Шампери – Ворота Солнца у Полуденного Зуба
В швейцарском городке Шампери (Champery) гостей встречают яркие плакаты: «2 страны. 12 курортов. 11 сноупарков. 1 ски-пасс». За этими цифрами — 100 км трасс и 37 подъемников… Но на самом деле все куда масштабнее и можно говорить о 288 трассах общей протяженностью 650 км всей зоны Port du Soleil, для которой Шампери служит «воротами» со швейцарской стороны. В Порт-дю-Солей входят восемь французских и шесть швейцарских курортов.
От горных трасс Порт-дю-Солей до павильона Швейцарии в Севилье
В швейцарском городке Шампери (Champery) гостей встречают яркие плакаты: «2 страны. 12 курортов. 11 сноупарков. 1 ски-пасс». За этими цифрами — 100 км трасс и 37 подъемников в горнолыжной зоне Champery — Les Crosets – Champoussin – Morgins. Но на самом деле все куда масштабнее и можно говорить о 288 трассах общей протяженностью 650 км всей зоны Port du Soleil, для которой Шампери служит «воротами» со швейцарской стороны. В Порт-дю-Солей входят восемь французских и шесть швейцарских курортов. Но, не снимая лыж, проехать по всему Порт-дю-Солей, не получится. Где-то придется совершать небольшие пешие переходы или пользоваться услугами бесплатных лыжных автобусов. Только поэтому не Порт-дю-Солей, а Три Долины считаются крупнейшим в мире горнолыжным курортом.
Городок Шампери, классический швейцарский горный курорт, находится на высоте 1053 метра у подножия гор Дан-дю-Миди (Полуденный Зуб) и Дан-Бланш (Белый Зуб). Первый отель, Hotel des Dents du Midi, был открыт здесь еще в 1857 году: гостей издавна привлекала красота долины у подножия величественного горного массива. К тому же Шампери всего лишь в 20-ти километрах от Женевского озера, это самый легкодоступный курорт, давно ставший любимым швейцарцами «курортом выходного дня». Традиционные шале с резными балконами тянутся вдоль главной улицы, в центре – колокольня 1725-го года. Она пережила уже три церкви (последняя скорее похожа на огромную сауну, обшитую вагонкой с одиноким распятием, украшенным еловыми ветвями), объявлена памятником архитектуры и красуется на всех открытках.
Тем более, что Шампери — единственный городок в Швейцарии, где до сих пор занимаются литьем колоколов. В центре городка – кладбище. На первый взгляд – не самое радостное соседство, но на большинстве надгробий – горы, солнце, все тот же Полуденный Зуб, горнолыжные склоны.
Вечность обращена к горам, среди которых прошла жизнь. Кладбище здесь часть городка, дети играют среди плит, а на скамейке у колокольни местные жители встречают закат. Следую их примеру, вспоминая Гёте, который писал, что Швейцария сочетает в себе «колоссальное с упорядоченным». Вот и здесь ряды надгробий и горы в последних лучах солнца.
Городок не велик: две улицы, бары-магазины, памятник велосипедисту, библиотека, скамейка конца XIX века, когда-то стоявшая у Grand Hotel (ее фрагмент отреставрировало семейство Гренон и преподнесло городу в дар в 2005 году), источник с минеральной водой и плакаты в сучковатых деревянных рамах, расставленные по всему городку: «Наша история», «Политическая жизнь», «Сельское хозяйство», «Контрабандисты», «Начало горнолыжного спорта». Именно о этого «начала» ведет счет новая эпоха Шампери: в 1939 году был построен первый подъёмник. в 1963-м — фуникулер на Planachaux (1800). Сейчас наверх за пять минут доставляет большой 125-местный вагон, а кабинка старой канатки оставлена на память у высокогорного отеля Plein Ciel **. Символ новой эпохи – огромный спортивный комплекс с крытым бассейном и катком. Если поселиться в лучших местных шале The Lodge/ Champery у миссис Miggins, как раз рядом со спортивным центром, вечерами можно наблюдать в огромных окнах хоккейные соревнования, как будто это стометровая плазма. Зрелище незабываемое. Особенно если не просто сидеть на балконе, а лежать в огромной бочке с теплой водой – они достаются обитателям первого этажа.
