Наш сайт существует и развивается показывая онлайн-рекламу нашим посетителям.
Пожалуйста, подумайте о поддержке, отключив блокировку рекламы для нашего сайта. Спасибо!

Крах Monarch: самая масштабная эвакуация туристов в мирное время

Компании, входящие в британскую группу Monarch, в т.ч. лоукостер Monarсh Airlines и туроператор Monarch Holidays, прекратили свою работу в воскресенье. За рубежом по линии компаний Monarch находится 110 тысяч человек

Крах Monarch: самая масштабная эвакуация туристов в мирное время

Компании, входящие в британскую группу Monarch, в т.ч. лоукостер Monarсh Airlines и туроператор Monarch Holidays, прекратили свою работу в воскресенье. За рубежом по линии компаний Monarch находится 110 тысяч человек. "Вестник АТОР" разбирался, как работает механизм выплаты компенсаций туристам в Великобритании и вывоза их на Родину.

КАК И ПОЧЕМУ MONARCH ЗАКРЫЛСЯ

Об остановке деятельности компании, которая (и это важно!), помимо авиаперевозки, также занималась и реализацией пакетных туров, стало известно рано утром в понедельник, 2 октября. На этот момент за границей находилось примерно 110 тысяч туристов, еще около 700 тысяч человек не смогут воспользоваться оплаченными услугами компаний группы Monarch. Власти призвали туристов и пассажиров Monarch не приезжать в аэропорты для вылета за границу.

В группу входило несколько компаний. Все они остановили свою деятельность:

  • Monarch Airlines Ltd
  • Monarch Holidays Ltd (ATOL Number 2275)
  • First Aviation Ltd (ATOL Number 4888) previously trading as Monarch Airlines
  • Avro Ltd (ATOL Number 1939)
  • Somewhere2stay Ltd

При этом клиенты лишь некоторые из них имели страховку ATOL (но об этом - дальше).

Причиной остановки деятельности стала невозможность продления авиакомпанией Monarch Airlines сертификата ATOL. Лицензия, позволяющая осуществлять компании туроператорскую деятельность, закончилась в ночь на 2 октября. При этом в понедельник было принято решение продлить лицензию на полдня - для того, чтобы все купленные у Monarch Holidays туры были защищены лицензией и покрывались компенсацией ATOL.

Руководство Monarch назвало в качестве причин банкротства компании такие внешние факторы, как проблемы с безопасностью в ряде регионов, за которыми последовала переориентация спроса с Восточного (Египет, Тунис, Турция - страны, на рынки которых ориентировалась компания) на Западное Средиземноморье, а также ослабление курса фунта стерлинга. Все это вместе, по заявлению руководства Monarch, привело к значительным финансовым убыткам.

ЧТО БУДЕТ С ТУРИСТАМИ ЗА РУБЕЖОМ

В британской прессе событие, повлекшее необходимость незамедлительной организации возвращения в Британии 110 тысяч туристов, назвали "самой масштабной репатриацией в мирное время".

Кроме того, это и самое масштабное банкротство авиакомпании за всю историю туристической отрасли в Великобритании.

В России его можно сравнить только с остановкой деятельности авиакомпании "Трансаэро" (оно, по стечению обстоятельств происходило также в эти дни октября, но в 2015 году). Тогда около 85 тысяч россиян находились за рубежом и в России с билетами этой авиакомпании.

Сообщалось, что в глубину было продано 650 тысяч билетов. Позже цифра увеличилась - около 2 млн человек имели на руках билеты на рейсы "Трансаэро" на момент краха авиакомпании.

КАК БУДУТ ВЫВОЗИТЬ ТУРИСТОВ MONARCH

Управление гражданской авиации Великобритании (САА) обратилось к правительству с просьбой оплатить фрахт более 30 самолетов для вывоза пассажиров Monarch Airlines. Все туристы компании вернутся в Британию без дополнительной оплаты.

На сайте САА появился раздел, посвященный ситуации с Monarch. Здесь шаг за шагом расписан алгоритм действий - как для туристов, находящихся за границей, так и для тех, кто еще только планировал свой отпуск.

"Если вы сейчас за рубежом и должны вернуться в Великобританию 15 октября или ранее, мы организуем для вас новые рейсы по завершении вашего путешествия. Вам не придется оплачивать эти дополнительные рейсы", - говорится на сайте САА. До этого времени туристам предлагается продолжать наслаждаться отдыхом и проверять статус своего рейса на странице "мой новый рейс в Великобританию".

Реализовать такой алгоритм действий позволяет страховка, обеспечиваемая сертификатом ATOL (Air Travel Organiser’s Licence). Наличие такой лицензии - обязательное условие для всех туркомпаний, занимающихся авиаперевозками туристов.

