«Российские железные дороги» 3 ноября закрыли продажу билетов в плацкартные и общие вагоны в поездах дальнего следования на внутренних направлениях на даты поездок с 1 января 2018 года. Как пояснили в РЖД, причина в том, что Федеральная антимонопольная служба пока не объявила об индексации тарифов на пассажирские перевозки в будущем году.

Однако уже на следующий день ФАС, Минтранс и РЖД выступили с совместным заявлением, в котором подтвердили, что не позднее 16 ноября продажи билетов плацкартных и общих категорий возобновятся. В противном случае ФАС заведет уголовное дело по признакам нарушения закона о защите конкуренции и оштрафует крупнейшую транспортную компанию России.

Как сообщалось ранее, 31 октября ФАС предложила понизить на 10% тарифы на проезд в общих и плацкартных вагонах. При этом «Федеральная пассажирская компания» в 2018 году собиралась индексировать регулируемые тарифы на 3,9%. Минтранс и Минэкономразвития выступили против такой инициативы, и принятие решения было отложено до совещания в правительстве. Сомнения по поводу необходимости использования в России плацкартных вагонов несколько лет назад высказываются давно. Прежний президент РЖД Владимир Якунин в 2013 году заявлял, что «Российские железные дороги» в будущем планируют полностью отказаться от этого вида подвижного состава, поскольку это анахронизм.

Однако есть вид перевозок, где плацкартные вагоны используются активно именно для того, чтобы все пассажиры были на виду. Речь идет о поездках детских групп. С учетом приближения зимних каникул, мы поинтересовались у туроператоров, насколько решение РЖД может повлиять на продажи детских туров, в том числе в новогодний период.

По мнению генерального директора компании «Анкор» Елены Шариной, это вполне могло нарушить новогодние планы россиян, в первую очередь родителей, желающих отправить детей, например, в Великий Устюг или Москву. Тем более что реализацию плацкартов приостановили, когда продажа билетов за 60 суток до отправления поезда для организованных групп пассажиров уже стартовала.

«Информация появилась в праздничные дни, и агентства, направляюще детские группы к нам в Москву, не успели отреагировать. Думаю, все впереди, ведь под такую перевозку всегда выкупают плацкарты, а на Новый год по стране обычно путешествует огромное количество детей», — уточнила она. Эксперт заметила, что намерение возобновить продажу 16 ноября, то есть за 45 дней до предполагаемой даты отъезда, приведет к тому, что туркомпаниям придется выкупать билеты на общих основаниях вместе с частными лицами, что создаст дополнительные проблемы организованному туризму.

По оценке генерального директора компании «Пирамида-тур» Елены Прониной, объемы детских групповых поездок и так существенно упали, но, прежде всего, из-за массовых запретов директоров учебных заведений на экскурсионные поездки школьных групп. «Вот реальная проблема, которую решить даже сложнее, чем вопросы с перевозкой, — пояснила она. — Хотя работу с РЖД как вспомнишь, так вздрогнешь. К примеру, на Ленинградском вокзале кассиры возятся целый час с каждой групповой заявкой, все время что-то перебивают, исправляют, даже жалко их становится. А если кто-то из ребят заболеет, списки надо перебивать заново. Конечно, это ужасно всех выматывает». В европейских турах с железнодорожной перевозкой оператор нашел выход, приобретая групповые билеты в Бресте. Как выяснилось, оформление проездных документов в Белоруссии не такой трудоемкий процесс, как в России. Г-жа Пронина напомнила, что прошедшим летом стоимость даже плацкартного билета из Москвы в Анапу и обратно была выше 10 тыс. рублей: «Думаю, такой ценовой политикой РЖД вообще отобьет желание путешествовать по стране».