Наш сайт существует и развивается показывая онлайн-рекламу нашим посетителям.
Пожалуйста, подумайте о поддержке, отключив блокировку рекламы для нашего сайта. Спасибо!

Узбекистан. Медицинские формальности для туриста

С развитием коммуникаций и средств транспорта для человека стали возможными путешествия на дальнее расстояние за короткое время и при меньших усилиях. Одновременно, человек вне своего желания стал распространителем инфекционных заболеваний, переносчиком спор и вирусов, то есть той флоры и фауны, которые ранее имели ограниченный ареал обитания.

Узбекистан Статьи по странам

Постановка проблемы:

В настоящее время международный и внутренний туризм привносит в страну не только позитивный момент, например, в виде финансовых поступлений и иностранной валюты, обеспечения загрузки производственных мощностей и занятости населения, инвестиций и высоких технологий, но - как ни прискорбно - и отрицательное влияние. Речь идет не о влиянии социально-культурного или политического характера (невосприятие образа жизни, менталитета, формы правления и прочее), сколько о разрушении биологической системы из-за неконтролируемого и чаще всего случайного воздействия индустрии путешествия.

Угроза носит:

  • санитарно-биологического и
  • медицинского свойства.

Под санитарно-биологической угрозой понимается опасность от привнесения в природную и сельскохозяйственную среду чуждых биологических агрессоров, против которых в данной местности не выработался и не имеется иммунитета. Это наиболее грозный источник разрушения экологически хрупких (и порой даже устойчивых) систем и против нее еще не имеется адекватного отражения. Под медицинской угрозой - опасность распространения вирусных эпидемий, но против которых человечество в большинстве случаев выработало и применяет профилактические и лечебные контрмеры.

С развитием коммуникаций и средств транспорта для человека стали возможными путешествия на дальнее расстояние за короткое время и при меньших усилиях. Одновременно, человек вне своего желания стал распространителем инфекционных заболеваний, переносчиком спор и вирусов, то есть той флоры и фауны, которые ранее имели ограниченный ареал обитания. Нужно сказать, что живые организмы за миллионы лет своего развития приобрели способность к выживанию и сохранению своего вида - это заложено на генетическом уровне (естественная изменчивость и отбор). Животные, растения, грибы, бактерии, вирусы, как утверждают биологи, занимают в природе определенный ареал, определенный огромным промежутком времени эволюции. В то же время естественные барьеры, к которым относятся географические (рельеф местности, водное пространство, горы и пр.), климатические (температура, влажность, давление), биологические (отсутствие привычного питания, наличие естественных врагов) и другие, создают условия, при которых эти организмы не могут самостоятельно покинуть свою среду, хотя приспособляемость может им позволить в короткие сроки адаптироваться и занять новые территории.

Биологи знают, что сами организмы стремятся занять как можно больше пространства для своего вида, используя различные способы: например, растения могут перемещаться за счет ветра, воды, на насекомых, животных, птицах. Однако весь этот "транспорт" обычно не способен преодолевать такие преграды, как моря, океаны, высокие горные хребты. Хотя история знает такие примеры, когда живые организмы преодолевают огромные расстояния и привносят изменения в экологию другой территории: скажем, в 15 веке миграция крыс из Азии в Европу привело здесь к вспышке бубонной чумы и вымиранию на 2/3 европейского населения.

С другой стороны на современную "миграцию" повлияли технические достижения. Вначале примитивные колесные средства передвижения (арбы, телеги, фаэтоны, колесницы), потом весельные и парусные суда, автомобили, поезда, дирижабли, самолеты кроме человека стали "извозчиками" и тех организмов, которые стали "пассажирами" или "грузом". Таким образом, естественная преграда была преодолена, а это в свою очередь привело к тому, что каждая страна испытывает санитарную (биологическую) агрессию со стороны привносимых случайно или намерено чуждых организмов. Безусловно, не всем растениям и животным, разносимым туристами, удается закрепиться на тех местах, куда они попадают, и не все вредны для человека и для местной экономики. Как считает российский эксперт-биолог Елена Волкова, "опасный вредитель может пробраться в самолет в вашем чемодане и нанести огромный ущерб экологии" .

