Наш сайт существует и развивается показывая онлайн-рекламу нашим посетителям.
Пожалуйста, подумайте о поддержке, отключив блокировку рекламы для нашего сайта. Спасибо!

Путешествие по Государевой дороге, или В поисках путевых дворцов

Очень часто случается, что мы не замечаем то интересное и значимое, что находится вокруг нас только потому, что ничего об этом не знаем. Казалось бы все интересное на федеральной трассе М-10 Москва - Санкт-Петербург уже давно известно, но...

Россия Автопутешествие, Достопримечательности, Статьи по странам

Очень часто случается, что мы не замечаем то интересное и значимое, что находится вокруг нас только потому, что ничего об этом не знаем. Казалось бы все интересное на федеральной трассе М-10 Москва - Санкт-Петербург уже давно известно.

Так я думал, пока не решил отправиться в небольшую экспедицию с одной лишь целью - найти и сфотографировать те путевые дворцы, которые еще сохранились на бывшей «Государевой дороге». Отправной точкой в принятии подобного решения стало знакомство с научной статьей Смирнова Георгия Константиновича, научного сотрудника Государственного института искусствознания «Путевые дворцы Екатерины II в провинциальных городах России», которую я обнаружил в книге «Государева дорога» и ее дворцы» (Тверь, 2003 г.).

Но сперва уточним, когда и почему вообще появилось слово «путевой дворец», ведь поначалу, вплоть до середины XVIII века было в обиходе слово «двор». Именно в это время «в связи с устройством специальных «дворов», предназначенных для царствующих особ во время путешествий, такие «дворы» стали именоваться «путевыми дворцами» ( Л.Д. Тыдман «Объемно-пространственная композиция домов-дворцов XVIII в.». « Памятники русской архитектуры и монументального искусства». М. «Наука», 1985 г.).

Для начала я решил исследовать наиболее интересный отрезок пути от Москвы до Великого Новгорода. Все путешествие заняло все три дня, но впечатлений осталось на целый год…

Первый путевой дворец на Московском направлении – Петровский- сегодня находится уже в черте Москвы на Ленинградском проспекте. Он существенно отличается от остальных, так как построен в стиле русской неоготической архитектуры. Дворец возведен по приказу Екатерины II в 1776—1780-х годах в честь успешного завершения русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Дворец строился по проекту архитектора Матвея Казакова на подъездах к Москве, как резиденция для отдыха знатных особ после долгой дороги из Петербурга, отсюда его название — «путевой».

Следующий путевой дворец был обнаружен в Солнечногорске, который раньше назывался немного иначе - Солнечная Гора. Найти его оказалось довольно просто. Сегодня это одно из самых красивых мест в городе, где разместился местный краеведческий музей. А в сквере внутреннего дворика нас встретил бюст историка Татищева.

В вышеназванной книге читаем: «Местоположение путевого дворца, разумеется, было связано с трассой дороги, но при этом он мог стоять, как в центре города (например, Тверь, Новгород, Вышний Волочок), так и на его окраине, у самой заставы (например, Клин)». Вот мы и в Клину. Но, как и в любой другой экспедиции, нас могут ждать как удачи, так и разочарования. В Клину, к сожалению, не удалось обнаружить ни самого путевого дворца, ни того места, где он когда-то находился.
Пока путевые дворцы были связаны с городами, а вот на территории Тверской области нас ждала встреча с сельским путевым дворцом. И находится он в старинном селе Городня - одном из самых живописных мест Тверской земли.

Здесь, неподалеку от самой древней церкви на Тверской земле – церкви Рождества Богородицы, построенной в конце XIV века, находится сохранившийся до наших дней, правда в перестроенном виде, местный путевой дворец.

А вот и Тверь. В отличие от других своих «собратьев» местный путевой дворец называется Большой Императорский и находится он на пл. Революции. Тверской путевой дворец начали строить через год после памятного пожара 1763 года, и полностью закончили только в 1778 году. Построенный в переходном стиле от барокко к классицизму по проекту архитектора Петра Никитина, и перестроенный впоследствии Карлом Росси, этот дворец был первым и самым красивым среди целой россыпи путевых дворцов Государевой дороги. Забегая вперед, скажем, что несмотря даже на сегодняшнее, далеко не самое лучшее его состояние, он таковым и остается.

