День Пятый. 06 августа 2003 г. Кеми – Тромсе. 687 км.
Утром выехали рано, хотели позавтракать на заправке, но заправщик сказал, что у них не очень большой выбор блюд утром, и, если мы хотим позавтракать по-человечьи, нам лучше обратиться в отель рядом. Последовали совету. Шведский стол – 5 Евро с носа, наелись, напились кофе и дальше в путь. Пейзаж за окном поменялся. Слева – река, за рекой – Швеция, впереди – холмы, справа – лес. Остановились перевести дух на стояночке у изгиба реки. Там стояли поляки на маленькой машинке. Машина загружена барахлом под крышу. Потом выяснилось, что в основном это были продукты. Они выгрузили 1/3 груза на столик, начинали готовить завтрак. Мужик тянет центнера на полтора, как помещается на сиденье – не знаю. Разговаривают по-русски. Поздоровались. (Потом встретили их в Тромсе.) Сфоткались на берегу, поехали дальше. Вдоль реки ехали долго, домики что на левом, что на правом берегу одинаковые, не такие как на юге Финляндии, изредка встречаются указатели «Швеция– налево 0.5 км.»

Проехали Полярный круг. Посреди дороги – белая линия. Рядом – столбы с флагами, большая стоянка для экскурсионных автобусов и машин, магазин с сувенирами, кафе. Походили по магазину, купили сувениров. Толпы туристов (были японцы и местные пенсионеры) сувениров набрали – очередь в кассу - водилы автобусов, наверное, имеют неплохой откат от владельца магазина. Продаются оленьи шкуры, большие, но по 70 евро, маленькие – но по 50. Не придумав им никакого применения в хозяйстве, решили не брать. Вход в магазин облеплен стикерами с обозначением стран. У нас собой был лишний, Руслан хотел приклеить, но я обнаружил уже один – RUS TUDOR, кто-то аккумуляторы уже прорекламировал, поехали дальше не солоно хлебавши. Ехали, ехали. Наконец, приехали. Знак –«Неровная дорога». А дороги – нет. Пять или шесть участков по 300 – 500 метров. Полотно – отсутствует, гравий насыпан, утрамбован, вид имеет стиральной доски, амплитуда волны – сантиметров 10 – 15, едем 5 – 10 км/час, догоняем пару фур, тащимся за ними. Короче, 5 километров промчались аж за 45 минут. Дорожной техники в округе нет. Скорее всего, ремонт начали, а потом рабочих перебросили на другой объект – тянут, наверное, дорогу к местному мэру на дачу, или недофинансирование бюджета какое-нибудь произошло (опять же на Мерседесы для начальников местной партии «Лось» деньги истратили). Дальше – дорога нормальная. Пару раз опять чуть не задавили оленей. Незаметно подъехали к границе. Указатель был – «Норвегия - там» на развилке. Также незаметно границу эту проскочили. Увидели только справа стоянку, с заправкой, мотелем, кафе, магазином и «фигвамом» (наверное, с сувенирами). Остановиться не успели. Столбика с табличкой с названием страны (как в Европе) не было (или не заметили), поменяли цвет разметка на дороге и таблички с указателями и дорожными знаками. Ограничение скорости – 90. Едем 90. Начались горы. Сначала вдалеке, вершины покрыты снегом, сверху солнце, между горами - облака. Дорога прямая (в смысле направления – по оси «Х») но извилистая (по оси «Y»), прямо как в американском кино – up & down. Вскоре началась настоящая горная дорога, узкая, извилистая, без осевой разметки. Скорость снизил до 60, хотя местные едут 90 – 100.