Однако этот процесс имеет ярко выраженный динамичный и острый характер, и экологическая система в разных регионах мира начинает ощущать давление за счет появления новых природных агрессоров. Практически за сто лет активного человеческого передвижения произошла ломка естественного распределения биологических видов, которые ранее никогда не соприкасались друг с другом и были разобщены. Скажем, человек распространяет по всему миру растения, ввозя их для сельского и лесного хозяйства, украшения садов, а это не 10-30, а десятки тысяч видов.

Система контроля:

В связи с этим правительства предъявляют к путешественникам определенные формальности медицинского характера. Так, министерствами внутренних дед, обороны, здравоохранения, службой национальной безопасности, комитетами по охране государственной границы, таможенной службы, авиационной "Узбекистон хаво йуллари", железнодорожной "Узбекистон темир йуллари", автомобильной "Узавтотранс" было принято Положение "О медицинском (санитарном) контроле в пунктах пропуска через государственную границу Республики Узбекистан" , которое определяет единые принципы организации и методику медицинского (санитарного) контроля в пунктах пропуска через государственную границу страны с целью предотвращения проникновения и распространения на его территории болезней, регламентированных СанПиНом N 0080-98, в частности, холеры, чумы, желтой лихорадки, вирусных геморрагических лихорадок, малярии и других опасных для человека зооантропонозных и контагиозных заболеваний.

Оно распространяется на прибывающие из-за рубежа транспортные средства (воздушные, речные суда, поезда, автотранспортные средства), грузы, экипажи, пассажиров, независимо от их государственной принадлежности, а также лиц, убывающих из Республики Узбекистан. Мероприятия по вопросам санитарной охраны территории обязательны для выполнения всеми министерствами и ведомствами, предприятиями, организациями, должностными лицами, отдельными гражданами, в том числе иностранными, а также международными и иностранными организациями и предприятиями.

В этом документе применяются термины в следующих понятиях:

  • санитарный контрольный пост/пункт пропуска (СКП) через государственную границу Республики Узбекистан - территория автомобильных переходов, железнодорожных станций, аэропортов и аэродромов, речных портов, открытых для международных сообщений и другие специально оборудованные помещения и места, где осуществляется пограничный, таможенный и санитарный контроль лиц, транспортных средств, грузов;
  • СанПиН - "Санитарные правила по охране территории Республики Узбекистан от заноса и распространения карантинных и особо опасных для человека инфекций";
  • медицинский (санитарный) контроль - комплекс лечебных, санитарных и противоэпидемических мероприятий, проводимый в пунктах пропуска через государственную границу Узбекистан;
  • синдромный подход - признанный международными медико-санитарными правилами (ММСП) комплекс синдромов заболеваний, представляющих международную опасность, который, при появлении на транспортном средстве больного с подозрением на эти заболевания и до установления клинического и бактериологического диагноза, дает основание для принятия первичных противоэпидемических мер;
  • дезинфекция - система мероприятий, направленных на уничтожение возбудителей инфекционных заболеваний.
  • дезинсекция - система мероприятий, направленных на уничтожение членистоногих (насекомых, клещей).
  • дератизация - система мероприятий, направленных на уничтожение грызунов.
  • эндемичная территория - постоянная приуроченность инфекционных заболеваний людей к определенной местности, обусловленная природными и социальными факторами.

В контексте вышесказанного следует отметить, что основными принципами организации медицинского контроля являются: синдромный подход, взаимоинформация, оперативность действий, четкое взаимодействие служб и обязательность исполнения нормативных требований. Сделаем пояснение этих принципов:

Синдромный подход - оценка степени эпидемиологической опасности на любом транспортном средстве, пересекающем границу Республики Узбекистан. Производится по комплексу синдромов заболеваний, представляющих международную опасность.