Когда-то эта площадь называлась Дворцовой и Соборной, и напротив путевого дворца величественно возвышалась главная святыня Тверской земли – Спасо-Преображенский собор. Собор был уничтожен в 1936 году, но в 2012 его начали восстанавливать. На такое соседство – путевого дворца и храма - мы обратим особое внимание. Эта характерная деталь не раз поможет нам в наших поисках. Ведь о набожности Екатерины II хорошо известно. Приехав в Россию, она приняла православную веру и строго соблюдала все православные обычаи. И если рядом с дворцом не было уже храма, то он должен был там появиться.

Не будем терять время и продолжим путь. После Твери первая остановка будет в странном русском селе Медное. Для этого нам надо съехать с трассы. Это совсем рядом, не более 20 км от Твери. Село известно еще с конца XIV- начала XV веков. Есть предположение, что изначально село принадлежало новгородскому посаднику Юрию Онциферовичу, который впоследствии продал его новгородскому боярину Михаилу Федоровичу Фомину-Крюку. Когда-то это был, как бы сейчас сказали, крупный транспортный узел, ведь здесь была и ямская станция на главной дороге России, и пристань на реке Тверце – одной из главных артерий первой искусственной водной системы страны – Вышневолоцкой. Был в Медном и путевой дворец, о чем пишет в своей статье Г.К. Смирнов: « В указе тверского наместнического правления 1780 г. о составлении плана и сметы дворца в селе Медное губернскому архитектору Ф.Ф. Штенгелю. прямо предписывалось выполнить их «по примеру Новоторжского дворца с флигелями».

Путевого дворца сейчас в Медном нет, есть лишь его развалины. Как и путевой дворец в Торжке, он был двухэтажным. Расположенный напротив храма - Казанской церкви 1764 года постройки, он создавал единый архитектурный комплекс с церковью, построенной тоже в это время. Единственно, что осталось, так это установить - принадлежат ли настоящие развалины к путевому дворцу или нет. Но это дело уже ученых.

Продолжим путь по Государевой дороге, которая проходит немного в стороне от современной автотрассы М-10, минуем деревню Ямок и вскоре окажемся в одном из самых древних русских городов - Торжке. Но, немного не доезжая до Торжка, постараемся не пропустить поворот налево с указателем «Раёк 3 км». Посетить это место стоит потому, что усадьба Глебовых–Стрешневых, которая здесь находится, тоже служила своеобразным путевым дворцом, особенно для императорской семьи. Начало строительства относится к 1787 году. Сама же усадьба построена по проекту архитектора Н. А. Львова в классическом стиле.

В Торжке путевой дворец сохранился хорошо, а вернее весь комплекс его исторической застройки. Ему повезло больше, чем гостинице Пожарских, правда ни посетить, ни даже подойти нему мы не сможем - дворец ждет своей реставрации.

История создания дворца в Торжке связана с новгородским губернатором Я.Е. Сиверсом, который якобы получил устное распоряжение от императрицы построить его «на пристойном месте, с коего б город и новое в нем каменное строение видны были». Может показаться странным, почему новгородский губернатор распоряжался строительными работами в Торжке. Дело в том, что Тверская губерния была создана только в 1796 году. Разумеется, пожелания императрицы было выполнено в точности. Жаль, что мы не можем еще полюбоваться видом, который открывается из окон дворца, построенном в 1775 году по проекту архитектора П.Р. Никитина на высоком берегу Тверцы, на Красной горе в стиле позднего барокко и включает главное 2-этажное здание и два одноэтажных флигеля.

В настоящее время дворец является ярким примером провинциальной архитектуры в стиле русского классицизма.

Между Торжком и Вышним Волочком располагается старинное русское село с необычным названием – Выдропужск или, как его раньше называли, Выдропуск, которое известно с конца XVI в. как ямская слобода на тракте Москва – Новгород. Сохранились здесь и остатки путевого дворца, которые можно увидеть на сельской площади. Дворец в Выдропужске был построен по тому же проекту, что и дворец в Городне. Поэтому если когда-то появится желающий его восстановить, есть сооружение, которое можно взять за образец.

Почти 300 километров позади. И мы попадаем в удивительный город под названием Вышний Волочек. Миновать его нам не удастся, так как он лежит, как и прежде на трассе. Часто этот город называют «Тверская Венеция»…и не случайно. Здесь 40 мостов через реки и каналы, десятки километров набережных, многие из которых одеты в гранит.

