В Республике Узбекистан уделяется особое внимание развитию культуры и искусства, в этой связи из года в год увеличивается количество туристов, интересующихся историей и культурой указанного государства, как одного из древних источников развития человечества. Летом 2012 года в г.Нукус Республики Каракалпакстан прибыла съемочная киногруп¬па из Швейцарии, которая осуществляла проект "Новый Шелковый путь". Проект был разработан и организован Швейцарс¬ким Национальным обще¬ственным телевидением (SRF) и его реализация заняла несколько меся¬цев. В проекте в качестве главного действующего лица и ведущего про¬граммы участвовал изве¬стный швейцарский теле¬журналист Петер Гислинг. Он "вел" зрителей по ле¬гендарному Великому Шелковому пути и знако¬мил с многогранной и кра¬сочной культурой наро¬дов, живущих вдоль него, встречался с интересны¬ми людьми, обращал вни¬мание на великолепные исторические памятники и роскошные природные ландшафты. Целью проек¬та было способствовать дальнейшему, еще более широкому развитию ту¬ризма из Европы в стра¬ны Востока путем показа сегодняшней жизни, куль¬туры и традиций совре¬менных народов Востока. Для этого участники про¬екта как бы повторили в современных условиях знаменитое путешествие венецианского купца Мар¬ко Поло из Италии в Ки¬тай через территории со¬временных стран, по зем¬лям которых в древности и средневековье пролегал Великий Шелковый путь. Как хорошо известно, се¬верный маршрут этого пути пролегал через зем¬ли Каракалпакстана и Хо¬резма и имел важнейшее экономическое значение. По нему караваны пере¬возили разнообразные то¬вары, среди которых большое место занимали в первую очередь шелк и фарфор, производившие¬ся в Китае и пользовав¬шиеся бешеной популяр¬ностью и огромным спро¬сом в странах тогдашней Европы. Древнеримские патриции, а позже запад¬ноевропейские феодалы любили одеваться в шел¬ка и вкушать пищу из фарфоровой посуды. Что касается экспортных воз¬можностей среднеазиат¬ских государств того вре¬мени, в частности – Древ¬него Хорезма, то, по сви¬детельству арабского ис¬торика (или географа) Макдиси (X в.), "из Хо¬резма вывозили меха со¬болей, горностаев, хорь¬ков, ласок, куниц, ли¬сиц,... а также.... стрелы, панцири и луки, которые могли натянуть только очень сильные люди...". Но кроме ценной пушнины и вооружений еще можно было купить "сушеные фрукты, сласти, полоса¬тое сукно, ковры, парчу, ткани, рыбу и лодки". Это неполный перечень хорезмийских товаров, экспор¬тировавшихся из самого Хорезма, а также благо¬даря транзитной торговле из других стран через его территорию. В наше время по воз¬рожденному Шелковому пути продолжается меж¬дународная торговля, но место прежних товаров заняли нефть, газ, совре¬менные промышленные технологии и изделия, различное оборудование и механизмы. Все новые явления нашли отраже¬ние в фильме. Но самое примечательное, что ос¬новное содержание филь¬ма связано не столько с показанными в нем чужеземными красотами и диковинами, и даже не столько с богатыми исто¬рическими и культурными памятниками Узбекиста¬на, которому, кстати, от¬ведено несколько серий из семи, сколько Государственному музею искусств Республики Каракалпакстан, которому посвящена отдельная серия. Подчеркнем, что в другие серии включены сразу по нескольку стран и регионов мира. Петер Гислинг со своей командой посвятил в нем весь день и посвятил ему большую часть отснятого материала. Петер Гислинг и его спутники не скрывали восхищения от увиденного в музее и, не стесняясь высокопарных слов, выражали, свой восторг. Характерно, что за короткое время после выпуска фильма его успели посмотреть миллионы зрителей в разных странах мира, прежде всего в тех странах, где широко распространен немецкий язык (так как фильм идет на немецком языке). Это ФРГ, Австрия, Швейцария, Люксембург и Лихтенштейн. Как следствие – резко увеличился поток в ГМИ РК туристов из этих стран за последнее время. Дело дошло до того, что немцы, которые и раньше входили в первую тройку самых посещающих музей стран (и не только музей, но и весь Узбекистан в целом), те¬перь обходят итальянцев и заметно теснят францу¬зов, прежних многолетних лидеров туризма в Цент¬ральную Азию. Не исклю¬чено, что вскоре они выс¬тупят на первое место в этом туристическом ма¬рафоне. Созданный швей¬царскими телеоператора¬ми многосерийный фильм под названием "Seidenstrasse von Wenedig nach Xian mit Peter Gysling" можно по¬смотреть в ГМИ РК им. Савицкого. Увидевший его, не пожалеет о поте¬рянном зря времени, так как фильм стоит того, что¬бы его посмотреть.