Поднявшись к Planachaux (1800) можно выбрать множество горных путей, но самый впечатляющий маршрут ведет в Avoriaz. Незаметно для себя вы пересекаете границу и оказываетесь во Франции. Над гигантским обрывом встают высотные 8-12-этажные корпуса, внизу доверху обшитые деревянными панелями. Они вырастают из скал, почти сливаясь с ними. Изломанные фасады и крыши сами формируют ландшафт. Некоторые здания стоят на краю 700-метровой пропасти, другие прижаты к отвесной каменной стене. В этом городе – результате архитектурного эксперимента 60-х нет машин, все передвигаются только на лыжах или пешком, тотальный ski out — ski in. Недаром здесь несколько десятилетий происходил знаменитый фестиваль фантастического кино: стилистика рифмовалась с архитектурой. На первом фестивале в 1973 году Гран-при за «Дуэль» получил никому неизвестный Стивен Спилберг. Своё триумфальное шествие начали с альпийских вершин Люк Бессон, Джеймс Кэмерон, Уэс Крейвен, Дэвид Линч. А в 1990 году в номинации «Странные фильмы» победила «Жена керосинщика» Александра Кайдановского…
Для опытных лыжников любимый сколон Ворот солнца — Pas de Chavanette – его часто называют просто «Le Mur Suisse», («швейцарской стеной») – это одна из самых крутых в мире трасс. Хотя она имеет длину лишь в километр, перепад высот составляет около 400 метров, а уклон – до 50 градусов. Ворота солнца ведут к бесконечным вариантам маршрутов. Кто сказал, что Швейцария – маленькая страна? Это большая страна. Просто вытянута не из стороны в сторону, а снизу вверх…»
В Швейцарии я впервые оказалась в 1992 году. Было это в Севилье, на Всемирной выставке – павильон Швейцарии, впервые участвовавшей в подобной выставке был задуман как концептуальная инсталляция. Вход украшала огромная башня из макулатуры и надпись «Швейцария – страна, которой не существует». Огромный зал украшали сотни часов-ходиков – тикающая аллюзия на знаменитую фразу из Орсона Уэлся, что за пятьсот лет эта страна дала миру «только часы с кукушкой». Затем шел зал «швейцарских знаменитостей» с авангардными скульптурами странных, неузнаваемых персонажей. За ним следовал «павильон языковой политики», где из карты страны, изображенной на полу, торчали пружинящие палки. Когда зрители пробирались через этот лес, раздвигая преграды, палка начинала «разговаривать» на наречии городка, из которого она произрастала. В финале возвышались пластиковые горы. Ирония – главный признак настоящего торжества. Павильоны других стран пытались демонстрировать свои достижения, Швейцария с иронией делилась своим миром, убеждать в величии которого нет никакой необходимости. И часы, и горы, и юмор, и гостеприимство ждет каждого в Шампери, у подножия Полуденного Зуба.
Татьяна Пигарева
Горные лыжиОбзоры Россия
Покорение собственных вершин
Российский турист заменил для себя европейские горнолыжные трассы отечественными. Курорты стараются обеспечить высокий комфорт, в том числе и за счет качественной инфраструктуры и оборудования, чтобы удовлетворить высокие запросы горнолыжников, привыкших к западному уровню сервиса.
Горнолыжные курорты Европы стали терять популярность у российских граждан. Скажем, по данным сервиса заказа трансферов I’way, в Альпы, на Куршевель и Шамони-Монблан, отправляется сейчас в 2 раза меньше россиян.
Причиной тому стали не только санкции и заградительные действия Запада в отношении туристов из России. Но и тот факт, что Россия переживает бум внутреннего туризма, и оказалось, что предложения собственных отечественных курортов ничуть не хуже. Да и горы у нас тоже есть высокие, с невероятными обзорами, с крутыми или длинными склонами, что дает разнообразие сложности трасс – это ценится любителями горнолыжного отдыха.
А главное – регионы с большим энтузиазмом бьются за туриста – появилась реальная конкуренция. Это раньше, представляя себе отдых с горнолыжным катанием в России, сразу думали о сочинском регионе. А теперь – практически в любом направлении можно найти курорт, причем с хорошей инфраструктурой. И конечно, строятся и новые! Потому что бизнес увидел -турист поехал! Точнее – покатил. Покатил на свои, российские склоны.
