Наш сайт существует и развивается показывая онлайн-рекламу нашим посетителям.
Пожалуйста, подумайте о поддержке, отключив блокировку рекламы для нашего сайта. Спасибо!

Становление украинского театра

Интересно, что если Франко считал современные ему надднепрянские труппы и их репертуар практически идеальным образцом украинского театра, то уже через какое-то десятилетие Леся Украинка считала всё это безнадёжно устаревшим.

Украина Культура, Традиции

Деятельность Марка Лукича Кропивницкого. Как реформатор он дал глубокое понимание понятия ансамбля, которое сам же истолковал так: «Все на месте и не портят роли». С этим органически сочеталось убеждение в необходимости свободного творческого соревнования между актерами и труппами.

Украинский театр

История украинского театра ещё не знала такого режиссера-педагога, как Кропивницкий. Фактически именно он воспитал несколько поколений актёров, передав через своих учеников (П. Саксаганского, Н. Садовского. М. Заньковецкую, Г. Затиркевич-Карпинскую и др.) бессмертные традиции основоположников и творцов реалистической школы. Как режиссер он воспроизводил на сцене жизнь народа с его неисчерпаемым этнографическо-фольклорным богатством, а его внимание к каждому участнику массовых сцен обеспечивало спектаклям неслыханный успех.

Именно Старицкому украинское искусство обязано высоким художественным развитием музыкально-драматического театра, а вместе с Николаем Лысенко он заложил и основы профессионального оперного искусства. В 1880 г., после указа, дававшего право губернаторам на своё усмотрение разрешать спектакли на национальных языках, театральная труппа Ашкаренко из Кременчуга одной из первых перешла на украинский репертуар.

Украинский театр Представления во всех городах имели необычайный успех, а весть о них разнеслась по всему краю, и скоро этот коллектив стал постоянной украинской труппой, режиссёром которой был Марк Кропивницкий (1840-1910). После слияния с киевской труппой Старицкого и Лысенко (1882) в состав этого - уже профессионального - образования входила не одна знаменитость подмостков, а репертуар в немалой степени состоял из новых, недавно написанных пьес. В 1885 г. объединённая труппа распалась, снова образовав два театра (один - Кропивницкого, второй - Старицкого).

Во главе новых сценических образований стояли прославленные режиссёры и актёры, поэтому театральное дело только выиграло. А ещё через несколько лет из первой труппы выделились уже три новых коллектива: театр Старицкого (актёры - Боярская, Орлик, Касьяненко); театр Садовского (Заньковецькая, Затиркевич, Максимович, Загорский и др.); театр Саксаганского (Карпенко-Карый, Линицкая, Вирина, Грицай).

Два последних коллектива стали известны в связи с именем братьев Тобилевичей - Ивана, Николая и Панаса (в историю искусства они вошли под своими псевдонимами - Карпенко-Карый, Садовский и Саксаганский) и их сестры Марии Заньковецкой (1854-1934), легендарной украинской актрисы. Эти люди приняли эстафету от своих учителей, став в конце XIX - начале XX вв. основной движущей силой украинской сцены и её главными реформаторами.

Украинский театр Карпенко-Карый (1845-1907), создав вместе с Саксаганским (1859-1940) театральное общество на паях, стал идейным вдохновителем целого исторического периода в украинском театре, когда искусство поднялось к высокому уровню реализма. Драматическое творчество этого человека - подлинное достояние украинской литературы: для его пьес характерны глубина раскрытия образов, стройный и напряженно-драматический сюжет, богатство психологических оттенков в характерах персонажей, лаконичные, но ёмкие диалоги.

Однако после подавления русской революции 1905-07 гг. для национальных театров в Российской империи снова наступили тяжёлые времена. Несмотря на то, что западных украинских земель, находившихся тогда в составе Австро-Венгрии, этот кризис не коснулся (так, например, активно работал знаменитый театр при обществе «Руська бесща»), немалая часть украинских коллективов в эту пору просто прекратила своё существование.

Ситуация начала меняться к лучшему лишь через почти что полтора десятилетия - когда подходила к концу Первая мировая, и в Киев приехал ещё мало кому известный актёр по фамилии Курбас. Пьеса М. Старицкого «За двома зайцями», созданная на основе произведения И. Нечуя-Левицкого «На Кожумяках», в течение многих десятков лет не теряет своей привлекательности для зрителя.

Снятый по ней одноимённый фильм (реж. В. Иванов; 1961) позволяет зрителю окунуться в самобытную атмосферу Подола - исторического района Киева - последней четверти XIX в. Парадоксально, но на западных украинских землях (до 1918 г. они входили в состав Австро-Венгрии), несмотря на несколько более благоприятные условия для развития национального театрального дела, в этом смысле дело обстояло гораздо хуже, чем на Надднепрянской Украине.

Фактически не существовало профессиональных украинских театров - исключением был разве что коллектив при просветительском товариществе, возникший в начале 1860-х гг.; не хватало здесь и авторов, которые могли бы создавать актуальные драматические произведения высокого уровня. Немногочисленные драмы классиков украинской литературы - Ивана Франко и Леси Украинки - не могли исправить  положение, да и с постановкой их возникали постоянные проблемы.

Источник: 100dorog.ru

Еще публикации на эту тему Читать все

Особенности Ярославской кухни

Особенности Ярославской кухни

Об особенностях ярославской кухни руководителю проектов Евразийского содружества специалистов туриндустрии Елене Сергеевой рассказал шеф-повар ресторана гостиницы AZIMUT Отель Ярославль…

    Ваш комментарий

    к списку статей