Туризм жив и едва ли не живее всех остальных отраслей экономики, несмотря на все объективные трудности, которые случились и с нашей страной, и с миром за последние месяцы. На прошедшей в Москве выставке MITT компании, не сговариваясь, дружно вычеркнули слово "кризис" из своего лексикона. Признавая, что ситуация не самая простая, на всех стендах демонстрировали то, чем удивят и привлекут туристов этим летом. Кризис, хотя и не был ни разу назван, ощущался постоянно и во всем. Что еще могло побудить страны, курорты, отели и туркомпании разом настолько улучшить тот продукт, который они подготовили для своих клиентов. "Асент Тревел" даже оформил свой стенд в виде приемного покоя больнице - здесь, как и на всей выставке, готовы дать ответ, что будет дальше и как себя надо вести в сложившейся обстановке.

По традиции выставка MITT считается стартовой отмашкой для летнего туристического сезона. Несмотря на горные лыжи, "зимние пляжи" и Новый год, по статистике, зимой реализуется лишь 20-30% всего годового объема турпродукта. За минувший сезон значительные потери были лишь на фронте ОАЭ - там отельеры выбрали неоправданно жесткую ценовую политику и до половины клиентов отвернулись от направления. Остальные же страны и курорты отработали без заметного снижения относительно прошлого года. Однако точные данные еще не подсчитаны, сейчас силы всех основных игроков сосредоточены на подготовке к лету.

Компания Tez Tour взяла себе отдельный павильон. Здесь решили брать пример с представительств иностранных офисов по туризму: выделили по месту каждому из партнеров - отелей и принимающих компаний, чтобы агентства и клиенты могли задать свои вопросы напрямую тем, кто отвечает за отдых каждого туриста на месте.

Было заметно отсутствие в павильонах и Sunrise. Эта компания всегда выставляла большой и хорошо заметный стенд, но в этом году руководство решило использовать маркетинговый бюджет иначе.

По количеству министров по туризму иностранных государств, которые посетили MITT, был, видимо, поставлен рекорд. Туризм - основной добытчик в ВВП многих стран, и власти старались максимально поддержать отрасль.

Организаторы MITT уверяют, что площадь выставки стала больше, чем год назад. По крайней мере, обычной тесноты и скученности в проходах не наблюдалось. Возможно, помогло дополнительное пространство, а, возможно, несколько сократилось количество посетителей: перед выставкой многие операторы жаловались, что часть их региональных партнеров в этом году не приедет, - дорого обходится такая командировка для небольшого агентства с периферии. Заботясь о своих розничных продавцах, многие компании собирали визитки, передаваемые с земляками, чтобы выслать по почте материалы всем, кто хотел посетить MITT, но по понятным причинам не смог.

Тем не менее, общий настрой можно было выразить словами: "Пока мы едины, мы непобедимы". И на фоне явно сплотившихся (по крайней мере, на выставке) отечественных туроператоров, довольно занятно было наблюдать за "звуковой войной" между Египтом и Малайзией в павильоне "Форум", где были собраны иностранные представительства. Как только у одной страны начиналось некое действо на стенде, другая сразу же выпускала музыкантов, которые старались играть как можно громче - заглушить происходящее у коллег. В общем-то, им это удавалось: на время работы заглушающей команды, жизнь во всем павильоне затихала.

Мы будем жить теперь по-новому

Основной метод борьбы, который избрали едущие игроки туристического рынка: улучшение ассортимента и качества услуг. Оно и понятно: цены, если их считать в евро, по сравнению с годом остались, в большинстве своем, на то же самом уровне или немного упали, а то и сократились. В рублях - возросли обратно пропорционально падению курса рубля. В итоге все заявили расценки с небольшой заложенной нормой прибыли. Такая ситуация не располагает к ценовым воинам. И хотя многие компании громко заявили о своих планах наращивать потоки чуть ли не в несколько раз по всем своим направлениям, привлекать они будут не пятикопеечной ценой, как многие делали раньше.

"В это лето по нашему главному направлению - Испании - мы вступаем с новым принимающим партнером - "Натали Турс Инкаминг, - объявил на пресс-конференции президент "Натали Турс" Владимир Воробьев. - Мы уже отработали со своей местной компанией зиму в Андорре и получили рост потока, теперь надеемся на такой же результат летом". Уже сейчас в распоряжении "НТ Инкаминг" есть 10 офисов по всему испанскому побережью и на островах. Постоянный штат компании 90 человек, летом он возрастает в полтора раза. Работа с таким партнером на приеме позволит постоянно иметь по одному-двух человек во всех основных отелях, которые придут на помощь туристам в любой ситуации - будь то перевести заказ в ресторане или вызвать врача.

