Тропою Устюжского конкистадора
Бытовала в советских газетах — во времена ещё не очень давние! — рубрика с поэтическим названием «Письмо позвало в дорогу». Tempora mutantur, говаривали древние римляне, и сегодня письма, скукожившись до сухо-электронного формата, обычно никого никуда не зовут. В лучшем случае — казённо информируют.
А что зовёт? Реклама? Но от предков ведомо, что настоящий товар в рекламе не нуждается. Пресловутое «сарафанное радио»? Уже теплее. Кино? Вот это уже почти верный ответ. И туристические маршруты, включающие места съёмок легендарных советских фильмов, востребованы и организаторами туризма, и потребителями, научно говоря, турпродукта.
За примерами быть недалече: все знают европейские туристические маршруты по памятным местам романа и фильма «Код да Винчи». Мы тоже не отстаём — вспомнить хотя бы народный мемориал «Кавказской пленницы» на нижнем плато крымской горы Демерджи или улочку «Чьорт побери» (как, бишь, там она по-настоящему называется?) в старом городе Баку.
Но возразят, тоже почти как в классическом фильме: «Так то в Турции (читай: на юге). Там тепло!» Как быть с теми краями, где большую часть года владычествует бог северного ветра Борей? Ну, во-первых, не бореи горшки своим дыханием обжигают — жители несчастной, заеденной полярной ночью и «самоцветным», как северное сияние, бытом Териберки, в которой снимался «Левиафан», не так давно, но вполне обоснованно решили, что с туриста тоже можно получать живую денежку.
Приключения казака Семёна
Бывает и посложнее. Книга — пусть даже самая увлекательная — в наши дни всё реже даёт возможность почувствовать онегинскую «охоту к перемене мест». Всё реже, но не переводятся ушибленные Полярной звездою люди, которых прочитанное, как и прежде, уводит «за туманом и за запахом тайги».
Я не знаю, откуда возник у Леонида Круглова интерес к путешествиям и к личности «русского конкистадора» Семёна Дежнёва. Возможно, из книг. Возможно, из старого советского фильма с молодым Алексеем Булдаковым в главной роли. (Хотя судьба Дежнёва «тянет» не только на фильм с чётко расставленными «классовыми» акцентами, но и на полновесный исторический сериал). Но за три года — за три навигации, сказали бы на Севере — он запечатлел на плёнке весь путь первооткрывателя Берингова пролива, который, по справедливости, должен был зваться именем Дежнёва.
Его, кстати, меньше всего волновала чисто «географическая» сторона экспедиции, и никакого пролива между Евразией и Америкой он открывать не собирался. Русские первопроходы двигались по побережью Полярного моря (так тогда звался Северный Ледовтый океан) «от реки до реки» в поисках мест, где можно было добывать «мягкую рухлядь», мех соболя — самую твёрдую валюту тогдашней Европы. И кто бы мог подумать, что очередное широченное устье реки оказалось будущим Беринговым проливом?
Фильм Круглова — скажем сразу — подобно хорошему роману «читается» и смотрится на одном дыхании, что сегодня для кинодокументалистики всё большая редкость.
В первую очередь потому, что он красив. И дело тут не только в мастерстве оператора Владимира Филиппова. Тут красота не глянцево-открыточная, а живая, захватывающая и магическая.
Кто видел «готические» скалы, которыми мыс Дежнёва обрывается в океан? Кто созерцал не тронутые цивилизацией великие сибирские реки, где о человеке напоминают разве что печальные часовни да давно покинутые и стремительно зарастающие проплешины на месте исчезнувших, но когда-то кипевших жизнью «ясачных» городов? Кто бывал на отчаянно-опасной охоте с гарпуном на кита-гиганта? Кто сталкивался с гигантскими лежбищами моржей — из-за таких, кстати, однажды чуть не погиб Дежнёв?
Любой турист, отправляясь в любое путешествие, в первую очередь спрашивает себя: а что я там увижу такое, с чем не встречусь больше никогда? Такое, чтобы, говоря словами классика, «в зобу дыханье спёрло»? На этот вопрос фильм Круглова отвечает, что называтся, на все сто — если не больше. И доказывает, что многожды поминаемый «зов Севера» — отнюдь не умозрительное понятие.
Мы поедем, мы помчимся?