Взаимоинформация - командиры, капитаны воздушных и речных судов, начальники поездов, лица, ответственные за эксплуатацию автотранспортных средств, должны немедленно информировать вышестоящую администрацию, а также санитарные органы портов (воздушных, речных), железнодорожных станций, автопредприятий, куда следуют или где находятся транспортные средства, о выявлении среди членов экипажей (бригад) или пассажиров больных с подозрением на инфекционное заболевание и падеже грызунов.

Оперативность действий - при возникновении подозрения на инфекционное заболевание немедленно начинают проводиться необходимые противоэпидемические мероприятия на всех транспортных средствах и в пунктах пропуска через государственную границу Узбекистана.

Четкое взаимодействие служб - должностные лица подразделений пограничного и таможенного контроля и работники других служб оказывают содействие работникам СКП по выявлению больных с симптомами инфекционных заболеваний и немедленно оповещают работников СКП о наличии таких больных, обнаруженных на различных этапах контроля.

Обязательность исполнения - это выполение нормативных требований противоэпидемического режима со стороны администрации и владельцев транспортных средств, служб, осуществляющих контроль в пунктах пропуска через государственную границу, и работников санитарно-контрольной службы.

Отметим, что медицинский (санитарный) контроль проводится в следующих случаях:

  • при поступлении информации от капитанов речных, командиров воздушных судов, начальников пассажирских поездов, экипажей автотранспортных средств, прибывающих в Республику Узбекистан, в адрес администрации (дежурного диспетчера) аэропортов, речных портов, железнодорожных станций, автомобильных пунктов пропуска, либо непосредственно в СКП или санитарно-эпидемиологические станции, о наличии больного с симптомами инфекционного заболевания, а также комаров, блох, клещей или павших грызунов;
  • при поступлении информации о наличии больных с симптомами инфекционных заболеваний от сотрудников КПП при пограничном и таможенном досмотре, а также других учреждений, осуществляющих контроль в пунктах пропуска через государственную границу Республики Узбекистан;
  • при осложнении эпидемической обстановки по заболеваниям, регламентируемым СанПиНом N 0080-98, в странах, с которыми осуществляются международные связи, при продолжительности переезда (перелета) из них в пределах инкубационного периода развития заболевания;
  • при убытии из республики только в отношении граждан, убывающих всеми видами транспорта в страны, при въезде в которые требуется проведение профилактических прививок. Проверяется наличие и действенность международных свидетельств о вакцинации и ревакцинации при въезде в страны, перечень которых определяется Минздравом Республики Узбекистан.

Кстати, контроль может не проводиться при отсутствии информации о наличии на транспортном средстве больных с симптомами инфекционного заболевания, комаров, павших грызунов. В этих случаях СКП дают лицам, ответственным за эксплуатацию транспортных средств, разрешение на право свободных сношений. Однако, при невыполнении вышеуказанных требований может быть запрещен въезд в Узбекистан и выезд из него транспортных средств и отдельных лиц, включая иностранных граждан, а также ввоз в страну и вывоз грузов, вещей этих лиц и международных почтовых отправлений.

Действия сотрудников СКП при проведении противоэпидемических мероприятий. При получении информации о больном с подозрением на карантинную или особо опасную инфекцию или наличии падежа грызунов, сотрудники СКП (врачи эпидемиологи) обязаны :

  • организовать изоляцию больного и передать информацию об этом согласно утвержденной Главным государственным санитарным врачом Республики Узбекистан схеме оповещения;
  • ввести в действие оперативный план мероприятий по локализации и ликвидации эпидемиологического очага;
  • организовать первичные дезинфекционные (дератизационные) и дезинсекционные мероприятия.