Остановились на пятачке на обочине, сфотографировались, посмотрели на водопады, маленькие в ширину, но большие в длину, пачками спадающие с вершин и, искрясь в лучах северного солнца, пробивающегося сквозь серые облака к суровой норвежской земле, стекающие ручьями в реку. «Инда взопрели озимые… Рассупонилось солнышко… Понюхал старик Ромуальдыч и т.д.» Появился первый фьорд. Грандиозно. Красота. Нет слов. «Душераздирающее зрелище» - сказал бы Иа. Когда проехали по краю одной горы, развернулись, и поехали назад по краю другой, взглянул на противоположный берег фьорда, увидел туристический автобус, на фоне горы выглядевший половинкой спички, стало как-то не по себе, все-таки «жалкая, ничтожная личность» человек по сравнению с природными объектами. Солнце совсем скрылось за облаками, извилистость дороги совершенно лишила меня способности ориентироваться на местности по сторонам света, и, хотя в голове держал карту автодорог, представлял, в каком направлении нужно ехать, все время казалось, что едем не в ту сторону. Штурман постоянно успокаивал, сверяясь с картой, которую он держал все-таки на коленях, подсказывая, что через 1 или 2 или 3 километра будет такой то поселок, или развилка, или мост. Это вселяло уверенность в достижении цели. Карта, кстати, была халявная, из Интернета.

В седьмом часу, проехав пару мостов и тоннелей, подъехали к Тромсе. Вот он слева, как на картинке из путеводителя, опять же заказанного по сети – игрушечные кораблики (длиной с футбольное поле на самом деле), селедочный, выгнувшийся дугой мост, тонкая ниточка фуникулера тянется с горы справа. Остановились у информации, еще раз уточнили маршрут проезда по городу к «Полар Хотел», тронулись дальше. Рядом немцы и итальянцы, приехавшие на караванингах, тоже пытливо изучали карту города и окружающего региона. К отелю подъехали с первой попытки – негде было заблудиться – показалось, что в городке три улицы и все вдоль берега. Поставил машину на крутосклонной стояночке – платная, но я решил, что за десять минут ничего не случится, тем более, что часть экипажа оставалась в машине. Пошел на ресепшн, показал «мыло» из Сканплюса, что можно со скидкой у них устроиться, устроился. 3-хместный номер - 940 NOK. А сколько же без скидки? Показалось, дороговато, но, «раз пошла такая пьянка, режь последний огурец». Сам сканплюс так и не купил, хотя в счете после оплаты при отъезде было написано: «скидка предоставлена на основании «Scanplus Hotel Pass». Выписали талончик на парковку бесплатную, объяснили, где она находится. Номер был в здании напротив, вход в здание по магнитной карточке, в номер – тоже. Но что-то случилось с компьютером у них, в номер попасть сразу не смогли, пришлось идти опять через дорогу, перекодировать карточку. Номер оказался хорошим, этаж второй со стороны входа, а окна, с противоположной стороны, – на уровне земли, такой крутой уклон. Больше всего понравился уголок отдыха на первом этаже возле лифта – кофейный автомат, кипяток, чай, сливки, чашки, ложки и т.п. «Help yourself, khalyava, Sir»,- подумали мы, и оказались правы. Освежились, потопали обозревать окрестности. Центр можно обойти за 30 минут, мы гуляли часа полтора, поужинали в ресторане на набережной. Сытно, вкусно, дорого. Заметили тусовку афроевропейцев на центральной улице, толпа человек 15 с бумбоксами кричала и цеплялась к проходящим мимо норвежским девчонкам. Потом увидели, что они (афроскандинавы) живут в пансионе, который у меня тоже был на примете, как возможный ночлег. На улицах мусор, но посчитали, что конец дня, завтра уберут. Ошибались. Город оказался грязноватым, непохож на заграницу. Даже в Амстердаме чище по утрам. «Чисто плотность – это чисто масса, деленная на чисто объем». В номере по городскому путеводителю разведали, где какие музеи, наметили планы на следующий день.