И дело, конечно, не только в феерической красоте пейзажей. Фильм поразительно «стереофоничен». В том смысле, что большинство весей, по которым странствовал Дежнёв, очень мало изменились за последние триста лет. А вкрапления в веками формировавшийся и устоявшийся быт северян каких-то чисто современных предметов быта (вроде эмалированных мисок и прочего) ничего в нём не меняют. Какие гаджеты? Какая мобильная связь? Какие, пардон, хайвеи? Это всё в каких-то других вселенных!
«Цепляет» фильм, повторимся, не только экзотическими видами. Щедро рассыпаны по нему «вершки» исторических загадок — до «корешков» пытливый будущий турист волен докапываться сам. Из самых ярких примеров — судьба самого восточного из населённых пунктов Евразии — посёлка Наукан. Основан он был в начале XIV (!) века, а в году от Р. Х. 1958-м принудительно ликвидирован. Выселен. За «неформальные» и несанкционированные контакты с «врагами» — американскими соседями по проливу…
Поразительны обитатели этих мест, снятые смачно — и вместе тактично. Никакой суеты, никакой беготни. Каждый шаг нетороплив, просчитан, проверен, прочувствован бесконечными, как полярная ночь, кочевьями И при взгляде на интерьер чума ледяная, но вместе и в чём-то сладостная жуть забирает душу жителя современных «каменных джунглей» на Москве-реке или Неве… вот!и даже там люди-то живут! Вот бы самим посмотреть (но в гомеопатических дозах…)!
Размерена и несуетна жизнь северян. И чуть ли не единственные, кто изредка нарушает её подобное северным рекам течение, это безумцы-путешественники — они тоже присутствуют в фильме Круглова — вроде Фёдора Конюхова или Николая Находкина.
Некоторые вопросы и претензии, к фильму, впрочем, остаются. С какой радости мыс Дежнёва в дикторском тексте в начале фильма назван самой северной (!!!) точкой Евразии?? Любой первокурсник географического университета скжает, что таковою является мыс Челюскин. Непонятно, почему с таким достойным лучшего применения упорством автор фильма не называет места рождения Семёна Дежнёва — Великий Устюг? Боится сделать лишнюю «рекламу» «конкурирующей» фирме? Так она в ней просто не нуждается…
Очень не хватает — особенно в первой части фильма! — титров, которые точно обозначали бы изображаемые места. Это в помощь не только праздноглядящему зрителю, но и грядущему туроператору, который, не убоясь проблем, возможно, захочет отправить туда своих клиентов.
А проблем — много. Очень много. О красотах Севера, увы, мало кто знает — и фильм Круглова им в помощь. А раз мал турпоток, то и цены на экзотический турпродукт зашкаливают. Кому они сейчас по карману? Всё та же проблема из разряда вечных в туризме: цены снизятся, если пойдёт турпоток. А турпоток пойдёт только тогда, когда упадут цены. Всё тот же заколдованный круг…
На проблемы другого рода фильм только намекает. Намекает редкими кадрами брошенных посёлков и судов. Намекает короткой информацией о ом, что посещение одного из Новосибирских островов, где местные жители добывают бивни мамонтов, запрещено. Добывать драгоценную кость — пожалуйста! А посещать — ни-ни! Но свирепость российских законов издавна умягчается необязательностью исполнения оных — и местные жители выходят на промысел ночами…
А набившая оскомину проблема транспортной доступности даже не самых глухих их северных поселений? А расползающаяся по Северу, как раковая опухоль, зона абсолютной туристической недоступности? И прячут ведь не секретное оружие! А то, во что превратили эти сказочные края его хозяева…
Но это, как говорится, тема для совсем иного фильма.
Георгий Осипов
Горные лыжиОбзоры Россия
Покорение собственных вершин
Российский турист заменил для себя европейские горнолыжные трассы отечественными. Курорты стараются обеспечить высокий комфорт, в том числе и за счет качественной инфраструктуры и оборудования, чтобы удовлетворить высокие запросы горнолыжников, привыкших к западному уровню сервиса.
Горнолыжные курорты Европы стали терять популярность у российских граждан. Скажем, по данным сервиса заказа трансферов I’way, в Альпы, на Куршевель и Шамони-Монблан, отправляется сейчас в 2 раза меньше россиян.
