Вечера Чайковского В «Гранд Отель Европа»

ИСТОРИЯ

«Европейская», открытая в 1875 году, – старейшая гостиница класса люкс в Санкт-Петербурге, расположенная в самом сердце города: на углу Невского проспекта и Михайловской улицы. За свою продолжительную историю отель принимал гостей со всего мира.  Здесь останавливались царствующие особы, первые лица и премьер-министры различных государств, крупные предприниматели и банкиры, выдающиеся артисты, музыканты, композиторы и богема артистов, художников и других знатных персон своего времени.
Помещения на верхнем этаже отеля интересны своей историей. Она восходит к 1908 году, когда в связи с возраставшей популярностью гостиницы, было решено её расширить за счёт надстройки мансарды над пятым этажом. Проект «Фасада надстраиваемого здания «Европейской» гостиницы в Санкт-Петербурге» был утвержден самим Императором и «собственною Его Величества рукою начертано «Съ» (Согласен) 15 августа 1908 года».
В 1909 году была возведена мансарда и устроен ресторан «Крыша» с летней террасой. Долгое время он слыл лучшим в Петербурге. Пообедать в нем считалось таким же долгом для приезжего, как и осмотр достопримечательностей столицы. Изысканность блюд вызывала восхищение, а меню своим разнообразием поражало даже видавших виды гурманов.

 
К тому же, уникальное расположение ресторана давало возможность взглянуть на город в непривычном ракурсе. А. А. Блок писал в 1912 году: «Завтракали на крыше Европейской гостиницы, там занятно: дорожки, цветники и вид на весь Петербург, который прикидывается оттуда Парижем.»


Известный петербургский краевед Лев Лурье так говорит об этом ресторане: « До революции здесь сиживали шведский король, японский наследный принц, премьер министр Греции, губернаторы, предводители дворянства, московские текстильные короли, сибирские золотопромышленники, уральские металлурги.
В сталинское время обычный человек в ресторан не ходил. На «Крыше» бывали челюскинцы, генералы, заезжие иностранцы, популярные артисты. Народный артист Николай Симонов, известный всей стране по роли Петра Первого из одноименного фильма, часто сиживал здесь под «шафе», охотно раздавая автографы.
В середине 1950-х модная советская молодежь преодолела робость, вошла в крутящуюся дверь «Европейской», поднялась на «Крышу» и оказалась в другом мире.
В ресторане каждый вечер можно было увидеть одни и те же лица. Начинающие, но уже известные художники с красавицами-женами, ленфильмовские режиссеры, фарцовщики, адвокаты, молодые физики, уже доктора и кандидаты, стиляги, артисты, спортсмены, модельерши, композиторы и, главное, находившаяся на взлете молодая ленинградская литература – в том числе Иосиф Бродский и Сергей Довлатов. Иногда молодежь перебирала, вспыхивали молниеносные драки, самым опасным бойцом считался начинающий Андрей Битов. Когда в Ленинград приезжали знаменитые москвичи - Евтушенко, Ахмадуллина, Аксенов, они сразу шли на «Крышу», зная, что встретят там коллег по цеху, да и вообще модных красивых молодых людей.»
Весной 2017 года, после детальной реставрации,  легендарный бальный зал «Крыша» предстал в новом блеске и открыт для проведения мероприятий.
Созданный в 1909 году по проекту Федора Лидваля ресторан «Крыша» во все времена и по сей день остается местом паломничества модной публики Северной столицы. Блистательный зал площадью в 300 кв. метров, перекрытый остекленным мозаичным сводом, решен в приемах неоклассики. Интерьер поражает обилием лепных узоров и бесконечным количеством зеркал, которые вкупе с проникающим сквозь стеклянный потолок светом придают залу чувство эфемерности и легкости. Зал будто парит над улицами Петербурга.

РЕСТОРАН «ЕВРОПА» И ЧАЙКОВСКИЙ

Ресторан был оформлен в стиле ар-нуво в 1905 году по проекту архитектора Карла Маккензена. «Европа» - первый ресторан в России где появились электрические лампочки, а их большое количество является характерной деталью стиля модерн.  Стену ресторана украшает гигантских размеров мозаичное панно, изображающее Аполлона на колеснице, выполненное предположительно по эскизам Леонтия Бенуа при участии Николая Рериха. В 1908 году в ресторане появился огромный витражный потолок по рисунку художника Карла Эдуарда Бренцена, возможно, при участии Николая Рериха.
 Свет, льющийся сквозь крышу из цветной мозаики, отражается на благородных стеклах витража . Балконы, с которых открывается изумительный вид на главный зал ресторана, а пять отдельных кабинетов придают «Европе» особый уют. В зале уникальная акустика: во время завтрака звуки арфы или гитары особенно мелодичны и насыщены.

 
По воскресеньям проходят легендарные джаз-бранчи. Чего там только нет: французское шампанское без ограничения, икра и устрицы, изысканные французские, русские, итальянские и азиатские блюда, утка по-пекински, шоколадный фонтан.

