На южных просторах Каракалпакстана находится один из выдающихся античных памятников Центральной Азии - городище «Джанбас-кала». Это сооружение ученые датируют IV веком до нашей эры и относят к периоду истории древнего Хорезма, получившего название кангюйского. Джанбас-кала является наиболее выдвинутой на северо-восток городом-крепостью, почти на стыке "Земель древнего орошения" правобережья Окса и кочевой степи. Она была выстроена на пустынной возвышенности, замыкающей цепь холмов, тянущихся на юго-восток от Султануиздага. Прекрасно сохранившиеся мощные крепостные стены Джанбас-калы, образующие правильные прямоугольники площадью около трех с половиной гектаров, ориентированы углами довольно точно по сторонам света. Внешние стены крепости по всему периметру прорезаны узкими и высокими стреловидными бойницами, расположенными в два ряда в шахматном порядке. Первый исследователь городища Джанбас-кала известный русский историк и археолог С.Толстов писал: "Стреловидные бойницы такого типа восходят к ассирийской традиции и проходят через историю Ахеменидского и Парфянского Ирана, не переходя, однако, в сасанидскую эпоху. Бойницы Асура времен Саргона по очертанию и профилю совершенно тождественны бойницам Джанбас-калы и других хорезмийских памятников кангюйско-кушанского времени". Характерной чертой Джанбас-калы, выделяющей ее из множества центральноазиатских крепостей, является полное отсутствие башен, как угловых, так и вдоль стен. Однако строители крепости предусмотрели все варианты отражения нападения противника. Для поражения наступающих с флангов использована система бойниц, состоящих из одной прямой и двух боковых косых, обращенных в разные стороны. Если захватчик все же прорвется к воротам, то из двух арочных ходов, ведущих из прохода внутри стен, защитники городища могли с оружием в руках достойно встретить врага. Для самого крайнего случая предназначался такой же арочный ход, ведший внутрь крепостного двора, и бойницы, развернутые для обстрела пространства за воротами. Археологические раскопки показали, что от крепостных ворот ведет широкая, около тридцати метров, улица. По обеим сторонам от нее располагаются два обширных жилых квартала, каждый из которых состоял приблизительно из двухсот жилых помещений. Следовательно, по мнению исследователей, взрослое население Джамбас-калы составляло около двух тысяч человек. И при необходимости на защиту города к бойницам вставали не только мужчины, но и женщины, что подтверждают древние хорезмийские легенды о женщинах-воительницах. В развалинах жилищ Джанбас-калы обнаружено огромное количество фрагментов керамики, терракотовые статуэтки и различные металлические предметы. Были найдены браслеты, перстни, бусы из гагата и кристаллического пирита, а, главное, множество стеклянных бус различной формы и цвета. Такие бусы были в III-II веках до нашей эры широко распространены в северном Причерноморье, что, по мнению ученых, доказывает устойчивые торговые связи древнего Хорезма с другими странами. Жители Джанбас-калы были приверженцами зороастризма - древнейшей мировой религии, господствовавшей на протяжении более тысячи лет на огромной территории от Хорезма до Индии и от Синьцзяна до Ближнего и Среднего Востока. Напротив ворот, на противоположной стороне городища, к крепостной стене примыкают руины храма огня. Это был центр духовной жизни обитателей Джанбас-калы. В святилище сохранилось правильное овальное возвышение, где на металлическом жертвеннике, как это предписывалось ритуалом зороастрийской религии, день и ночь горел священный огонь. В храмовый комплекс Джанбас-кала входило также большое помещение, служившее, судя по большому количеству черепков бытовой посуды и осколков костей животных, для отправления ритуальной трапезы зороастрийцев "Бож гирифтан". Обитателям городища Джанбас-кала на протяжении пяти веков не раз приходилось отражать набеги враждебных кочевых племен. В I веке нашей эры напавшие на городище кочевники не смогли взять с боем хитроумные ворота Джанбас-калы. Однако с помощью тарана они проделали широкий пролом в стене к югу от ворот и ворвались в крепость. Огромное количество металлических наконечников стрел двух видов свидетельствует об ожесточенной схватке внутри города. Очевидно, большинство защитников погибло, а уцелевшие были захвачены в плен и проданы в рабство. Храм огня и жилые дома были разрушены и сожжены. За две тысячи лет дожди и ветры размыли уцелевшие постройки и засыпали их песком, и лишь стены крепости напоминают о былом величии Джанбас-калы. В Узбекистане сохранилось немало памятников древней культуры зороастризма. Но старейший из них, Джанбас-кала, включенный в туристический маршрут "Золотого кольца древнего Хорезма", примечателен тем, что в нем заложены были строительно-планировочные каноны для сооружения более поздних античных хорезмийских крепостей. Почти во всех них был использован аналогичный способ защиты ворот строительством предвратного лабиринта. Симметричная, геометрически упорядоченная планировка жилых кварталов, характерная для центральноазиатских городов-крепостей, также была применена одними из первых зодчими Джанбас-калы. И даже овальная форма жертвенника храма огня была воспроизведена восемь веков спустя в зороастрийском святилище городища Тешик-кала.