Наш сайт существует и развивается показывая онлайн-рекламу нашим посетителям.
Пожалуйста, подумайте о поддержке, отключив блокировку рекламы для нашего сайта. Спасибо!

Самостоятельное восхождение на Эльбрус… зимой... без опыта…

Начаться мой рассказ должен был с лирического отступления

Россия Маршруты, Обзоры, Полезные советы, Статьи по странам

Начаться мой рассказ должен был с лирического отступления, как и любой рассказ о восхождении на Эльбрус. Лирическое отступление с красивыми метафорами и использованием словосочетаний «покорить несмотря ни на что», «ожидание восхождения с замиранием сердца», «непредсказуемая, таинственная погода» и т.д. Но мой рассказ начинается без отступлений, меня просто схватил вихрь под названием «так совпало» и без лишней преамбулы кинул туда, где я, слава старым Богам и новым, не бесславно исчезла под снегом/в трупосборнике/под рюкзаком, а вернулась домой и начала бегать по 10 км в день.

Началось все с того, что, отработав 300 часов в ноябре, я получила передышку в 5 дней где-то в середине декабря и, не имея другого способа успокоить душу как «поехать на какую-нибудь гору», ввела свои заветные даты в поисковик, нашла самые дешевые, поближе к «какой-нибудь горе», билеты и успокоилась.

Стоит сказать, что до поездки в Нальчик (который оказался пунктом назначения в моих билетах), забиралась на гору я довольно таки специфически. Горы были невысокие, маршруты туристическо-треккинговые, проходимые японскими бабушками и гражданами Китая с фотоаппаратами. И я понятия не имела ни о связках, ни о карабинах, а о кошках имела смутную ассоциацию с электриками, которые лазали по столбам у нас в деревне и выглядели ну очень импозантно на фоне местных трактористов.

Подготовка к восхождению на Эльбрус началась с просмотра отчетов тех, кто там уже был, и после парочки таких прочтений моя душа возрадовалась, что вид с горы действительно шик-блеск, из трудностей только изнурительный подъем и быстро меняющая свое настроение погода, но в общем и целом – практически все могут забраться.

Однако, чем больше я читала литературы про то: какое снаряжение необходимо (балаклава – такое смешное слово); как правильно адаптироваться к высоте (из моих 5 дней адаптация не получалась даже если бы я адаптировалась с утра до утра); как упражняться (один источник вещал, что в советские времена требовалось сделать 15 приседаний на одной ноге – этакий тест-драйв, пускать тебя на Эльбрус или нет); чем больше смотрела видео про зимние восхождения, тем громче внутренний голос приказывал оставаться дома. Но с внутренним голосом, по классике моего собственного жанра, яростно спорил кто-то, кто вечно заставляет меня делать необдуманные поступки, а потом за них расплачиваться.

Чтобы у внутреннего голоса не поехала кукушка, отчеты читать я перестала. За пару дней до вылета я стала готовиться по программе «Проси больше, кидай дальше, пока летит – отдыхаешь».

Проблему с физической подготовкой я решила, попросив друга, который активно и регулярно тренируется в спортзале, научить меня «приседать 10 раз на одной ноге». Учить-то он учил, но за одно посещение спортзала я не то, что на одной ноге присесть, я на обеих ногах стала передвигаться с трудом.

Вопрос с холодом на восхождении я решила покупкой специальных носков «за три тыщи», которые, как мне казалось, за такую цену должны не только греть, но и сами нести тебя на вершину. На покупку остальной одежды я решила не растрачиваться, потому что, во-первых, цены на эту самую одежду были такие, какие я не зарабатываю, а во-вторых, я решила, что, взяв больше обычной одежды, я компенсирую недостаток специализированной.

Дорогу на Эльбрус с юга я заучила по карте, взяла компас, подаренный коллегой, и на этом подготовка в плане маршрутизации окончилась. Конечно, я немного переживала, что надо бы найти гида, отдать ему «кучу денег» и быть спокойной в плане безопасности. Но в тот момент мне казалось, что дойти до вершины – просто, главное – неутомимое желание и компас. Да и устоявшееся понимание гида, как человека, который ведет за собой людей туда, куда ты и сам можешь дойти, ставило барьер к поиску туристической компании и всего прочего. Много в каких местах побывав и ни разу не воспользовавшись услугами компаний, я твердо стояла на своем, гид – для слабаков и богатеев.

