Доломитовые Альпы: догоняя зиму (I)
Часть первая – о трассах, ски-пассах и прочих зимних радостях.
Говорят, что в Доломитовых Альпах из 10 дней – восемь солнечных. Так вот, нам посчастливилось увидеть этот итальянской регион именно в такие редкие дни, когда солнце спрятано за плотным покрывалом, нежно укрывающим горные вершины…
Часть первая – о трассах, ски-пассах и прочих зимних радостях.
За помощь в подготовке статьи благодарим туроператорскую компанию PAC GROUP.
Говорят, что в Доломитовых Альпах из 10 дней – восемь солнечных. Так вот, нам посчастливилось увидеть этот итальянской регион именно в такие редкие дни, когда солнце спрятано за плотным покрывалом, нежно укрывающим горные вершины. Но, все-таки, и в пасмурные дни здесь невероятно красиво, недаром Доломитовые Альпы включены в Список природного наследия ЮНЕСКО за живописные ландшафты.
Лукавить не стану: конечно, нам хотелось увидеть и вершину Мармоладе – королеву Доломитовых Альп, носящую вместо короны ледник на высоте 3342 метра, и насладиться обзором в 360о со смотровой площадки Кронплатца на высоте 2275метров, и подсмотреть, как утреннее солнце золотит острые горные вершины в фиолетово-розовом небе… Безусловно, хотелось привезти домой яркие фотографии и альпийский загар. Но без преувеличения скажу, что привезла с собой нечто большее: новые ощущения и нежную трепетную любовь к Доломитовым Альпам.
Трассы как люди – все разные. Угрюмость темно-коричневых скал, возвышающихся, словно стены или колонны между белым покровом и снежными тучами, громоздкостью и фундаментальностью подчеркивали практически вечное свое существование. Но вот взгляд, скользящий по отвесной скале, замечает кристальный, почти прозрачный горный водопад, превращенный в лед. Словно мгновенной заморозкой схватило бурлящий поток горной реки, и он превратился в ледяную статую много выше человеческого роста. А рядом из скалы выскочили посмотреть на этот водопад высокие ели. Их уже хорошенько запорошило снегом, и у некоторых из них даже хвои не видно под снежными капюшонами. Есть в этих трассах что-то сказочное и мистическое. Именно такими открылись мне красные трассы Араббы при спуске с высоты 2189 метров, откуда в солнечные дни видна красавица Мармолада.
Подметив такую красоту в горах, жители долин создают похожие искусственные водопады. В долинах можно встретить ледяные скульптуры, главное авторство которых по праву принадлежит природе. Создается деревянный каркас высотой 2 метра, и текущие из нескольких точек струйки воды фонтанов намораживают неповторимые линии.
Лесные трассы навевают совсем другое настроение. То выскакивая на опушку, то виляя между елями по достаточно пологой трассе навевает вальсирующие мотивы. Словно мотылек летишь по трассе Skiweg Reiteralpe долины Obereggen. Есть и черные трассы, пролегающие между старейших хвойных красавиц, но успевает ли кто-то заметить их кружевные снежные платья или фонтаны снега из-под лыжников отбирают все то внимание, что не заняла сама трасса? Впрочем, и трасса черная много шире и оттого теряется ощущение лесной извилистой тропинки. И это уже становится совсем другая мелодия.
Внизу, в долинах повсюду слышна тирольская музыка и привычный для горнолыжных курортов звук шагов в горнолыжных ботинках по дощатому полу террас. Это возвращаются с трасс немного уставшие, но довольные горнолыжники. Порой казалось, что именно их улыбки освещают долину, ведь солнца видно не было за серым куполом, прячущим вершины гор и синеву неба.
Трассы в городке Корваре, находящемся на высоте 1540 метров, петляют чуть ли не между деревянными домиками отелей и баров, рядом с которыми припаркованы автомобили. Очень удачный микс городской и горнолыжной жизни. Подъемники разбегаются в разные стороны. С одного из них было видно, как несколько оленей, горделиво вышагивающих вдали от тирольских домиков, что-то спугнуло, и они резво понеслись в лес долины.