"Натали Турс" объявила о своих планах по усилению лидерских позиций. Сейчас доля компании составляет порядка 50%, и новый уровень качества работы оператора, имеющего такой объем, подтолкнет всех коллег на направлении повышать качество обслуживания своих клиентов "на земле". У компании в прошлом году был рост на 20%. В планах - сохранить этот показатель неизменным и в текущем году.

В Израиле из-за кризиса поток вроде бы сократился. Но при этом из-за отмены виз существенно возрос. Негативная и позитивная тенденции сбалансировали друг друга. Эффект пока что посчитать трудно: виза была отменена с 20 сентября 2008 года, что несколько испортило жизнь статистикам. Всего за 2008 год из России в Израиль выехали 368 тыс. туристов. Как объяснила представитель министерства туризма Израиля Елена Константидис, это, в основном, две столицы, регионы пока что едут не слишком активно, - сказывается отсутствие прямых перелетов. Представитель авиакомпании El-Al в России Игорь Вайсбург отметил в этой связи, что его задача на выставке - искать заказы. Если какой-то регион готов обеспечить более или менее стабильный поток, туда может быть открыт рейс. Сейчас в стране активно развивают русскоязычный сервис, готовятся принять возросший поток безвизовых россиян.

Стабильность - признак класса

Этот девиз взяли за руководство к действию руководители большинства отелей. Не повышая цен, они стремятся сохранять и преумножать качество отдыха, который получают их постояльцы. Испанский отельный холдинг Sol Melia даже рассказывать про конкретные новинки не стал. Просто собрал всех своих партнеров в Институте Сервантеса и быстро, в обзорном режиме, напомнил о всех своих восьми брендах, готовых принять клиентов по всему миру - от Юго-Восточной Азии и до Кубы.

Греческая сеть отелей Mitsis - самая большая в стране. Хорошо известный на русском рынке Aldemar - примерно ее четверть по объему. До недавнего времени здесь принимали только европейских клиентов. Однако с прошлого года Mitsis работает и с Россией. За первый, 2008 год, здесь отдохнули 4 тыс. россиян. В этом году, по планам гендиректора всей сети, греческого миллионера господина Mitsis, их чесло возрастет в пять раз - до 20 тыс. Цифра кажется невероятной, но уже к середине марта в отелях сети Mitsis остановились 4 тыс. гостей из России. А ведь сезон еще толком не начался.

Всего под флагом Mitsis представлены двадцать отелей. Еще пять войдут в строй в течение нескольких ближайших лет. Сейчас идет их стройка. Возможно, сеть удастся расширить еще больше, - если по сходной цене удастся дополнительно купить какие-то из существующих отелей. Сейчас же Mitsis принимает всего 350 тыс. постояльцев, средняя продолжительность пребывания каждого клиента - 10 дней.

"Я плыву в королевство Марокко, в замечательный город Танжер", - слова песни Александра Городницкого на сегодня очень актуальны: приплыть в Марокко для россиянина сейчас проще, чем прилететь. Разговоры о возобновлении регулярного рейсам ведутся уже несколько лет, пока же приходится довольствоваться капризными чартерными цепочками, которые операторы то ставят, то, к огорчению министра по туризму этой страны Мохаммеда Бусаидглавы, снимают. Royal Maroc провел предварительные переговоры с "Аэрофлотом", и теперь авиакомпания ожидает, когда Boeing поставит заказанный самолет Dreamliner (B-767). Возможно, тогда ситуация улучшится. Пока же из 8 млн ежегодных гостей Марокко (рост в 2008 году на 7% по сравнению с 2007) россиян только 17 тыс. туристов. Оптимистичный прогноз на этот год - 50 тыс. Для достижения этого результата, помимо прямого регулярного рейса, будет проведена рекламная кампания страны и ее курортов, которые активно строятся и обновляются.

MITT закончился. Эстафету у него подхватил "Интурмаркет", который, как обычно, открывали министр по туризму, члены правительств, послы и губернаторы. Но, по праву старшенства, Именно выставка на Красной Пресне дала отмашку к началу летнего сезона. Грустить и охать никто не собираются: все готовы засучить рукава и взяться за дело, доказывать свое право на продолжения бизнеса хорошей работой и высоким уровнем сервиса. Именно на это могут рассчитывать туристы будущим летом.

Алексей Дуэль