Вопрос с безопасностью я решила поиском инструктора по снежно-ледовым занятиям. Не имевший ни малейшего понятия об альпинизме мозг вычленил проблему «научиться зарубаться и ходить в кошках», нашел среди тьмы предложений инструктора в Азау и успокоился.

После такой нехитрой подготовки я забежала поработать еще 24 часа, взвалила рюкзак и полетела в аэропорт, уверенная в своих силах, компасе и в ошибках прогноза погоды, который предсказывал минус 45 на вершине и ветер в 80 км/час. На всякий случай провела опрос среди близкого окружения, что такое «ветер в 80 км/час», но однозначного ответа не получила, только круглые глаза и разные эпитеты по поводу способностей моего мозга.

Аэропорт Нальчика не оставил выбора в сторону маршрутки или такси, ко мне просто подошел Хизир и радушным размашистым жестом пригласил в свое «таксо». Учитывая сумерки и желание поскорее начать адаптацию, пусть даже и с пресловутых 2200 м на поляне Азау, я села в аутентичную Кабардино-Балкарскую «Приору», и адаптация началась прямо там. Хизир помчался по своим собственным правилам дорожного движения, игнорируя дорожные знаки, полицейских и встречные машины. Знай себе, рулил и рассказывал, по Кабардино-Балкарской традиции, какой он молодец во всем. Я даже забыла, что очень хотела кушать, вообще обо всем забыла, так увлекательно мы ехали, не забывая про пересечение сплошных линий и игнорирование ограничений скорости. Однако, в районе поселка Нейтрино, мы внезапно снизили скорость до приемлемой, перестали обгонять через сплошную и вообще стали вести себя до тошноты прилично.

- Хизир, а почему вдруг так медленно?

- Эээ, тут камэри стаят, нэ могу я скорость-шморость прэвышать!

- Ты на круговом движении чуть полицейского не сбил, а тут камер испугался?

- Э, слюшай, с полицейским я дагаварюсь, с камэра нэ могу!

Аэропорт Нальчика не оставил выбора в сторону маршрутки или такси, ко мне просто подошел Хизир и радушным размашистым жестом пригласил в свое «таксо». Учитывая сумерки и желание поскорее начать адаптацию, пусть даже и с пресловутых 2200 м на поляне Азау, я села в аутентичную Кабардино-Балкарскую «Приору», и адаптация началась прямо там. Хизир помчался по своим собственным правилам дорожного движения, игнорируя дорожные знаки, полицейских и встречные машины. Знай себе, рулил и рассказывал, по Кабардино-Балкарской традиции, какой он молодец во всем. Я даже забыла, что очень хотела кушать, вообще обо всем забыла, так увлекательно мы ехали, не забывая про пересечение сплошных линий и игнорирование ограничений скорости. Однако, в районе поселка Нейтрино, мы внезапно снизили скорость до приемлемой, перестали обгонять через сплошную и вообще стали вести себя до тошноты прилично.

- Хизир, а почему вдруг так медленно?

- Эээ, тут камэри стаят, нэ могу я скорость-шморость прэвышать!

- Ты на круговом движении чуть полицейского не сбил, а тут камер испугался?

- Э, слюшай, с полицейским я дагаварюсь, с камэра нэ могу!

Стоит причислить к моей экстренно начавшейся адаптации еще и поиск отеля по всему Тырнаузу, задержке таксо в снежной колее и спасательную операцию с выталкиванием в основном моими силами, потому что «мотор любит ногу хозяина, толкни сзади».

Засыпая в теплом отеле, после плотного ужина с орехами и «дошираком», я уже представляла себя на вершине, осознавая свое величие и самодостаточность.

Утром следующего дня я встретилась с инструктором по снежно-ледовым занятиям, и, казалось бы, совсем не удивила его своими планами восхождения на Эльбрус. Но когда я попросила помочь в аренде необходимого оборудования (как мне казалось на тот момент – кошек, ледоруба и чего-нибудь теплого на ноги), он стал присматриваться ко мне более внимательно.