Ну, а ночное катание на освещенной трассе- это отдельное, ни с чем не сравнимое удовольствие, которое доступно в долине Фимме Обереген не только для горнолыжников и сноубордистов, но и для любителей кататься на обычных санках. Ночная трасса настраивает на озорное настроение и действует омолаживающее.
Чтобы спуститься – надо подняться. Подобрав в прокате оборудование, мы устремились на подъемнике к туманным вершинам. И здесь действительно было из чего выбрать! Ски-пасс каждого из нас – это пропуск на все дни пребывания на любой подъемник в любую из 12 долин, расположившихся в Альта Бадии (это одна из 12 долин!). Именно здесь, в Доломитовых Альпах самая большая зона трасс в мире, покрываемая одним ски-пассом: 1220 км трасс, 450 подъемников. Хотя, если планируется провести отдых только в одной долине, можно приобрести ски-пасс именно на нее. Он будет несколько дешевле. Можно также комбинировать различные варианты, выбрав для себя наиболее рациональное решение.
Но не надо спешить ограничивать себя в перемещениях, сначала имеет смысл зайти на сайт www.dolomitisuperski.com и посмотреть имеющиеся скидки. Так, например, детям до 8 лет ски-пасс предоставляется бесплатно при покупке ски-пасса для взрослых. С 8 до 12 лет – скидки доходят до 50%, а с 12 до 16 лет в этом сезоне предлагался ски-пасс с 30% скидкой. Кроме того, некоторые ски-пассы дают возможность дополнительных щедрот, но об этом лучше узнавать непосредственно перед заказом ски-паса, ведь условия могут обновляться и расширяться.
Продумав отдых заранее, можно еще дома не спеша понять, какой нужен ски-пасс и, забронировав его, получить в своем отеле сразу по приезду. Такое планирование позволит сэкономить драгоценное время и отдаться отдыху сразу.
Впрочем, на сайте Доломитовых Альп можно ознакомиться не только со скидочной системой, в том числе ски-пассов, но и со всей информацией, касающейся региона: проживание, уровень трасс, мероприятия и многое другое. На нем есть даже 3D модель трасс, которая поможет и выбрать до поездки, и освежит воспоминания после.
При помощи сайта или мобильного приложения можно заранее спланировать горнолыжные маршруты. Для этого достаточно задать начальный и конечный пункт и получить все возможные варианты горнолыжных маршрутов с подробным описанием.
Есть и еще одно очень полезное приложение, которое, несомненно, понравится тем, кто привык свой маршрут доверить навигатору. При помощи Dolomiti Superski.ar пользователям iPhon или Android доступен навигатор для лыжника.
Наш маршрут был заранее четко спланирован организаторами, и нам оставалось лишь следовать по нему. В течение трех дней мы поднимались на различных подъёмниках и осваивали трассы разного уровня сложности, и каждый день нам открывались новые грани Доломитовых красот. А вечером в отеле Кол Альто с чашечкой глинтвейна у камина мы с удовольствием просматривали маршруты, пройденные за день на сайте. Оказалось, что мы воспользовались 13 подъемниками и укатали 19,5 км трасс, заметьте, не будучи профессионалами.
Что может быть лучше горных лыж и сноуборда. Горная область Доломитовых Альп — Альта Бадиа, состоящая из шести живописных тирольских поселений, интересна тем, что здесь для каждого найдется занятие по душе. Говорят, что здесь отдыхает зимой три вида туристов: «горнолыжники», «горнопляжники» и «горнофляжники». Но этот список скрывает остальные, не менее популярные зимние развлечения.
Один из любимых многими россиянами вид лыжного спорта – беговые лыжи (любители беговых лыж больше всего ценят Валь-ди-Фьемме – там ежегодно проходят крупные соревнования по беговым лыжам, чемпионат мира). Специально для них в Альта Бадиа подготовлено 38 км трасс для катания коньковым и классическим ходом. Кстати, в Тезеро имеется центр беговых лыж. В январе этого года именно там прошел чемпионат мира по беговым лыжам.
