Красиво и непривычно звучат названия старинных головных уборов каракалпачек. Еще более красиво они выглядели. А сегодня это — экспонаты всемирно известного Государственного музея искусств имени Савицкого. Наглядный образец высокого мастерства каракалпакских ювелиров представляет собой тобелик. Изготовлялся он обычно из тонкого листового серебра и имел форму круглой плоской шапки, надевавшийся поверх тумака (шлемообразная шапочка, составляющая одну из частей саукеле). Богато отделывался бирюзой, кораллами. Как и другие ювелирные изделия каракалпаков, этот головной убор украшался растительным орнаментом — стеблями, цветами и завитками. Носили его девушки, а женщины носили тобелик только с саукеле. В дневнике известных исследователей Д.Гладышева и И.Муравина описывается головной убор, называемый "касава", который авторы посчитали обычным, повседневным головным убором замужних женщин. "Касавые их сделаны из меди, луженые серебром, а иные имеют серебряные; и наверху их сделаны шишечки небольшие, и в оных шишечках вставлены камешки простые, больше марьян". Судя по описанию, речь здесь идет о тобелкке. Интересна история реставрации одного тобелика — экспоната Государственного музея искусств им. Савицкого. На реставрацию головной убор был передан в 1979 году. Долгие годы он пролежал во Всесоюзном научно-исследовательском институте реставрации, в Москве. Работы по восстановлению экспоната шли медленными темпами. В итоге его передают реставратору Костикову, который и доводит начатое до конца. Костиков провел колоссальную работу — полную реставрацию с дополнением утраченных частей и деталей. Восстановленные части отделаны позолотой и чеканным узором, восполнены вставки из кораллов и зеленого стекла. Нужно отметить, что все материалы, необходимые для реставрации, были выделены нашим музеем: серебряные монеты, коралловые бусы и сусальная заготовка для золочения. И только в 1985 году тобелик был возвращен в музей искусств. Турме — в прошлом повседневный головной убор каракалпакских женщин. По сути это — юрбан из платков или длинного полотнища, накручиваемый на тюбетейку. Существовало несколько способов закручивания тюрбана: кругло и ровно — предпочитали носить сельские жительницы. Горожанки употребляли для тюрбанов своеобразный каркас: укладывали круто скрученный валик из кусков материи, сверху валика накручивали платок особыми изгибами, в зависимости от вкуса женщины и установившейся моды. В начале XX века в каждом крупном населенном пункте или городе была своя форма тюрбана. Изящный маленький тюрбан с двумя острыми концами, в виде маленькой шляпки, носили модницы Чимбая, в Ходжейли — очень широкий, и одевался он чуть наискосок к левому виску. В южных районах тюрбаны завертывали иначе — высокими, накрест положенными рядами или рядом узлов, идущих ото лба к макушке. Старинные головные уборы каракалпачек преимущественно красного цвета. Только пожилые женщины использовали белые ткани. Если полотнище для тюрбана было из ситца сорта «айдынлы», то и тюрбан назывался «айдынлы орамал». Женщины помоложе носили тюрбаны из красных шелковых платков кустарного производства. В холодное время года, выходя из дома, поверх тюрбана повязывали голову большим платком "шалгыш" или "шаршы". Головной убор в виде шапочки — тахия — издавна входил в состав национального женского костюма. Если в костюме молодых женщин тюбетейка играла только подсобную роль, являясь составной частью тюрбана, то в костюме девочек и девушек-подростков тахия имела самостоятельное значение. В зависимости от украшений тахия носила различные названия: маржан-тахия — украшенная кораллами; ту белек или купели-тахия — со столбиком на макушке; тозеу- тахия — с разнообразными ювелирными украшениями. Тахия — очень древний девичий убор у удмуртов, башкир, чувашей, казахов, киргизов, узбеков. В начале XX в. тахии, украшенные монетами и кораллами, носили лишь девочки- подростки до 14-15 лет. Отделывались тахии девушек очень скромно. По краю спереди нашивался ряд серебряных монет. По бокам шапочки прикрепляли длинные тонкие кисти из шелковых шнурков с нанизанным на них бисером или узкие полоски из шелковой материи, покрытые вышивкой, с нашитыми на них бусинками и монетами. Девочки носили ^ахии без головных платков, а девушки поверх тахии повязывали голову маленькими платочками орайпек, оставляя открытой нарядную переднюю часть тахии. Концы сложенного накрест платочка завязывались т-та затылке узлом. В ассортименте девичьих старинных головных уборов, кроме тахии была также и зимняя шапочка из черного войлока в виде колпачка с меховой опушкой из меха куницы или выдры. В 80-90-х гг. XIX века такие шапочки носили все девочки- подростки, но шили их уже не из войлока, а из цветного бархата. Примечательно, что название у этой шапочки такое же, как и у мужского головного убора — «калпак». Каракалпакские головные уборы представляют несомненный интерес для историков и специалистов смежных областей науки. Детальное, углубленное изучение их поможет осветить многие, пока еще не совсем ясные, проблемы историко- культурных контактов каракалпаков с другими народами Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока. З.КУРБАНОВА