Причиной тому стали не только санкции и заградительные действия Запада в отношении туристов из России. Но и тот факт, что Россия переживает бум внутреннего туризма, и оказалось, что предложения собственных отечественных курортов ничуть не хуже. Да и горы у нас тоже есть высокие, с невероятными обзорами, с крутыми или длинными склонами, что дает разнообразие сложности трасс – это ценится любителями горнолыжного отдыха.
А главное – регионы с большим энтузиазмом бьются за туриста – появилась реальная конкуренция. Это раньше, представляя себе отдых с горнолыжным катанием в России, сразу думали о сочинском регионе. А теперь – практически в любом направлении можно найти курорт, причем с хорошей инфраструктурой. И конечно, строятся и новые! Потому что бизнес увидел -турист поехал! Точнее – покатил. Покатил на свои, российские склоны.
И для требовательных, и для спортивных
К примеру, самые крупные горнолыжные курорты сегодня работают в таких горах как Кавказ, Саяны, Алтай, Урал, Хибины, Камчатка, и здесь отменные трассы. Свои усилия в развитие горнолыжки направили Сибирь, Мурманская область, Карелия, Калининград, и даже центральные регионы страны. Но, конечно, Сочи в целом задает тон – ведь когда-то именно здесь, на Красной Поляне, и стартовало развитие горнолыжной отрасли России уже в современном понимании этого слова – тогда началась подготовка к Зимней Олимпиаде в Сочи-2014.
Здесь, в горах сочинского региона, курорты, пожалуй, самые инфраструктурно развитые и самые дорогие – отвечают взыскательным вкусам тех, кто когда-то ездил в Куршевель. Другие регионы не отстают – взять тот же «Манжерок» Сбербанка на Кузбассе, номера в отелях тут космического уровня – как по интерьерам, так и по ценам. В общем, все сделано, чтобы удовлетворить требования капризных туристов. Но и для тех, кто едет не на тусовки, а кататься, вариантов в России море. И горнолыжники уже с предвкушением ждут новых предложений, а они скоро будут. Скажем, в Северной Осетии это новый курорт Мамисон, в Чечне – Ведучи, и здесь скоро появится несколько новых канатных дорог. На Камчатке строится мощный туристический кластер с горнолыжным отдыхом. А в Сочи начинается строительство большого курорта «Турьев Хутор», тут появится несколько канатных дорог общей протяженностью 6,5 км, а также около 50 км горнолыжных трасс.
При этом на том же Эльбрусе, например, — самый продолжительный сезон катания в России — с ноября по июнь, почти 8 месяцев! А многие курорты стараются делать у себя и круглогодичное катание. Не каждый зарубежный курорт может этим похвастаться.
«Я раньше часто ездила катать за границу. Италия, Франция – любимые места, там хорошие интересные склоны. Но и наши не хуже! Полюбились поездки на Шерегеш, побывала на курорте «Манжерок», ну а в Сочи мы и раньше катались очень часто. И считаю, что уровень нашей горнолыжки не уступает зарубежному, — делится своим опытом Екатерина С., горнолыжница с большим стажем. — А еще я бы отметила сервис. Часто говорят, что у нас невежливый персонал, но я в последнее время как раз сталкивалась чаще с равнодушием и пренебрежительностью при обслуживании на европейских курортах, а вот на наших всегда встречаешь теплый прием и заботу. И еще – у нас становится все больше уютных и качественных кафе и ресторанов на горнолыжных курортах, все больше активностей, и мне нравится, что администрации курортных мест вкладываются в свою инфраструктуру, обновляются, не хотят быть отстающими или дряхлыми, ведь в конкуренции выигрывают самые современные, качественно оснащенные курортные места».
Без пробок на трассах
Туристы очень дотошно в последнее время отслеживают уровень современности оборудования на курорте. «Даже в Европе вовсе не всегда можно встретить качественные подъемники. А это важно. Потому что когда на курорт приезжает огромное количество туристов, а подъемники стоят старого типа, то можно стоять в очереди на него и час, и больше. Это портит всю радость от катания. Уже знаешь такие курорты, не ездим туда, выбираем другие места», — поясняет Сергей М., который катается на горных лыжах уже более 30 лет.
Как отмечает заместитель генерального директора горного курорта «Роза Хутор» Рушан Сабиров, Сочи, к примеру, удается держать показатель NPS (Net Promoter Score) – индекс лояльности клиентов. – ред.) на высоком уровне – и как раз благодаря качественному оснащению в том числе: «Гости при сравнении нашего курорта с европейскими отмечают отличную подготовку трасс и демократичную по меркам известных европейских курортов стоимость услуг (прокат и обучение)».