Для менее распространенной у нас «забавы», но популярной в других странах — для зимнего трекинга – 80 км трасс. А, судя по туристам, частенько что-то ищущим под подъемниками, здесь распространен еще и «фрирайдовый трекинг». Шутки-шутками, а уронить телефон в попытках заснять красивый вид достаточно просто, а вот найти его в таком глубоком снегу практически нереально. Так что элементарный шнурочек для телефона будет очень кстати и избавит от смены горнолыжного спорта на трекинг по глубокому снегу. А вот для настоящих фрирайдеров есть даже возможность добраться на вертолете до некоторых вершин и высадиться в нетронутых снегах, чтобы прокатиться «по-взрослому».
Но сколько ни взрослей, а вернуться хочется в детство! И в этом вполне помогает прокат санок в городке Cavalese (это долина Валь-ди-Фьемме). Ночная освещенная санная трасса, извиваясь вдоль края леса, уносит на обычных санках и детей, и взрослых к подножью горы. Она достаточно пологая, чтобы санки можно было остановить в любой момент, но имеет наклон, чтобы продолжить движение дальше. Засчет этого на ней не страшно ни маленьким, ни большим.
Вот таким неожиданным образом сбываются детские мечты – в горку санки тащить не надо! Подъемник поднимет в горку не только горнолыжников и сноубордистов, но и извалявшихся в снегу, по-детски счастливых туристов с санками.
Перечислять развлечения и обучения можно бесконечно: коньки, керлинг, сноупарки, детские и взрослые горнолыжные школы, различные посещения ферм и культурные экскурсии…
Кстати, вход на каток на озере в Тезеро, что в центре долины между Кавалезе и Предаццо, а также вход в 25 метровый бассейн и детский бассейн в городке Кавалезе для обладателей общего ски-пасса бесплатный (подробнее об акциях стоит узнавать на сайте Доломитовых Альп, ведь они могут меняться).
Не стоит забывать, что зима – не навсегда! И в остальное время Альта Бадиа – курорт Доломитовых Альп живет столь же насыщенной спортивной жизнью. Это и велоспорт, в том числе горный велоспорт, ходьба с палками и пеший туризм, альпинизм и вия феррата, конный спорт и рыбная ловля, пара- и дельта – планеризм…
Автор: Александра РОМАНОВА
Горные лыжиОбзоры Россия
Покорение собственных вершин
Российский турист заменил для себя европейские горнолыжные трассы отечественными. Курорты стараются обеспечить высокий комфорт, в том числе и за счет качественной инфраструктуры и оборудования, чтобы удовлетворить высокие запросы горнолыжников, привыкших к западному уровню сервиса.
Горнолыжные курорты Европы стали терять популярность у российских граждан. Скажем, по данным сервиса заказа трансферов I’way, в Альпы, на Куршевель и Шамони-Монблан, отправляется сейчас в 2 раза меньше россиян.
Причиной тому стали не только санкции и заградительные действия Запада в отношении туристов из России. Но и тот факт, что Россия переживает бум внутреннего туризма, и оказалось, что предложения собственных отечественных курортов ничуть не хуже. Да и горы у нас тоже есть высокие, с невероятными обзорами, с крутыми или длинными склонами, что дает разнообразие сложности трасс – это ценится любителями горнолыжного отдыха.
А главное – регионы с большим энтузиазмом бьются за туриста – появилась реальная конкуренция. Это раньше, представляя себе отдых с горнолыжным катанием в России, сразу думали о сочинском регионе. А теперь – практически в любом направлении можно найти курорт, причем с хорошей инфраструктурой. И конечно, строятся и новые! Потому что бизнес увидел -турист поехал! Точнее – покатил. Покатил на свои, российские склоны.
