Наш сайт существует и развивается показывая онлайн-рекламу нашим посетителям.
Пожалуйста, подумайте о поддержке, отключив блокировку рекламы для нашего сайта. Спасибо!

Маяк

С древности и до наших дней морские маяки играют важную роль в обеспечении безопасного судоходства как важные навигационные ориентиры. Благодаря их путеводному лучу за прошедшие века были спасены многие тысячи жизней и сотни судов.

Великобритания, Греция, Россия Статьи по странам

С древности и до наших дней морские маяки играют важную роль в обеспечении безопасного судоходства как важные навигационные ориентиры. Благодаря их путеводному лучу за прошедшие века были спасены многие тысячи жизней и сотни судов. Пока не появились первые маяки, плавание по морю было опасным искусством. Обычно корабли плавали только днём, так как моряки ориентировались по навигационным знакам, находившимся на берегу - холмам, заливам, островкам, группам деревьев и т. д.

Маяк Однако из почти 20 таких объектов, существовавших в Древней Греции, самыми знаменитыми стали маяки на островах Фарос и Родос, которые считались чудесами света. Первый из них был построен в виде пирамидальной башни высотой 122 м (разрушен землетрясением в 1350 г.), второй был сооружён в виде статуи бога Солнца Гелиоса (Аполлона) высотой 35 м (также разрушен землетрясением в 224 г. до н. э.).

Веками маяки Фароса и Родоса служили образцом для строителей. Так, в 50 г. по приказу императора Клавдия в Остии - порту, обслуживавшим Рим - был построен древнейший маяк Римской империи. Внимание, которое римляне уделяли вопросам безопасности мореплавания, возводя маяки, вскоре была перенята арабами, индусами и китайцами.

После падения Римской империи наступил упадок торговли и, соответственно, флота, а вместе с этим наступил застой в строительстве новых маяков (в основном их строили крестоносцы по пути в Святую землю). Лишь в эпоху Возрождения, в период Великих географических открытий и расцвета морских путешествий, снова вспомнили о маяках. Сколько существуют маяки, столько и совершенствуется их источник света.

Маяк Пылавшие в кострах древних дрова сменились свечами, растительным и минеральным маслом, наконец, каменным углём. Хотя свет усиливался зеркалами, радиус видимости был небольшим, особенно в непогоду. Резкое улучшение произошло лишь в XIX ст., когда в маяках начал светить газ, а в 1821 г. впервые применили линзу Френеля (её назвали в честь французского инженера Огюстена Френеля), которая состояла из кольцевых выпуклых поверхностей.

В маяках XIX ст. появились электрические лампы накаливания, а первый маяк, в котором их применили, находился в Англии, возле Южного Форленда. В современных маяках источником света чаще всего являются галогеновые лампы с внутренними отражателями, которые сделали ненужными линзы и зеркала, превращавшие рассеянные лучи в мощный пучок света.

Эти лампы помещаются внутри стеклянной капсулы, называемой фонарём. Энергопитание маяка обеспечивается внешней электрической сетью и автоматическими дизель-электрическими агрегатами; на случай их выхода из строя есть ещё аккумуляторы. Чаще всего для выработки энергии используют природный газ или нефть, но уже есть маяки, где энергетические установки работают на ядерном топливе.

С появлением на маяках автоматики начала исчезать профессия смотрителя маяка - отшельника, который с наступлением темноты зажигал свет в фонаре и гасил его днём. Максимальное расстояние, на котором виден свет современного маяка, сегодня составляет 30 морских миль (ок. 55 км). Строят сегодня и радиомаяки, которые посылают сигналы на расстояние сотен морских миль, что существенно облегчает навигацию в густом тумане или во время шторма.

Маяк При тумане в маяках включается сирена (её ещё называют ревуном). Маяки не только предупреждают о близости суши, но и помогают морякам определить положение корабля по отношению к берегу. Для этого каждый маяк обладает своим «лицом» и отличается от соседей цветом, формой и высотой башни, а также параметрами светового сигнала. Маяки различают не только внешне, но и по цвету луча (голубой, зелёный, оранжевый, жёлтый, красный или белый), а также по интенсивности и последовательности световых импульсов.

