Холодная церковь Ильи Пророка и тёплая церковь Варлаама Хутынского — храмы упразднённого Ильинского монастыря, обращённые в приходские церкви. Дата основания монастыря неизвестна, древнейшие сведения относятся к правлению Ивана Грозного (середина XVI века). Монастырь был небольшим и небогатым, в 1613 году, во время вологодского разгрома, подвергся разорению, при этом старая тёплая церковь Варлаама Хутынского была сожжена, но новая холодная церковь Ильи (также деревянная) уцелела. Купец Кондратий Акишев, на средства которого обустраивалась обитель с 1610 года, вновь способствовал ремонту монастыря. Деревянная холодная церковь Ильи простояла около 90 лет, пока совершенно не обветшала. В 1698 году она была заменена каменной, дошедшей до нас. В 1738 году монастырь, жизнь в котором пришла в упадок (остался один игумен без братии), был упразднён. В 1930 году церковь была закрыта Советской властью. Была занята архивом, затем реставрационными мастерскими. В 1990-2000-е годы отреставрирована. Церковь Ильи в Каменье — небольшой каменный храм, построенный в несколько упрощённом стиле, распространённом в конце XVII века в Вологде (другой пример — Успенский собор Горнего монастыря). Основной объём здания — одноэтажный двухсветный кубический, имеется одна глава, пятигранная апсида (перестроена в 1904 году) и короткая трапезная. Из декора — только лопатки по углам и простой карниз с кокошниками. Именно простота и цельность архитектурного решения придаёт храму его очарование. Искусствовед Г. К. Лукомский в 1907 году так описывает церковь Ильи Пророка в своём путеводителе по архитектурным достопримечательностям Вологды: Замечательна и очень привлекательна в архитектурном отношении эта маленькая церковь. На зелёной лужайке, окружённой маленькими убогими серыми домиками и развесистыми деревьями, стоит белый кубический храмик, покрытый простой крышей, на которой всего одна скромная главка — куполок её сочный, большой, синий; закомары поверху стен и простая пятигранная абсида — вот и вся архитектура церкви. Но, однако, облик её очень характерен для времени (1698 г.), и она своею пропорциональностью и скромностью производит большее впечатление, нежели многие другие храмы, залепленные орнаментами. Иконостас - существовавший в церкви на момент закрытия, был сооружён во второй половине XVIII века. По мнению православного историка и краеведа Н. И. Суворова, особенного внимания заслуживали следующие иконы: а) первая местная по правую сторону Царских врат, называемая в старых церковных описях «Икона Преполовения праздника Господня»; б) храмовая икона святого Пророка Илии «с житием», «весьма древнего письма»; в) местная икона, находящаяся на южной стене у правого клироса, в старых описях называвшаяся иконой Воскресения Христова.