Большое снежное сафари
Наступила зима. Снег накрыл пушистым белым покрывалом почти всю Западную Европу. Он выпал даже там, где его совсем не ждали, затормозив автомобильное движение и заблокировав авиарейсы. Всегда славившийся своей пунктуальностью женевский аэропорт был вынужден задерживать десятки рейсов. А в это время один за другим, намного раньше ожидаемого срока, открывались альпийские горнолыжные курорты. И сейчас уже почти все открылись, поставив фанатов свежего снега перед непростой задачей. Выбор куда поехать кататься просто огромен и можно легко запутаться в названиях курортов и предложениях от отелей.
Для начала мы отправимся во франко-швейцарские Альпы в межнациональный горнолыжный регион под названием Порт-дю-Солей или Ворота солнца. В этом регионе насчитывается более 650 км горнолыжных трасс различной степени сложности и это один из крупнейших регионов в мире. Он включает французские Морзин (Morzine), Авориаз (Avoriaz), Ле Же (Les Gets), Монтрион, Сен-Жан д’Ольп, Абонданс и Шапель д’Абонданс, Шатель и швейцарские Шампери, Моржэн (Morgins), Торгон, Шампуассан, Ле Крозе, Валь д’Иллье.
Единый ски-пасс на всю зону катания Порт-дю-Солей в течение шести дней для сезона 2017/2018 гг. стоит 260 евро на взрослого и 195 евро на ребенка.
Морзин
Старинная французская деревушка Морзин, расположенная среди красивых гор на небольшом удалении от Женевы, стала привлекать к себе туристов еще в начале ХХ века. Началом превращения классической деревни в курорт послужило открытие в двадцатые годы прошлого столетия первого отеля под названием «Grand Hotel». Его открыл Франсуа Бау. Морзин однозначно придется по душе тем, кто любит аутентичный савойский стиль. Он застроен невысокими шале, а на окраине и вовсе представляет собой традиционное савойское поселение со всеми присущими им атрибутами. Курорт растянулся на несколько километров и если вы поселились на окраине, то придется довольно долго идти пешком или ехать на автобусе до станции подъемника. Большинство отелей здесь двух- и трехзвездные, но комфорт и уровень сервиса в них на высоком уровне, разве что номера могут быть немного тесноваты. Первый подъемник в Морзине запустили более восьмидесяти лет назад – в 1934 году. Он предназначался для подъема на гору Pleney (1505 м). С тех пор Морзин начал развиваться уже как горнолыжный курорт. В 1960 году Морзин возглавил французский горнолыжник, обладатель золотой олимпийской медали в скоростном спуске, Жак Вуарне. Благодаря его кипучей энергии и богатой фантазии появился курорт Авориаз, и началось объединение французских курортов со швейцарскими Шампери и Ле Крозет, что в свою очередь послужило созданию самой области Порт дю Солей.
Трехзвездный отель Le Tremplin, один из старейших на курорте. Он был построен в 1936 году вслед за первым подъемником и имеет особое преимущество перед другими отелями – к нему можно подъехать на лыжах. Отелем на протяжении всего времени владеют несколько поколений одной семьи. Здесь небольшие номера, но зато Le Tremplin расположен прямо в центре Морзина возле подъемника Pleney, а из окон открывается вид на горнолыжные трассы.
Другой отель Les Airelles находится неподалеку на Place de Baraly прямо напротив офиса по туризму Морзина. К его трем звездам добавляется очень удобное расположение в самом центре – одинаково близко и до подъемника Super Morzine и до гондол Pleney на противоположном склоне. Вот только ski-in и ski-out здесь нет: подъехать сюда на лыжах не получится. Придется пройтись пешком или проехать на колесном поезде. Этот отель – тоже из категории семейных, им управляет пожилая хозяйка лет семьдесяти и ее сын. Почетным обитателем отеля является кот Егорушка невероятных размеров.
Из Морзина в противоположных направлениях стартуют две гондольные дороги: Super Morzine и Pleney. Одна приведет вас на вершину Пленей (Pleney), другая в сторону Авориаз. Несколько «домашних» трасс Морзина проложено по склонам Пленей, за которыми лежит путь к отдельной зоне катания Ле Же (Les Gets). О ней будет отдельный рассказ. Людей на склонах Пленей всегда много, и отдельные крутые участки часто закатывают до льда. Прямо к нижней станции гондольного подъемника спускается олимпийская трасса, другая красная Hermine проходит немного левее.
