Три составные части туризма

Три составные части туризма давно известны. Что посмотреть? Где переночевать? И чего откушать?


Заключительная составляющая в последние годы становится всё более важной. Актуальной. Животрепещущей даже. Каким считается традиционный путь развития кулинарного туризма? Турист отправляется в город Х или страну Y, где и вкушает произведённые и приготовленные на месте продукты. В подкрепление единственности этого пути говорят ещё, что местная кухня на гастроли не ездит. В большинстве случаев это и вправду так. Но совсем не всегда.


Когда-то давным давно, в советские ещё времена, в Москве были магазины, где можно было купить продукты и даже блюда, произведённые в союзных и — реже! - автономных республиках. Там можно было отведать. Оценить. Заинтересоваться. И даже поехать на родину того или иного продукта.


Ещё во времена перестройки, например, напротив кинотеатра «Ударник» существовал магазин «Татарская кулинария», где готовили — с пылу с жару! - чисто местный треугольный пирожок с мясом — ичпичмак и где можно было купить приготовленный в Казани сладчайший чак-чак. Можно вспомнить ещё проживший совсем недолго грузинский культурный центр на Арбате, где лакомились легендарными водами Лагидзе.


Времена переменились. Настала пора глобальных сетей супермаркетов, у которых, как известно, не слишком широкий и, чего греха таить, давно «прикормленный» круг поставщиков. И если в сравнительно небольшой европейской стране в супермаркете обычно можно купить продукты, произведённые в любом её конце, то в России — увы. Конечно, остались отдельные уникумы, вроде «Армении» на углу Тверского бульвара и Тверской, но продуктов в них практически не встретишь. А если и встретишь, то по таким ценам, что в глазах темнеет.


Сколько раз доводилось беседовать с производителями весьма качественных продуктов в российских регионах (далеко ходить не надо — Тверь, Владимир, Ярославль), которые на вопрос о распространении только тяжко вздыхали: «Да не пускают нас в Москву на пушечный выстрел!»


Конечно, скажут, есть специализированные рестораны национальных кухонь. Но, во-первых, где вы встречали ресторан, скажем, тамбовской, вятской или астраханской кухни (называю те регионы, где в последние годы особенно преуспели в «продвижении» своих кулинарных сокровищ)? А в «иностранных» ресторанах национальной кухни аутентичность местных продуктов, да и способов их приготовления приходится априори принимать на веру. Очень грубо говоря, никто не поручится, что вместо бифштекса из экзотического звкря вам не подсунут продукт из бегавшего неподалёку и наспех освежёваного «барсика» или «бобика».


Так что же получается: кулинарный туризм — движение в одном направлении, из Москвы в глубинку? Обычно происходит именно так. Но не всегда. На некоторых оптово-розничных рынках до недавнего времени существовали национальные магазины — армянские, татарские, греческие. В последние годы и рынки, и магазины — в порядке патриотической инициативы! — прекратили существование.


Однако есть движение и в другом направлении. Выставочный центр, он же агрокластер «Food City» на Калужском шоссе известен в Москве очень многим — по сути, это тот же оптово-розничный рынок, только значительно больших размеров и пока что с большим количеством неиспользуемых площадей.


Именно там по по инициативе Евразийского делового союза с конца года начали открываться своего рода кулинарные представительства (а почему не «посольства»?) тех или иных стран и регионов России. Минувшей осенью открылись павильоны Вьетнама, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии и первый из российских региональных — павильон Воронежской области. В первый день зимы к ним добавились павильоны республик Северного Кавказа, Приморского края, Владимирской и Тамбовской областей, а также «кулинарное представительство» Исламской Республик Иран.


Каждый регион представляет, по-научному говоря, свой кулинарно-продуктовый специалитет. Например, у Северного Кавказа это домашние сыры, осетинские пироги, вяленое мясо, кабардинские лакумы, дагестанские коньяки. У Приморского края — морепродукты, рыба, икра. У Владимирской области — печенье и хлебобулочная продукция. У Тамбовской области — знаменитый тамбовский окорок и фирменные конфеты «Тамбовский волк». Наконец, у Ирана это сезонные фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, пряности. «Здесь много таких отечественных продуктов, о которых многие покупатели ранее даже и не подозревали. Теперь все увидят многообразие российских кулинарных брендов из различных регионов», - считает директор Департамента Минсельхоза РФ по регулированию рынков АПК Владимир Волик


«Имеющиеся площади, -подчеркнули организаторы, - позволят открыть подобные представительства всех 85 регионов России!». Всего же до весны будущего года в агрокластере откроется 120 подобных павильонов.


Может, благодаря им и вправду путь в тот или иной город или регион сможет начинаться через желудок?