Куда пойти, что посмотреть в феврале: Юнона и Авось, Алиса и Знакомая земля

Юнона и Авось в Градский Холл

МТС Live и Алексей Рыбников возвращают на московскую сцену самую известную российскую рок-оперу. В новой версии произведения соединились традиции русской духовной музыки, народный фольклор и жанры массовой «городской» музыки, с образными, идейными и эстетическими приоритетами композитора.

Постановку рок-оперы «Юнона и Авось» в авторской версии осуществила Московская государственная творческая мастерская под руководством Народного артиста РФ, Лауреата Государственной премии РФ, Лауреата премии Президента РФ, композитора Алексея Львовича Рыбникова. В спектакле заняты блестящие московские артисты – звезды новой волны.

В роли графа Николая Резанова – братья Никита и Александр Поздняковы (участники проекта «Голос»), актер Театра и кино Николай Дроздовский. Роль Кончиты исполняют Светлана Бакаева, Анна Буркина, Наталья Крестьянских, Диана Орловская. В спектакле задействованы ведущие актеры Театра Алексея Рыбникова Екатерина Кульчицкая, Николай Лютов, Ив Набиев (победитель проекта «Успех»).

Премьера рок-оперы «Юнона и Авось» состоялась в 1981 году на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола, и вот уже более 40 лет идет с неизменным успехом и полным аншлагом. В 1983 году знаменитый французский кутюрье Пьер Карден представил «Юнону и Авось» французской публике в театре «Эспас Карден», затем последовали триумфальные гастроли по всему миру: США, Германия, Голландия. Впоследствии опера была поставлена в Польше, Венгрии, Чехии, Германии, Южной Корее. Летом 2009 года во Франции, на международном фестивале Пьера Кардена, Театр Алексея Рыбникова представил новую постановку рок-оперы «Юнона и Авось», которая прошла с грандиозным успехом. Полная авторская версия Алексея Рыбникова является серьезной новацией в жанре мирового музыкального театра и призвана возвратить изначальную идею авторов.

Алиса в Нейроцарстве

В Белокаменном подклете Старого Английского двора проходит выставка "Алиса в Нейроцарстве".  Историческое пространство подклета превращено в некий пространственно-временной мультижанровый микс из созданных нейросетями иллюстраций, исторических артефактов и следов Алисы в истории России, к оставлению которых приложили руку многие ключевые деятели нашей культуры – от Владимира Набокова до Владимира Высоцкого.

Мультимедийное оформление и видеоарт для выставки созданы нейрохудожницей Валерией Титовой с применением нейросетей Midjourney и Stable Diffusion, которым для обработки были предложены нарративы и образы из "Алисы в стране чудес" и визуальный стиль Ивана Билибина. Причиной такого выбора стали знаменитые и прекрасно узнаваемые иллюстрации русских сказок, японской гравюры, живописных работ передвижников, рисунков Обри Бёрдслея и Уильяма Морриса.
 
- Сгенерированные нейросетью изображения по текстовому запросу были «пропущены через фильтр» оригинальных картин Билибина, чтобы закрепить манеру, сделать ее узнаваемой, - говорит Валерия, - Работа вышла объемной и двухэтапной. Сначала надо было написать текстовый запрос, где отразить детали русского сеттинга и костюма и узнаваемые черты героев Кэрролла, а после еще раз «утвердить» стиль Билибина. Всего было создано более 300 кадров, которые были объединены в несколько видео.

TERRA COGNITA

С 16 февраля – 9 апреля Галерея ARTSTORY представляет новый выставочный проект TERRA COGNITA.  Новый проект - выставка-размышление о значимых для современных художников местах: городах, деревнях и селах, дворах, улицах и домах. Название «Terra cognita» можно перевести с латыни как «известная, знакомая земля». География проекта достаточно широка: из одного арт-пространства откроются «окна» в разные уголки России (помимо двух столиц, это Пермь, Северодвинск, Вологда, Тара Омской области и др.), – через них зритель может заглянуть в важные, сакральные для авторов, и при этом репрезентативные места.

В проекте принимает участие 17 художников. В своих работах – а будет представлена живопись, графика, скульптура и объекты – они прежде всего рассуждают о самой сути, о душе места. Иногда обращаясь к созданию образа «Гения места» в самом первом и буквальном смысле. Большая часть авторов рассматривает темы, заданные в проекте, отвлеченно: они берут за основу изведанные, изученные места и размышляют о самых важных для них элементах.

На выставке есть не только пейзажи, но и портреты разных мест и даже времени. Разнообразие подходов художников позволяет не просто представить зрителям разные вариации на тему среднерусского пейзажа, но сложить лоскутное одеяло из воспоминаний авторов, наполнить сверхсмыслом пространства внутри произведений. В экспозицию войдут избранные комментарии художников, которые помогут зрителю приблизиться к пониманию их творческого метода, к разгадке тайных смыслов.

Текст Татьяна Белоножкина