Наш сайт существует и развивается показывая онлайн-рекламу нашим посетителям.
Пожалуйста, подумайте о поддержке, отключив блокировку рекламы для нашего сайта. Спасибо!

Воды Ганга

Обычай хранить святую воду из Ганга сохранился в Индии до сих пор - в каждом доме её наливают в небольшие металлические ёмкости и по несколько капель добавляют при каждом купании.

Индия Статьи по странам

Притязания Сагары встревожили богов - они испугались, что жертвенный конь достигнет неба. Поэтому боги выкрали коня и спрятали его в келье отшельника Капилы, находившейся на берегу моря. Сагара не отступился от своих планов и отправил на поиски священного животного всех своих сыновей - а было их ни много ни мало - 60 тысяч.

Воды Ганга

Разгневанный мудрец своим огненным взором сжёг их, и хотя вскоре пожалел о своём поступке, жизнь юношам не вернул, пообещав только, что те только тогда окажутся на небе, когда их прах будет очищен водой Ганга. Сагара не смог упросить райскую реку спуститься на Землю - это удалось сделать только его потомку Бхатгиратхе, который после долгих лет аскетичной жизни и силой своего покаяния умолил бога Шиву стать посредником.

Ганг, недовольный решением божества, попробовал обрушиться на Землю так, чтобы своей тяжестью разрушить горы, на которых стоял Шива, и тот, чтобы спасти планету, подставил свою голову, и с тех пор потоки воды стекают по его волосам семью потоками. Сбежав с гор, Ганг оказался на Гангской низменности и достиг моря в том месте, где находилась келья Капилы, омыл прах сыновей Сагары, и те, наконец, оказались на небе.

По преданию, гора, на которой стоял Шива, находилась в Тибете - древние индусы верили, что именно оттуда Ганг начинает свой путь, что намного позже было доказано индуистскими монахами. Также в Индии массово верят, что Ганг вытекает из уст огромной священной коровы. Первым европейцем, который решил найти исток Ганга, был англичанин Джеймс Фразер, который в 1815 г. дошёл до ледника Ганготри.

Воды Ганга Через два года ещё дальше продвинулся исследователь Джеймс Герберт и определил место, которое и является началом Ганга: путешественник и сопровождавшие его индусы увидели в снегу отверстие, которое действительно очень напоминало коровью голову, а огромные языки ледника были похожи на волосы великана. Сначала Ганг течёт параллельно Гималайским хребтам, вбирая на этом отрезке в себя многочисленные притоки, затем его путь продолжается по Гангской низменности.

Там, где река из горных ущелий вырывается на простор равнин, находится граница таинственного и земного. Таинственный Ганг - это горная страна богов, где святые старцы ведут отшельнический образ жизни. В свою очередь, земной Ганг - это аграрные территории, где миллионами лет река наносила плодородный ил горных пород, создавая мощные пласты аллювиальной почвы.

На самой границе двух этих миров находится священный город Гардвар, который переводится как «Ворота Шивы» - отсюда паломники отправляются к истокам Ганга, а паломники, приезжающие сюда со всех уголков Индии верят, что вода в Гардваре куда более святая, чем вниз по течению, где в священную реку впадают притоки. Воде Ганга приписывается чудодейственная сила.

Сохранились свидетельства, что в прошлом индийские правители купались только в воде из Ганга, даже когда их столицы были вдали от реки - воду повсюду разносили доверенные носильщики в специальных запечатанных сосудах. Во дворце махараджей Джайпури в Раджистане, который находится в нескольких сотнях километров от Ганга, были специальные серебряные ёмкости, где находилась вода из Ганга, и в 1902 г. махараджа Мадхо Сингх даже взял её с собой в путешествие по Европе. Индусы считают, что воды Ганга, которые омыли волосы Шивы, могут смывать грехи, и в стране бытует обычай массовых омовений в этой реке. Самое посещаемое место - комплекс храмов и дворцов в Варанаси, который протянулся на 5 км вдоль реки.

Воды Ганга Индусы верят, что каждый, кто посетит это святое место и искупается в Ганге, станет счастливым, а каждый, кто здесь умрёт, окажется сразу на небесах без длительного процесса перевоплощений. Поэтому на улицах Варанаси очень много больных и умирающих. В город привозят и умерших, чтобы кремировать их над Гангом, а прах опустить в воду - это, по мнению верующих, гарантирует умершему достижение божественного абсолюта.

Тела женщин закутывают в красную материю, а мужчин - в белую; раньше вместе с мужем сжигали и вдову, но эту практику запретили англичане в 1829 г. Вид костров на побережье, на которых сжигают умерших, ужасает иностранцев, исповедующих иные культурные ценности. В среднем течении Ганга, в самом центре Гангской низменности, находится другой святой город - Аллахабад, возле которого в Ганг впадает Джамна.

