Консультант по развитию туризма, представляющая в Каракалпакстане Германское Общество по международному сотрудничеству (ГИЦ), Аня Вайднер работает в Каракалпакском республиканском управлении Торгово-промышленной палаты Узбекистана, помогая тем, кто решил заняться туристическим бизнесом в реализации идей и возможностей. Наша беседа состоялась с госпожой А. Вайднер, консультантом из Германии. Аня, как Вы оцениваете состояние развития туризма в Каракалпакстане ? — Туристический бизнес в республике находится сегодня на стадии развития, если сравнивать регион, к примеру, с такими туристическими центрами, как Самарканд или Бухара. В республике появляются фирмы и предприятия, которые предлагают услуги туристам, но их пока, к сожалению, не так много. Тем не менее, за то время, которое я провела в Каракалпакстане, должна признать — в области индустрии туризма произошли позитивные изменения. Открываются новые гостиницы, где для гостей созданы все необходимые условия, туристические фирмы, готовые к сотрудничеству. Думаю, у региона большое туристическое будущее! — Что, по-Вашему, необходимо сделать, чтобы Каракалпакстан стал еще более привлекательней для зарубежных гостей? — По моему мнению, для того, чтобы Каракалпакстан стал туристическим центром для иностранных гостей, необходимо предпринять ряд мер на различных уровнях. И, в первую очередь, нужны инвестиции, которые будут вложены как в строительство отелей, так и дорог. На дорогах, как это сегодня мы можем видеть в Нукусе, необходимо установить указатели, по которым туристы могли бы ориентироваться на местности. Информацию о самих памятниках истории, связанную с достопримечательностями, также можно разместить на табличках или вывесках — так гости смогут больше узнать об историческом наследии Каракалпакстана. Следующий этап — это работа с местными туристическими предприятиями. Чтобы выйти на высокий уровень, следует прислушиваться к желанию и требованиям туристов, создавать для них наилучшие условия, как в отелях, так и других местах, которые гости намерены посетить. Необходимо наладить партнерские отношения с туроператорами в Ташкенте, которые включали бы памятники Каракалпакстана в свои туристические маршруты, могли рассказать гостям, как много интересного ждет их в Приаралье. — Какое содействие оказывает ваша организация местным предпринимателям в сфере туризма и с кем работает в регионе? — До прошлого года я работала с общественным объединением "Золотое наследие Арала", где мы занимались вопросами развития туризма. С января 2012 года работаю в Каракалпакском территориальном управлении Торгово- Промышленной палаты Узбекистана, где также реализуются проекты, связанные с усилением роли туризма в регионе. Совместно с моими коллегами в ТПП я консультирую представителей местных организаций, занимающихся туризмом, относительно улучшения их положения и возможностей маркетинга. При подготовке фестиваля "Астрлар садоси", который прошел в Элликкалинском районе, мы провели два тренинга для администраторов и горничных гостиниц города Нукуса. В ближайших планах налаживание контактов с "Каракалпактуризмом", думаю, нам есть над чем поработать вместе. — Что уже сделано GIZ и что входит в ближайшие планы? — Как вам уже известно, ГИЦ (ранее — ГТЦ) не первый год осуществляет свою деятельность в Каракалпакстане. ГИЦ — Германское Общество по международному сотрудничеству работало над многими проектами, как, например, рекультивация осушенного дна Арала, борьба с саранчой, дынной мухой, проектами, направленными на развитие ремесел, садоводства и др. С 2009 года ГИЦ начало заниматься вопросами развития туризма в Каракалпакстане. За этот период времени при поддержке ГИЦ в сотрудничестве с местными организациями были разработаны и установлены указатели в центре города Нукуса, выпущен план города на английском языке, проведены семинары по развитию туризма. Также в журналах серии "Discovery Travel Magazine" ("Журнал открытий путешествий") были опубликованы статьи о ремеслах Каракалпакстана, легендах древнего края, о создателе известного во всем мире музея Игоре Витальевиче Савицком. Совместно с сотрудниками мы намерены расширить консультативные услуги в области туризма, провести ряд семинаров, посвященных туристическому бизнесу. А еще — издать путеводитель по Каракалпакстану, который станет прекрасным подарком для всех, кто мечтает увидеть этот удивительный край. — Вы не первый год работаете в Каракалпакстане, поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями, что произвело на Вас особое впечатление? — Я почти два года нахожусь в Каракалпакстане, и мне здесь очень нравится! Люди, которых я встречаю, очень доброжелательны, открыты и искренни, всегда готовы придти на помощь. Я побывала в гостях во многих каракалпакских семьях, и их гостеприимство покоряет меня — это так замечательно! — Что бы Вы, как эксперт, пожелали тем, кто планирует начать свое дело в области туризма и тем, кто уже работает в этом направлении? — Быть первыми — всегда нелегко, и тем, кто занимается туристическим бизнесом — в самом начале. Я желаю всем предпринимателям большого успеха, хороших идей и терпения. Кроме этого, я рекомендовала бы предпринимателям, чтобы они по собственной инициативе посещали туристические ярмарки и фестивали, где у них есть уникальная возможность перенять опыт тех, кто добился в этом бизнесе определенных успехов.