Отличается и сам световой сигнал: он бывает постоянный или переменный (вертящийся, мерцающий, мигающий и т. д.). В навигации есть правило: световая характеристика маяка не должна повторяться на расстоянии 150-200 морских миль (272-370 км); особенности каждого светового сигнала наносят на навигационные карты и, глядя на свет маяка, моряки могут определить, в каком районе моря они находятся.

При выборе места для маяка учитывают форму берега, возможные помехи, гидрометеорологические условия и особенности моря в этом регионе. Как правило, маяки строят на высоких морских скалах, клифах, возвышенностях; иногда намывают искусственные острова или устанавливают корабли, выполняющие функции маяка. Впрочем, не исключено, что в недалёком будущем маяки станут пережитком прошлого.

Сегодня их всё чаще заменяют системы спутникового определения координат GPS, которые в любую погоду могут определить координаты корабля в море с точностью до нескольких метров. Несмотря на появление электронных навигационных средств, морские маяки и сегодня остаются надёжными указателями дороги морским судам. Кроме фонаря на маяке теперь устанавливается радиопередатчик, который посылает свои сигналы в сторону моря.

А во время тумана свет маяка сопровождается рёвом сирены звукосигнальной туманной установки - наутофона. Хотя современные маяки полностью автоматизированы, возлагаемые на них функции за тысячи лет остались неизменными: это по-прежнему навигационные знаки, цель которых - предупредить корабли об опасности. А чтобы морякам было легче определить, у какого берега они находятся, каждый маяк обязан иметь несколько отличительных черт: ночью это неповторимый «почерк» луча, а днём - форма и расцветка башни.

Маяк на острове Фарос был сооружён по проекту Сострата Книдского. Маяк, свет которого был виден за 50 км, состоял из трёх поставленных одна на другую постепенно уменьшающихся башен. Скульптор Харес из Линдоса стал автором так называемого Колосса Родосского - гигантской статуи бога Гелиоса, которая имела высоту 32 м и весила 70 т. Оба сооружения по праву вошли в число семи чудес древнего мира.

По своему устройству маяк делится на несколько участков: фонарь, служебный отсек, рабочее помещение, место для отдыха, лаборатория, офис, склад, аккумуляторная, машинное отделение. Трудно сказать, когда на территории Украины появились первые маяки. Скорее всего, они возникли в VII-VI ст. до н. э. на берегах Черного моря у входа в порты эллинских городов-колоний.

Возможно, что одно из таких сооружений появилось 2500 лет назад в Керкинитиде, поселении на месте современной Евпатории - на том же месте, где в 1861 г. была построена первая башня Евпаторийского светового маяка высотой 14 м. В 1946 г. рядом построили вторую  башню  (20 м), а в 1970 г. зажёгся свет на третьей башне высотой 52 м. Самый старый маяк на Азовском море находится на Белосарайской косе.

В 1816 г. был основан Херсонесский маяк; в 1835 г. известный русский флотоводец, первооткрыватель Антарктиды адмирал Михаил Лазарев распорядился построить вблизи Ялты Айтодорский маяк, а в 1845 г. - Одесский маяк. Линза Френеля состоит из отдельных концентрических колец, точно подогнанных друг к другу. Такая ступенчатая линза фокусирует свет в узкий пучок большой интенсивности, хорошо видимый на расстоянии многих миль.

Источник: 100dorog.ru

Еще публикации на эту тему Читать все

Особенности Ярославской кухни

Особенности Ярославской кухни

Об особенностях ярославской кухни руководителю проектов Евразийского содружества специалистов туриндустрии Елене Сергеевой рассказал шеф-повар ресторана гостиницы AZIMUT Отель Ярославль…

    Ваш комментарий

    к списку статей