По легенде, там протекает и третья река - подземная Саравати, которая сливается с Гангом и Джамной, но это место дано увидеть только тем, у кого самая чистая душа. В XVIII в. моряки, которые плавали из Калькутты в Лондон, заметили, что питьевая вода, набранная в Ганге, сохраняла свою свежесть до конца рейса, а набранная в Англии портилась ещё за несколько недель до прибытия в Индию.

Действительно, вода из Ганга долгое время остаётся свежей, а микробы, которые в неё попадают, гибнут очень быстро. Скорее всего, причина этого явления кроется в придонном иле, который обладает бактерицидными свойствами. В верхнем течении реки паломники смело пьют воду прямо из Ганга, без какой-нибудь обработки. Это ещё безопасно в Варанаси, хотя и рискованно - в этих местах Ганг уже достаточно загрязнён: в реку сливаются коммунальные стоки и отходы промышленности (в том числе красильни сбрасывают токсичные хлорные соединения).

Дополнительно загрязняют воду и многочисленные захоронения прямо в реке, ведь некоторых умерших - святых, детей и беременных женщин - сжигать нельзя, и их тела опускают в реку плыть по течению. Столь массовое загрязнение реки - вот причина того, что вдоль берегов часто вспыхивают эпидемии. Индусам приходится на себе ощущать как благотворную, так и разрушительную силу Ганга.

Каждый год во время муссонов уровень воды в реке резко поднимается, и Ганг разливается на десятки километров в ширину, порой вызывая катастрофические наводнения. Однако летние муссоны не всегда столь обильны, и отсутствие осадков ведёт к засухе - и тогда изнуряющая жара уничтожает посевы, и миллионы индусов начинают страдать от голода. Во время этого праздника, несмотря на дожди и разливы Ганга, которые превращают равнину в непроходимые топи и наносят большой вред хозяйству, индусы молятся, чтобы осадки были обильными.

Во время разливов Ганг в одних местах размывает свои берега, в других - наносит большое количество ила, и река изменяет своё русло, через какое-то время начиная течь по-новому; впрочем, как это не раз случалось в прошлом, потом Ганг снова возвращается в прежние берега. Например, в средние века Раджмахал (в нижнем течении Ганга) был крупным портовым городом и резиденцией индийских правителей.

В конце XVII в. река создала себе новое русло на 5 км восточнее, но через какое-то время вернулась на старое место. Чаще всего, впрочем, течение реки меняется в дельте, где иловые наносы наиболее велики, а уровень воды почти всегда остаётся неизменным. Ганг течёт по территории Индии и Бангладеш. В верхнем течении он несёт свои воды по узким ущельям, образуя в горах Сивалик множество порогов и водопадов.

Вырвавшись на Гангскую низменность, река разливается в ширину на 8-12 км, обеспечивая водой около 10 тыс. км оросительных каналов. Из крупнейших притоков Ганга можно назвать реки Гомати, Гхагхра, Гандак, Коси, Джамна, Дамодар и Сон. Недалеко от своего устья в Бенгальском заливе Ганг сливается с Брахмапутрой, образуя крупнейшую в мире речную дельту.

Верховья дельты распадаются на многочисленные рукава, из которых основными являются Гугли и Падма-Мега. В дельте находится Сундарбан - район, который считается одним из крупнейших в мире участков, поросших мангровым лесом. Кроме наводнений в районе дельты очень часты циклоны, которые движутся с моря в сторону суши, затапливая всё вокруг морской водой (морские приливы ощущаются даже на расстоянии 300 км от устья).

В 1864 г. циклон уничтожил порт в Калькутте, и в городе погибло около 50 тыс. человек. Циклон, который в 1970 г. обрушился на территорию нынешней Бангладеш, обошёлся стране в 300 тыс. жертв. Ганг течёт между Гималаями и полуостровом Индостан, где формировались первые индийские государства. Плодородные земли, которые находятся в бассейне реки, как будто специально созданы для развития земледелия; впервые об этих местах упоминается в свитках XII в. до н. э. Считается, что вдоль священной реки сегодня живут около 400 млн человек.

Наиболее населённой является Гангская низменность, причём большинство людей здесь живёт в деревнях, в примитивных условиях. Здесь по-прежнему в ходу деление на касты (хотя официально оно было упразднено в 1950 г.), а свыше половины индусов не умеют даже читать и писать. И при этом на берегах Ганга находятся крупные промышленные центры. Так, в Канпуре развиты металлургия, электромашиностроение, текстильное производство (в частности, пошив одежды и обуви). В Патне тоже есть текстильные предприятия, развиты обработка металла и древесины, стекольная промышленность, производятся потребительские изделия; этот город также является крупным торговым центром, в котором ремесленники производят знаменитые ткани, керамику и ювелирные украшения.

Источник: 100dorog.ru

Еще публикации на эту тему Читать все

Особенности Ярославской кухни

Особенности Ярославской кухни

Об особенностях ярославской кухни руководителю проектов Евразийского содружества специалистов туриндустрии Елене Сергеевой рассказал шеф-повар ресторана гостиницы AZIMUT Отель Ярославль…

    Ваш комментарий

    к списку статей