Если поступила информация о больном с подозрением на карантинную или особо опасную инфекцию в пути следования транспортного средства, то сотрудники СКП (врачи эпидемиологи) обязаны :

  • требовать от администрации аэропорта, речного порта, железнодорожного вокзала, автомобильного пункта пропуска отвода прибывающего транспортного средства на санитарную стоянку ;
  • информировать об этом вышестоящие инстанции;
  • обеспечить изоляцию больного и лиц, подвергшихся явному риску заражения от него (включая членов экипажа) в изолятор при СКП и забор материала от больного для бактериологического исследования;
  • провести клинико-эпидемиологическое и лабораторное обследование больного (подозрительного) группой консультантов, предусмотренной соответствующим планом противоэпидемических мероприятий, и организовать госпитализацию этих лиц в стационар, предусмотренный тем же планом;
  • осуществить временную изоляцию пассажиров и членов экипажа в резервный изолятор ;
  • реализовать противоэпидемический режим при выявлении во время погранично-таможенного контроля больного (до его госпитализации), а также общавшихся с ним лиц и лиц, находящихся во временном изоляторе;
  • обеспечить проведение текущей дезинфекции, дезинсекции и дератизации транспортного средства, груза и личных вещей больного и помещений изоляторов при СКП и резервного помещения.

Дезинфекция (дератизация, дезинсекция) транспортных средств и помещений пунктов пропуска, багажа и личных вещей больного проводится под руководством сотрудников СКП ведомственными санитарно-эпидемиологическими станциями (при их наличии) или подразделениями территориальных санитарно-эпидемиологический станций по договорам с собственником территории прибытия транспортного средства.

При выявлении больного по прибытию транспортного средства (без предварительной информации о больных) работники СКП выясняют причину отсутствия информации об этом во время рейса и требуют от ответственного лица объяснения расхождения данных санитарной декларации с выявленной обстановкой.

По указанию Минздрава Узбекистана возможно проведение выборочного медицинского (санитарного) контроля транспортных средств без наличия информации о случаях, подозрительных на инфекционные заболевания на этих средствах с целью выяснения эпидемиологической ситуации.

Противоэпидемические мероприятия на транспортном средстве или в помещениях, где выявлены больные с подозрением на карантинную или особо опасную инфекцию, начинаются по требованию СКП, немедленно осуществляются медицинской службой и завершаются без задержек и дискриминации прав человека.

Отметим, что СКП выдает свидетельство, в котором указываются меры, примененные к транспорту, грузам в том числе в контейнерах и лихтерах, использованные методики и причины, обусловившие принятие этих мер. Такое же свидетельство выдается по просьбе пассажиров (членов экипажа) с указанием дат их прибытия, отъезда и мер, примененных к ним и их багажу.

Если поступает отказ от совершения профилактических мер, то транспортное средство и находящиеся в нем лица лишаются прав свободных общений в пункте прибытия, но получают разрешение на немедленное отправление из него без высадки и приема пассажиров, выгрузки и приема груза. Такому транспорту разрешается принимать на борт топливо, воду и продовольствие. Между тем, грузы и товары подвергаются санитарному контролю только в случае, если они прибыли из местности, в которой зарегистрированы случаи инфекционных болезней, вошедших в перечень санитарных Правил, или когда санитарно-эпидемиологическая служба Республики Узбекистан располагает данными о том, что эти грузы могли быть заражены возбудителями указанных инфекций и способствуют их распространению. Они же, перевозимые транзитом без перегрузки, кроме живых животных, не подвергаются никаким санитарным мерам и их не задерживают в аэропорту (речном порту, станции, вокзале). Что касается багажа и ручной клади больного карантинным и особо опасным заболеванием, то они подвергаются дезинфекции (дезинсекции). Вещи лиц, которые контактировали с больным, подвергается такой процедуре только в том случае, если существуют подозрения, что содержит зараженные объекты и насекомых - переносчиков возбудителей болезни.

Специальные мероприятия по предупреждению заноса и распространения болезней:

Если выявляется на транспортном судне больной с соответствующими симптомами, то до установления у него клинического и бактериологического диагноза применяется принцип синдромного подхода. Это является основанием для подозрения на инфекцию и принятия первичных противоэпидемических мер (см. таблицу № 1).