День шестой. 07 августа 2003 г. Тромсе.
С утра пошли на завтрак в соседний корпус. Написано было – завтрак – на 9-м этаже. Заходим в лифт. Последняя кнопка – «8». Не догоняем. Спрашиваем на ресепшн. Объясняют, что надо ехать на 8-й, потом этаж подняться пешком. Едем. Поднимаемся. Павильон на крыше. Народу немного, завтрак хороший, выбор большой, особенно селедки. Перепробовал всю. Одну забраковал. Сладкая, фиолетовая, что-то со свеклой, наверное, или с кокаколой (киргуду). Сели у окна, которое выходит на гору и город, в запарке с выбором блюд не заметили, что вид с другой стороны - на пролив, и гораздо более интересный. В следующие разы садились уже там. После завтрака направились к Полярному музею. Рядом с музеем на площадке выставка – эволюция китобойных орудий. Поцелились в разные стороны, подергали рычажки и т.п. Зашли в музей. Family ticket + пара открыток на память – 129 NOK. Музей на вид маленький, деревянный, что там смотреть. Но оказалось в нем четыре этажа. Посмотреть было чего. Основной вывод. Вся история Норвегии (до 70-х годов, когда они нефть-газ нашли) – это история истребления тюленей, оленей, медведей и китов. Отдельная экспозиция посвящена рекордам по убиванию белых медведей. Один из знаменитых (у них) охотников уложил за сезон (это сколько?) аж около 160 штук. Фото было – он стоит на куче (где-то 100) медведей, сложенных в поленницу, как бревна у деревенского забора. Есть даже стенд про женщину-охотницу, которая тоже от мужиков не отставала. Короче, дикие люди, эти норвежцы. Жили в чумах, катались на велосипедах. Много чучел, звериных шкур на стенах и потолках, а внизу – зверь, с которого эта шкура могла бы быть снята. Написано – «Тюлень, возраст 1 год», или «Тюлень, возраст 3 года». Сцены звероубийства воспроизведены достаточно натурально, чтобы вызвать отвращение. Конечно же, есть отделы, посвященные Нансену и Амундсену, но на фоне огромного количества убитых зверей эти экспозиции теряются.

На обед купили в супермаркете большие бутерброды, съели их, запивая бесплатным чаем и кофе, в комнатушке возле лифта. Во время обеда произошел интересный случай. Заходят в эту комнату две девушки, посмотрели на нас, и одна из них по-русски спрашивает у другой: «А где тут у них чашки?». Я ответил: «А чашки в шкафу». Опешили. В смысле растерялись. Потом разговорились. Оказываются, работали они по контракту на немецком научном судне, изучали морское дно. Контракт закончился, их высадили в Тромсе, а на следующий день они разлетаются, одна в Мурманск, другая – в Москву. Которая из Мурманска сказала, что давно мечтала поехать с семьей на машине в Норвегию, особенно посмотреть Лофотенские острова, но как-то все не решалась. Теперь поедет точно. Вечер посвятили прогулке по набережной, посмотрели теплоходы, загрузку пассажиров «Хуртигуте» - в основном пенсионеры и инвалиды. Снова гуляли по городу, три раза встретили одних и тех же русских, два раза – наших новых знакомых. Отсняли кучу пленки. Купили сувениры. Поужинали в «Pepez Pizza», заказали «Large» (оголодали на свежем воздухе), принесли пиццу диаметром 1 метр, но управились. Сил после ужина не было ходить, пошли в гостиницу спать. Ночью понял, что мне не дает спать нормально – ночью светло, как днем, только солнце не светит. Но солнца и днем почти не было видно - каждый день дождь, облака во все небо.