С путевым же дворцом в Вышнем Волочке, а и вовсе вышла целая история. Долгие годы за путевой дворец принималось одно из лучших зданий в городе на углу Ленинградского шоссе и ул. Артюхина, которое на поверку оказалось городской усадьбой. Настоящий же путевой дворец, дошедший да нас в перестроенном виде, находится на Осташковской улице, дом 3. Но если сравнить эти два здания, то предпочтение обязательно будет отдано первому. Это и объясняет существовавшую долгие годы неразбериху. Тем более что оба строения находятся в непосредственной близости.

В вышневолоцком путевом дворце Екатерины II побывала во время своего путешествия по Вышневолоцкой водной системе в 1785 году, когда императрица совершила путешествие отсюда до Великого Новгорода. Как и в предыдущих поездках, в частности в ее путешествии по Волге в 1767, специально для этого был построен небольшой флот. После успешного завершения путешествия императорская галера было подарена Новгороду, где и была уничтожена во время Великой Отечественной войны.

Именно в Вышнем Волочке мы решили заночевать, чтобы не спеша на следующий день продолжить наше путешествие по отечественной истории…

Знакомство со следующим путевым дворцом нас ждет уже в Новгородской области, в городе Валдае (386 км трассы Москва- Санкт- Петербург, 220 км от Твери и 140 км от В.Новгорода). В своей поездке для нахождения местоположения путевого дворца я часто прибегал к помощи местных жителей. Иногда это было просто, а иногда, как в Валдае, не очень. И от этого всегда становилось немного грустно, ведь получалось так, что сами жители не знали своей же истории…

В Валдае путевой дворец (1775-76 г.г.) настолько перестроен, что было довольно сложно в нем признать сооружение, некогда предназначенное для царственных особ. Оно занимает безусловно одно из самых выгодных мест - на вершине горы, откуда открывается вид не только на город, но и на Валдайское озеро, на одном из островов которого виден полностью восстановленный монастырь Иверской Божьей Матери.

В статье Смирнова читаем: «Путевой дворец в Валдае был построен одновременно с новоторжским. По своему внешнему облику главный корпус очень близок дворцу в Торжке, отличаясь от него лишь незначительными деталями». Хотя правильнее было бы сказать «был когда-то очень близок».

И снова, как уже не раз мы видели раньше, перед дворцом церковь, в данном конкретном случае построена по проекту, уже известного нам архитектора Львова, в его любимым псевдоитальянском стиле. Это церковь Св. Екатерины (1793 г.), где сейчас расположился музей колокольчиков- потомков древнего Вечевого колокола, который везли из Великого Новгорода и который «выпрыгнул» здесь из саней и разбился на сотни мелких валдайских колокольчиков…Так гласит старая легенда.

Церковь в Валдае изначально строилась как «путевая» для императрицы Екатерины II, а это значит, наше предположение о том, что путевой дворец и церковь должны были составлять некое единое целое, оказалось верным.  В поселке Крестцы, которому еще в 1776 году был присвоен городской статус путевой дворец был построен в 1778-83 г.г. Внешний облик его главного корпуса во всем совпадает с валдайским дворцом..», - пишет в своей статье Г.К. Смирнов. Считается, что один из флигелей местного путевого дворца стал частью районной больницы.

В Великом Новгороде – столице некогда славной феодально-вечевой республики, устроимся на ночлег. И на следующий день с новыми силами мы осмотрели многочисленные достопримечательности этого, по-настоящему великого города, в том числе, разумеется, и его путевой дворец. Что же касается путевого дворца в Великом Новгороде, то существующий ныне дворец был построен в первой трети XIX века на месте первоначального путевого дворца, построенного между 1760 и 1770 годами. И сегодня территорию дворца огораживает очень живописная, и довольно редкая для провинциальных городов, старинная ампирная ограда с чугунной литой решеткой.

Пообедав и немного передохнув, мы с чувством выполненного долга отправились домой.

Виктор Грибков-Майский

Источник: 100dorog.ru

Еще публикации на эту тему Читать все

Безопасно ли сегодня путешествовать людям старше 60 лет?

Безопасно ли сегодня путешествовать людям старше 60 лет?

Люди старше 60 получили неоднозначные рекомендации о путешествиях от Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в свете появления нового варианта COVID-19 - Omicron…

Новости по теме Читать все

Эксперты рассказали, сколько сейчас стоят авиабилеты на новогодние праздники 

Эксперты рассказали, сколько сейчас стоят авиабилеты на новогодние праздники 

По данным Aviasales, авиабилеты на самые популярные направления этих каникул с вылетом из Москвы стоят от 5 тысяч рублей. Самым популярным внутренним направлением традиционно стал Санкт-Петербург,…

    Ваш комментарий

    Загрузка...

    к списку статей