Для желающих подняться зимой на Эльбрус без подготовки сообщаю следующее.

Первое, найти пункты проката, в которых снаряжения для восхождения НЕ убрали до следующего лета – достаточно сложно, да и при наличии снаряжения – мало кто захочет вам его дать. Причина – не хочется терять это самое оборудование, потому что все уверены – вы прихватите барахлишко и сбежите с ним в трупосборник или укроетесь под лавиной.

Второе, наличие рядом знающего человека увеличит список «необходимого для восхождения снаряжение» в разы. И одними кошками с ледорубом вы не отделаетесь, а возьмете и специальный теплый пуховик и обвязку и ветрозащитные очки и термос и самостраховку с карабинами.

Третье, когда вы пойдете регистрироваться в МЧС, не стоит, в целях сохранения времени, сразу кричать в окошко: «На Эльбрус зарегистрируйте, пожалуйста! Группа из одного человека, руководитель - я!», этим самым вы можете получить категорически устрашающую лекцию о том, почему вам туда идти не стоит и что спасательная группа в такой снегопад быстро вас не вытащит из трещины.

Четвертое, даже если вы забронировали «Бочки» или какой-либо другой приют, используя интернет, это не дает гарантии, что вас там будут ждать. И вы будете со своим 60-литровым арендованным рюкзаком и 5 литрами воды ходить вокруг закрытых приютов и ждать чудес. Иногда чудеса возникают в виде парня из МЧС, который курсирует по трассам, достает из потаенных мест ключ от приюта и, взяв с вас символическую плату, оставляет наслаждаться тем, что вы, по крайней мере, можете укрыться от снега и ветра.

Потратив все светлое время до полудня, загрузив вещи в приют, инструктор начал объяснять, как одевать кошки и вообще все то, что мы арендовали непонятно для чего. Но мама всегда учила меня слушаться мужчин, и я послушно взяла все то, что он сказал и что, волею судеб, нашлось в прокате. Забегая вперед, с оглядкой на уже сейчас имеющиеся знания, скажу, что снаряжение мы взяли по всем правилам и будь во мне хоть толика альпинистского опыта, я бы смогла оценить на тот момент неоценимую помощь инструктора.

Предполагалось, что снежно-ледовые занятия пройдут около Приюта 11, где я как раз и адаптацию пройду и научусь пользоваться ледорубом и, возможно, увижу, что такое бутылочный лед означает на самом деле. Надев очки, которые оказались очень кстати против снежного ветра, мы пошли к приюту. Хотя, сложно сказать – пошли. Снег был примерно выше колена, и мы не шли, мы прорывались. Вспомнив необыкновенно важный вопрос, ответ на который я не смогла найти в интернете, я побежала к инструктору, который настаивал, чтоб я шла несколько позади, даже если у меня есть силы идти быстрее. Но нет. Инструктор не знал «как обычно девушки зимой на Эльбрусе писают». Я поправила три слоя штанов и задумчиво пошла дальше.

Снежно – ледовые занятия не доставили мне особого удовольствия. Мне показалось, что это очень легко – при падении успеть воткнуть ледоруб правильной стороной и с правильным положением рук. Честно говоря, эти 20 минут на Приюте 11 не дали мне ничего, на мой взгляд, дельного. Но 3 часа до приюта и около 1,5 часов вниз, уже по темноте дали хорошую адаптацию (как мне показалось) и понимание того, что такое – видимость 5 метров. Снова забегая вперед, сообщаю – умение зарубаться очень мне помогло, но сказать, в какой степени помогло, я не могу. И в момент удачного применения данного умения мне уже совсем не казалось, что снежно-ледовые занятия «какая-то лажа».

Мой план предполагал следующий день отдыха, а потом штурм. И сразу вниз, звонить Хизиру, чтобы он меня забрал в аэропорт. Инструктор, уже ничему не удивляясь относительно моих идей, сказал, что это безумие и предложил свои услуги, как гида. Я, посмотрев на снежную вьюгу и полное отсутствие видимости, осведомилась о цене. Цена перечеркнула все мои разумные позывы и заставила внутренний кричащий голос замолчать.э

Инструктор взял свою доску, и, сказав, чтобы я звонила в случае, если передумаю, исчез в темноту, сумерки и лыжную трассу.

