пророк его". Мусульмане так же должны совершать ежедневные молитвы, держать пост, подавать милостыню (закот) и совершать паломничество в Мекку (хадж). Другие религиозные церемонии и ритуалы ислама, мусульманские праздники (Kурбан-байрам, Ураза-байрам, Мавлюд) так же, как "столпы веры", имеют большое значение для укрепления влияния религии на верующих. Современное мусульманское сообщество насчитывает приблизительно 860 миллионов членов в более, чем 120 странах. В 35 странах мусульмане составляют большинство населения, в 18 странах последователи ислама являются членами влиятельных меньшинств. В 28 странах ислам - государственная религия, среди них такие государства, как Алжир, Египет, Ирак, Иран, Марокко, Йемен, Саудовская Аравия, Пакистан и другие. В России мусульмане в основном проживают в Татарстане, Башкирии и на Кавказе. Мусульмане есть также в Грузии и Армении.

С момента возникновения, ислам, подобно другим религиям, претерпевал изменения. Разделение ислама на два течения: суннизм и шиизм, способствовало идеологическому развитию религии. За исключением азербайджанцев, малых групп персов и курдов, живущих в Туркмении и в Бухарской области Узбекистана, все мусульмане СНГ - сунниты. Шииты живут в Горно-Бадашханской автономной области Таджикистана, сектанты, называемые исмаилитами. Группы последователей различных мистических и аскетических мусульманских учений суфизма (мюридизма) активны в Чечне, Ингушетии и в некоторых районах Дагестана и Казахстана. Деятельностью мусульманских общин в Центральной Азии управляет Духовное Управление Мусульман, находящееся в Ташкенте.

Президиум Администрации назначает своих представителей, имеющих степень Кази в областях и регионах республики. Для поддержания тесных отношений с мусульманскими общинами, Администрация и ее представители управляют ритуальными услугами мечетей, а также управляют процессом обучения и популяризации религии. Администрация разрабатывает предписания, рекомендации по самым важным аспектами религиозной жизни. Предписания публикуются и предоставляются вниманию конгрегаций в мечетях. Повседневными делами общин, типа хранения активов, содержание помещений, просьбы, расходование финансов занимается выборный орган, называемый "мутавиллиат". В Бухаре функционирует медресе "Мири-араб", где готовят духовенство. Также в медресе "Мири-араб" имеется школа, где обучаются группы шиитов. Медресе открываются и в других городах Узбекистана. В Ташкенте работает исламский институт им. Аль-Бухари.

Суфизм

Суфизм - это религиозное и философское учение мусульман, развившееся в арабских странах в 8 в. Причиной для развития суфизма послужило состояние социальных условий в мусульманских странах. Суфизм содержит элементы Нового Учения Платона, иудаизма, христианства, зороастризма и особенно буддизма. Главным образом суфизм проповедует аскетизм, пантеизм и мистицизм. Согласно суфизму, есть 4 стадии, ведущие к совершенствованию. Первый шаг - Шариат, мусульманский закон, который требует неоспоримого согласия с этим. Второй шаг, названный "тарикат", требует полного повиновения учеников их учителям и укрепления силы воли, отклоняя материальное благосостояние. За этим шагом следует третий шаг, "марифат", который может быть достигнут, когда человек должен руководствоваться сердцем и душой, не интеллектом, осознать, что единство вселенной находится в Боге, что Мир - эманация Бога и что значения совершенства и зла являются относительными, отнюдь не абсолютными. Четвертый шаг, названный "хакикат" (правда) может быть достигнут только после освоения предыдущих трех. "Достижение, знание правды" означает "конец суфия как личности, его приближение к Богу, слияние с Богом в одно целое, что дает вечное бытие. Суфии должны делать специальные медитативные упражнения, чтобы достигнуть этих целей.

Суфизм получил распространение в странах Ближнего Востока, северной Индии, Индонезии, на юго-западе Китая. В Мавераннахре, особенно на территории Узбекистана, суфизм широко практиковался в периоды феодальных войн во второй половине 9 - нач. 10 столетия. Первым суфийским наставником в Мавераннахре был Юсуф Хамадани (12 в.). Позже появились такие почитаемые суфии, как Абдулхалик Джиждаваний и Ахмад Яссавий. В 13-14 вв. Бохоутдином Накшбанди был основан суфийский орден "Накшбандия". В Узбекистане хорошо сохранились некоторые памятники святым суфиям. Мусульмане-суфисты совершают паломничества в эти места.

