В Москве, вне всякого сомнения, самые «замыленные» для глаз коренного москвича объекты — это, без сомнения, Красная площадь, Кремль, Манежная площадь, Александровский сад — заканчивайте сами.
Поэтому у иностранцев тут — очевидное в смысле свежести взгляда преимущество. Пусть даже нам, местным жителям в их впечатлениях что-то активно не нравится. Но знаменитый швейцарский фотограф Герберт Ротен, прославившийся своими съёмками поп- и рок-звёзд и только что открывший что — при помощи посольства Швейцарской Конфедерации — выставку в Музее Москвы, не оценивает. Он — наблюдает, и внешне бесстрастно фиксирует результаты своих наблюдений на чёрно-белую, столь магически привлекательную (даже в наш век «навороченных» цифровых камер!) для многих поколений фотохудожников и зрителей, плёнку.
Что всегда и больше всего поражало и подчас пугало иностранцев в России? Её пространства. «Дистанции огромного размера», как сказал известный литературный персонаж. Красная площадь, появившаяся в конце XV века волею великого князя Ивана Васильевича на месте суматошного и без конца горевшего (отсюда и первое название площади — Пожар) тогдашнего «черкизона» - из того же разряда. Право, что-то не припоминаются в центрах западноевропейских городов площади размером аж в два с половиной гектара. И понятно, что для наблюдателя с острым глазом «главная площадь страны» вместе с окружающими её как снаружи, так и внутри Кремля пространствами— просто раздолье.
Но для фотохудожника, работающего в жанре streetlife photo - лично я бы перевёл как сиюминутное уличное фото! - куда важнее вопроса «что?» вопрос «когда?». Снимки Ротена датированы летом 1999 года. Предпоследний год столетия и тысячелетия. Столь излюбленная художниками и мыслителями «грань веков» (и — опять-таки — тысячелетий), эпоха «fin du siecle». Тем более в городе, который меняется столь стремительно, как Москва, в которой всего-то за несколько лет до приезда Ротена унылый и бескрайний плац под названием «площадь 50-летия октября» превратился в очень противоречивую, очень оспариваемую, очень многим пришедшуюся не по нраву, но всё же очень живую Манежную площадь.
И глаз, как водится, прежде всего фиксирует уже ушедшую натуру. В Кремле — сгинувший (надо надеяться, навсегда) пресловутый 14-й корпус. На Манежке — закатанных ныне в полуподполье, не сказать бы жёстче, уличных музыкантов.
Но если начинать собственно с Красной площади... Чувствуется, что главное, что поражает и даже угнетает фотографа — несоразмеримость её пространства с отдельно взятым человеком. (Даже если речь идёт о «двойнике» Ленина, патетически застывшем в канонически-монументальной позе с проятнутой рукой). Мертвенной жутью веет от фотографии площадной брусчатки, каждый частица которой — как могильный камень со стёршимися надписями...
И Ротен стремится всячески оживить, очеловечить все эти пространства, «населяя» их разнообразнейшими душами, или, лучше сказать, типами. Типами постсоветской эпохи. Пушкинского «Онегина» когда-то нарекли «энциклопедией русской жизни». «Встает купец, идет разносчик, На биржу тянется извозчик, С кувшином охтинка спешит...» Выставка Ротена — это тоже своего рода фотоэнциклопедия жизни московской (пусть и снятая в самом центре города) конца ХХ века.
Другой век, другие типажи, ещё совсем недавно на улицах Первопрестольной просто немыслимые — как, например, в свободных позах рассевшиеся на скамеечке в Александровском саду молодые священники (кто сейчас помнит, что в советские времена священнослужителю за появление в общественном месте в своей «спецодежде», то есть рясе, могли спокойно дать пятнадцать суток?). Двойник «вождя», агитирующий молодёжь — ну конечно же! - за советскую власть. Повсеместно расплодившиеся, весьма цветущего вида профессиональные попрошайки. Весьма раскованная молодёжь, купающаяся в фонтанах. Сменивший прописку пост номер один — на фоне мавзолея запечатлевается лишь одинокая, присевшая на бюодюр женская фигурка...
Ротен удивительно точно находит фон для своих героев. Одна из лучших на выставке — фотография четырёх прелестных молодых девчонок на фоне фонтанных струй и служащей им ненавязчивым фоном скульптурной группы всемирно-печально известного монументалиста под народным прозвищем «Лошадюги»... Кремлёвские солдатики — и улетающие ввысь, как органные трубы, апсиды Благовещенского собора.
Всего сорок мгновений ушедшего века. А сколько материала для так и просящейся в залы Музея Москвы галереи московских типов всех времён...
Георгий Осипов
Источник: 100dorog.ru
Еще публикации на эту тему Читать все
Топ-8 уникальных накидок для купальника в сезоне 2024
При выборе накидки для купальника важно найти что-то, что будет придавать вам уверенности и комфорта…
Новости по теме Читать все
«Пушкин и память». Альбом памяти А.С. Пушкина 1880 года
10 февраля в музее-усадьбе «Остафьево»-«Русский Парнас» открывается выставка «Пушкин и память». В экспозиции будет представлено 13 литографий из альбома памяти А.С. Пушкина 1880 года,…
Отзывы по стране Читать все
Незабываемый отпуск в Mys Vidny Khosta: положительные эмоции гарантированы!
Лето 2023 года запомнилось нам великолепным отпуском…