А представители корпорации «Кавказ.РФ» считают, что повышение комфортности и расширение услуг повышает статус курорта и его прибыль. Компания хочет сделать горнолыжный отдых в Северо-Кавказском федеральном округе круглогодичным. Будут использоваться современные системы оснежения, в итоге до 85 процентов трасс будут в снегу даже летом. А это – дополнительный приток туристов.
Что же касается «пробок» на старте канатных подъемников, которые везут отдыхающих наверх, то помочь им рассосаться могут не только новые трассы. Но и современные канатные дороги. И сейчас это еще одна цель курортов, причем поставленная даже сверху: федеральные власти настоятельно рекомендовали оснащать курортные территории России отечественным специализированным оборудованием, и это касается в том числе ратраков и канатных подъемников.
На пике прогресса
В чем преимущество новых разработок канатных дорог? Они более плавные и быстрые, они умеют замедляться перед посадкой и ускоряться по пути наверх, поэтому перевозят большее количество туристов за меньшее время. И поэтому на склонах нет толпы и очередей – всем удобно. Ну а еще, конечно же, современные канатки имеют и комфортные сиденья, и подогрев. В общем, все цивилизованно, прогресс не стоит на месте.
Пока российские курорты по-прежнему поднимают горнолыжников наверх силами европейских канатных дорог. Другое дело, что обслуживание своих канаток западные бренды уже не ведут – компании ушли из России еще весной 2022 года. Россия находит выход: скажем, на курорте «Роза Хутор» уже обеспечили российским ПО распределительные шкафы механизмов европейской канатной дороги – а это значит, что поломки уже не страшны, и это первый такой важный опыт.
Второй вопрос – а чем оснащать новые трассы? Или на что будут менять постепенно устаревающие нынешние подъемники, которые работают уже не одно десятилетие? Есть предложения российских компаний, которые активно разрабатывают современные канатные дороги. Есть варианты и китайские – скажем, свои подъемники России предлагает бренд BMHRI, компания из КНР.
С одной стороны, Китай, как мы знаем, вполне умело и профессионально копирует западные разработки и выдает интересную продукцию, в разных отраслях, только с качеством, которое, как мы знаем, хромает. Так же китайцы поступили и с канатными дорогами: они ориентировались на разработки Европы и успешно копировали и внедряли их у себя. Но есть нюанс: то, что внедрял Китай, уже устарело на рынке, об этом много говорили и специалисты-производители горнолыжного оборудования, и туристического сектора – тот же Сбербанк, который вкладывает серьезные средства в «Манжерок», уделяет аналитике большое внимание, говорил, что китайские подъемники «устарели технологически».
В таком случае, это не понравится клиентам курортов. Туристы хотят пользоваться новейшим оборудованием и получать удовольствие от катания. К тому же есть риски и получить оборудование, которое не сможет работать в российские морозы – китайские подъемники порой ломаются в холода, такое случается даже на самих китайских курортах.
Да и понравится ли любителям лакшери-отдыха уровня Куршевеля катиться в гору на китайском подъемнике? Такие клиенты обычно относятся к китайской продукции как к упрощенной копии всего качественного западного, не доверяют. И могут просто отказаться от отдыха на курорте, который использует китайские механизмы в оснащении своей территории.
Тем временем российские производители не стоят на месте. Например, на том же «Турьевом Хуторе», инвестиции в который составляют 80 млрд рублей, будут ставиться уже наши, отечественные подъемники. «Одним из первых объектов нового курорта «Турьев Хутор» на северном склоне хребта Аибга станет скоростная канатная дорога с кольцевым движением и с отцепляемыми на станциях зажимами. Подвижной состав из 36 шестиместных кресел с подогревом и колпаками будет перевозить до 2,4 тыс. человек в час. Работы по строительству данной канатной дороги планируется начать в конце 2024 года», — сообщает РБК-Кубань. А делает эти дороги известная отечественная компания «РУСЛЕТ».
И как раз эти подъемники избавят туристов от неудобств: благодаря системе отцепляемого зажима канатка обеспечивает хорошую скорость и комфорт. И никакого коллапса у захода на подъемник не случится. Это лишь один пример. Отечественные канатные дороги будут появляться и на других склонах России. Понятно, что курорты будут выбирать для себя те варианты оборудования, которые обеспечат удобство и высокий сервис, а значит, лояльность туристов.