И для требовательных, и для спортивных
К примеру, самые крупные горнолыжные курорты сегодня работают в таких горах как Кавказ, Саяны, Алтай, Урал, Хибины, Камчатка, и здесь отменные трассы. Свои усилия в развитие горнолыжки направили Сибирь, Мурманская область, Карелия, Калининград, и даже центральные регионы страны. Но, конечно, Сочи в целом задает тон – ведь когда-то именно здесь, на Красной Поляне, и стартовало развитие горнолыжной отрасли России уже в современном понимании этого слова – тогда началась подготовка к Зимней Олимпиаде в Сочи-2014.
Здесь, в горах сочинского региона, курорты, пожалуй, самые инфраструктурно развитые и самые дорогие – отвечают взыскательным вкусам тех, кто когда-то ездил в Куршевель. Другие регионы не отстают – взять тот же «Манжерок» Сбербанка на Кузбассе, номера в отелях тут космического уровня – как по интерьерам, так и по ценам. В общем, все сделано, чтобы удовлетворить требования капризных туристов. Но и для тех, кто едет не на тусовки, а кататься, вариантов в России море. И горнолыжники уже с предвкушением ждут новых предложений, а они скоро будут. Скажем, в Северной Осетии это новый курорт Мамисон, в Чечне – Ведучи, и здесь скоро появится несколько новых канатных дорог. На Камчатке строится мощный туристический кластер с горнолыжным отдыхом. А в Сочи начинается строительство большого курорта «Турьев Хутор», тут появится несколько канатных дорог общей протяженностью 6,5 км, а также около 50 км горнолыжных трасс.
При этом на том же Эльбрусе, например, — самый продолжительный сезон катания в России — с ноября по июнь, почти 8 месяцев! А многие курорты стараются делать у себя и круглогодичное катание. Не каждый зарубежный курорт может этим похвастаться.
«Я раньше часто ездила катать за границу. Италия, Франция – любимые места, там хорошие интересные склоны. Но и наши не хуже! Полюбились поездки на Шерегеш, побывала на курорте «Манжерок», ну а в Сочи мы и раньше катались очень часто. И считаю, что уровень нашей горнолыжки не уступает зарубежному, — делится своим опытом Екатерина С., горнолыжница с большим стажем. — А еще я бы отметила сервис. Часто говорят, что у нас невежливый персонал, но я в последнее время как раз сталкивалась чаще с равнодушием и пренебрежительностью при обслуживании на европейских курортах, а вот на наших всегда встречаешь теплый прием и заботу. И еще – у нас становится все больше уютных и качественных кафе и ресторанов на горнолыжных курортах, все больше активностей, и мне нравится, что администрации курортных мест вкладываются в свою инфраструктуру, обновляются, не хотят быть отстающими или дряхлыми, ведь в конкуренции выигрывают самые современные, качественно оснащенные курортные места».
Без пробок на трассах
Туристы очень дотошно в последнее время отслеживают уровень современности оборудования на курорте. «Даже в Европе вовсе не всегда можно встретить качественные подъемники. А это важно. Потому что когда на курорт приезжает огромное количество туристов, а подъемники стоят старого типа, то можно стоять в очереди на него и час, и больше. Это портит всю радость от катания. Уже знаешь такие курорты, не ездим туда, выбираем другие места», — поясняет Сергей М., который катается на горных лыжах уже более 30 лет.
Как отмечает заместитель генерального директора горного курорта «Роза Хутор» Рушан Сабиров, Сочи, к примеру, удается держать показатель NPS (Net Promoter Score) – индекс лояльности клиентов. – ред.) на высоком уровне – и как раз благодаря качественному оснащению в том числе: «Гости при сравнении нашего курорта с европейскими отмечают отличную подготовку трасс и демократичную по меркам известных европейских курортов стоимость услуг (прокат и обучение)».
