Наш сайт существует и развивается показывая онлайн-рекламу нашим посетителям.
Пожалуйста, подумайте о поддержке, отключив блокировку рекламы для нашего сайта. Спасибо!

Ласковые сети в провиантских магазинах

Как она - в смысле история - начиналась? Самое поразительное, что чисто формально музей истории Первопрестольной родился... не в ней, а в Нижнем Новгороде.

Россия Достопримечательности, Экскурсии

На прошлой неделе в Музее Москвы состоялась - в качестве модного нынче жанра финиссажа - презентация каталога выставки "Азбука музея", которая открылась в августе и закончит работу в день окончания новогодних каникул. Случай достаточно редкий - Музей Москвы, к сожалению, пока не очень часто радует подобными изданиями. Но тут - случай до донышка особый.

Поскольку "Азбука музея" - говорить об этом можно и должно без особого преувеличения - во всех отношениях главная. За его 120-летнюю аж историю.

Из "кармана" родом

Как она - в смысле история - начиналась? Самое поразительное, что чисто формально музей истории Первопрестольной родился... не в ней, а в Нижнем Новгороде. В "кармане России", ежели кто забыл. Всероссийская художественно-промышленная выставка 1896 года, положившая начало многим великим делам в истории страны - например, первому русскому автомобилю - давно стала легендой. И был на ней, разумеется, и павильон Москвы.

А дальше... дальше произошло то, что, вообще-то, должно было произойти ещё на Московской политехнической выставке 1872 года - из которой, между прочим, родился нынешний Государственный исторический музей. Московские власти решили, понятно, сохранить экспонаты своего павильона - из него и появился музей, застенчиво названный музеем городского хозяйства. Зато "поселился" он в одном из самых эффектных архитектурных комплексов Москвы - бывших Крестовских водонапорных башнях у только что построенного Виндавского (ныне - Рижского) вокзала.

В 1920 году - в полном согласии с наступавшим веком коммуналок - музей был переименован в Московский коммунальный музей. В 1925 году, за недостатком выставочных площадей, переехал в Сухареву башню. Но ни башням, ни башне, что называется, не свезло - оба памятника были уничтожены якобы "как мешавшие движению".

Не просуществовав в творении Михаила Чоглокова и десяти лет, музей в очередной раз сменил адрес, перебравшись в здание церкви Иоанна Богослова под Вязом, стоявшей у только что снесённой Китайгородской стены. Вместе с адресом в очередной раз - в 1940 году - сменилось и название: теперь в бывшей церкви размещался Музей истории и реконструкции Москвы - с очевидным идеологическим упором на вторую половину названия -  под которым прожил почти полвека. В 1986-м, в пору ранней перестройки, вывеска в очередной раз сменилась - теперь на "Музей истории города Москвы".

Пора на Склады

Но даже тогда было очевидно, что старая и не очень вместительная церковь - очевидно не место для музея даже истории такого города, как Москва. В 1990-е годы бродило немало слухов о переезде музея истории Москвы в классическое здание Екатерининской больницы у Петровских ворот. Но бюрократический пасьянс в итоге лёг иначе: в 12-колонное казаковское здание вселился аппарат Мосгордумы.

Музей истории Москвы, правда, тоже остался не в убытке: в 2006 году ему был передан другой великий памятник русской архитектуры - Провиантские склады (они же магазины), возведённые в 1829-35 годах Фёдором Шестаковыс с использованием "образцового проекта" Василия Стасова. До того в гигантском комплексе зданий "проживал" гараж Министерства обороны. И служивых, сражавшихся за него, что называется, до последней бумажки, очень даже можно понять...

Комплекс зданий был передан в 2006-м и явно готовился под очередной лужковский "торгово-познавательный" мегапроект с перекрытием двора, непременными торговыми площадями, подземным переходом из метро и прочим, против чего активно восстали и историки, и градозащитники, и обычные москвичи. Но, по выражению Бунина, "Бог переменил Орду" - проект не состоялся.

Клио и другие

Скитания музея истории столицы по её многочисленным адресам, надо полагать, наконец закончились. И название, обретённое в 2008-м - Музей Москвы - тоже, видимо, надо считать окончательным. Исчезновение из названия слова "история" можно считать очень показательным и символичным.

История города, кто бы спорил, чрезвычайно важна. Но она - лишь часть того колоссального и исключительно многообразного потока бытия, потока сознания, потока впечатлений какой представляет собой нынешний московский мегаполис. Если вспомнить, какое внимание уделяет в последние годы Музей Москвы проектам, так или иначе связанных с современным искусством, то легко понять, почему старушке Клио пришлось чуток потесниться...

За без малого десять лет музей уже основательно обжился в ампирным здании бывших Провиантских складов, и этот период его существования - вместе с предыдущими - требовалось закрепить основательным и запоминающимся выставочным проектом. Именно такой и стала "Азбука музея", занявшая целый этаж самого большого, выходящего на Садовое кольцо корпуса Провиантских магазинов. Это - обретение не только Места - в прямом и переносном значениях, но и Смысла. Голоса. Голоса  - с первого звука узнаваемого в хоре многих сотен столичных музеев.

