Наш сайт существует и развивается показывая онлайн-рекламу нашим посетителям.
Пожалуйста, подумайте о поддержке, отключив блокировку рекламы для нашего сайта. Спасибо!

Свод законов Хаммурапи

Клинопись служила жителям Месопотамии не только для записи товаров, находящихся на складах, но также и для фиксирования торговых договоров, писем и сведений о важных событиях.

Иран Статьи по странам

Древнейшие из известных нам цивилизаций зародились у больших рек: Инда и Нила, а также в междуречье Тигра и Евфрата. Плодородные отложения, которыми в периоды весеннего половодья покрывались речные плёсы, приносили богатые урожаи. Развитие земледелия и торговли, увеличение населения привело к тому, что в Междуречье начали возникать многочисленные поселения, постепенно сливавшиеся в города.

Хаммурапи Проявились и отрицательные стороны жизни тесным сообществом - мошенничество, воровство, убийства, и возникла настоятельная необходимость в определённых правилах, указывающих, что делать с теми, кто попрал нормы городской жизни. Так появились первые своды законов, и самым известным из них стал кодекс Хаммурапи, царя Вавилона. Первые поселенцы, вероятно, остановились на берегах Тигра и Евфрата примерно в VI тысячелетии, до н. э. Благодаря созданию ирригационных систем здесь начало развиваться земледелие и появились первые городские поселения.

В IV тысячелетии до н. э. в Междуречье появились шумеры, вскоре основавшие множество городов-государств. Однако спустя некоторое время их власть ослабела, и Месопотамию заняли новые пришельцы - семитские племена аккадов. На протяжении некоторого времени они жили рядом с шумерами (возникли даже шумеро-аккадские государства), но в начале II тыс. до н. э. конец присутствию шумеров в Месопотамии положили новые захватчики - амориты.

И хотя на севере сформировалось сильное ассирийское государство, на юге власть в большинстве городов-государств отошла к захватчикам. Их поселения долго соперничали за главенство, пока амориты, жившие вокруг города Вавилона, не получили преимущества. Древний Вавилон, аккадийское название которого (Бабилу) означает «Врата бога», располагался в среднем течении Евфрата, на важном торговом пути.

законы Хаммурапи Появился он ещё при шумерах, и на протяжении долгого времени служил местопребыванием енси - шумерских царей-жрецов, которые поклонялись богу Мардуку. После упадка шумеров Вавилон заняли амориты, основавшие Первую вавилонскую династию. В течение нескольких последующих веков жители Вавилона захватывали новые города, так что в период правления отца Хаммурапи под контролем Вавилона находились уже более десятка других городов.

Однако это не значило, что севший на трон в 1792 г. до н. э. Хаммурапи унаследовал сильное государство. Территории в среднем течении Тигра и Евфрата всё время пытались захватить правители Ассирии, и границы их земель опасно приближались к пределам вавилонским. На юге сильные эламиты также не намеревались безропотно покориться власти Хаммурапи. Многие годы своего правления новый царь был вынужден потратить на сражения, чтобы окончательно воцариться во всей Месопотамии.

Вначале Хаммурапи вёл себя чрезвычайно осторожно, не желая спровоцировать врагов на нападение (возможно также, что правители Вавилона были вассалами царя Ассирии Шамшиадада I, и Хаммурапи предусмотрительно не делал ничего, что могло бы пошатнуть веру ассирийцев в его лояльность). Путём дипломатических усилий он старался найти себе союзников: вёл активную переписку с правителями соседних государств и заключал военные союзы, заботясь при этом о том, чтобы соседи не составили заговор против него самого.

Правитель Вавилона искусно разжигал между ними конфликты, пытаясь всех перессорить; таким образом, втягивая в сражения в первую очередь союзников, а не собственные войска, Хаммурапи увеличивал своё царство. Первые два десятка лет правления Хаммурапи укреплял государство - строил храмы и каналы, возводил крепости. Чтобы сделать свою разноплеменную страну (сформировавшуюся в значительной мере путём завоеваний деда и отца), более могущественной, царь решил сделать Мардука верховным божеством Вавилона и покровителем всего государства.

искусство месопотамии Цари Вавилона могли лично вершить суд над преступниками. В ходе слушаний устанавливалась вина, а затем определялось соответствующее наказание, предусмотренное в своде законов за данное преступление. Дворец в Мари, бывший резиденцией здешнего царя Зимрилима, славился своим богатством и роскошью. Это был целый комплекс, состоящий из множества соединённых между собой зданий, содержащих тронный зал, жилые помещения, кухни, бани, кладовые и мастерские.

Самая роскошная часть дворца - царские покои - была украшена прекрасными настенными росписями. Дворец Зимрилима был захвачен и разрушен войсками Хаммурапи в ходе покорения Мари. В период правления Хаммурапи Вавилон стал центром государства. После падения аморитской династии город неоднократно разрушали. Однако он не пришёл в упадок, а новые правители Месопотамии - арамеи - со временем отстроили Вавилон и вернули ему былую славу.