А представители корпорации «Кавказ.РФ» считают, что повышение комфортности и расширение услуг повышает статус курорта и его прибыль. Компания хочет сделать горнолыжный отдых в Северо-Кавказском федеральном округе круглогодичным. Будут использоваться современные системы оснежения, в итоге до 85 процентов трасс будут в снегу даже летом. А это – дополнительный приток туристов.
Что же касается «пробок» на старте канатных подъемников, которые везут отдыхающих наверх, то помочь им рассосаться могут не только новые трассы. Но и современные канатные дороги. И сейчас это еще одна цель курортов, причем поставленная даже сверху: федеральные власти настоятельно рекомендовали оснащать курортные территории России отечественным специализированным оборудованием, и это касается в том числе ратраков и канатных подъемников.
На пике прогресса
В чем преимущество новых разработок канатных дорог? Они более плавные и быстрые, они умеют замедляться перед посадкой и ускоряться по пути наверх, поэтому перевозят большее количество туристов за меньшее время. И поэтому на склонах нет толпы и очередей – всем удобно. Ну а еще, конечно же, современные канатки имеют и комфортные сиденья, и подогрев. В общем, все цивилизованно, прогресс не стоит на месте.
Пока российские курорты по-прежнему поднимают горнолыжников наверх силами европейских канатных дорог. Другое дело, что обслуживание своих канаток западные бренды уже не ведут – компании ушли из России еще весной 2022 года. Россия находит выход: скажем, на курорте «Роза Хутор» уже обеспечили российским ПО распределительные шкафы механизмов европейской канатной дороги – а это значит, что поломки уже не страшны, и это первый такой важный опыт.
Второй вопрос – а чем оснащать новые трассы? Или на что будут менять постепенно устаревающие нынешние подъемники, которые работают уже не одно десятилетие? Есть предложения российских компаний, которые активно разрабатывают современные канатные дороги. Есть варианты и китайские – скажем, свои подъемники России предлагает бренд BMHRI, компания из КНР.
С одной стороны, Китай, как мы знаем, вполне умело и профессионально копирует западные разработки и выдает интересную продукцию, в разных отраслях, только с качеством, которое, как мы знаем, хромает. Так же китайцы поступили и с канатными дорогами: они ориентировались на разработки Европы и успешно копировали и внедряли их у себя. Но есть нюанс: то, что внедрял Китай, уже устарело на рынке, об этом много говорили и специалисты-производители горнолыжного оборудования, и туристического сектора – тот же Сбербанк, который вкладывает серьезные средства в «Манжерок», уделяет аналитике большое внимание, говорил, что китайские подъемники «устарели технологически».
В таком случае, это не понравится клиентам курортов. Туристы хотят пользоваться новейшим оборудованием и получать удовольствие от катания. К тому же есть риски и получить оборудование, которое не сможет работать в российские морозы – китайские подъемники порой ломаются в холода, такое случается даже на самих китайских курортах.
Да и понравится ли любителям лакшери-отдыха уровня Куршевеля катиться в гору на китайском подъемнике? Такие клиенты обычно относятся к китайской продукции как к упрощенной копии всего качественного западного, не доверяют. И могут просто отказаться от отдыха на курорте, который использует китайские механизмы в оснащении своей территории.
Тем временем российские производители не стоят на месте. Например, на том же «Турьевом Хуторе», инвестиции в который составляют 80 млрд рублей, будут ставиться уже наши, отечественные подъемники. «Одним из первых объектов нового курорта «Турьев Хутор» на северном склоне хребта Аибга станет скоростная канатная дорога с кольцевым движением и с отцепляемыми на станциях зажимами. Подвижной состав из 36 шестиместных кресел с подогревом и колпаками будет перевозить до 2,4 тыс. человек в час. Работы по строительству данной канатной дороги планируется начать в конце 2024 года», — сообщает РБК-Кубань. А делает эти дороги известная отечественная компания «РУСЛЕТ».
И как раз эти подъемники избавят туристов от неудобств: благодаря системе отцепляемого зажима канатка обеспечивает хорошую скорость и комфорт. И никакого коллапса у захода на подъемник не случится. Это лишь один пример. Отечественные канатные дороги будут появляться и на других склонах России. Понятно, что курорты будут выбирать для себя те варианты оборудования, которые обеспечат удобство и высокий сервис, а значит, лояльность туристов.
