Наш сайт существует и развивается показывая онлайн-рекламу нашим посетителям.
Пожалуйста, подумайте о поддержке, отключив блокировку рекламы для нашего сайта. Спасибо!

Путешествие по Государевой дороге, или В поисках путевых дворцов

Очень часто случается, что мы не замечаем то интересное и значимое, что находится вокруг нас только потому, что ничего об этом не знаем. Казалось бы все интересное на федеральной трассе М-10 Москва - Санкт-Петербург уже давно известно, но...

Россия Автопутешествие, Достопримечательности, Статьи по странам

Очень часто случается, что мы не замечаем то интересное и значимое, что находится вокруг нас только потому, что ничего об этом не знаем. Казалось бы все интересное на федеральной трассе М-10 Москва - Санкт-Петербург уже давно известно.

Так я думал, пока не решил отправиться в небольшую экспедицию с одной лишь целью - найти и сфотографировать те путевые дворцы, которые еще сохранились на бывшей «Государевой дороге». Отправной точкой в принятии подобного решения стало знакомство с научной статьей Смирнова Георгия Константиновича, научного сотрудника Государственного института искусствознания «Путевые дворцы Екатерины II в провинциальных городах России», которую я обнаружил в книге «Государева дорога» и ее дворцы» (Тверь, 2003 г.).

Но сперва уточним, когда и почему вообще появилось слово «путевой дворец», ведь поначалу, вплоть до середины XVIII века было в обиходе слово «двор». Именно в это время «в связи с устройством специальных «дворов», предназначенных для царствующих особ во время путешествий, такие «дворы» стали именоваться «путевыми дворцами» ( Л.Д. Тыдман «Объемно-пространственная композиция домов-дворцов XVIII в.». « Памятники русской архитектуры и монументального искусства». М. «Наука», 1985 г.).

Для начала я решил исследовать наиболее интересный отрезок пути от Москвы до Великого Новгорода. Все путешествие заняло все три дня, но впечатлений осталось на целый год…

Первый путевой дворец на Московском направлении – Петровский- сегодня находится уже в черте Москвы на Ленинградском проспекте. Он существенно отличается от остальных, так как построен в стиле русской неоготической архитектуры. Дворец возведен по приказу Екатерины II в 1776—1780-х годах в честь успешного завершения русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Дворец строился по проекту архитектора Матвея Казакова на подъездах к Москве, как резиденция для отдыха знатных особ после долгой дороги из Петербурга, отсюда его название — «путевой».

Следующий путевой дворец был обнаружен в Солнечногорске, который раньше назывался немного иначе - Солнечная Гора. Найти его оказалось довольно просто. Сегодня это одно из самых красивых мест в городе, где разместился местный краеведческий музей. А в сквере внутреннего дворика нас встретил бюст историка Татищева.

В вышеназванной книге читаем: «Местоположение путевого дворца, разумеется, было связано с трассой дороги, но при этом он мог стоять, как в центре города (например, Тверь, Новгород, Вышний Волочок), так и на его окраине, у самой заставы (например, Клин)». Вот мы и в Клину. Но, как и в любой другой экспедиции, нас могут ждать как удачи, так и разочарования. В Клину, к сожалению, не удалось обнаружить ни самого путевого дворца, ни того места, где он когда-то находился.
Пока путевые дворцы были связаны с городами, а вот на территории Тверской области нас ждала встреча с сельским путевым дворцом. И находится он в старинном селе Городня - одном из самых живописных мест Тверской земли.

Здесь, неподалеку от самой древней церкви на Тверской земле – церкви Рождества Богородицы, построенной в конце XIV века, находится сохранившийся до наших дней, правда в перестроенном виде, местный путевой дворец.

А вот и Тверь. В отличие от других своих «собратьев» местный путевой дворец называется Большой Императорский и находится он на пл. Революции. Тверской путевой дворец начали строить через год после памятного пожара 1763 года, и полностью закончили только в 1778 году. Построенный в переходном стиле от барокко к классицизму по проекту архитектора Петра Никитина, и перестроенный впоследствии Карлом Росси, этот дворец был первым и самым красивым среди целой россыпи путевых дворцов Государевой дороги. Забегая вперед, скажем, что несмотря даже на сегодняшнее, далеко не самое лучшее его состояние, он таковым и остается.