В дальней части долины Морзин начинается подъем на вершину Шамуссьер (Chamossiere, 2002 м) и на Понт-де-Ньон (Pointe de Nyon, 2019 м). Оттуда вариантов спуска не так много, но все они будут интересны экспертам. С Шамуссьер спускаются две трассы – красная и черная. Черная совсем дикая и совсем не обрабатывается ратраками. Экстрима на ней добавляет и северная ориентация склона. Обслуживается этот склон не слишком современным трехкресельным подъемником. А с Понт-де-Ньон есть только один вариант спуска – красный. В его середине есть ответвление на черную слаломную трассу.
На лыжах по Швейцарии
Путь к швейцарской границе, проходит через соседний Авориаз и начинается с подъема на Super Morzine. Из центра до него можно доехать на колёсном поезде. Но ходит он не часто, а пешком путь займет минут десять.
Совершив после Super Morzine еще пару подъемов, чередующихся с простыми спусками, попадаем в «космический» Авориаз. Он действительно очень оригинален и необычен, но вот поселиться в нём мне почему-то не захотелось. Многоэтажные корпуса резиденций напоминают муравейники, вокруг которых снуют многочисленные лыжники и сноубордисты. Для человека, уставшего от суеты больших городов, здесь не очень комфортно на мой взгляд. В облике курорта есть что-то инопланетное, неземное. Не случайно в Авориазе на протяжении многих лет проходил фестиваль фантастических кинофильмов. А вот с точки зрения экологии здесь все великолепно: автомобили сюда не пускают, по центральной улице проезжают только лыжники, бордеры, да лошади, запряженные в сани.
Вокруг Авориаза немало интересных спусков, но мы едем в Швейцарию. Попасть туда из Авориаза можно несколькими путями. Один из самых экстремальных проходит по Mur Suisse – «Швейцарской стене».
Это крутой склон, крутизной более 90%, весь покрытый гигантскими буграми. Верхняя его точка находится во Франции, а низ уже на территории Швейцарии. Благополучно спустившись по стене, можно отправиться дальше, в сторону Ле Крозе и Шампери. Над Шампери высится необыкновенно красивая горная гряда Dents du Midi (3257 м), а чуть в стороне есть необыкновенное местечко с говорящим названием Grand Paradis. Затем проезжаем через перевал Порт дю Солей, давший название всему региону.
На перевале установлен памятный крест. С перевала к швейцарскому Моржэну ведет длинный спуск. Там приходится воспользоваться местным автобусом для перехода на следующий подъемник. Тут пора было задуматься об обратном пути, так чтобы успеть на все пересадки и вернуться в Морзин на лыжах, а не на такси. Наше сафари по региону с небольшим перерывом на обед заняло полный день. Оно дало наглядное представление насколько он разнообразен и позволило за один день проехать по территории двух стран.
Апрески по-морзински
День, проведенный на горных склонах, традиционно заканчивается апрески. Для тех, кто не слишком в теме, поясним – так называется целый комплекс мероприятий проводимых после того как расстегнуты крепления на снегоходных снарядах. Эти мероприятия могут начинаться практически сразу с танцев в горнолыжных ботинках на столах где-нибудь в ресторанчике у подножия горы и продолжаться до глубокой ночи в одной из дискотек. Как правило, после целого дня проведенного на свежем воздухе появляется зверский аппетит, который требует немедленного утоления чувства голода. В Морзине большой выбор разнообразных заведений на любой вкус и цвет.
Ресторан La Chamade – один из самых модных и популярных ресторанов, в котором надо заказывать столик заранее. Шеф-повар заведения Тьерри Торанс не только оригинальный кулинар, но и талантливый скульптор. Интерьер ресторана оформлен предметами его творчества из самых разных материалов: дерева, металла, камня. Некоторые произведения искусства можно приобрести при желании. Но все-таки в этот ресторан приходят за другим. Гурманам непременно стоит заказать место у специальной стойки типа барной, чтобы проследить за тем, как готовятся их блюда. Другие посетители тоже могут наблюдать из-за своих столиков за работой поваров сквозь прозрачное стекло. А в подвале ресторана находится сырный дегустационный зал. Здесь можно набрать себе сырную тарелку из нескольких десятков разнообразных сортов.
Продолжение следует…
Горные лыжиОбзоры Россия
Покорение собственных вершин
Российский турист заменил для себя европейские горнолыжные трассы отечественными. Курорты стараются обеспечить высокий комфорт, в том числе и за счет качественной инфраструктуры и оборудования, чтобы удовлетворить высокие запросы горнолыжников, привыкших к западному уровню сервиса.