День седьмой. 08 августа 2003 г. Тромсе.
С утра отправились за норвежскими свитерами. Обошли пару рынков, где, кроме норвежских свитеров, продавались всякие сувениры, в том числе и матрешки (Путин, Ельцин, Брежнев, Сталин, Ленин), другие сувениры «а-ля рюсс». Рынок есть рынок, и на нем мы нашли только низкокачественные изделия (наверное, местные подделки по «фирму»), и, как потом оказалось, даже дороже, чем в магазине (там тоже есть на разный кошелек – от 110 NOK до 2000 NOK). Покупки сделали в магазине, который прорекламирован в путеводителе по Тромсе, все по-взрослому, каточки принимают, такс-фри выписывают, хотя магазинчик – 25 кв.м. Потом зашли в бюро информации для туристов, узнали, где находится местный военный музей – Руслан очень интересовался – его не было на плане центра города. Объяснили, показали, ехать нужно было на автобусе на материк. Решили поехать на машине, и правильно сделали. Музей оказался маленьким сарайчиком, запертым на висячий замок. Экспонаты – останки двух пушек, прожектора и несколько развороченных бетонных плит, были огорожены проволочным забором с незапирающейся калиткой. Как прочитали на бумажке, прикрепленной к забору, это было место расположения береговой батареи, прикрывавшей подходы (подплывы) к городу во время второй мировой войны. Хорошо, что не разорились на автобус (120 NOK туда-обратно на троих). Поехали назад, решили, раз уж заехали на этот берег, заодно подняться на канатной дороге на гору для обозрения панорамы Тромсе. Немножко поплутав по жилым кварталам (Зона «30»), нашли пункт отправления. Подъем и спуск происходят каждые тридцать минут. Нам пришлось ждать 25. Подъехала группа испанских (как я думаю до сих пор) школьников на автобусе. Крик, шум. Я сразу занял место у окошка кассы, т.к. емкость кабины ограничена. За пять минут до отъезда начали продавать билеты. Поместилась только небольшая часть детей, но и этого было достаточно. Крику в кабине было как на стадионе. Наверху мелюзга бросилась в рассыпную, на ограждении при выходе было написано, что прогулки за пределами смотровой площадки – на страх и риск самих гуляющих. Но они читать не умели или не хотели. Смотрящие пытались их отловить и построить, но безуспешно. В пропасть никто не упал. Вид, конечно, красивый, высота – где-то 650 метров, город внизу – машины меньше муравьев. Погуляли по округе, стараясь не рисковать, пофотографировались, замерзли на ветру, поехали вниз следующим же рейсом. Можно было посидеть в кафе, но цены там соответствовали высоте над уровнем моря.

Утром, гуляя возле гостиницы после завтрака, обнаружили перекресток, одна из сторон которого уходила внутрь горы. Сейчас же, после осмотра города сверху, решили взглянуть на него изнутри. Подумал, что тоннель выводит на другую сторону острова. Заехали. Едем, едем, и вдруг – перекресток. Без светофора, как здесь часто бывает – круговой, дорога – в четыре стороны. Едем по главной. Через километр – еще один перекресток. Отпад. Наконец выезжаем на волю. Указатель – Центр. Поворачиваем. Что-то знакомое почудилось мне в облике этой улицы. Еще пара кварталов – так это же наша улица, по которой мы гуляем по вечерам, вот и наш отель. Зачем было строить тоннель, который концом почти упирается в начало? Наверное это ЯМР или циклотрон какой-нибудь б/у... Странные люди, эти норвежцы. Было уже около семи вечера, нужно было готовиться к завтрашнему отъезду, поэтому, поставив машину, долго не гуляли, после ужина стали паковаться и прикидывать, куда дальше держать путь. План был сначала – за два дня доехать до Тронхейма, с остановкой в Мо И Ране, но вспомнив разговор про Лофотен, изучив карту местности, посчитав дни, решили, что поедем на острова, а Тронхейм – это тот же Тромсе – белая ночь, улица, фонарь, аптека…

Страницы1

0,0/5 (0)

    Ваш комментарий

    Достопримечательности Читать все

    Большая говорящая лампа

    Большая говорящая лампа

    Удивительная скульптура-инсталляция в виде огромной настольной лампы с абажуром впервые появилась в шведском городе Мальме в 2006 году. …