Наш сайт существует и развивается показывая онлайн-рекламу нашим посетителям.
Пожалуйста, подумайте о поддержке, отключив блокировку рекламы для нашего сайта. Спасибо!

«Золотая орда» в Екатерининском зале

...И тогда в самом большом из залов царицынского дворца появилась императрица Екатерина II. Величественно и благосклонно оглядела она собравшихся на торжественную церемонию послов, и с интересом внимала звукам раздававшимся под золочёными сводами доселе неведомой музыки.

Казахстан, Россия Культура, Традиции, О туризме, Статьи по странам

Всё так. Но царица, разумеется, была не живой, а мраморной. Вдвое более высокой против своего настоящего роста (157 см). У мраморной императрицы — как и у настоящей — была своя, богатейшая история. Изваянная из знаменитого каррарского мрамора великим скульптором Александром Опекушиным, более двадцати лет стояла она в зале заседаний Московской городской думы. В большевицкое лихолетье, благодаря другому великому скульптору, она сумела скрыться в неформальную эмиграцию - в дружественный Ереван. А пятнадцать лет назад заняла своё нынешнее место.
 

Зато послы — в рамках традиционных «Посольских вечеров», организуемых музеем-заповедником и Национальным фондом поддержки правообладателей - были самые настоящие. Послы державы, о которой — именно как о государственном образовании - в екатерининские времена и слыхом не слыхивали. Сегодня она зовётся Казахстаном и по площади входит десятку самых большихи стран мира. Вечер, посвящённый музыкальному миру Казахстана и коллекции казахского декоративно-прикладного искусства в собрании Царицвнского музея-заповденика - впервые прошёл в Екатерининском зале царицынского дворца, не вместив всех желающих присутствовать на нём. Эти последние, впрочем, вполне могли утешиться тем, что в Интернете шла прямая трансляция — всего «Посольские вечера» в режиме on-line посетило уже более миллиона человек.
Чрезвычайный  и Полномочный посол Казахстана в России Имангали Тасмагамбетов и ведущий вечера — Сергей Погосян — напомнили о том, что человек должен двигаться, движение — залог жизни; любой грамотный врач скажет вам, что у кочевников не бывает эпидемий.
Двигаться человек должен и для того,  чтобы посмотреть на окружающий его мир — именно передвижение в чисто познавательных целых и называется туримом. Казахстан на российском туристическом рынке в последние десятилетия не очень заметен — и очень зря. Российско-казахстанская граница — одна из самых длинных в мире, у наших стран немало общего - малозаселённая территория, большое количество первозданных природных ландшафтов,  пёстрый этнический состав населения (в Казахстане живут представители 130 национальностей).

Но если бездействуют эмиссары от туризма, в дело вступают те послы, верительными грамотами которых является их исполнительское мастерство. Послы от культуры. И не в последнюю очередь — от музыки.
 Когда-то весь Советский Союз — без всякого преувеличения — знал имена «золотых голосов» Казахстана - Ермека Серкебаева, Куляш Байсеитовой, Розы Джамановой, Бибигуль Тулегеновой — последняя, кстати, является «дуайеном», говоря языком дипломатов, среди тех, кто носит звание народного артиста СССР.. И, разумеется, Алибека Днишева. Давно ли его называли «золотым мальчиком» казахской оперы? Сегодня он, скорее, уже аксакал — но находящийся в блестящей вокальной форме. В чём смогли убедиться все, кто видел и слышал его выступление.
Казахским виртуозам доступен, разумеется, не только классический вокал. Казахстан не без основания ассоциируется у большинства россиян с бесконечными просторами, с бескрайней степью — ярко-зелёной и покрывающейся цветочным многоцветьем весной и всё более желтеющей, выжигаемой солнцем по мере прихода лето.  Всё это было в поистине волшебном и не очень привычном по тембру нашему слушателю  голосе Айгуль Косановой.

Но есть и другой Казахстан, мало кому из российских путешественников известный, Казахстан XXI века, чьей столицей является выросшая из стародавнего Акмолинска и совкового Целинограда современнейшая Астана. 
И как символом Парижа давно уже является Эйфелева башня, так и символом Астаны суждено стать Байтереку — 97-метровой (1997 — год переноса столицы из Алма-Аты) башне, чуть напоминающей раскрывающийся цветок с золотым шаром на вершине.

Памятник этот выражает представления о мире древних кочевников-казахов: на стыке миров протекает Мировая река, а на её берегу и возвышается Байтерек - Древо жизни (по-казахски «байтерек» - «опора» и вместе «тополь»), корнями уходящее в землю, а кроной подпирающее небо. Многим людям искусства, между прочим, кажется, что астанская башня немного напоминает не только цветок, но и казахский старинный духовой музыкальный инструмент — уран, на котором играли когда-то воинственные кочевники...
И соединяет воедино эти два Казахстана, в числе прочего, и его богатейшая музыкальная культура. Прежде всего домбра, которая для Казахстана — чуть больше, чем просто музыкальный инструмент. Говорят, на домбре умеет играть абсолютно любой казах. «Считается, что именно этот инструмент как  никакой иной выражает душу и мысли казаха, - рассказал Сергей Погосян. - Домбра встречает нас при рождении, домбра поднимает фату невесты, домбра плачет и смеётся". Что зримо и доказала, сыграв произведения казахских классиков - Есбая, Казангапа и Нургисы Тлендиева -  домбристка-виртуоз Айгуль Улкенбаева.

Впрочем, оказалось, что  дети кочевий — казахские народные инструменты — умеют петь не только песни степей. Трио «Алтын Орда» («Золотая Орда») - казахская скрипка кобыз, казахская флейта сабызгы, казахские гусли рейнстик - под руководством Санджая Альмишева чрезвычайно оживила «почтенную публику», сыграв «Подмосковные вечера».

Мраморная императрица, точно вдыхая аромат весенней казахстой степи, чуть заметно улыбалась с пьедестала...

Георгий Осипов

 

 

Источник: 100dorog.ru

    Ваш комментарий

    к списку статей