Горнолыжные курорты Европы стали терять популярность у российских граждан. Скажем, по данным сервиса заказа трансферов I’way, в Альпы, на Куршевель и Шамони-Монблан, отправляется сейчас в 2 раза меньше россиян.
Причиной тому стали не только санкции и заградительные действия Запада в отношении туристов из России. Но и тот факт, что Россия переживает бум внутреннего туризма, и оказалось, что предложения собственных отечественных курортов ничуть не хуже. Да и горы у нас тоже есть высокие, с невероятными обзорами, с крутыми или длинными склонами, что дает разнообразие сложности трасс – это ценится любителями горнолыжного отдыха.
А главное – регионы с большим энтузиазмом бьются за туриста – появилась реальная конкуренция. Это раньше, представляя себе отдых с горнолыжным катанием в России, сразу думали о сочинском регионе. А теперь – практически в любом направлении можно найти курорт, причем с хорошей инфраструктурой. И конечно, строятся и новые! Потому что бизнес увидел -турист поехал! Точнее – покатил. Покатил на свои, российские склоны.
И для требовательных, и для спортивных
К примеру, самые крупные горнолыжные курорты сегодня работают в таких горах как Кавказ, Саяны, Алтай, Урал, Хибины, Камчатка, и здесь отменные трассы. Свои усилия в развитие горнолыжки направили Сибирь, Мурманская область, Карелия, Калининград, и даже центральные регионы страны. Но, конечно, Сочи в целом задает тон – ведь когда-то именно здесь, на Красной Поляне, и стартовало развитие горнолыжной отрасли России уже в современном понимании этого слова – тогда началась подготовка к Зимней Олимпиаде в Сочи-2014.
Здесь, в горах сочинского региона, курорты, пожалуй, самые инфраструктурно развитые и самые дорогие – отвечают взыскательным вкусам тех, кто когда-то ездил в Куршевель. Другие регионы не отстают – взять тот же «Манжерок» Сбербанка на Кузбассе, номера в отелях тут космического уровня – как по интерьерам, так и по ценам. В общем, все сделано, чтобы удовлетворить требования капризных туристов. Но и для тех, кто едет не на тусовки, а кататься, вариантов в России море. И горнолыжники уже с предвкушением ждут новых предложений, а они скоро будут. Скажем, в Северной Осетии это новый курорт Мамисон, в Чечне – Ведучи, и здесь скоро появится несколько новых канатных дорог. На Камчатке строится мощный туристический кластер с горнолыжным отдыхом. А в Сочи начинается строительство большого курорта «Турьев Хутор», тут появится несколько канатных дорог общей протяженностью 6,5 км, а также около 50 км горнолыжных трасс.
При этом на том же Эльбрусе, например, — самый продолжительный сезон катания в России — с ноября по июнь, почти 8 месяцев! А многие курорты стараются делать у себя и круглогодичное катание. Не каждый зарубежный курорт может этим похвастаться.
«Я раньше часто ездила катать за границу. Италия, Франция – любимые места, там хорошие интересные склоны. Но и наши не хуже! Полюбились поездки на Шерегеш, побывала на курорте «Манжерок», ну а в Сочи мы и раньше катались очень часто. И считаю, что уровень нашей горнолыжки не уступает зарубежному, — делится своим опытом Екатерина С., горнолыжница с большим стажем. — А еще я бы отметила сервис. Часто говорят, что у нас невежливый персонал, но я в последнее время как раз сталкивалась чаще с равнодушием и пренебрежительностью при обслуживании на европейских курортах, а вот на наших всегда встречаешь теплый прием и заботу. И еще – у нас становится все больше уютных и качественных кафе и ресторанов на горнолыжных курортах, все больше активностей, и мне нравится, что администрации курортных мест вкладываются в свою инфраструктуру, обновляются, не хотят быть отстающими или дряхлыми, ведь в конкуренции выигрывают самые современные, качественно оснащенные курортные места».
Без пробок на трассах
Туристы очень дотошно в последнее время отслеживают уровень современности оборудования на курорте. «Даже в Европе вовсе не всегда можно встретить качественные подъемники. А это важно. Потому что когда на курорт приезжает огромное количество туристов, а подъемники стоят старого типа, то можно стоять в очереди на него и час, и больше. Это портит всю радость от катания. Уже знаешь такие курорты, не ездим туда, выбираем другие места», — поясняет Сергей М., который катается на горных лыжах уже более 30 лет.