И для требовательных, и для спортивных
К примеру, самые крупные горнолыжные курорты сегодня работают в таких горах как Кавказ, Саяны, Алтай, Урал, Хибины, Камчатка, и здесь отменные трассы. Свои усилия в развитие горнолыжки направили Сибирь, Мурманская область, Карелия, Калининград, и даже центральные регионы страны. Но, конечно, Сочи в целом задает тон – ведь когда-то именно здесь, на Красной Поляне, и стартовало развитие горнолыжной отрасли России уже в современном понимании этого слова – тогда началась подготовка к Зимней Олимпиаде в Сочи-2014.
Здесь, в горах сочинского региона, курорты, пожалуй, самые инфраструктурно развитые и самые дорогие – отвечают взыскательным вкусам тех, кто когда-то ездил в Куршевель. Другие регионы не отстают – взять тот же «Манжерок» Сбербанка на Кузбассе, номера в отелях тут космического уровня – как по интерьерам, так и по ценам. В общем, все сделано, чтобы удовлетворить требования капризных туристов. Но и для тех, кто едет не на тусовки, а кататься, вариантов в России море. И горнолыжники уже с предвкушением ждут новых предложений, а они скоро будут. Скажем, в Северной Осетии это новый курорт Мамисон, в Чечне – Ведучи, и здесь скоро появится несколько новых канатных дорог. На Камчатке строится мощный туристический кластер с горнолыжным отдыхом. А в Сочи начинается строительство большого курорта «Турьев Хутор», тут появится несколько канатных дорог общей протяженностью 6,5 км, а также около 50 км горнолыжных трасс.
При этом на том же Эльбрусе, например, — самый продолжительный сезон катания в России — с ноября по июнь, почти 8 месяцев! А многие курорты стараются делать у себя и круглогодичное катание. Не каждый зарубежный курорт может этим похвастаться.
«Я раньше часто ездила катать за границу. Италия, Франция – любимые места, там хорошие интересные склоны. Но и наши не хуже! Полюбились поездки на Шерегеш, побывала на курорте «Манжерок», ну а в Сочи мы и раньше катались очень часто. И считаю, что уровень нашей горнолыжки не уступает зарубежному, — делится своим опытом Екатерина С., горнолыжница с большим стажем. — А еще я бы отметила сервис. Часто говорят, что у нас невежливый персонал, но я в последнее время как раз сталкивалась чаще с равнодушием и пренебрежительностью при обслуживании на европейских курортах, а вот на наших всегда встречаешь теплый прием и заботу. И еще – у нас становится все больше уютных и качественных кафе и ресторанов на горнолыжных курортах, все больше активностей, и мне нравится, что администрации курортных мест вкладываются в свою инфраструктуру, обновляются, не хотят быть отстающими или дряхлыми, ведь в конкуренции выигрывают самые современные, качественно оснащенные курортные места».
Без пробок на трассах
Туристы очень дотошно в последнее время отслеживают уровень современности оборудования на курорте. «Даже в Европе вовсе не всегда можно встретить качественные подъемники. А это важно. Потому что когда на курорт приезжает огромное количество туристов, а подъемники стоят старого типа, то можно стоять в очереди на него и час, и больше. Это портит всю радость от катания. Уже знаешь такие курорты, не ездим туда, выбираем другие места», — поясняет Сергей М., который катается на горных лыжах уже более 30 лет.
Как отмечает заместитель генерального директора горного курорта «Роза Хутор» Рушан Сабиров, Сочи, к примеру, удается держать показатель NPS (Net Promoter Score) – индекс лояльности клиентов. – ред.) на высоком уровне – и как раз благодаря качественному оснащению в том числе: «Гости при сравнении нашего курорта с европейскими отмечают отличную подготовку трасс и демократичную по меркам известных европейских курортов стоимость услуг (прокат и обучение)».
А представители корпорации «Кавказ.РФ» считают, что повышение комфортности и расширение услуг повышает статус курорта и его прибыль. Компания хочет сделать горнолыжный отдых в Северо-Кавказском федеральном округе круглогодичным. Будут использоваться современные системы оснежения, в итоге до 85 процентов трасс будут в снегу даже летом. А это – дополнительный приток туристов.