Конечно, одним проектом - пусть и самым удавшимся - немыслимо "объять необъятное", какова и есть Москва. Но главные черты "схватить" очень даже можно. С чисто формальной точки зрения "алфавитный" подход построения выставки - совсем не новинка, и ряд, в общем, легко угадывающийся: Археология, Бонистика, Васнецов, Городское управление, Двор, Еда, Ёлка, Жалованные грамоты, Заводы, Красный... ну, и так далее.

Зато такой подход даёт великолепную возможность сполна отобразить едва ли не главную черту Москвы, сложившуюся на протяжении всей её истори. Цветаева когда-то воскликнула: "Москва! Какой огромный Странноприимный дом!"  Москва всех примет, всё на свете сделает своим, всё "переварит" - любого чудика, любого оригинала, любое здание - эта московская "всеядность" давно вошла в предание.

Скептики спросят: "А как же быть с общеизвестной пословицей насчёт того, что Москва слезам не верит?" И получат ответ, что - такое бывает нередко - в обиход попадает лишь первая часть поговорки, вторая половина напоминает о том, что Москва и дела хочет. Делай дело - и ты дома, будь ты старообрядец или мусульманин, татарин или немец.

"В ласковые сети..."

С другой стороны, азбука тут - подход чисто формальный. Если же попытаться вынести самое общее образное впечатление от выставки, то она напоминает... сеть. Речь не только о самой реальной сети, под которой находятся многие ценные экспонаты. И не только о сети, утилитарно выполняющей роль своего рода арматуры для фундамента, на котором будет строиться Музей (да ещё с пятью - или будет больше? - филиалами). Тут - подымай выше.

Если подробнее, то каждая буква имеет свою, чуточку отдельную и замкнутую в этакий мини-павильончик экспозицию (особенно, например, я бы выделил те, что посвящены московским играм, московским дворам и московским щёголям). Но при входе на каждую тщательно выписано то, что на современном языке принято называть тегами, а музей - честь ему и хвала! - проще, по-русски и по-московски называет связями. Тематическими связями. Можно смотреть экспозицию по порядку, а можно - по этим самым тематическим связям. Можно даже по форматам - от старенького "Москвичонка" первой модели до, например, совсем невеликой визитной карточки "дяди Гиляя" - да ещё с его автографом.

Всё же вместе ненавзячиво сплетается в большую, просторную и очень незаметную, очень "ласковую" опять-таки сеть, в которую и попадает посетитель. И попробуй не уйти с мыслью о том, что в музей, обладающий такими сокровищами, надо бы заглянуть ещё разок! Желательно с детьми.

А там, глядишь, и принести в дар что-то из того, что в доме хранится ещё от бабушек и прабабушек, что в семье нередко считается "надо-бы-выкинуь" хламом, а на деле может сделаться для музея ценнейшим экспонатом. "Азбука музея" очень зримо доказывает давно, впрочем, известный коллекционерский постулат: самыми редкими со временем становятся те вещи, которые выпускались массовыми тиражами.

Но, правда, думаешь при этом: из трёх корпусов Провиантских магазинов два отведены под экспозиции, один - под фондовое хранилище (на всякий случай - более миллиона единиц хранения на сегодня). Надолго ли его хватит? Ведь и тот же Исторический музей в пору его молодости нередко называли "великой пустотой". А вот сейчас... За дарителями и доброхотами дело не станет - всё-таки в Москве живём.

...Говорят, по окончании первого представления "Кольца Нибелунгов" в Байройте Рихард Вагнер вышел к восторженной публике и произнёс "загадочную" фразу: "Вы видели, что мы можем. Теперь стоит вам захотеть, и у нас будет Искусство". Сегодня в здании Провиантских складов можно воочию убедиться в том, что у Первопрестольной не только был, но и будет Музей. И даже немного боязно предположить, какую выставку он устроит к своему 125-летию...

Георгий Осипов
 

Источник: 100dorog.ru

Еще публикации на эту тему Читать все

Кострома музейная. Путешествие в мир цыганской культуры и быта

Кострома музейная. Путешествие в мир цыганской культуры и быта

Колорит и таинственность, пестрые юбки, браслеты, звенящие бусы и черные локоны, лошади, романс, гитара, кочевая кибитка…. Все это можно сказать про цыган - отдельную цивилизацию, существующую…

Новости по теме Читать все

«Пушкин и память». Альбом памяти А.С. Пушкина 1880 года

«Пушкин и память». Альбом памяти А.С. Пушкина 1880 года

10 февраля в музее-усадьбе «Остафьево»-«Русский Парнас» открывается выставка «Пушкин и память». В экспозиции будет представлено 13 литографий из альбома памяти А.С. Пушкина 1880 года,…

    Ваш комментарий

    к списку статей