Буддизм

Когда король Kaнишка пришел к власти в 78 г., в Центральной Азии была принята новая система хронологии в замен хронологии эры Селевкидои. В период правления Kушан, различные религиозные системы были широко распространены в Центральной Азии. Это были местный культ Митра и Анахит, зороастрийский пантеон (Oрмузд, Веретзанга и т.д.), греческий пантеон (Юпитер, Гелиос, Ceлен и т.д.), культ местных героев (Сиявуш в Хорезме и Согде). Последователи буддизма были высланы из Ирана во 2-3 вв. и нашли поддержку в Центральной Азии, где буддизм уже широко распространился. Согласно китайским хроникам, буддизм пришел в Китай в 147 г. из страны "большого юджи". Благодаря Кушанским миссионерам, буддизм был принят как официальная религия в суде китайского императора Хуан-Ди (147-167 гг.).

В результате археологических раскопок в Хорезме ("Базар-Kaла", "Гяур-Кала", "Гяз-Кала") и Согде (таранные кости-барзу, замок "Зохак-и-Марон", "Eр-Курган" и другие) было установлено, что многие поселения и замки относились к Kушанскому периоду. Но наибольшее число следов культуры буддизма в Кушанский период было найдено в Toлхаристане. Архитектурные фрагменты, относящиеся к Кушанскому периоду, были найдены в "Старом Термезе". Некоторые памятники буддизма датируются периодом Великих Кушан.

Зороастризм

Зороастризм - распространенное религиозное верование на территории древнего Ирана и Центральной Азии в 7-6 тысячелетиях. до н.э. Зороастр, (или Зардушт, Заратустра), является пророком зороастризма. Зороастр жил приблизительно в 1-ой пол. 6-тыc. до н.э. Он написал самую древнюю часть святой книги зороастризма "Авесты". Предполагается, что Зороастр начал проповедовать в Восточном Иране и Центральной Азии. Он выступал против поклонения руководителям племен, духовенству и старым богам. Согласно восточным легендам Зороастр жил и проповедовал в Бактрии, когда король Виштасп управлял там. Король был первый, кто принял зороастризм. В следующих главах Авесты, Зороастр был описан, как легендарный борец, который не только использовал слова и чудеса, но также материальное оружие против злого духа.

Узбекистан и святые места зороастризма неотделимы: в Самарканде мы находим древнее поселение Афросиаб, названное именем героя "Авесты"; Бухара - один из самых древних узбекских городов. Он был основан на священном холме, воздвигнутом древними зороастрийцами на могиле святого Сиявуша. Ряд зароастрийских памятников находится на территории древнего Хорезма (ныне Хорезмская обл. Узбекистана и Каракалпакстан). В течение столетий зороастризм претерпевал изменения, как по форме, так и по содержанию. В период правления Аршахидов и Саманидов в Центральной Азии зороастризм был официальной религией. Самое древнее место в Бухаре - крепость Ковчега была построена не позже 1-тыс. до н.э. Существование крепости датируется временем правления Афросиаба и Сиявуша, легендарных героев упоминаемых в Авесте. Согласно легендам, Сиявуш был захоронен в крепости, около ее восточных ворот, месте, где бухарские зороастрийцы загадывали свои желания. В столице Узбекистана Ташкенте, чиланзарский "Ак-Тепа" был центром культа зороастризма. Тайна зороастризма, имеющего историю в несколько тысячелетий - ключ к пониманию происхождения тайн нашего края.

Еще публикации на эту тему Читать все

Особенности Ярославской кухни

Особенности Ярославской кухни

Об особенностях ярославской кухни руководителю проектов Евразийского содружества специалистов туриндустрии Елене Сергеевой рассказал шеф-повар ресторана гостиницы AZIMUT Отель Ярославль…

    Ваш комментарий

    к списку статей