Наш сайт существует и развивается показывая онлайн-рекламу нашим посетителям.
Пожалуйста, подумайте о поддержке, отключив блокировку рекламы для нашего сайта. Спасибо!

«Fest – 1957» - Выставка во Всероссийский музей декоративно-прикладного и искусства

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства не слишком часто — в силу своей специализации — балует посетителей фотовыставками

Россия Обзоры, Статьи по странам

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства не слишком часто — в силу своей специализации — балует посетителей фотовыставками. Но бывают случаи, когда ею можно в известной мере пренебречь — уж слишком колоритна персона её автора её, не убоимся сказать, главного героя. Тем более, что герой этот, ровно через шестьдесят лет после московского фестиваля 1957 года, снова навестил Москву.

 ...22-летний Леонар Дженадда, тогда — корреспондент двух популярных иллюстрированных еженедельников, был одним из трёхсот швейцарцев, отправившихся из Цюриха на московский фестиваль 1957 года.  Сейчас, когда в Западной Европе практически нет границ, трудно поверить, что поезд  тогда добирался до Москвы аж пять дней!

 До Москвы, которая — особо отметим это - была мало похожа на современную. Не было ни «вставной акульей челюсти» Нового Арбата, ни раздавившей «Зарядье» гостиницы, ни визуально уничтожившего Кремль дворца для партийных ристалищ, ни тем более кварталов многоэтажных спальных муравейников...

 Москва была, в физических категориях говоря, совсем другого роста. Роста понятного и соразмерного для простого, обычного пешехода. И более открытой, человечной и доступной. Обычные посетители могли подниматься — на первой волне хрущёвской оттепели — даже на кремлёвские стены. Попробуйте-ка вообразить такое в наши дни!

 Именно эти, прозаически говоря, пешеходы и интересовали молодого и статного гостя из страны банкиров, часовщиков и сыроделов,

 чей взгляд не был «замылен» никакими пропагандистскими штампами. Впоследствии Джанадда писал о тех днях: «В России западного человека с первого взгляда поражают три вещи: дисциплинированность людей (а как же — тридцать лет «хождения строем» даром не проходят! - Г. О.), полное отсутствие кафе и баров и роль советской женщины в роли государства. Они работают на заводах, чёрные от грязи, сверлят перфораторами дороги. Как-то я задал вопрос студентке Ломоносовского университета: «Кем вы потом будете работать?» И она ответила: «Моя мечта — водить автобус»»

Вообще женщины, как видно из представленных фотографий, очень интересуют молодого швейцарца. Нет — совсем не те, что прибыли со всех концов света. А те, каких можно всякий день встретить на улицах Москвы в самых что ни на есть обыденных, житейских ситуациях. Они ездят в метро,

стоят в очередях — в том числе и в мавзолей Ленина-Сталина, торгуют мороженым и газировкой,

и — как в музее — любуются в магазинах недоступной мечтой — нейлоновыми чулками. Словом, в чистом виде красота (если даже она внешне уродлива!) повседневности.

Джанадда был, конечно, говоря современным языком, не столь креативен, как побывавший в те же дни в Москве Иво Ливи, более известный как Ив Монтан. Тот, не мудрствуя лукаво, взял да скупил в Москве все образцы тогдашнего советского женского белья, и выставил их в Париже. Эффект, как говорили классики был велик...

Но тем, кого кружило в те дни в вихрях свободно и неодолимо нахлынувших чувств, было не до такой ерунды, как нижнее бельё. Им хотелось ни о чём не думать, а просто общаться, наслаждаться новыми ощущениями да и просто любовью. Понятно, стражи порядка всячески стремились помешать тому, чтобы русские и иностранцы влюблялись друг в друга,

но романы вспыхивали там и тут... Но, повторимся, к каждому влюблённому соглядатая не приставишь...

Понятно, Леонару Джанадда приходилось снимать не только «малых сих», но и лиц вполне официальных — в том числе и в неофициальной обстановке.  Один такой кадр и обернулся скандалом, после чего автор, по его собственному признанию, почувствовал, что и в фотографии всё пропитано политикой. Которую, как и колбасу, по словам Бисмарка, лучше потреблять, а не наблюдать, как она делается.

Джанадда предпочёл уйти в то, что называется «чистым искусством». Сегодня он — один из самых известных галеристов Европы. А ещё инженер, публицист, путешественник, меценат, академик, ценитель русского искусства — словом, на все руки мастак.

Любопытно, часто ли он вспоминает свой первый приезд в Москву?

 

Георгий Осипов

Источник: 100dorog.ru

    Ваш комментарий

    к списку статей