Таблица № 1. Синдромы заболеваний и меры предупреждения распространения эпидемии в Узбекистане

Синдром заболевания, с подозрением на желтую лихорадку: Меры по предупреждению заражения и распространения желтой лихорадки.
- острое начало;

- головная боль, боль в затылке, мышцах спины;

- тошнота и рвота, часто с кровью;

- гиперемия кожи лица, шеи, верхней части груди;

- резкое повышение температуры тела (до 39 градусов по Цельсию выше) в первые 3-4 дня заболевания;

- желтушность склер;

- кровоточивость десен, носовое кровотечение;

- прибытие из местности, неблагополучной по желтой лихорадке.

Инкубационный период желтой лихорадки устанавливается в 6 суток.

 
При выявлении на транспортном средстве больного (подозрительного) желтой лихорадкой последний подлежит госпитализации.

Любое транспортное средство, прибывшее из зараженного района, в случае информации о наличии на борту комаров, подлежит дезинсекции.

Граждане Республики Узбекистан, выезжающие в страны, пораженные или эндемичные по желтой лихорадке, подлежат обязательным прививкам против этой инфекции. Перечень таких стран утверждается Министерством здравоохранения.

Лица, прибывшие из местности пораженной или эндемичной по желтой лихорадке, имеющие признаки инфекционного заболевания, при наличии у них сертификата о вакцинации против этой инфекции, не считаются подозрительными на заболевание желтой лихорадкой.

 
Синдром острой геморрагической лихорадки: Меры по предупреждению заражения и распространения контагиозных вирусных геморрагических лихорадок.
- острое начало с лихорадкой, продолжающейся менее 3-х недель в сочетании любых двух или более признаков;

- геморрагическая сыпь или геморрагическая пурпура;

- общая интоксикация;

- кровь в мокроте;

- кровь в стуле;

- иной геморрагический симптом.

Инкубационный период контагиозных геморрагических вирусных лихорадок (КГВЛ) - лихорадок Лаоса, Эбола, болезни Марбурга и др. принимается равным 21 суткам.

При подозрении на заболевание КГВЛ следует, прежде всего, установить достоверность связи подозреваемого на эти заболевания лица с природным очагом инфекции, а также учесть сведения о ее распространении в стране, откуда прибыл больной. Информацию об эпидемиологической ситуации за рубежом представляет Минздрав Республики Узбекистан.

 
При выявлении больного с синдромом геморрагической лихорадки во время рейса транспортного средства или его прибытия в Узбекистан принимаются следующие меры:

- госпитализация больного осуществляется в специально определенное для этих целей лечебное учреждение с соблюдением противоэпидемического режима;

- изоляция, если риск заражения от больного реален, или медицинское наблюдение за лицами, риск заражения которых мал, общавшихся с больным или загрязненными предметами, в течении указанного срока ;

- дезинфекция в соответствии с инструктивными документами в отношении КГВЛ;

- взятие и пересылка материала от больного (по указанию Минздрава) для лабораторных исследований с соблюдением требований противоэпидемического режима;

- проведение вирусологических и серологических исследований в специализированных лабораториях с учетом максимальной степени эпидемической опасности КГВЛ; перечень таких лабораторий определяется Минздравом республики.

 
Синдром лихорадки, с подозрением на малярию: Меры по предупреждению заражения и распространения малярии и других, передаваемых комарами болезней:
- приступы лихорадки с быстрым подъемом температуры, ознобом, головными болями, болями в мышцах продолжительностью в течении 5-7 часов и повторяющихся ежедневно или через день ("трехдневная" малярия) или через 2 дня ("четырехдневная" малярия);

- внезапная лихорадка, тяжелая интоксикация с головными болями, бредом, судорогами, коллапсом, или с подкожными геморрагиями, легочным, желудочным, кишечным кровотечением (тропическая лихорадка);

- прибытие с территорий, пораженных или эндемичных по малярии.

 
При выявлении на транспортном средстве больного с подобным синдромом проводится госпитализация его в специальное лечебное учреждение для установления клинического и лабораторного диагноза. Транспортное средство, прибывшее с территории, эндемичной по малярии, по прибытию в Узбекистан обследуется на наличие на нем комаров, при их обнаружении, вне зависимости от численности насекомых, проводится дезинсекция транспортного средства. При этом данная процедура проводится до выгрузки багажа и груза.