Что же касается «пробок» на старте канатных подъемников, которые везут отдыхающих наверх, то помочь им рассосаться могут не только новые трассы. Но и современные канатные дороги. И сейчас это еще одна цель курортов, причем поставленная даже сверху: федеральные власти настоятельно рекомендовали оснащать курортные территории России отечественным специализированным оборудованием, и это касается в том числе ратраков и канатных подъемников.
На пике прогресса
В чем преимущество новых разработок канатных дорог? Они более плавные и быстрые, они умеют замедляться перед посадкой и ускоряться по пути наверх, поэтому перевозят большее количество туристов за меньшее время. И поэтому на склонах нет толпы и очередей – всем удобно. Ну а еще, конечно же, современные канатки имеют и комфортные сиденья, и подогрев. В общем, все цивилизованно, прогресс не стоит на месте.
Пока российские курорты по-прежнему поднимают горнолыжников наверх силами европейских канатных дорог. Другое дело, что обслуживание своих канаток западные бренды уже не ведут – компании ушли из России еще весной 2022 года. Россия находит выход: скажем, на курорте «Роза Хутор» уже обеспечили российским ПО распределительные шкафы механизмов европейской канатной дороги – а это значит, что поломки уже не страшны, и это первый такой важный опыт.
Второй вопрос – а чем оснащать новые трассы? Или на что будут менять постепенно устаревающие нынешние подъемники, которые работают уже не одно десятилетие? Есть предложения российских компаний, которые активно разрабатывают современные канатные дороги. Есть варианты и китайские – скажем, свои подъемники России предлагает бренд BMHRI, компания из КНР.
С одной стороны, Китай, как мы знаем, вполне умело и профессионально копирует западные разработки и выдает интересную продукцию, в разных отраслях, только с качеством, которое, как мы знаем, хромает. Так же китайцы поступили и с канатными дорогами: они ориентировались на разработки Европы и успешно копировали и внедряли их у себя. Но есть нюанс: то, что внедрял Китай, уже устарело на рынке, об этом много говорили и специалисты-производители горнолыжного оборудования, и туристического сектора – тот же Сбербанк, который вкладывает серьезные средства в «Манжерок», уделяет аналитике большое внимание, говорил, что китайские подъемники «устарели технологически».
В таком случае, это не понравится клиентам курортов. Туристы хотят пользоваться новейшим оборудованием и получать удовольствие от катания. К тому же есть риски и получить оборудование, которое не сможет работать в российские морозы – китайские подъемники порой ломаются в холода, такое случается даже на самих китайских курортах.
Да и понравится ли любителям лакшери-отдыха уровня Куршевеля катиться в гору на китайском подъемнике? Такие клиенты обычно относятся к китайской продукции как к упрощенной копии всего качественного западного, не доверяют. И могут просто отказаться от отдыха на курорте, который использует китайские механизмы в оснащении своей территории.
Тем временем российские производители не стоят на месте. Например, на том же «Турьевом Хуторе», инвестиции в который составляют 80 млрд рублей, будут ставиться уже наши, отечественные подъемники. «Одним из первых объектов нового курорта «Турьев Хутор» на северном склоне хребта Аибга станет скоростная канатная дорога с кольцевым движением и с отцепляемыми на станциях зажимами. Подвижной состав из 36 шестиместных кресел с подогревом и колпаками будет перевозить до 2,4 тыс. человек в час. Работы по строительству данной канатной дороги планируется начать в конце 2024 года», — сообщает РБК-Кубань. А делает эти дороги известная отечественная компания «РУСЛЕТ».
И как раз эти подъемники избавят туристов от неудобств: благодаря системе отцепляемого зажима канатка обеспечивает хорошую скорость и комфорт. И никакого коллапса у захода на подъемник не случится. Это лишь один пример. Отечественные канатные дороги будут появляться и на других склонах России. Понятно, что курорты будут выбирать для себя те варианты оборудования, которые обеспечат удобство и высокий сервис, а значит, лояльность туристов.