Горные лыжиОбзорыПолезные советы Россия
Недорого и комфортно: лучшие курорты для горных лыж 2024
Удовольствие от катания на горных лыжах не обязательно должно быть привилегией богатых людей
Удовольствие от катания на горных лыжах не обязательно должно быть привилегией богатых людей. Хотя курорты в таких странах, как Швейцария, Италия и Франция, могут оказаться дорогими, есть и другие варианты, которые дешевле.
Согласно последнему исследованию, средняя цена однодневных ски-пассов в Европе выросла с 47,40 евро в 2015 году до 66,46 евро в 2023/24 году. Это увеличение на 34,8% выше инфляции. Компания Radical Storage, специализирующаяся на хранении багажа и лыжного снаряжения, с 2015 года проводит анализ стоимости путевок на 100 популярных курортов в Европе.
Неудивительно, что из десяти самых дорогих однодневных путевок 9 относятся к швейцарским курортам. Замыкает список северная Италия.
Самая высокая цена за дневной абонемент находится на Маттерхорне, в таких местах, как Церматт, Брёй-Червиния и Вальтурнанш. Там каждый день на склонах обойдется в 108 евро. Даже курорт Гриндельвальд-Венген, занимающий десятое место в списке дорогих, стоит 78 евро — сумма, недоступная для многих.
Однако, если вы хотите насладиться зимой и катанием на лыжах, не потратив все свои сбережения, вам стоит рассмотреть более доступные места в Европе. Вот некоторые из лучших курортов и однодневных туров, где сочетаются доступная цена и качество.
Горные лыжиОбзорыПолезные советы Россия
Где покататься на лыжах в Европе зимой 2024?
Сильный снегопад вернулся на горные склоны Европы, подарив радость любителям зимних видов спорта
Сильный снегопад вернулся на горные склоны Европы, подарив радость любителям зимних видов спорта. Прошлая неделя принесла с собой холодные морозы и экстремальную холодную погоду, когда термометры в некоторых частях Швеции показывали до -43°C. Однако, на этой неделе настоящий арктический взрыв обрушился на южные регионы, сделав зимний карнавал еще более ярким и веселым
Альпы во Франции, такие роскошные курорты, как Шамони, Ле-Же и Морзин, стали белоснежными благодаря более чем метровому слою свежего снега. По данным специалистов, таких как On the Snow, соседи Франции — Италия, Австрия и Швейцария, тоже не остались без внимания природы. В этих странах выпало от 30 до 50 см снега на горнолыжных курортах, принося счастье и радость любителям активного отдыха.
Такие снегопады на старте 2024 года дают большую надежду на один из самых успешных лыжных сезонов последних лет. Ожидается, что снегопады будут сильными и длительными, благодаря изменениям, вызванным климатическим феноменом Эль-Ниньо. Обычно зимы в Европе начинаются с относительно теплой и влажной погодой, а затем становятся более холодными и суше в январе, феврале и марте.
Такой период снегопадов — замечательное изменение для горнолыжных курортов Европы, которые в последние годы страдали от нехватки снега из-за глобального потепления. Это даст возможность всем желающим окунуться в мир зимних спортивных развлечений и насладиться неповторимыми пейзажами горных вершин. Если вы планируете поездку на горнолыжные курорты Европы, январь 2024 года — идеальное время для этого. Для тех, кто хочет окунуться в атмосферу зимнего карнавала, предлагаем ознакомиться с прогнозом осадков снега на популярных курортах, чтобы быть уверенными в отличном катании на лыжах.
- Обзоры3 месяца назад
Погружение в идиллию: отдых на экоферме Былинкино
- Статьи по странам1 месяц назад
Осень на Камчатке: советы для поездки в сентябре
- Полезные советы1 месяц назад
Стюардесса дала полезные советы по безопасности в путешествиях
- Обзоры1 месяц назад
Сколько лет тюрьмы могут теперь получить туристы на Бали за просроченные визы
- Обзоры1 месяц назад
Марии Кожевниковой жестко ответили по поводу её возмущения аэропортом в Сочи
- Маршруты1 месяц назад
5 маршрутов, показывающих все лучшее в Ирландии
- Маршруты4 недели назад
Осень в Воронежской области: незабываемое автопутешествие для всей семьи