Горные лыжиОбзорыПолезные советы Россия
Недорого и комфортно: лучшие курорты для горных лыж 2024
Удовольствие от катания на горных лыжах не обязательно должно быть привилегией богатых людей
Удовольствие от катания на горных лыжах не обязательно должно быть привилегией богатых людей. Хотя курорты в таких странах, как Швейцария, Италия и Франция, могут оказаться дорогими, есть и другие варианты, которые дешевле.
Согласно последнему исследованию, средняя цена однодневных ски-пассов в Европе выросла с 47,40 евро в 2015 году до 66,46 евро в 2023/24 году. Это увеличение на 34,8% выше инфляции. Компания Radical Storage, специализирующаяся на хранении багажа и лыжного снаряжения, с 2015 года проводит анализ стоимости путевок на 100 популярных курортов в Европе.
Неудивительно, что из десяти самых дорогих однодневных путевок 9 относятся к швейцарским курортам. Замыкает список северная Италия.
Самая высокая цена за дневной абонемент находится на Маттерхорне, в таких местах, как Церматт, Брёй-Червиния и Вальтурнанш. Там каждый день на склонах обойдется в 108 евро. Даже курорт Гриндельвальд-Венген, занимающий десятое место в списке дорогих, стоит 78 евро — сумма, недоступная для многих.
Однако, если вы хотите насладиться зимой и катанием на лыжах, не потратив все свои сбережения, вам стоит рассмотреть более доступные места в Европе. Вот некоторые из лучших курортов и однодневных туров, где сочетаются доступная цена и качество.
Горные лыжиОбзорыПолезные советы Россия
Где покататься на лыжах в Европе зимой 2024?
Сильный снегопад вернулся на горные склоны Европы, подарив радость любителям зимних видов спорта
Сильный снегопад вернулся на горные склоны Европы, подарив радость любителям зимних видов спорта. Прошлая неделя принесла с собой холодные морозы и экстремальную холодную погоду, когда термометры в некоторых частях Швеции показывали до -43°C. Однако, на этой неделе настоящий арктический взрыв обрушился на южные регионы, сделав зимний карнавал еще более ярким и веселым
Альпы во Франции, такие роскошные курорты, как Шамони, Ле-Же и Морзин, стали белоснежными благодаря более чем метровому слою свежего снега. По данным специалистов, таких как On the Snow, соседи Франции — Италия, Австрия и Швейцария, тоже не остались без внимания природы. В этих странах выпало от 30 до 50 см снега на горнолыжных курортах, принося счастье и радость любителям активного отдыха.
Такие снегопады на старте 2024 года дают большую надежду на один из самых успешных лыжных сезонов последних лет. Ожидается, что снегопады будут сильными и длительными, благодаря изменениям, вызванным климатическим феноменом Эль-Ниньо. Обычно зимы в Европе начинаются с относительно теплой и влажной погодой, а затем становятся более холодными и суше в январе, феврале и марте.
Такой период снегопадов — замечательное изменение для горнолыжных курортов Европы, которые в последние годы страдали от нехватки снега из-за глобального потепления. Это даст возможность всем желающим окунуться в мир зимних спортивных развлечений и насладиться неповторимыми пейзажами горных вершин. Если вы планируете поездку на горнолыжные курорты Европы, январь 2024 года — идеальное время для этого. Для тех, кто хочет окунуться в атмосферу зимнего карнавала, предлагаем ознакомиться с прогнозом осадков снега на популярных курортах, чтобы быть уверенными в отличном катании на лыжах.
- Полезные советы13 лет назад
Штрихкоды стран — Азбука шоппинга
- Полезные советы13 лет назад
Критические дни не испортят отпуск
- Достопримечательности11 лет назад
Семь чудес Тверской губернии
- Полезные советы11 лет назад
Перелет с грудным ребенком
- Обзоры7 лет назад
Где делают лучшие вина? ТОП -10 стран
- Визы и таможня13 лет назад
Федеральный Закон N 114-ФЗ ‘О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию’
- Обзоры7 лет назад
Секреты шоппинга в Барселоне
- Государственные и общественные организации13 лет назад
Коды и названия стран по стандарту ISO 3166