Терскол по-швейцарски
В Вербье непростительно долго спать: это не амбициозный, напыщенный и избалованный вниманием коронованных особ и миллиардеров Санкт-Мориц, здесь и не вселенское политическое и экономическое шоу Давоса. Среди всех курортов Швейцарии он слывет, самым, так сказать, «горнолыжным».
Текст & фото: Алекс Миловский
В Вербье непростительно долго спать: это не амбициозный, напыщенный и избалованный вниманием коронованных особ и миллиардеров Санкт-Мориц, здесь и не вселенское политическое и экономическое шоу Давоса. Среди всех курортов Швейцарии он слывет, самым, так сказать, «горнолыжным» — здешние трассы требуют от лыжника отменных физических кондиций и сноровки, поэтому едут сюда в первую очередь фанаты крутых трасс за серьезным адреналином, а не любители позагорать и потусоваться на склоне с чашкой кофе и сигаретой, демонстрируя ультрамодную экипировку. Вот и мой спутник и гид по трассам здешнего «Терскола» руководитель Московского представительства Швейцарского туризма Йонас Эйттлин, сам спортсмен и инструктор, довольно причмокивает губами в пункте проката снаряжения — на выбор самые «крутые» модели для профи. Этот курорт в меру демократичен, здесь нет сверхпафосных отелей, зато много молодежи. Именно здесь проводятся известные праздники-состязания фрирайдеров и экстримеров со всего мира Аdrenaline Contest — в конце января и Red Bull Extreme — в конце марта.
В горах безоблачный морозный день, поэтому быстро завтракаем, пока остальные лыжники еще потягивают утренний кофе, приходя в себя после ночной дискотеки, беру лыжи и поднимаемся по полусонной центральной улице к нижней станции подъемника Медран! Наградой нам — сказочное скольжение, «вафля» без единого следа после ратрака, на которой можно для разминки выписывать широкие синусоиды, готовясь к испытанию Мон-Фором. Но что это? На снегу свежие следы, да еще какие-то странные, ломаные, а мимо меня с гиканьем и свистом проносится на метровых обрезках лыж с загнутыми краями нечто малиново-зеленоволосое в чем-то, смахивающем на холщовый мешок с отверствием для головы.
Так вот они какие, эти Crazy Girls, носящиеся тут на «блейдах», то есть, «лезвиях» и посягающие своими шутовскими «бигфутами» и прочими недомерками на безукоризненные линии «правильных» лыж. Вот кто покусился на аристократический горнолыжный дух Вербье! Что ж, в известном шарме им не откажешь. А с засильем сноубордистов, которых тут когда-то не пускали на подъемники, тем более приходится мириться, потому что тинейджеры почти поголовно предпочитают именно сноуборд.
…На пик Мон-Фор, главную высоту Вербье (3330м), забираемся в несколько приемов. Сначала поднимаемся на вершину L’Olimpique, c нее спускаемся на лыжах в La Chaux, затем поднимаемся до Сol des Gentianes и уже оттуда по маятниковой дороге на сам Мон-Фор. С обзорной площадки над станцией открывается захватывающая дух панорама гор. Устремленные в синеву «четырехтысячники» теснятся до самого горизонта. Высотой и характерным профилем выделяется знаменитый Маттерхорн (4478 м), господствующий в Швейцарских Альпах над Церматтом, но о нем отдельный рассказ.
Спускаемся вдоль трассы маятникого подъемника по крутой бугристой «черной» трассе и оказываемся, как рыцарь на распутье,: пойдешь налево, попадешь в долину Le Chable с одной из лучших в мире трасс протяженностью 15 километров и перепадом высот 2530 метров! Правда, возвращаться в Вербье придется на скибасе. Пойдешь направо: выйдешь в Siviez на скоростную трассу покруче. Таких соблазнов Вербье рассыпал по всем склонам. Да разве только Вербье! Не зря же, те, кто покатался на швейцарских трассах, знает, как трудно изменить им.