Я зашла в приют, вскипятила воды, проглотила изысканный ужин с сублимированной говядиной и бумажной лапшой, приготовилась к увлекательнейшему путешествию до туалета, вышла за дверь, поняла, что могу улететь в никуда, решила, что туалет может перенестись в близлежащие сугробы и легла спать, радуясь, что голова у меня не болит.

Следующий день отдыха я провела ответственно, согласно всем правилам поведения перед штурмом – ничего не делала, проверяла погоду, обдумывала время начала штурма и сомневалась в успешности, а ближе к вечеру – в безопасности данного мероприятия.

Достигнув в одиночестве и в единении с собой полного дзэна в отношении того, что мероприятие - полное безумие, я перестала думать и решила просто выйти пораньше, часиков так в 23:00, идти в сторону Приюта 11, потом к скалам Пастухова (направление к которым мне показал инструктор, махнув в мало определенном направлении «где-то там») а там, как масть ляжет, авось стрит-флеш и выпадет. Отключила мозг, включила фонарь, одела все, в чем можно комфортно спать и тратить меньше времени на одевания потом.

Уснуть, конечно же, не смогла. Лежала и лениво читала книгу. Но звоночек внутри все равно мигал красным светом – впереди нас ждет опасность. Но я еще более лениво отмахивалась от него: «так уж лучше так, чем от водки и от простуд» (с).

В заветное время почему то не получалось методологически правильно одеть кошки. Вот все одела, как показал накануне инструктор, порадовалась, что запомнила все его небольшие ликбезы, но вот с кошками не заладилось. Потерялось около часа для того, чтобы изучить физиологию кошек (читай - устройство); понять этиологию (читай – причину поломки) и назначить лечение (читай - исправить).

 

А теперь – работа над ошибками.

Первое. Правильно подобранное снаряжение и одежда, относительно качества и количества, может сохранить ваше тело от холода, ветра, скольжения, намокания и т.д. Я так радовалась этим пуховым штанам и куртке, так наслаждалась защитой очками от ветра, и с теплом вспоминала инструктора, который практически заставил меня все это взять, в том числе и большой термос.

Второе. Если видимость около 5 метров, то пойти по маршруту, который на карте выглядит как прямая линия, не представляется возможным, и в действительности ты оказываешься в снежном вакууме и не понимаешь, куда идешь. А компас, спаси и сохрани, вообще не помогает. Особенно, если ты только и умеешь, что сопоставлять стрелочку с буковкой «N».

Третье. Когда уровень снега около пояса и тот же самый снег продолжает заметать все твои следы, чувствуешь себя: а) улиткой в матрице, б) безмозглым слепым щенком, в) одиноко.

Четвертое. Когда ты уже вышел на штурм, немного чувствуешь свою беспомощность и много – опасаешься за свою жизнь, то звонить гиду бессмысленно, потому что он все равно до тебя не добежит, помощь не окажет и даже не объяснит – как жить дальше и в какую сторону идти.

Пятое. Бутылочный лед существует, даже если ты его не видишь.

Шестое. Зарубаться, когда скользишь и собираешься улететь куда-то за пределы видимости в 5 метров, не так-то просто, да еще и неимоверно страшно.

Седьмое. Не всегда можно увидеть рассвет на штурме.

Восьмое и самое главное. Не дойти до вершины, но сберечь свою жизнь – не позор, а даже, наоборот, для того, чтобы повернуть обратно необходима большая сила воли, и чем ближе ты к вершине, тем сложнее повернуть. И не стоит проверять данный факт на практике и своих ошибках.

 

Я не смогу сказать, как далеко я отошла от Приюта 11, дошла ли до скал Пастухова и вообще, двигалась ли я к вершине или в какое-то другое место. Просто около 10 утра я поняла, что даже если и доберусь до конца, то вряд ли это смогу понять, потому что в том молоке из снега и ветра в котором я была, вскоре перестали различаться даже свои собственные очертания.

Возвращаться было еще сложнее, потому что сначала был тот самый лед (да-да, под снегом, но был!), периодически мои глубокие следы терялись, а концентрация снижалась. Не потому что я устала, нет. А потому что в голове прочно устоялась мысль – вниз спускаться проще простого! Но, как оказалось, спускаться очень даже сложно, а зарубаться на спуске еще сложнее и страшнее.