 По средам и пятницам — «Вечера Чайковского»: музыканты Филармонии исполняют произведения Штрауса, Вивальди, и,естественно, Петра Ильича.  Кульминация вечера — «Белое адажио» в исполнении солистов балета ведущих петербургских трупп под аккомпанемент камерного оркестра.
Ставшие явлением петербургской культурной жизни вечера проходят в память о прославленном русском композиторе, который останавливался в Гранд Отеле Европа, а позже в Петербурге состоялась премьера балета «Лебединое озеро». Летом 1877 года в П. И. Чайковский приехал в СПб сразу после бракосочетания с А. И. Милюковой, состоявшегося в Москве 6 июля, для знакомства жены с родственниками. По приезду в город на Неве, Пётр Ильич написал в Москву своему брату Анатолию: «… Остановились в ЕВРОПЕЙСКОЙ, - очень хорошо и даже роскошно...».


 Спустя девять лет, 15 июля 1886 года, великий композитор приехав в Санкт-Петербург, записал в своём дневнике - «отправился в ЕВРОПУ». На этот раз, в гостинице П. И. Чайковский прожил всего три дня.

СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ

Отрадно, что руководство исторической гостиницы бережно поддерживает культурное наследие архитектурного памятника. Свен Геферс (Sven Gevers), назначенный летом прошлого года на пост  Генерального директора Grand Hotel Europe, сразу заявил, что основным фокусом своей деятельности видит:
сделать гостиницу центром культурной и социальной активности в Санкт-Петербурге и повысить узнаваемость бренда благодаря креативным мероприятиям в сфере культуры и искусства, чья связь с отелем была неразрывна на протяжении почти 145 лет.
 

«Для меня большая честь стать управляющим такой исторической гостиницы, как Grand Hotel Europe, и частью такого культурного города, как Санкт-Петербург. Имея достаточный опыт работы с историческими памятниками, такой статус  придает особый смысл деятельности, поскольку историческое наследие всегда находят  характерный отклик в сердцах людей», - отметил г-н Геферс. Слова управляющего не расходятся с делом, так уже завершено обновление всех 114 номеров категории делюкс. Эти номера являются наиболее востребованными во все сезоны. Из окон номеров этой категории, выходящих на площадь Искусств, открывается прекрасный вид на Храм Спаса-на-Крови. Также эти номера расположены вдоль всего 180-метрового фасада здания по Михайловской улице, спланированного ещё Карло Росси в первой трети XIX века.
Обновление номерного фонда было  выполнено по проекту лондонского дизайн-бюро Robert Angell Design International.
Номера выдержаны в спокойной зелено-пастельной гамме, располагающей к отдыху. Современное звучание интерьеру дизайнер придал с помощью лаконичной мебели в духе минимализма, которая выглядит легко и стильно и зрительно расширяет границы номера. Площадь номеров варьируется от 30 до 37 кв. метров при высоте потолков от 4, 3 метра на первом этаже до трёх метров на четвертом этаже.
В качестве структурной концепции художники взяли ботаническую тематику и реализовали её через текстуру, рисунок и цвет. Будь то изображение листьев, перьев, крыльев, минералы или кожа - все это нашло отражение в проекте и напоминает о связи с живой природой.
 

Также британские специалисты взяли за основу русские изделия народного художественного промысла, такие как Жостово, с традиционной цветочной росписью. Она предполагает нанесение яркой цветной краски на темный фон, с художественными световыми и цветовыми акцентами для глубины и яркости. А свой выбор они сделали в пользу ромашки – символе русской природы. Говорят, что цветок ромашки ассоциируется с прекрасным и возвышенным. Свежие зелёные тона в сочетании с золотом придают этой цветовой гамме роскошный вид с яркой ботанической тематикой.


Особой гордостью являются воссозданные уникальные исторические люкс-апартаменты - десять ни в чем не похожих друг на друга номеров, каждый имеющий свое название, историческую завязку и оригинальную концепцию интерьера.
Есть апартаменты «Лидваль» названы в память об одном из крупнейших зодчих Санкт-Петербурга начала XX-го века.
Гостем отеля неоднократно был Ф. М. Достоевский и его именем названы апартаменты «Достоевский». В архивах сохранилась цитата Федора Михайловича по поводу невиданного размаха строительства гостиницы: «... вот архитектура современной, огромной гостиницы - это уже деловитость, американизм, сотни нумеров, огромное промышленное предприятие».
В апартаментах «Паваротти» останавливался знаменитый итальянский тенор во время своих прощальных гастролей в 2004 году. Этот номер всегда любим музыкантами за старинный рояль, находящийся в гостиной, и позволяющий репетировать, не покидая номера.
В планах гостиницы оформить один из люксов  по тематике связанной с жизнью и деятельностью Петра Ильича и назвать апартаменты именем «Чайковский». Думается, что реализация этого проекта станет хорошим дополнением к традиционным вечерам Чайковского в ресторане «Крыша», пользующиеся огромной популярностью, - во всяком случае, мои немецкие друзья остались очень довольны посещением исторического заведения.
 

Екатерина Кудряшова, фото предоставлены автором.