Для экстримеров и «целинников» есть район Mont-Gele, для тех, кто подустал или не чуствует себя уверенно на «черных трассах», — комфортные «красно-синие» спуски La Chaux, множество трасс зоны Аттелас (2733 м), снежный цирк Севолейр, лесные трассы прямо над Вербье вдоль нижней очереди подъемников, а также склоны Траку и снежный цирк над Брюссоном. На этом же цирке отличное катание и для любителей целины, но настоятельно рекомендую им прежде поинтересоваться у инструкторов, какие склоны безопасны в отношении лавин. Особенно это касается района Мон-Жель, где целинные склоны очень крутые, а высота свыше трех тысяч.
Вербье — один из крупнейших в Альпах горнолыжных регионов, раскинувшийся в четырех долинах с общей протяженностью трасс свыше четырехсот километров, поэтому имеет смысл объехать с разведкой все эти долины, где каждый самый прихотливый лыжник найдет «свою», персональную трассу. Почти всему этому сказочному изобилию трасс и подъемников курорт обязан горнолыжному фанату Рудольфу Тиссье, адвокату по специальности, который на протяжении 35 лет был бессменным директором компании Televerbier, строившей тут с 1950 года канатные дороги.
Как и все курорты кантона Вале — а их множество здесь, на юго-западе Швейцарии, Вербье очень красив. Застроен он весьма компактно, разумеется, сплошь деревянными двух-трехэтажными гостиницами в традиционном стиле альпийских шале. Внутри — полный комфорт, сервис и уют вне зависимости от количества звезд. Разумеется, есть среди них и особо известные и соответственно более дорогие. Как, например, Rosalp c мраморными ванными, отличным видом на горы и рестораном, считающимся одним из лучших в Швецарии. Или Rhodania c дискотекой, итальянским рестораном и не менее прекрасной панорамой гор, открывающейся с деревянных балконов.
А вот какие рестораны и места досуга рекомендует путеводитель «Ле Пти Фюте»: вы можете пообедать не спускаясь с высокогорья на курорт в Cabanne du Mont-Fort, и цены тут вовсе не заоблачные. А ресторан в станции Аттелас сведущим немецким журналом признан вообще лучшим горным гастрономическим рестораном Европы, и, отведав там гребешки в апельсиновом соусе, я безоговорочно поддерживаю немцев! В самом Вербье хорошим гастрономическим рестораном считается Chez Roland Pierroz, а фирменные блюда из сыра, включая «культовый» фондю и раклетт подают в Dany. Вечером можно зайти в Pub du Mont-Fort c его непринужденной атмосферой, а любителей ночных танцев приглашает Farm.
Добираться в Вербье нужно через аэропорты Женевы или Цюриха, куда вас с комфортом доставят из Домодедово Швейцарские международные авиалинии, причем за лыжи или сноуборд не нужно будет доплачивать как за негабаритный груз, если не превышен общий допустимый вес багажа. А далее поездом до Ле-Шабль (очень рекомендую «Голден Панорамик Экспресс») и автобусом, любуясь панорамами гор.
Благодарим Офис по туризму Швейцарии и авиакомпанию SWISS AIR за организацию поездки.
Горные лыжиОбзоры Россия
Покорение собственных вершин
Российский турист заменил для себя европейские горнолыжные трассы отечественными. Курорты стараются обеспечить высокий комфорт, в том числе и за счет качественной инфраструктуры и оборудования, чтобы удовлетворить высокие запросы горнолыжников, привыкших к западному уровню сервиса.
Горнолыжные курорты Европы стали терять популярность у российских граждан. Скажем, по данным сервиса заказа трансферов I’way, в Альпы, на Куршевель и Шамони-Монблан, отправляется сейчас в 2 раза меньше россиян.
Причиной тому стали не только санкции и заградительные действия Запада в отношении туристов из России. Но и тот факт, что Россия переживает бум внутреннего туризма, и оказалось, что предложения собственных отечественных курортов ничуть не хуже. Да и горы у нас тоже есть высокие, с невероятными обзорами, с крутыми или длинными склонами, что дает разнообразие сложности трасс – это ценится любителями горнолыжного отдыха.
А главное – регионы с большим энтузиазмом бьются за туриста – появилась реальная конкуренция. Это раньше, представляя себе отдых с горнолыжным катанием в России, сразу думали о сочинском регионе. А теперь – практически в любом направлении можно найти курорт, причем с хорошей инфраструктурой. И конечно, строятся и новые! Потому что бизнес увидел -турист поехал! Точнее – покатил. Покатил на свои, российские склоны.