Уже добравшись до приюта, который я крепко ассоциировала с землей обетованной, я была крепко уверена – обязательно вернусь на Эльбрус, подготовленной во всех смыслах этого слова! Потому что даже за плотным слоем снега, тумана, ветра, я определенно точно знала, что вид с того места, где я нахожусь – потрясающий. Что рассвет, который я не видела – трогает тебя до самого дна, до самой последней мышечной клетки сердца. Что та физическая и психологическая усталость, которой ты пренебрег ради того, чтобы оказаться на самом верху – это достойная плата за те ощущения, которые ты получил, дойдя до конца.

Ведь даже не дойдя до конца, я чувствовала в себе такой заряд энергии, будто гора мне говорила: «Кать, ты не переживай, ты еще вернешься, подготовишься поприличнее, внимательнее отнесешься к следующей встрече со мной, и вернешься, и я покажу тебе то, чего ты искала». Даже, несмотря на то, что я сама еще не понимала, что ищу чего-то.

И я действительно стала готовиться. Сразу, как спустилась до поляны, эффектно вызвав разрыв шаблона у смотрителей на подъемнике Гара-Баши, которых жизнь не готовила продавать билеты на спуск, а только проверять билеты на подъем. А девочка с 60-литровым рюкзаком в 9 утра, которая просилась вниз… Мне кажется, мы со смотрителями славно поболтали.

И да, я начала готовиться. Нашла инструктора по ледолазанию, и оставшийся день в Азау мы лазали с ним по льду. Новогодние праздники я бегала в силу наличия времени, а после нового года разработала план и стала бегать по 10 км с неизменной периодичностью и прогрессивным увеличением дистанции. Потому что выносливость на горе – она необходима, к гадалке и инструкторам не ходи.

Я записалась в альпклуб и начала учиться, чем жесткие кошки отличаются от обычных, чем опасны трещины, в чем разница между географическим и магнитным Азимутом, и где лучше организовывать бивуак.

И чем больше я узнаю, тем нелепее кажется моя идея восхождения на Эльбрус зимой, без гида, в одиночку на гору, о которой никакого понятия не имею. Гору необходимо, крайне важно уважать. А приходить на свидание с ней без цветов (читай – снаряжения), без должного ознакомления о ее привычках и предпочтениях (читай – знаний хотя бы основ альпинизма) – это, как минимум глупо, как максимум – опасно.

И в заключении, посыл моего рассказа состоит в том, чтобы те, кто собирается на подобные восхождения, пренебрегая подготовкой, либо пренебрегая важностью заменить, хотя бы часть подготовки, услугами

хороших ответственных инструкторов, не пытались повторить мои ошибки. Но не надо пугаться сложностей, надо просто больше читать, не включать в мозге режим «оно как-нибудь само все решится» или «ерунда, впихнем», а готовиться, тщательно и скрупулезно. И тогда гора подарит вам то, что я обязательно получу в этом году. Даже если не дойду до конца. Потому что повернуть никогда не поздно. Важно – относиться к горе с должным почтением, и она даст тебе больше, чем заберет, уверена.

Автор: Екатерина Нестерова.

Если вдруг вы захотите совершить восхождение на Эльбрус, вам поможет в этом компания "Страху Нет". В составе организованной группы это гораздо веселее. Квалифицированные инструкторы альпинизма и профессиональное кислородное оборудование обеспечат вашу полную безопасность во время восхождения. 10 разных программ на любой вкус: от восхождения с кислородом за 1 день до автономных экспедиций по диким маршрутам Эльбруса. Пройдите небольшой тест и узнайте, какой из маршрутов идеально подходит именно вам.

Источник: 100dorog.ru

Отзывы по стране Читать все

Оклейка авто пленкой в Москве

Студия автостайлинга Maxi Vinyl занимается оклейкой автомобилей пленкой в Москве по выгодным ценам. Представлены следующие виды услуг: тюнинг авто, защита(бронирование) пленкой, тонировка/бронирование…

    Ваш комментарий

    к списку статей