Милослава Лисиенкова: «Внутреннему туризму не обойтись без национальных парков, которые можно увидеть из окна автомобиля»

Милослава Лисиенкова: «Только в России можно за одну поездку побывать как будто в нескольких странах и культурах»

Милослава Лисиенкова много путешествует и не понаслышке знает о достижениях и бо всех проблемах внутреннего туризма. Мы спросили у Милославы, чего же не хватает внутреннему российскому туризму для того, чтобы выйти на мировой уровень, и как создать идеальный маршрут, который станет туристическим брендом страны.

Расскажите о наиболее ярких российских маршрутах России, которые вам удалось увидеть? В чем их особенность?

Один из самых вдохновляющих маршрутов мне удалось пережить на Дальнем Востоке год назад. Я путешествовала по Сахалину на внедорожниках, совершила морской переход на остров Итуруп - самый большой среди Курильской гряды, добралась до мест свой мечты - потрясающих Белых скал и кипящих горячих источников. Не буду перечислять те красивые и уникальные места, в которых удалось побывать. Отмечу, пожалуй, одну из особенностей, которая запомнилась. Это рейсовый теплоход ледокольного типа, на котором я провела в общей сложности двое суток, перемещаясь между Курилами и Сахалином. Многие туристы и организаторы стараются избежать  этой части путешествия - ведь самолетом быстрее. Однако, как раз теплоход и дал мне то погружение, то ощущение края земли, позволил пережить эмоции и получить опыт, а не только просто добраться из точки А в точку Б. У меня еще больше укрепилась уверенность в дополнительной ценности маршрута, позволяющего получить яркий опыт даже благодаря дороге между объектами.

Каких маршрутов не хватает в России — архитектурных, исторических, природных? Возможно ли нам использовать мировой опыт в продвижении и позиционировании подобных маршрутов?

На мой взгляд, в России очень не хватает обустроенных национальных парков, подходящих для автомобильного туризма. В этом направлении выделяется яркий и успешный пример США и Новой Зеландии, где маршруты по национальным паркам считаются самыми популярными как для внутреннего, так и въездного  туризма. Парки Йеллоустоун, Гранд Каньон, Йосемити - известны на весь мир, туда может приехать любой турист на любой машине или кемпере. Как было бы замечательно сделать и наши природные богатства доступными, а для этого важно не только создать инфраструктуру, но и начать применение отработанных мировых практик управления подобными объектами.

Какие из российских маршрутов можно предложить мировому сообществу?

Россия настолько огромна, что для мирового сообщества интересна уже как минимум своим масштабом. Ведь только в нашей стране за одну поездку турист может побывать как будто в нескольких странах и соприкоснуться с несколькими культурам. Посетив, например, Санкт-Петербург, Дагестан, Урал, Бурятию и Камчатку, он словно совершает кругосветное путешествие. Разве где-то еще такое возможно?! Также нельзя не учитывать  специфику иностранных туристов, среди которых в допандемийный период было большое число пожилых людей. Для них нужен хотя бы базовый комфорт, поэтому так популярны были путешествия по Транссибу или на теплоходах.  Поэтому  я уверена, что длительные маршруты, построенные на основе базы железнодорожного и водного транспорта, по-прежнему имеют большой потенциал для привлечения иностранцев после открытия границ.

У каждого маршрута должна быть какая-то фишка, которая бы позволила ему выделиться среди других и равных? Можете ли вы привести пример такого маршрута, который запомнился вам надолго?

Всегда выделяется тот маршрут, который чем-то  западает в сердце, вызывает эмоцию  - «да, я это хочу!». Например, я обожаю фотографировать и питаю слегка фанатичную слабость к тому, чтобы поймать в объектив красивый закат или млечный путь. Совсем недавно, перебирая десятки маршрутов для очередного путешествия, увидела презентацию авторского тура по Хакасии, которая поразила меня потрясающими закатными фото. Мало того, в описании организаторы указывали отдельным пунктом - каждый день красивый закат на красивой локации. И пусть у меня не получилось поехать в этот тур, но я порекомендовала его большому числу знакомых. А ведь до этого даже не рассматривала Хакасию как направление для путешествия. Конечно, закаты красивы почти в любой точке мира и, наверное, сложно сделать их своей фишкой. Но ведь получилось! И для меня как туриста, было важным, что организаторы позаботятся о том, чтобы каждый день я встречала свой любимый закат в самом подходящем для этого месте.

Давайте поговорим о логистике и безопасности. У нас огромная страна, поэтому какой вид передвижения вы бы советовали, как наиболее удобный, комфортный и безопасный для многодневных маршрутов?