Как отмечает заместитель генерального директора горного курорта «Роза Хутор» Рушан Сабиров, Сочи, к примеру, удается держать показатель NPS (Net Promoter Score) – индекс лояльности клиентов. – ред.) на высоком уровне – и как раз благодаря качественному оснащению в том числе: «Гости при сравнении нашего курорта с европейскими отмечают отличную подготовку трасс и демократичную по меркам известных европейских курортов стоимость услуг (прокат и обучение)».
А представители корпорации «Кавказ.РФ» считают, что повышение комфортности и расширение услуг повышает статус курорта и его прибыль. Компания хочет сделать горнолыжный отдых в Северо-Кавказском федеральном округе круглогодичным. Будут использоваться современные системы оснежения, в итоге до 85 процентов трасс будут в снегу даже летом. А это – дополнительный приток туристов.
Что же касается «пробок» на старте канатных подъемников, которые везут отдыхающих наверх, то помочь им рассосаться могут не только новые трассы. Но и современные канатные дороги. И сейчас это еще одна цель курортов, причем поставленная даже сверху: федеральные власти настоятельно рекомендовали оснащать курортные территории России отечественным специализированным оборудованием, и это касается в том числе ратраков и канатных подъемников.
На пике прогресса
В чем преимущество новых разработок канатных дорог? Они более плавные и быстрые, они умеют замедляться перед посадкой и ускоряться по пути наверх, поэтому перевозят большее количество туристов за меньшее время. И поэтому на склонах нет толпы и очередей – всем удобно. Ну а еще, конечно же, современные канатки имеют и комфортные сиденья, и подогрев. В общем, все цивилизованно, прогресс не стоит на месте.
Пока российские курорты по-прежнему поднимают горнолыжников наверх силами европейских канатных дорог. Другое дело, что обслуживание своих канаток западные бренды уже не ведут – компании ушли из России еще весной 2022 года. Россия находит выход: скажем, на курорте «Роза Хутор» уже обеспечили российским ПО распределительные шкафы механизмов европейской канатной дороги – а это значит, что поломки уже не страшны, и это первый такой важный опыт.
Второй вопрос – а чем оснащать новые трассы? Или на что будут менять постепенно устаревающие нынешние подъемники, которые работают уже не одно десятилетие? Есть предложения российских компаний, которые активно разрабатывают современные канатные дороги. Есть варианты и китайские – скажем, свои подъемники России предлагает бренд BMHRI, компания из КНР.
С одной стороны, Китай, как мы знаем, вполне умело и профессионально копирует западные разработки и выдает интересную продукцию, в разных отраслях, только с качеством, которое, как мы знаем, хромает. Так же китайцы поступили и с канатными дорогами: они ориентировались на разработки Европы и успешно копировали и внедряли их у себя. Но есть нюанс: то, что внедрял Китай, уже устарело на рынке, об этом много говорили и специалисты-производители горнолыжного оборудования, и туристического сектора – тот же Сбербанк, который вкладывает серьезные средства в «Манжерок», уделяет аналитике большое внимание, говорил, что китайские подъемники «устарели технологически».
В таком случае, это не понравится клиентам курортов. Туристы хотят пользоваться новейшим оборудованием и получать удовольствие от катания. К тому же есть риски и получить оборудование, которое не сможет работать в российские морозы – китайские подъемники порой ломаются в холода, такое случается даже на самих китайских курортах.
Да и понравится ли любителям лакшери-отдыха уровня Куршевеля катиться в гору на китайском подъемнике? Такие клиенты обычно относятся к китайской продукции как к упрощенной копии всего качественного западного, не доверяют. И могут просто отказаться от отдыха на курорте, который использует китайские механизмы в оснащении своей территории.
Тем временем российские производители не стоят на месте. Например, на том же «Турьевом Хуторе», инвестиции в который составляют 80 млрд рублей, будут ставиться уже наши, отечественные подъемники. «Одним из первых объектов нового курорта «Турьев Хутор» на северном склоне хребта Аибга станет скоростная канатная дорога с кольцевым движением и с отцепляемыми на станциях зажимами. Подвижной состав из 36 шестиместных кресел с подогревом и колпаками будет перевозить до 2,4 тыс. человек в час. Работы по строительству данной канатной дороги планируется начать в конце 2024 года», — сообщает РБК-Кубань. А делает эти дороги известная отечественная компания «РУСЛЕТ».