Когда-то эта площадь называлась Дворцовой и Соборной, и напротив путевого дворца величественно возвышалась главная святыня Тверской земли – Спасо-Преображенский собор. Собор был уничтожен в 1936 году, но в 2012 его начали восстанавливать. На такое соседство – путевого дворца и храма - мы обратим особое внимание. Эта характерная деталь не раз поможет нам в наших поисках. Ведь о набожности Екатерины II хорошо известно. Приехав в Россию, она приняла православную веру и строго соблюдала все православные обычаи. И если рядом с дворцом не было уже храма, то он должен был там появиться.

Не будем терять время и продолжим путь. После Твери первая остановка будет в странном русском селе Медное. Для этого нам надо съехать с трассы. Это совсем рядом, не более 20 км от Твери. Село известно еще с конца XIV- начала XV веков. Есть предположение, что изначально село принадлежало новгородскому посаднику Юрию Онциферовичу, который впоследствии продал его новгородскому боярину Михаилу Федоровичу Фомину-Крюку. Когда-то это был, как бы сейчас сказали, крупный транспортный узел, ведь здесь была и ямская станция на главной дороге России, и пристань на реке Тверце – одной из главных артерий первой искусственной водной системы страны – Вышневолоцкой. Был в Медном и путевой дворец, о чем пишет в своей статье Г.К. Смирнов: « В указе тверского наместнического правления 1780 г. о составлении плана и сметы дворца в селе Медное губернскому архитектору Ф.Ф. Штенгелю. прямо предписывалось выполнить их «по примеру Новоторжского дворца с флигелями».

Путевого дворца сейчас в Медном нет, есть лишь его развалины. Как и путевой дворец в Торжке, он был двухэтажным. Расположенный напротив храма - Казанской церкви 1764 года постройки, он создавал единый архитектурный комплекс с церковью, построенной тоже в это время. Единственно, что осталось, так это установить - принадлежат ли настоящие развалины к путевому дворцу или нет. Но это дело уже ученых.

Продолжим путь по Государевой дороге, которая проходит немного в стороне от современной автотрассы М-10, минуем деревню Ямок и вскоре окажемся в одном из самых древних русских городов - Торжке. Но, немного не доезжая до Торжка, постараемся не пропустить поворот налево с указателем «Раёк 3 км». Посетить это место стоит потому, что усадьба Глебовых–Стрешневых, которая здесь находится, тоже служила своеобразным путевым дворцом, особенно для императорской семьи. Начало строительства относится к 1787 году. Сама же усадьба построена по проекту архитектора Н. А. Львова в классическом стиле.

В Торжке путевой дворец сохранился хорошо, а вернее весь комплекс его исторической застройки. Ему повезло больше, чем гостинице Пожарских, правда ни посетить, ни даже подойти нему мы не сможем - дворец ждет своей реставрации.

История создания дворца в Торжке связана с новгородским губернатором Я.Е. Сиверсом, который якобы получил устное распоряжение от императрицы построить его «на пристойном месте, с коего б город и новое в нем каменное строение видны были». Может показаться странным, почему новгородский губернатор распоряжался строительными работами в Торжке. Дело в том, что Тверская губерния была создана только в 1796 году. Разумеется, пожелания императрицы было выполнено в точности. Жаль, что мы не можем еще полюбоваться видом, который открывается из окон дворца, построенном в 1775 году по проекту архитектора П.Р. Никитина на высоком берегу Тверцы, на Красной горе в стиле позднего барокко и включает главное 2-этажное здание и два одноэтажных флигеля.

В настоящее время дворец является ярким примером провинциальной архитектуры в стиле русского классицизма.

Между Торжком и Вышним Волочком располагается старинное русское село с необычным названием – Выдропужск или, как его раньше называли, Выдропуск, которое известно с конца XVI в. как ямская слобода на тракте Москва – Новгород. Сохранились здесь и остатки путевого дворца, которые можно увидеть на сельской площади. Дворец в Выдропужске был построен по тому же проекту, что и дворец в Городне. Поэтому если когда-то появится желающий его восстановить, есть сооружение, которое можно взять за образец.

Почти 300 километров позади. И мы попадаем в удивительный город под названием Вышний Волочек. Миновать его нам не удастся, так как он лежит, как и прежде на трассе. Часто этот город называют «Тверская Венеция»…и не случайно. Здесь 40 мостов через реки и каналы, десятки километров набережных, многие из которых одеты в гранит.