И для требовательных, и для спортивных
К примеру, самые крупные горнолыжные курорты сегодня работают в таких горах как Кавказ, Саяны, Алтай, Урал, Хибины, Камчатка, и здесь отменные трассы. Свои усилия в развитие горнолыжки направили Сибирь, Мурманская область, Карелия, Калининград, и даже центральные регионы страны. Но, конечно, Сочи в целом задает тон – ведь когда-то именно здесь, на Красной Поляне, и стартовало развитие горнолыжной отрасли России уже в современном понимании этого слова – тогда началась подготовка к Зимней Олимпиаде в Сочи-2014.
Здесь, в горах сочинского региона, курорты, пожалуй, самые инфраструктурно развитые и самые дорогие – отвечают взыскательным вкусам тех, кто когда-то ездил в Куршевель. Другие регионы не отстают – взять тот же «Манжерок» Сбербанка на Кузбассе, номера в отелях тут космического уровня – как по интерьерам, так и по ценам. В общем, все сделано, чтобы удовлетворить требования капризных туристов. Но и для тех, кто едет не на тусовки, а кататься, вариантов в России море. И горнолыжники уже с предвкушением ждут новых предложений, а они скоро будут. Скажем, в Северной Осетии это новый курорт Мамисон, в Чечне – Ведучи, и здесь скоро появится несколько новых канатных дорог. На Камчатке строится мощный туристический кластер с горнолыжным отдыхом. А в Сочи начинается строительство большого курорта «Турьев Хутор», тут появится несколько канатных дорог общей протяженностью 6,5 км, а также около 50 км горнолыжных трасс.
При этом на том же Эльбрусе, например, — самый продолжительный сезон катания в России — с ноября по июнь, почти 8 месяцев! А многие курорты стараются делать у себя и круглогодичное катание. Не каждый зарубежный курорт может этим похвастаться.
«Я раньше часто ездила катать за границу. Италия, Франция – любимые места, там хорошие интересные склоны. Но и наши не хуже! Полюбились поездки на Шерегеш, побывала на курорте «Манжерок», ну а в Сочи мы и раньше катались очень часто. И считаю, что уровень нашей горнолыжки не уступает зарубежному, — делится своим опытом Екатерина С., горнолыжница с большим стажем. — А еще я бы отметила сервис. Часто говорят, что у нас невежливый персонал, но я в последнее время как раз сталкивалась чаще с равнодушием и пренебрежительностью при обслуживании на европейских курортах, а вот на наших всегда встречаешь теплый прием и заботу. И еще – у нас становится все больше уютных и качественных кафе и ресторанов на горнолыжных курортах, все больше активностей, и мне нравится, что администрации курортных мест вкладываются в свою инфраструктуру, обновляются, не хотят быть отстающими или дряхлыми, ведь в конкуренции выигрывают самые современные, качественно оснащенные курортные места».
Без пробок на трассах
Туристы очень дотошно в последнее время отслеживают уровень современности оборудования на курорте. «Даже в Европе вовсе не всегда можно встретить качественные подъемники. А это важно. Потому что когда на курорт приезжает огромное количество туристов, а подъемники стоят старого типа, то можно стоять в очереди на него и час, и больше. Это портит всю радость от катания. Уже знаешь такие курорты, не ездим туда, выбираем другие места», — поясняет Сергей М., который катается на горных лыжах уже более 30 лет.
Как отмечает заместитель генерального директора горного курорта «Роза Хутор» Рушан Сабиров, Сочи, к примеру, удается держать показатель NPS (Net Promoter Score) – индекс лояльности клиентов. – ред.) на высоком уровне – и как раз благодаря качественному оснащению в том числе: «Гости при сравнении нашего курорта с европейскими отмечают отличную подготовку трасс и демократичную по меркам известных европейских курортов стоимость услуг (прокат и обучение)».
