Наш сайт существует и развивается показывая онлайн-рекламу нашим посетителям.
Пожалуйста, подумайте о поддержке, отключив блокировку рекламы для нашего сайта. Спасибо!

Ярославль. Похвальное слово букве «П»

Весенние заметки от ярославских зимних впечатлениях

Россия Маршруты, Обзоры, Статьи по странам

Несколько лет назад на одной из главных площадей Перми, в честь хорошо посещавшегося туристами, но ныне уже не существующего фестиваля искусств «Белые ночи», был открыт памятник... букве «П». За аргументацией дело не стало: первая буква имени города и слова «победа», да и на триумфальную арку (памятник — четырёхсторонний) очень похоже. Не говоря уже о том, что больше всего слов начинается именно с неё. Не верите? Посмотрите — хотя бы на книжной полке! - на словарь Даля: букве «П» отдан целый том (!).


Картинка Пермь

Так что какую сферу нашей жизни ни возьми, всегда с «триумфальной» буквой встретишься. И туризм — особенно событийный — не исключение. Припомним на всякий случай, что одно из главных его предназначений - более равномерное распределение турпотока по месяцам. Иначе и точнее говоря туристическое наполнение низкого сезона. В идеале, возможно, стоит стремиться к тому, чтобы такое наполнение имел каждый уик-энд года — как это, кстати, и происходит в крупнейших центрах мирового туризма.э 

Оговоримся. Бывает, что то или иное событие туристического календаря происходит в самый разгар сезона. Тогда количество гостей может попросту «зашкаливать». Как, например, это происходит на родоначальнике отечественного событийного туризма — проводящейся с июля 2001 года суздальской огуречной фиесте. Многие местные жители, взирая на праздношатающиеся толпы, уже втайне проклинают тот день и час, когда этот самый огурец сделали предметом особого почитания. То же самое понемногу начинает происходить и на августовском ярославском «Пире на Волге».

Кроме того, развитие событийного туризма очень часто стимулирует творческие инициативы на местах — в них, несмотря на всевозможные кризисы, по прежнему недостатка нет Те самые инициативы, которые по разным причинам не замечаются с федеральных высот и — главное! - очень редко ими финансируются. Турфирмы же, особенно в крупных городах, к местным затеям относятся недоверчиво и, как правило, работают с ними очень неохотно.

Даже несмотря на то, что главный резон, которыми объяснялось подобное отношение, сегодня отпал. О том или ином мероприятии сегодня известно заранее, в худшем случае за полгода. Казалось бы и карты в руки: анонсируй, набирай группу, тем более, что у пресловутых ширтурмасс вкус к событийным мероприятиям всё более заметен. Но куда там: лучшее — враг хорошего!

Как работают эти инициативы, эти их источники и составные части, лучше всего рассмотреть на примере одной из центральных областей — Ярославской. А она не без основания считается одной из самых «продвинутых» в сфере туризма.


«Столбы» ярославские

Главная «единица», ядро событийного туризма — праздник. Иначе — фестиваль. В последние годы — и ночи: музейная, библиотечная, искусств и т. д.. Праздник может быть государственным или народным, федеральным или местным, летним или зимним. Главный зимний праздник сегодня в Ярославской области — предваряющая пост Масленица со слоганом «Главная Масленица страны». Она в последние годы давно и небезуспешно «бодается» за общероссийское первенство с опирающейся исключительно на административный ресурс Масленицей псковской. Строго говоря, та или иная дата — пусть в разной мере веский, но всё же повод для того, чтобы и самим собраться, и гостей зазвать. Нет календарного — придумаем сами! Например, профессия — чем не предлог? А если уж полностью или в большой мере утраченная... Так и сам Бог велел! Именно о ней подумали в старинном ямском городке Гаврилов-Ям, устроив однажды праздник Ямщика. Сегодня он проводится ежегодно по осени. А в городке создан целый комплекс, посвящённый ямскому делу, организуется и фестиваль ямщицкой песни, и вовсе не зря гаврилов-ямцы не единожды награждены на конкурсах событийных мероприятий.


Картинка Хочу блинов

А рядом Гавриловым-Ямом находится старинное село Великое, где, в числе прочего, на размышления о туристических судьбах города наводит и исторический пейзаж: вид у Великого явно городской... Впрочем, сельчане — как и жители всей области, об этом речь впереди - довольно успешно используют для туристического развития и местные продукты: традиционную местную вишню и непременную русскую картошку. Последнюю — внеожиданном аспекте: в Великом уже несколько лет работает Музей картофельных бунтов...


Картинка Великое

Ярославскую же Масленицу всё чаще называют «русским карнавалом»: и сам праздник (в нынешнем году в нём приняло участие более 55 тыс. человек), и открывающее её шествие ряженых с каждым годом становятся всё многолюднее.«С каждым годом праздник отмечается всё шире — в нынешнем году он впервые занял практически весь исторический центр Ярославля» — отметил заместитель председателя правительства области Максим Авдеев.

В частности, впервые торжества проходили за театром имени Волкова на Первомайском бульваре. Его занял проводившийся опять-таки впервые Фестиваль стритфуда — уличной еды. Впервые прошёл и фестиваль уличного искусства «Раскрась город к весне»: на Первомайском бульваре и в Демидовском сквере было подготовлено более 50 арт-объектов, которые всем желающим предлагалось «оживить» с помощью красок.


Картинка Ярославль

«Все оттенки смысла Умное число передаёт», - говорил поэт. В течение Масленичной недели было съедено более 70 тыс. блинов, более 10 т. мяса-гриль, выпито более 5 тыс. литров чая и кофе. Из 25 тыс. человек, воспользовавшихся услугами праздничного общепита, к фестивалю уличной еды приобщилось более 6 тыс.

Средний чек масленичной ярмарки составил 180 руб, средний чек фестиваля стритфуда - 250-300 рублей. А во Всероссийскую книгу рекордов — как самый большой - был занесён и самовар, специально изготовленный для Ярославля тульскими мастерами. Высота рекордсмена составляет 210 см, объём —300 л, а вес — 280 кг.

«В этом году впервые после очень долгого забвения была воссоздана давняя городская традиция - «Ярославские столбы», - рассказала директор департамента туризма Ярославской области Юлия Рыбакова.

Что такое «Столбы»? Если угодно, карнавал наоборот. Любой карнавал предусматривает движение разнообразных ряженых перед стоящими или фланирующими зрителями. Тут — наоборот. Движется «почтенная публика». А перед ними выстраиваются, невзирая на мороз, благородные кавалеры и прекрасные дамы, добры молодцы и красны девицы... Зрителям остаётся лишь выбрать лучших.

Среди участников Масленичной недели был не только областной центр, но и многие из районов области. Среди них — музей кацкарского субэтноса в деревне Мартыново (Мышкинский район), Ростов Великий (Программа «По щучьему велению», в которую вошли Блинный фестиваль, «Зимний кубок ловли на мормышку», конкурс на лучшую уху), тот же Гаврилов-Ям (Масленица в стране ямщика), Переславль-Залесский (театрализованное представление «Битва Зимы и Весны»).

Повсюду прошло традиционное сжигание масленичных кукол, но именно в Переславле изобрели самый неординарный способ сделать это. На центральной площади города соломенных кукол собрали в один большой сугроб и подожгли из... огнемётов. Зрелище получилось, по мнению многочисленных гостей, исключительно яркое. В полном соответствии с девизом нынешнего праздника - «Яркая масленица». Но самый большой стаж в проведении зимних праздников накопили не в Ярославле, а в Угличе...

Георгий Осипов

Источник: 100dorog.ru

    Ваш комментарий

    к списку статей