Как человек, который проехал десятки тысяч километров на автомобиле как по России, так и по миру, я вижу будущее для многодневных маршрутов именно у этого вида транспорта. И имею в виду не только легковые автомобили, но и дома на колесах. В нашей стране, к сожалению, пока не развита подобная культура путешествий. Для кемперов нет инфраструктуры, их автомобили почти невозможно купить и сложно взять в аренду. А тем временем, это один из самых популярных видов туризма в мире, и к тому же, очень безопасный и комфортный.

Каким вы представляете идеальный маршрут? Что в нем должно быть обязательно, а от чего можно отказаться? От чего, по вашему мнению зависит их успех и результат работы?

Идеальных маршрутов, боюсь, не бывает, как не бывает чего-то идеального, и подходящего для каждого человека. Но вот прекрасные маршруты, несомненно, реальны! На мой взгляд, в прекрасном маршруте, в первую очередь, должно быть, как это ни банально, безопасно. Даже самый экстремальный с риском для жизни необходимо продумывать так, чтобы этот риск был скорее в ощущениях туриста, нежели в реальности. О том, что маршрут должен вызывать эмоции, уже много сказано. Просто провезти по точкам и показать красивые виды - этого недостаточно. Нужно связать каждую точку с ощущениями, именно они в конечном счете запоминаются. 
 
Без чего же можно обойтись?

Без тех партнеров, работа которых не позволяет туристам испытывать положительные эмоции. Ведь от этого зависит успех маршрута. Кстати, измерять успех исключительно объемом продаж, на мой взгляд, не совсем достаточно. А вот когда к высоким стандартам, клиентскому подходу и креативности начинают подтягиваться партнеры и конкуренты, вот это точно успех!

В чем по вашему мнению заключается успешная финансовая модель туристического маршрута? И каким образом выстраивать финансовую модель для однодневного маршрута и многодневного, чтобы она была успешной и рентабельной?

Я считаю, что плоха та финансовая модель, в которой не учитываются два важных момента: 1. все риски и расходы в случае их наступления 2. расходы на продвижение. Например, вы планируете однодневный маршрут, где почти все время туристы находятся на открытом воздухе. Есть риск дождя, и у кого-то точно не будет зонтика. Одно из решений - пересесть в автобус, второе - раздать туристам зонтики, чтобы продолжить маршрут пешком. И те, и другие расходы должны быть учтены в финмодели.

Что касается многодневных маршрутов, то здесь рисков намного больше, а значит необходимо просчитывать больше альтернатив. И опять же обязательно закладывать в стоимость продукта. Так же и с продвижением. Даже если получается потрясающий маршрут, но никто о нем не узнает, согласитесь, выходить на рентабельность он будет долго или не выйдет совсем. Да, при этом, цена вряд ли получится супер низкой. Но не стоит надеяться, что риски не наступят, а люди как-нибудь узнают. Лучше продумать то, а каким образом донести до клиента ценность вашего продукта именно по такой запланированной цене.

У вас есть какие-то рекомендации для участников конкурса?

Все участники опытные, со сложившимся видением и подходом. Учиться, когда уже многое знаешь, всегда непросто, а что-то менять в себе - еще сложнее. Но в итоге, именно трансформация себя как профессионала в процессе интенсивной учебной программы, получается самой захватывающей и полезной. Поэтому я бы рекомендовала участникам найти в себе и своих продуктах то, что можно сделать еще лучше, еще интереснее. Посмотреть на привычное другими глазами, воспользоваться уникальной возможностью взять у экспертов, менторов, других участников максимум информации и максимум идей.

Конкурс — это своего рода мощный инструмент изменения сознания у конкурсантов, когда они начинают смотреть на свои маршруты иначе. Но многие конкурсанты теряются во время публичных выступлений. Можете ли вы как-то поддержать их, сказать какое-то напутствие, чтобы окрылить их?

Хочу честно признаться, что сама испытывала подобные сложности всего несколько лет назад. А сейчас мне категорически не верят, когда рассказываю о себе как об интроверте, боявшимся выступать публично. Уверенность пришла не на ораторских курсах, а в процессе постоянной практики. Сначала с коротких выступлений, потом больше, и больше. Поэтому в качестве напутствия, хотела бы пожелать участникам опять же использовать все возможности  в плане публичных выступлений. Выступать, говорить, даже если немного страшно - на консультации, на встрече с ментором, на предзащите. И уверенность придет, а потом уже никуда не уйдет. Это точно, я проверяла :)

Свяжите каждую точку маршрута с ощущениями! И, именно они, в конечном счете, запоминаются.