При наличии на транспортном средстве больного с признаками холеры, чумы, желтой лихорадки, малярии, контагиозных вирусных геморрагических лихорадок, об этом срочно уведомляется местный орган санэпиднадзора и им даются указания о дальнейших действиях по локализации и ликвидации эпидемического очага.

 
Синдром острой диареи, с подозрением на холеру: Меры по предупреждению заражения и распространения холеры:
- выраженные явления энтерита или гастроэнтерита.

Диагноз холера устанавливается при выделении от больного манифестной или субклинической формой диареи культур холерного вибриона 01 классического, холерного вибриона 01 Эльтор (вирулентный вариант) или холерного вибриона 0139 Бенгал. Инкубационный период при холере устанавливается в 5 суток.

Бактериологическое обследование лиц, прибывших на транспортном средстве, на котором выявлен больной острой диареей, или из страны, неблагополучной по холере, не имеющих симптомов инфекционного заболевания, не проводится, кроме как по специальному указанию Минздрава.

Пассажирам и членам экипажа (бригады) транспортного средства, не подвергшихся риску заражения, при общении с больным, после уточнения их маршрута и адреса проживания, может быть разрешен проезд к месту назначения. При этом СКП должен незамедлительно довести эти данные до сведения санитарно-эпидемиологической службы места прибытия людей для установления медицинского наблюдения сроком на пять дней.

 
На транспортном средстве применяются следующие меры:

- срочная изоляция и госпитализация больного в специально выделенные стационары;

- клинико-эпидемиологическое и бактериологическое обследование больного для установления диагноза ;

- изоляция (по эпидемиологическим показаниям с учетом риска заражения) или медицинское наблюдение за пассажирами и членами экипажа (бригады) на срок не более 5 дней, считая время прохождения медицинского и таможенного контроля;

- проводится бактериологическое обследование и профилактическое лечение лиц, изолированных по эпидемиологическим показаниям;

- обеззараживание и удаление воды, пищевых продуктов (за исключением груза), экскрементов и сточных вод, включая балластные, отбросов и любых других веществ, которые считаются зараженными ;

- дезинфекция емкостей для воды и рыбопродуктов (на промысловых судах), а также оборудования для обработки и хранения пищи;

- дезинфекция (дезинсекция) предметов багажа, постельных принадлежностей, одежды больного и лиц общавшихся с ним.

Продукты питания, перевозимые транзитом через Узбекистан в качестве груза с территории, неблагополучной по холере, не подвергаются бактериологическому исследованию, кроме как по распоряжению Минздрава.

 
Острый респираторный синдром, синдром острого лимфоаденита с подозрением на легочную и бубонную чуму: Меры по предупреждению заражения и распространения чумы:
- острое начало с кашлем (или легочная недостаточность), либо с болезненными увеличениями лимфоузлов;

- высокая температура и лихорадочное состояние.

Диагноз чумы устанавливается при выделении от больного культуры "иерсинии пестис", а инкубационный период устанавливается в 6 суток.

Профилактическое лечение иностранных граждан проводится только с их согласия. В случае повышения у них температуры или появления других симптомов в период их изоляции, они подвергаются лечению против чумы, независимо от данных их бактериологического обследования. Транспортное средство считается подозрительным на зараженность чумой при обнаружении падежа грызунов в его помещениях от еще не установленной причины.

 
К человеку:

- срочная госпитализация больного;

- клиническое и бактериологическое обследование больного для установления диагноза;

- изоляция (по эпидемиологическим показаниям с учетом риска заражения) пассажиров и экипажа на срок 6 дней, считая время прохождения медицинского, таможенного и пограничного контроля ;

- медицинское наблюдение в течение 6 дней (со дня обнаружения больного) за остальными пассажирами и членами экипажа, риск заражения которых определен как минимальный, по месту их жительства ;

- дезинфекция и дезинсекция предметов багажа, постельных принадлежностей, одежды лиц, общавшихся с больными, любой части транспортного средства, считающейся зараженной.