С путевым же дворцом в Вышнем Волочке, а и вовсе вышла целая история. Долгие годы за путевой дворец принималось одно из лучших зданий в городе на углу Ленинградского шоссе и ул. Артюхина, которое на поверку оказалось городской усадьбой. Настоящий же путевой дворец, дошедший да нас в перестроенном виде, находится на Осташковской улице, дом 3. Но если сравнить эти два здания, то предпочтение обязательно будет отдано первому. Это и объясняет существовавшую долгие годы неразбериху. Тем более что оба строения находятся в непосредственной близости.

В вышневолоцком путевом дворце Екатерины II побывала во время своего путешествия по Вышневолоцкой водной системе в 1785 году, когда императрица совершила путешествие отсюда до Великого Новгорода. Как и в предыдущих поездках, в частности в ее путешествии по Волге в 1767, специально для этого был построен небольшой флот. После успешного завершения путешествия императорская галера было подарена Новгороду, где и была уничтожена во время Великой Отечественной войны.

Именно в Вышнем Волочке мы решили заночевать, чтобы не спеша на следующий день продолжить наше путешествие по отечественной истории…

Знакомство со следующим путевым дворцом нас ждет уже в Новгородской области, в городе Валдае (386 км трассы Москва- Санкт- Петербург, 220 км от Твери и 140 км от В.Новгорода). В своей поездке для нахождения местоположения путевого дворца я часто прибегал к помощи местных жителей. Иногда это было просто, а иногда, как в Валдае, не очень. И от этого всегда становилось немного грустно, ведь получалось так, что сами жители не знали своей же истории…

В Валдае путевой дворец (1775-76 г.г.) настолько перестроен, что было довольно сложно в нем признать сооружение, некогда предназначенное для царственных особ. Оно занимает безусловно одно из самых выгодных мест - на вершине горы, откуда открывается вид не только на город, но и на Валдайское озеро, на одном из островов которого виден полностью восстановленный монастырь Иверской Божьей Матери.

В статье Смирнова читаем: «Путевой дворец в Валдае был построен одновременно с новоторжским. По своему внешнему облику главный корпус очень близок дворцу в Торжке, отличаясь от него лишь незначительными деталями». Хотя правильнее было бы сказать «был когда-то очень близок».

И снова, как уже не раз мы видели раньше, перед дворцом церковь, в данном конкретном случае построена по проекту, уже известного нам архитектора Львова, в его любимым псевдоитальянском стиле. Это церковь Св. Екатерины (1793 г.), где сейчас расположился музей колокольчиков- потомков древнего Вечевого колокола, который везли из Великого Новгорода и который «выпрыгнул» здесь из саней и разбился на сотни мелких валдайских колокольчиков…Так гласит старая легенда.

Церковь в Валдае изначально строилась как «путевая» для императрицы Екатерины II, а это значит, наше предположение о том, что путевой дворец и церковь должны были составлять некое единое целое, оказалось верным.  В поселке Крестцы, которому еще в 1776 году был присвоен городской статус путевой дворец был построен в 1778-83 г.г. Внешний облик его главного корпуса во всем совпадает с валдайским дворцом..», - пишет в своей статье Г.К. Смирнов. Считается, что один из флигелей местного путевого дворца стал частью районной больницы.

В Великом Новгороде – столице некогда славной феодально-вечевой республики, устроимся на ночлег. И на следующий день с новыми силами мы осмотрели многочисленные достопримечательности этого, по-настоящему великого города, в том числе, разумеется, и его путевой дворец. Что же касается путевого дворца в Великом Новгороде, то существующий ныне дворец был построен в первой трети XIX века на месте первоначального путевого дворца, построенного между 1760 и 1770 годами. И сегодня территорию дворца огораживает очень живописная, и довольно редкая для провинциальных городов, старинная ампирная ограда с чугунной литой решеткой.

Пообедав и немного передохнув, мы с чувством выполненного долга отправились домой.

Виктор Грибков-Майский

Источник: 100dorog.ru

Еще публикации на эту тему Читать все

Особенности Ярославской кухни

Особенности Ярославской кухни

Об особенностях ярославской кухни руководителю проектов Евразийского содружества специалистов туриндустрии Елене Сергеевой рассказал шеф-повар ресторана гостиницы AZIMUT Отель Ярославль…

    Ваш комментарий

    к списку статей