27 ноября в Государственном музее искусств Узбекистана широкой общественности была представлена обнаруженная здесь около двух лет назад картина известного художника эпохи Позднего Возрожденья Паоло Веронезе (1528-1588), сообщает НИА «Туркистон-пресс». Поздравляя присутствующих с обнаружением картины одного из самых известных итальянских художников, Чрезвычайный и Полномочный Посол Италии в Узбекистане Риккардо Монаро отметил, что Паоло Кальяри, впоследствии ставший известным как Паоло Веронезе, считался величайшим мастером цвета и света без существенных контрастов, но демонстрирующих объем. «Обнаружение этой картины является отражением связей между нашими странами, уходящих корнями во времена светлейшей республики Венеция, торговые отношения с которой достигали также и этой части Азии, — сказал Монаро. — Мы надеемся, что данное полотно сможет достойно представить Италию в коллекции Государственного музея искусств Узбекистана». В презентации о процессе установления подлинности картины художник-реставратор Дильшод Азизов рассказал, как в течение двух лет велись сначала реставраторские, а позже научно-исследовательские работы над полотном, которое сегодня официально объявлено принадлежащим кисти Паоло Веронезе. Более века находилась в Ташкенте знаменитая картина «Оплакивание Христа». Согласно данным, приводящимся в дневнике Великого князя из дома Романовых Николая Константиновича, полотно было приобретено во время поездки по Италии в 1871-72 годах. В 1880-х в числе других ценностей его коллекции картина была доставлена в Узбекистан. В 1917 году он завещал данное полотно в «пожизненное владение… полную собственность Ташкентского Университета». В 1920 году данная картина и вся коллекция дома Романовых были помещены в Центральный художественный музей, правопреемником которого и является ныне Государственный музей искусств Узбекистана. Несмотря на то, что еще в начале прошлого столетия в «Туркистанском вестнике» данное полотно упоминается под номером 26 как принадлежащее кисти Паоло Веронезе, долгое время оно считалось хорошей копией кого-то из учеников великого мастера. Обнаружение подлинности полотна произошло в процессе работы надо его реставрацией, начатой около двух лет назад. Дильшод Азизов, которому была поручена работа по реставрации, рассказал о целом ряде лабораторных научных исследований, подтверждающих подлинность полотна. В числе научных методов приводились сравнительный анализ уникального почерка автора с другими его работами и работами его учеников, изучение под инфракрасными, ультрафиолетовыми и рентгеновскими лучами, анализ состава грунта и краски, а также состава самого холста. Помимо целого ряда убедительным свидетельств подлинности полотна, одним из наиболее значимых аргументов, по мнению Азизова, являются выявленные в процессе лабораторного изучения авторские поправки, вносимые по мере его написания. Автор, создающий картину, чаще всего перерисовывает и меняет какие-то из ее деталей, когда же делается копия, в таких поправках нет нужды, отметил он. Картина «Оплакивание Христа» представляет собой холст, писанный маслом. Размер — 98 х 118 см. По данным экспертизы картина подвергалась обрезке и трижды в разное время была реставрирована. В ближайшее время полотно ожидает еще целый ряд научных реставрационных работ, после чего она займет свое место в одном из залов Государственного музея искусств Узбекистана. Как отметила директор музея искусств Василя Файзиева, представленная картина Паоло Веронезе будет далеко не единственным громким открытием, сделанным в его фондах. По ее словам в настоящее время проводится научная работа с еще несколькими полотнами, предположительно принадлежащими кисти великих мастеров.