Женщины украшают мир... Это не просто крылатая фраза, а подтверждение той большой роли, какую играет прекрасная половина человечества не только в жизни, но и искусстве. Женщины являются музами поэтов, художников, композиторов. Широко известны примеры из истории, когда представительницы слабого пола добивались выдающихся успехов в науке, спорте, литературе, политике. Немало женских образов создано и художниками Каракалпакстана, а подвиги девушек-героев нашли свое отражение в различных эпосах. Изучая различные жанры изобразительного искусства Каракалпакстана, можно отметить, что особое место в работах художников занимают женские образы. Более того, они в некотором роде являются стимулом для развития жанра, и жен¬ские портреты порой преобладают над работами, написанными в других жанрах. Свободолюбивые, героические, самоотверженные женщины, их красота и мудрость нашли свое отражение в полотнах мастеров кисти. Наши предки очень серьезно, с большой ответственностью относились к воспитанию подрастающего поколения, особенно девушек — будущих матерей, хранительниц домашнего очага. Недаром говорят, что счастье мужчины зависит от женщины. Это выражение находит свое подтверждение в сборниках философских трудов, кроме того, каракалпакские эпосы и дастаны рассказывают об исторических событиях, где важную роль играли женщины, девушки-батыры. К примеру, эпос "Кырк кыз", являющийся одним из памятников каракалпакской культуры повествует о Гулаим и Сарбиназ, боровшихся за свободу и счастье своего народа. До нас образы девушек-богатырей дошли, благодаря сказителям, передающих из поколения в поколение рассказ о смелых и отважных девушках. Одним из таких сказителей был известный бахсы Жийен-жырау, который, как гласит легенда, записал этот эпос. Его последователи, стараясь сохранить манеру исполнения Жийена жырау, вносили в эпос что-то свое. Сегодня нам известна версия эпоса "Кырк кыз", исполненная Курбанбаем Тажибаевым, записанная в 1940 году. Стоит отметить, что этот эпос неоднократно издавался на каракалпакском, а также на узбекском, туркмен¬ском, казахском и русском языках в 1948, 1951, 1955, 1958 и 1983 годы в Москве, Ташкенте и Нукусе. В 1958 году "Сказание о красавице Гулайим" было переведено на русский язык известным российским поэтом и переводчиком Арсением Тарковским, автор художественного оформления — график В.Е.Кайдалов. К слову, В.Е.Кайдалов стал первым оформителем, в последующие годы оформлением занимались украинский художник В.Носко и наш художник-график И.Кыдыров. По признанию В. Кайдалова, он впервые в своем творчестве обращался к образу Гулаим. Художник не только воспроизводит эпизоды из жизни героини, но и отражает состояние ее души, рисует образ девушки — светлой, молодой, красивой. Читая строки эпоса, мы видим Гулаим такой, какой представляет себе художник. Женские образы в изобразительном искусстве республики заслуживают самого пристального изучения. К примеру, "Портрет Калбике Матьякубовой", автором которого является известный художник, академик, народный художник Узбекистана Абдухалк Абдуллаев. Солистка Каракалпакской филармонии, Калбике Матьякубова была настоящим украшением сцены, исполняя произведения каракалпакских композиторов. Обладая сильным, красивым голосом, она приводила в восторг многочисленных слушателей. В своей работе А.Абдуллаев создал образ певицы в каракалпакской национальной одежде. Ему удалось передать ее богатый духовный мир, душевную красоту. Портреты каракалпакских женщин занимают достойное место в зале экспозиции ГМИ Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого. Их авторами являются известные мастера К.Сайыпов, К.Бердимуратов, И.Савицкий, Ф.Мадгазин и ряд молодых художников. Среди них живописные и скульптурные композиции К.Сайыпова "Портрет Зауре", У.Сапарова "Девушки, собирающие джиду", И.Ишанова "Портрет Гулайым", Ж.Беканова "Подготовка к свадьбе", А.Шпаде "В красильном цеху" и т.п. В этих работах женщина изображена как хозяйка, хранительница очага, мать и спутница жизни мужчины. В древнем памятнике письменности "Авесто" говорится, что для счастья человеку нужны жена, ребенок и клочок земли. Значит, мать и дитя являются поддержкой и крыльями мужчины. И в любой семье значение простого слова "счастье" обретает силу и претворяется в жизнь благодаря женщине.