А представители корпорации «Кавказ.РФ» считают, что повышение комфортности и расширение услуг повышает статус курорта и его прибыль. Компания хочет сделать горнолыжный отдых в Северо-Кавказском федеральном округе круглогодичным. Будут использоваться современные системы оснежения, в итоге до 85 процентов трасс будут в снегу даже летом. А это – дополнительный приток туристов.
Что же касается «пробок» на старте канатных подъемников, которые везут отдыхающих наверх, то помочь им рассосаться могут не только новые трассы. Но и современные канатные дороги. И сейчас это еще одна цель курортов, причем поставленная даже сверху: федеральные власти настоятельно рекомендовали оснащать курортные территории России отечественным специализированным оборудованием, и это касается в том числе ратраков и канатных подъемников.
На пике прогресса
В чем преимущество новых разработок канатных дорог? Они более плавные и быстрые, они умеют замедляться перед посадкой и ускоряться по пути наверх, поэтому перевозят большее количество туристов за меньшее время. И поэтому на склонах нет толпы и очередей – всем удобно. Ну а еще, конечно же, современные канатки имеют и комфортные сиденья, и подогрев. В общем, все цивилизованно, прогресс не стоит на месте.
Пока российские курорты по-прежнему поднимают горнолыжников наверх силами европейских канатных дорог. Другое дело, что обслуживание своих канаток западные бренды уже не ведут – компании ушли из России еще весной 2022 года. Россия находит выход: скажем, на курорте «Роза Хутор» уже обеспечили российским ПО распределительные шкафы механизмов европейской канатной дороги – а это значит, что поломки уже не страшны, и это первый такой важный опыт.
Второй вопрос – а чем оснащать новые трассы? Или на что будут менять постепенно устаревающие нынешние подъемники, которые работают уже не одно десятилетие? Есть предложения российских компаний, которые активно разрабатывают современные канатные дороги. Есть варианты и китайские – скажем, свои подъемники России предлагает бренд BMHRI, компания из КНР.
С одной стороны, Китай, как мы знаем, вполне умело и профессионально копирует западные разработки и выдает интересную продукцию, в разных отраслях, только с качеством, которое, как мы знаем, хромает. Так же китайцы поступили и с канатными дорогами: они ориентировались на разработки Европы и успешно копировали и внедряли их у себя. Но есть нюанс: то, что внедрял Китай, уже устарело на рынке, об этом много говорили и специалисты-производители горнолыжного оборудования, и туристического сектора – тот же Сбербанк, который вкладывает серьезные средства в «Манжерок», уделяет аналитике большое внимание, говорил, что китайские подъемники «устарели технологически».
В таком случае, это не понравится клиентам курортов. Туристы хотят пользоваться новейшим оборудованием и получать удовольствие от катания. К тому же есть риски и получить оборудование, которое не сможет работать в российские морозы – китайские подъемники порой ломаются в холода, такое случается даже на самих китайских курортах.
Да и понравится ли любителям лакшери-отдыха уровня Куршевеля катиться в гору на китайском подъемнике? Такие клиенты обычно относятся к китайской продукции как к упрощенной копии всего качественного западного, не доверяют. И могут просто отказаться от отдыха на курорте, который использует китайские механизмы в оснащении своей территории.
Тем временем российские производители не стоят на месте. Например, на том же «Турьевом Хуторе», инвестиции в который составляют 80 млрд рублей, будут ставиться уже наши, отечественные подъемники. «Одним из первых объектов нового курорта «Турьев Хутор» на северном склоне хребта Аибга станет скоростная канатная дорога с кольцевым движением и с отцепляемыми на станциях зажимами. Подвижной состав из 36 шестиместных кресел с подогревом и колпаками будет перевозить до 2,4 тыс. человек в час. Работы по строительству данной канатной дороги планируется начать в конце 2024 года», — сообщает РБК-Кубань. А делает эти дороги известная отечественная компания «РУСЛЕТ».
И как раз эти подъемники избавят туристов от неудобств: благодаря системе отцепляемого зажима канатка обеспечивает хорошую скорость и комфорт. И никакого коллапса у захода на подъемник не случится. Это лишь один пример. Отечественные канатные дороги будут появляться и на других склонах России. Понятно, что курорты будут выбирать для себя те варианты оборудования, которые обеспечат удобство и высокий сервис, а значит, лояльность туристов.