Транзитные пассажиры, риск заражения которых признан минимальным, и не нуждающиеся в изоляции, могут продолжать свой маршрут.

К транспорту:

- дератизация и дезинсекция при наличии на нем грызунов или эктопаразитов (блох, клещей).

 

Взаимодействие санитарно-контрольной службы с другими службами:

Медицинский (санитарный) контроль пассажиров, транспортных средств и грузов, ввозимых в Республику Узбекистан и вывозимых из нее, осуществляемый СКП, предшествует другим видам контроля в пунктах пропуска через государственную границу. Пограничный и таможенный контроль следует по окончании медицинского (санитарного) контроля, а также по завершении противоэпидемических мероприятий.

СКП обеспечивает противоэпидемический режим работы сотрудников подразделений пограничного и таможенного контроля, административно-хозяйственного персонала пункта пропуска при обслуживании больного с подозрением на инфекцию, и общавшихся с ним лиц. Он же контролирует соблюдение противоэпидемического режима указанными категориями сотрудников и, в случае нарушения ими режима, принимает меры к их изоляции, обследованию и при необходимости профилактическому лечению. Добавим также, что этот пост имеет неснижаемый запас лечебно-профилактических средств для их экстренного использования в случае возможного заражения своих сотрудников или сотрудников других служб, обслуживающих международные и внутренние рейсы. При непроведении подобного контроля на транспортном средстве, прибывшем из эндемичных территорий по холере, чуме (по указанию Минздрава РУз) малярии, СПИДу в СКП передаются анкеты на прибывших с указанием паспортных данных с последующей передачей в районную СЭС сведений на них для медицинского наблюдения.

В таблице № 2 приводится административная и уголовная ответственность национальных и иностранных граждан за наршение санитарных норм, правил на территории Республики Узбекистан.

Таблица № 2. Административная и уголовная ответственноть за наршения санитарных норм

Кодекс об административной ответственности Уголовный кодекс
Статья 53 "Нарушение санитарного законодательства".Нарушение санитарного законодательства, санитарных норм, правил и гигиенических нормативов,- влечет наложение штрафа на граждан от одного до трех, а на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров заработной платы.

Статья 54 "Нарушение правил борьбы с эпидемиями". Нарушение обязательных правил, установленных в целях предупреждения возникновения или распространения карантинных и других опасных для человека инфекций,- влечет наложение штрафа на граждан от трех до пяти, а на должностных лиц - от десяти до пятнадцати минимальных размеров заработной платы.

 
Статья 257-1 "Нарушение санитарного законодательства или правил борьбы с эпидемиями".Нарушение санитарного законодательства или правил борьбы с эпидемиями, повлекшее массовое заболевание или отравление людей, - наказывается штрафом от пятидесяти до ста минимальных размеров заработной платы или лишением определенного права до пяти лет, или исправительными работами до двух лет либо лишением свободы до трех лет.

То же деяние, повлекшее смерть человека, - наказывается исправительными работами от двух до трех лет или лишением свободы от трех до пяти лет.

То же деяние, повлекшее человеческие жертвы, - наказывается лишением свободы от пяти до восьми лет.

 

В Законе Республики Узбекистан "Об охране природы" в статье 44 "Охрана природы от неконтролируемого и вредного биологического воздействия" оговаривается: "Предприятия, учреждения, организации, оказывающие или могущие оказать вредное биологическое воздействие на природу, обязаны осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий такого воздействия. Получение и использование новых микроорганизмов, вирусов и форм, а также их ввоз в Республику Узбекистан разрешаются только при наличии положительного заключения государственного санитарного надзора".

Подготовил Алишер ТАКСАНОВ, Ассоциация путешественников "Рабат Малик", Ташкент

Еще публикации на эту тему Читать все

Особенности Ярославской кухни

Особенности Ярославской кухни

Об особенностях ярославской кухни руководителю проектов Евразийского содружества специалистов туриндустрии Елене Сергеевой рассказал шеф-повар ресторана гостиницы AZIMUT Отель Ярославль…

    Ваш комментарий

    к списку статей