Благодаря завоеваниям Хаммурапи Мардук из «локального» бога - покровителя Вавилона – стал одним из главных божеств народов Месопотамии. Таким образом, религия стала инструментом укрепления королевской власти. С созданием централизованного Вавилонского государства сильно оживилось хозяйство, в чём был очень заинтересован Хаммурапи.

Таблички с клинописью, найденные в Месопотамии, дают нам достаточно информации на эту тему: например, нам известно, что Хаммурапи был владельцем большей части земель в царстве. Часть их оставалась в непосредственном распоряжении царя, часть раздавалась царским служащим как оплата за труд, а остальное делилось на небольшие наделы и отдавалось в аренду мелким земледельцам.

Заинтересованность правителя в хозяйственных делах характеризует тот факт, что он старался ограничить распространённое в Вавилонском царстве ростовщичество - в частности, установил постоянную процентную ставку (20% для займа серебром и 33% для займа зерном). Чтобы поднять обороноспособность государства, Хаммурапи использовал военную колонизацию: поселенцы получали наделы земли в обмен на обязательство служить в армии.

Создание Хаммурапи единого Вавилонского государства повлияло также на развитие науки и культуры. На практике начали использовать новейшие изобретения; особенно расцвели математика, медицина, астрология и связанная с ней астрономия. Те же процессы шли в искусстве и культуре: появление большого количества грамотных людей - работников царских дворцов и жрецов - привело к возникновению литературы.

Именно во времена Хаммурапи и его преемников неизвестный вавилонский поэт обработал старейший из известных эпос - «Гильгамеш». Среди других событий в этом литературном памятнике можно найти описание потопа, которое, вероятно, именно оттуда было перенесено в Библию. Ещё одним вавилонским литературным произведением, сохранившимся до наших времён, стала «Поэма о сотворении мира», прославляющая Мардука.

Этот бог изображён там защитником и правителем остальных богов - и, вне сомнений, это было божественным отражением роли, которую играл в Вавилоне Хаммурапи. Хаммурапи, правитель города-государства на берегу Евфрата, благодаря политическому и дипломатическому таланту стал правителем практически всей Месопотамии. Усилия Хаммурапи привели к расцвету Вавилона, однако вскоре после смерти царя (в 1750 г. до н. э.) начался период медленного упадка государства.

Уже спустя несколько лет после воцарения его преемника начались бунты в провинциях - городах Ларса, Ниппур, Урук и Ур. Из-под власти царей Вавилона быстро освободились ассирийцы, а менее чем через 20 лет после смерти Хаммурапи Вавилон утратил большую часть своих территорий. В последующие годы вавилонянам пришлось вести тяжёлую борьбу против грабителей с гор Загрос, которых манили богатства городов Месопотамии, однако окончательный удар ослабленному государству нанесли захватчики с севера.

На Месопотамию напали хетты под предводительством царя Мурсилиса I, которые захватили и разграбили Вавилон, забрав оттуда драгоценные статуи Мардука; во время сражения с хеттами погиб последний правитель аморитской династии. Тем не менее, Вавилон ещё много столетий был одним из главных городов региона, общепризнанным центром культуры и искусства, и сумел очаровать посетившего его спустя много веков Александра Великого.

Хаммурапи, царь Вавилона, выполнял и обязанности верховного жреца. Самым значительным изобретением народов Месопотамии была клинопись. Благодаря превращению пиктограмм в условные знаки стала возможной быстрая запись информации. Вместо того, чтобы рисовать сложные пиктограммы, было достаточно тростниковой палочкой нанести на глиняную табличку группы чёрточек и виде клиньев.

В жизни населения Месопотамии значительную роль играла религия. Вавилоняне различными способами старались обеспечить себе благосклонность богов. На барельефе изображены жрецы, изготовляющие из молока масло, которое затем жертвовалось богам. Хаммурапи заботился о том, чтобы все подданные были осведомлены о свершениях своего правителя.

По случаю строительства новых каналов, дворцов или храмов устанавливались специальные таблицы, содержащие описание обстоятельств постройки здания. Древние жители Месопотамии строили характерные для этого региона священные здания в виде многоярусных башен - зиккураты. До нынешних дней дошли фрагменты лишь немногих из них; лучше всего сохранился зиккурат в Уре.

Источник: 100dorog.ru

Еще публикации на эту тему Читать все

Особенности Ярославской кухни

Особенности Ярославской кухни

Об особенностях ярославской кухни руководителю проектов Евразийского содружества специалистов туриндустрии Елене Сергеевой рассказал шеф-повар ресторана гостиницы AZIMUT Отель Ярославль…

Отзывы по стране Читать все

Иран и Логика несовместимы.

Фёдор Тютчев как-то сказал: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить…». Вернувшись в октябре 2011г. из Ирана, я могу с уверенностью утверждать, что Тютчев там не был, иначе…

    Ваш комментарий

    к списку статей