Горные лыжиОбзорыПолезные советы Россия
Недорого и комфортно: лучшие курорты для горных лыж 2024
Удовольствие от катания на горных лыжах не обязательно должно быть привилегией богатых людей
Удовольствие от катания на горных лыжах не обязательно должно быть привилегией богатых людей. Хотя курорты в таких странах, как Швейцария, Италия и Франция, могут оказаться дорогими, есть и другие варианты, которые дешевле.
Согласно последнему исследованию, средняя цена однодневных ски-пассов в Европе выросла с 47,40 евро в 2015 году до 66,46 евро в 2023/24 году. Это увеличение на 34,8% выше инфляции. Компания Radical Storage, специализирующаяся на хранении багажа и лыжного снаряжения, с 2015 года проводит анализ стоимости путевок на 100 популярных курортов в Европе.
Неудивительно, что из десяти самых дорогих однодневных путевок 9 относятся к швейцарским курортам. Замыкает список северная Италия.
Самая высокая цена за дневной абонемент находится на Маттерхорне, в таких местах, как Церматт, Брёй-Червиния и Вальтурнанш. Там каждый день на склонах обойдется в 108 евро. Даже курорт Гриндельвальд-Венген, занимающий десятое место в списке дорогих, стоит 78 евро — сумма, недоступная для многих.
Однако, если вы хотите насладиться зимой и катанием на лыжах, не потратив все свои сбережения, вам стоит рассмотреть более доступные места в Европе. Вот некоторые из лучших курортов и однодневных туров, где сочетаются доступная цена и качество.
Горные лыжиОбзорыПолезные советы Россия
Где покататься на лыжах в Европе зимой 2024?
Сильный снегопад вернулся на горные склоны Европы, подарив радость любителям зимних видов спорта
Сильный снегопад вернулся на горные склоны Европы, подарив радость любителям зимних видов спорта. Прошлая неделя принесла с собой холодные морозы и экстремальную холодную погоду, когда термометры в некоторых частях Швеции показывали до -43°C. Однако, на этой неделе настоящий арктический взрыв обрушился на южные регионы, сделав зимний карнавал еще более ярким и веселым
Альпы во Франции, такие роскошные курорты, как Шамони, Ле-Же и Морзин, стали белоснежными благодаря более чем метровому слою свежего снега. По данным специалистов, таких как On the Snow, соседи Франции — Италия, Австрия и Швейцария, тоже не остались без внимания природы. В этих странах выпало от 30 до 50 см снега на горнолыжных курортах, принося счастье и радость любителям активного отдыха.
Такие снегопады на старте 2024 года дают большую надежду на один из самых успешных лыжных сезонов последних лет. Ожидается, что снегопады будут сильными и длительными, благодаря изменениям, вызванным климатическим феноменом Эль-Ниньо. Обычно зимы в Европе начинаются с относительно теплой и влажной погодой, а затем становятся более холодными и суше в январе, феврале и марте.
Такой период снегопадов — замечательное изменение для горнолыжных курортов Европы, которые в последние годы страдали от нехватки снега из-за глобального потепления. Это даст возможность всем желающим окунуться в мир зимних спортивных развлечений и насладиться неповторимыми пейзажами горных вершин. Если вы планируете поездку на горнолыжные курорты Европы, январь 2024 года — идеальное время для этого. Для тех, кто хочет окунуться в атмосферу зимнего карнавала, предлагаем ознакомиться с прогнозом осадков снега на популярных курортах, чтобы быть уверенными в отличном катании на лыжах.
- Статьи по странам2 месяца назад
Осень на Камчатке: советы для поездки в сентябре
- Полезные советы2 месяца назад
Стюардесса дала полезные советы по безопасности в путешествиях
- Обзоры2 месяца назад
Сколько лет тюрьмы могут теперь получить туристы на Бали за просроченные визы
- Обзоры2 месяца назад
Марии Кожевниковой жестко ответили по поводу её возмущения аэропортом в Сочи
- Маршруты2 месяца назад
5 маршрутов, показывающих все лучшее в Ирландии
- Маршруты2 месяца назад
Осень в Воронежской области: незабываемое автопутешествие для всей семьи