В свое время Российский союз туриндустрии был против отмены лицензирования туроператорской и турагентской деятельности, так как считает, что этот рынок нельзя оставлять без государственного регулирования - слишком велик риск недобросовестного ведения бизнеса. Тем не менее, лицензирование с 1 января 2007 года отменили. И вот результат. По словам президента РСТ Сергея Шпилько, по окончании кризиса в конце 2009 года начался резкий рост числа новых агентств. Поверив в миф о больших доходах, в турбизнес ринулись все кому не лень. Пришли и нечистые на руку люди, которые поняли, что здесь можно сорвать куш и избежать наказания. Войти на рынок очень просто: достаточно зарегистрировать юридическое лицо или ИЧП и арендовать офис. Агентства открываются для жены, подруги, детей, под сезон. Вот статистика. С средины июля по середину августа в Общероссийском генеральном реестре турагентств зарегистрировались 289 фирм, во второй половине августа еще151 агентство. Больше всего зарегистрировалось в Москве  - 27 и Санкт-Петербурге -15. На сегодняшний день в реестре числится 7935 агентств. Такие темпы привели к удвоению числа турфирм в некоторых городах. Так, в начале 2009 года в Красноярске работало 130 агентств, а сейчас 300. Такая же ситуация в Ижевске.

Усиление конкуренции привело к массовому демпингу, говорит Сергей Шпилько. Чтобы завлечь клиентов, многие агентства стали предлагать необоснованно завышенные скидки. Имея от оператора комиссию в10-12%, они продают туры со скидкой до10%. Нередко можно увидеть рекламу: «Подберите любойтур и купите его у нас со скидкой 10 %». Если работать честно, оставшейся части комиссионных просто не хватит, чтобы обеспечить нормальную работу офиса.

Региональные отделения РСТ пытаются реагировать на эту ситуацию. По словам Шпилько, компании, входящие в Удмуртское отделение РСТ, ввели платный подбор туров. Они предлагают клиентам заключить договор и предварительно заплатить 1000 рублей, которые в случае покупки тура включаются в его стоимость. Агентства Южно-Кузбасского объединения туриндустрии подписали соглашение об установлении максимально допустимой скидки на турпродукт. К нему присоединились 44 турфирмы Новокузнецка. Благодаря этому удалось предотвратить массовые рекламные публикации о предоставлении скидок по принципу «кто больше». А некоторые московские операторы начали отключать от системы он-лайн бронирования демпингующие региональные агентства.  

Как только у агентств начинаются денежные проблемы, говорит пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина, они закрываются. При этом многие агентства исчезают, не выполнив своих обязательств перед клиентами и не вернув им деньги. Есть и такие, кто заведомо обманывал клиентов. Так, в Санкт-Петербурге  в этом году  5 громких скандалов. Не рассчитавшись с клиентами самоликвидировались 2 оператора и 3 агентства. Только за июль-август в правовую комиссию РСТ поступило более 20 обращений об исчезновениях турагентств. При этом редкое агентство уходит с рынка  цивилизованно, пройдя процедуру банкротства.

По словам руководителя правовой комиссии РСТ Георгия Мохова, такая ситуация сложилась в турбизнесе во многом благодаря безнаказанности руководителей турагентств. Так, например, в гражданском праве предел ответственности юридического лица – уставной капитал. А это обычно всего лишь 10 тыс. рублей. Вот такой суммой фирма будет отвечать при долге в миллионы рублей. «Когда долги зашкаливают. – говорит Георгий Мохов, – есть соблазн закрыть старую фирму и открыть в том же самом офисе новую и снова собирать деньги с клиентов и не выполнять обязательства».  В уголовном праве таких людей ожидает более серьезное наказание. Согласно ст.159, часть 3 УК РФ при ущербе более 250 тыс. рублей человек наказывается лишением свободы на срок от 2 до 6 лет. Но нужно доказать его умысел в хищении денег. Сделать это, по словам Георгия Мохова, очень трудно. Чаще всего правоохранительные органы считают, что имел место обычный предпринимательский риск, и уголовное дело не возбуждают.

Что же делать? По мнению РСТ, только инициативой снизу проблему не решить. Нужна  помощь властей. Так, необходимо включить турагентскую деятельность в перечень видов предпринимательской деятельности, упомянутых в постановлении правительства РФ 3584 от 16 июля 2009 г. «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности». Стоит также подумать о запрете доступа на рынок в качестве учредителей новых компаний тех лиц, которые не выполняют решения суда по погашению долгов перед клиентами. Полезной была бы и такая мера как введение обязательного минимального размера уставного капитала для юридических лиц, осуществляющих турагентскую деятельность. РСТ надеется, что законодатели обеспокоятся сложившимся положением на туристическом рынке и начнут диалог с отраслевыми союзами. РСТ также приглашает участников рынка и заинтересованные организации обсудить эти проблемы на очередном заседании Правления и Регионального совета РСТ, которое состоялось 23 сентября в рамках выставки «Отдых 2010».

Но в любом случае потребители туруслуг должны и сами вести себя разумно и проявлять бдительность. Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонФОП) Дмитрий Янин советует им не гнаться за повышенными скидками, а иметь дело только с фирмами, добросовестно работающими на рынке на протяжении многих лет. Таких компаний в России немало.

Текст Владимир Савельев