Горные лыжиОбзорыПолезные советы Россия
Недорого и комфортно: лучшие курорты для горных лыж 2024
Удовольствие от катания на горных лыжах не обязательно должно быть привилегией богатых людей
Удовольствие от катания на горных лыжах не обязательно должно быть привилегией богатых людей. Хотя курорты в таких странах, как Швейцария, Италия и Франция, могут оказаться дорогими, есть и другие варианты, которые дешевле.
Согласно последнему исследованию, средняя цена однодневных ски-пассов в Европе выросла с 47,40 евро в 2015 году до 66,46 евро в 2023/24 году. Это увеличение на 34,8% выше инфляции. Компания Radical Storage, специализирующаяся на хранении багажа и лыжного снаряжения, с 2015 года проводит анализ стоимости путевок на 100 популярных курортов в Европе.
Неудивительно, что из десяти самых дорогих однодневных путевок 9 относятся к швейцарским курортам. Замыкает список северная Италия.
Самая высокая цена за дневной абонемент находится на Маттерхорне, в таких местах, как Церматт, Брёй-Червиния и Вальтурнанш. Там каждый день на склонах обойдется в 108 евро. Даже курорт Гриндельвальд-Венген, занимающий десятое место в списке дорогих, стоит 78 евро — сумма, недоступная для многих.
Однако, если вы хотите насладиться зимой и катанием на лыжах, не потратив все свои сбережения, вам стоит рассмотреть более доступные места в Европе. Вот некоторые из лучших курортов и однодневных туров, где сочетаются доступная цена и качество.
Горные лыжиОбзорыПолезные советы Россия
Где покататься на лыжах в Европе зимой 2024?
Сильный снегопад вернулся на горные склоны Европы, подарив радость любителям зимних видов спорта
Сильный снегопад вернулся на горные склоны Европы, подарив радость любителям зимних видов спорта. Прошлая неделя принесла с собой холодные морозы и экстремальную холодную погоду, когда термометры в некоторых частях Швеции показывали до -43°C. Однако, на этой неделе настоящий арктический взрыв обрушился на южные регионы, сделав зимний карнавал еще более ярким и веселым
Альпы во Франции, такие роскошные курорты, как Шамони, Ле-Же и Морзин, стали белоснежными благодаря более чем метровому слою свежего снега. По данным специалистов, таких как On the Snow, соседи Франции — Италия, Австрия и Швейцария, тоже не остались без внимания природы. В этих странах выпало от 30 до 50 см снега на горнолыжных курортах, принося счастье и радость любителям активного отдыха.
Такие снегопады на старте 2024 года дают большую надежду на один из самых успешных лыжных сезонов последних лет. Ожидается, что снегопады будут сильными и длительными, благодаря изменениям, вызванным климатическим феноменом Эль-Ниньо. Обычно зимы в Европе начинаются с относительно теплой и влажной погодой, а затем становятся более холодными и суше в январе, феврале и марте.
Такой период снегопадов — замечательное изменение для горнолыжных курортов Европы, которые в последние годы страдали от нехватки снега из-за глобального потепления. Это даст возможность всем желающим окунуться в мир зимних спортивных развлечений и насладиться неповторимыми пейзажами горных вершин. Если вы планируете поездку на горнолыжные курорты Европы, январь 2024 года — идеальное время для этого. Для тех, кто хочет окунуться в атмосферу зимнего карнавала, предлагаем ознакомиться с прогнозом осадков снега на популярных курортах, чтобы быть уверенными в отличном катании на лыжах.
- Статьи по странам2 месяца назад
Осень на Камчатке: советы для поездки в сентябре
- Полезные советы2 месяца назад
Стюардесса дала полезные советы по безопасности в путешествиях
- Обзоры2 месяца назад
Сколько лет тюрьмы могут теперь получить туристы на Бали за просроченные визы
- Обзоры2 месяца назад
Марии Кожевниковой жестко ответили по поводу её возмущения аэропортом в Сочи
- Маршруты2 месяца назад
5 маршрутов, показывающих все лучшее в Ирландии
- Маршруты2 месяца назад
Осень в Воронежской области: незабываемое автопутешествие для всей семьи