Лицензия подразумевает отчисления в одноименный страховой фонд на случай приостановки деятельности компании. Застрахованы в ATOLтолько "пакетные туристы", купившие у Monarch и перелет, и проживание. В данной конкретной ситуации защищены страховками ATOL оказались… только клиенты компании Monarch Holidays и First Aviation.

У пассажиров Monarch Airlines страховки ATOL нет - но клиенты авиакомпании все равно вернутся на родину бесплатно. Однако эти туристы не смогут обратиться в САА за компенсацией экстренных расходов, которые могли у них возникнуть во время ожидания своего рейса (питание, проживание в отеле, вылет другим рейсом, приобретенный за свои деньги и пр.).

КАК ВЕРНУТЬ ДЕНЬГИ ЗА НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ТУР

Перспективы возврата затраченных средств на отдых, который не состоится, у клиентов Monarch зависит от времени и компании, где были оформлены бронирования.

Так, билеты, забронированные напрямую в Monarch Airlines с 15 декабря 2016 года и далее, не защищены ATOL - поэтому в этом случае пассажирам предлагается обращаться в свой банк-эмитент иили PayPal с запросами на возврат денежных средств, списанных с их банковских карт (по процедуре chargeback международных платежных систем).

Туристы, сделавшие бронирования 14 декабря 2016 года и ранее через First Aviation Ltd (под брендом Monarch Airlines) защищены ATOL. Эти туристы смогут получить компенсации в полном объеме в ближайшее время. Аналогичная ситуация у туристов, купивших туры у туроператора Monarch Holidays - они все получат компенсации, используя механизмы ATOL.

ЕСТЬ ЧЕМУ ПОУЧИТЬСЯ

Коллапс Monarch в Великобритании практически совпал с остановкой деятельности авиакомпании "ВИМ-Авиа". В СМИ и профильных группах в социальных сетях в течение дня 2 октября активно проводились аналогии действий российского и британского механизма организации помощи туристам - в то время, как в России все решается "в ручном режиме", в Британии механизм помощи пассажирам и туристам удалось запустить за полдня, оформив соответствующие инструкции.

Однако эксперты, с которыми удалось поговорить "Вестнику АТОР", не спешат проводить подобных аналогий. "Это как сравнивать фунт и рубль", - говорит один из участников российского авиарынка, отмечая, что ситуация с банкротством целой группы компаний, включающей не только авиаперевозчика, но и крупного туроператора, не схожа с финансовыми проблемами у "ВИМ-Авиа".

Несхожи и методы решения ситуации. Напомним, сейчас в России существует фонд для организации помощи пассажирам в случае банкротства авиакомпании при Росавиации, а также несколько фондов (фонды коллективной и персональной ответственности) для помощи организованным туристам при "Турпомощи".

Несмотря на наличие фондов, ситуация с "ВИМ-Авиа" решается иначе - пассажиры внутренних регулярных рейсов перевозятся за счет государства (на эти цели обещают выделить деньги в бюджете следующего года). Пассажиры же чартерных рейсов "ВИМ-Авиа" - за счет туроператоров. Которые пока, по информации "Вестника АТОР", не решили вопросы с возвратом депозитов у "ВИМ-Авиа" и фрахтуют борта других авиакомпаний.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО БУДЕТ ЖЕСТЧЕ

Кризис "ВИМ-Авиа", с одной стороны, и коллапс Monarch- с другой, ярко и наглядно выявили необходимость создания в стране эффективно действующей системы гарантий туристам - пассажирам чартерных рейсов и отлаженных схем их возвращения домой (как это имеет место в Великобритании). По факту сейчас возвращение туристов пришлось оплатить туроператорам - дважды (т. к. один раз они уже оплатили его "ВИМ-Авиа").

На это уже обращала внимание Ассоциация туроператоров (АТОР), направившая в Минтранс России свои предложения по корректировке ряда процедур в чартерной авиации и изменениям в законодательную и нормативно-правовую базу.

Похоже, что скоро в российское авиазаконодательство будут внесены серьезные изменения. Так, 2 октября на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева вице-премьер Аркадий Дворкович пообещал скорую подготовку законопроекта о жестком контроле над авиакомпаниями.

"Готовим проект нормативно-правового акта, проект закона, который устанавливал бы более жесткую систему контроля за деятельностью авиакомпаний, ввел бы показатели финансовой устойчивости, а также обеспечил бы страхование пассажиров от подобных ситуаций" - приводит его слова официальный портал Правительства РФ.

По его словам, проект будет внесен в правительство в ближайшие недели. Премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил доложить ему о подготовке законопроекта.

Фото: Alamy

Источник: www.atorus.ru

Теги: новости туризма

на ленту новостей