И как раз эти подъемники избавят туристов от неудобств: благодаря системе отцепляемого зажима канатка обеспечивает хорошую скорость и комфорт. И никакого коллапса у захода на подъемник не случится. Это лишь один пример. Отечественные канатные дороги будут появляться и на других склонах России. Понятно, что курорты будут выбирать для себя те варианты оборудования, которые обеспечат удобство и высокий сервис, а значит, лояльность туристов.
Горные лыжиОбзорыПолезные советы Россия
Недорого и комфортно: лучшие курорты для горных лыж 2024
Удовольствие от катания на горных лыжах не обязательно должно быть привилегией богатых людей
Удовольствие от катания на горных лыжах не обязательно должно быть привилегией богатых людей. Хотя курорты в таких странах, как Швейцария, Италия и Франция, могут оказаться дорогими, есть и другие варианты, которые дешевле.
Согласно последнему исследованию, средняя цена однодневных ски-пассов в Европе выросла с 47,40 евро в 2015 году до 66,46 евро в 2023/24 году. Это увеличение на 34,8% выше инфляции. Компания Radical Storage, специализирующаяся на хранении багажа и лыжного снаряжения, с 2015 года проводит анализ стоимости путевок на 100 популярных курортов в Европе.
Неудивительно, что из десяти самых дорогих однодневных путевок 9 относятся к швейцарским курортам. Замыкает список северная Италия.
Самая высокая цена за дневной абонемент находится на Маттерхорне, в таких местах, как Церматт, Брёй-Червиния и Вальтурнанш. Там каждый день на склонах обойдется в 108 евро. Даже курорт Гриндельвальд-Венген, занимающий десятое место в списке дорогих, стоит 78 евро — сумма, недоступная для многих.
Однако, если вы хотите насладиться зимой и катанием на лыжах, не потратив все свои сбережения, вам стоит рассмотреть более доступные места в Европе. Вот некоторые из лучших курортов и однодневных туров, где сочетаются доступная цена и качество.
Горные лыжиОбзорыПолезные советы Россия
Где покататься на лыжах в Европе зимой 2024?
Сильный снегопад вернулся на горные склоны Европы, подарив радость любителям зимних видов спорта
Сильный снегопад вернулся на горные склоны Европы, подарив радость любителям зимних видов спорта. Прошлая неделя принесла с собой холодные морозы и экстремальную холодную погоду, когда термометры в некоторых частях Швеции показывали до -43°C. Однако, на этой неделе настоящий арктический взрыв обрушился на южные регионы, сделав зимний карнавал еще более ярким и веселым
Альпы во Франции, такие роскошные курорты, как Шамони, Ле-Же и Морзин, стали белоснежными благодаря более чем метровому слою свежего снега. По данным специалистов, таких как On the Snow, соседи Франции — Италия, Австрия и Швейцария, тоже не остались без внимания природы. В этих странах выпало от 30 до 50 см снега на горнолыжных курортах, принося счастье и радость любителям активного отдыха.
Такие снегопады на старте 2024 года дают большую надежду на один из самых успешных лыжных сезонов последних лет. Ожидается, что снегопады будут сильными и длительными, благодаря изменениям, вызванным климатическим феноменом Эль-Ниньо. Обычно зимы в Европе начинаются с относительно теплой и влажной погодой, а затем становятся более холодными и суше в январе, феврале и марте.
Такой период снегопадов — замечательное изменение для горнолыжных курортов Европы, которые в последние годы страдали от нехватки снега из-за глобального потепления. Это даст возможность всем желающим окунуться в мир зимних спортивных развлечений и насладиться неповторимыми пейзажами горных вершин. Если вы планируете поездку на горнолыжные курорты Европы, январь 2024 года — идеальное время для этого. Для тех, кто хочет окунуться в атмосферу зимнего карнавала, предлагаем ознакомиться с прогнозом осадков снега на популярных курортах, чтобы быть уверенными в отличном катании на лыжах.
- Полезные советы3 месяца назад
Стюардесса дала полезные советы по безопасности в путешествиях
- Обзоры2 месяца назад
Марии Кожевниковой жестко ответили по поводу её возмущения аэропортом в Сочи
- Статьи по странам3 месяца назад
Осень на Камчатке: советы для поездки в сентябре
- Обзоры2 месяца назад
Сколько лет тюрьмы могут теперь получить туристы на Бали за просроченные визы
- Маршруты2 месяца назад
5 маршрутов, показывающих все лучшее в Ирландии
- Маршруты2 месяца назад
Осень в Воронежской области: незабываемое автопутешествие для всей семьи