Царская невеста из парадных сеней. Исторический музей дебютировал в качестве оперной сцены
Трудно поверить, но было время когда необъятное здание московского Исторического музея называли… «великой пустотой». В залах не было даже витрин — были только замечательные русские художники (в их числе и Виктор Васнецов), расписывавшие их интерьеры.
В то время — а построенный по проекту Владимира Шервуда музей по адресу Красная площадь, 1 был открыт в мае 1883 года — этому никто не удивлялся. Большинство из его нынешних пятнадцати миллионов единиц хранения покоилось тогда в архивах, древлехранилищах, ризницах, частных коллекциях, немногочисленных музеях… да и просто в тогда ещё нераскопанных культурных слоях разного возраста. Русская археология в ту пору пребывала в очень юном возрасте…
Ах вы сени, мои сени…
Самым большим помещением в новом храме отечественной истории были выходившие на Красную площадь Парадные сени. Слово «храм тут — не для красного словца: интерьер сеней очень напоминает большую трёхнефную базилику. На её сводах артелью мастеров под руководством академика Фомы Торопова на фоне растительных орнаментов было изображено колоссальное (68 фигур!) «Родословное древо государей российских» и гербы территорий, входивших тогда в состав Российской империи.
Судьба Сеней поначалу не сложилась. К двадцатилетию советской власти часть живописи была забелена, часть — просто убита краской цвета хаки. Сами же сени превращены в весьма невзрачное и сугубо офисное, как сказали бы сейчас, помещение, где размещались кассы и входы в гардеробы.
Многочисленные просьбы музейщиков о раскрытии хотя бы растительных» частей росписи неизменно встречали у властей жёсткий отказ — «нельзя потому, что нельзя!». Первоначальный вид Парадным сеням был возвращён только к 125-летию музея — в 1997 году, когда полностью восстановленная живопись предстала в прежнем блеске. Чуть позже в Сенях «поселились» два геральдических льва: они держали щиты с вензелями императоров: Александра II — основателя Исторического музея и Александра III — его, формально говоря, первого посетителя.
Сегодня «великая пустота» уже населена миллионами экспонатов, но вряд ли Алексей Сергеевич Уваров и Иван Егорович Забелин, «отцы» Исторического музея могли предположить, что среди них появится… живая русская опера. На сто сорок шестом году существования музея это свершилось, и пожалеть можно лишь о том, что при этом историческом событии никто из нынешнего руководства Исторического музея, увы, не присутствовал.
Удивительно, но Парадные сени на протяжении долгого времени никто не рассматривал как театральное помещение. Как концертный зал — да: инструменталисты и — реже! — певцы в Сенях выступали и выступают регулярно. Но об акустике их до последнего времени лучше было не спрашивать: слово «специфическая» было самой деликатной из оценок. И предыдущий опыт исполнения музыки в данном помещении настраивал отнюдь не на оптимистический лад.
«Широта придает русскому стилю особенную прелесть и силу и делает его гораздо лучше готики потому, что, заключая в себе хорошую сторону готики и именно возвышенность и легкость, имеет широту, которой у готики нет», — писал один из восхищённых современников вскоре после открытия «великой пустоты». Но так же ли хорошо для музыканта то, что приводит в восторг искусствоведа?
Судите сами. Высота сводов, несомых десятком колонн, по самой скромной оценке — около 10 метров. Два суженных боковых «нефа» по сравнению с центральным, сильно приподняты. «Алтарное» пространство делится, церковным языком говоря, на клирос и простирающиеся над ним хоры.
Многим ли театральным людям мечтались спектакли в таком помещении? Как знать? Но «до ума», а главное, до практического воплощения дело сумела довести только режиссёр Полина Бертэн, отлично понявшая, что под историческими сводами от постановщика требуются не авангардистские изыски и инсталляции, а скупые, точные и подчас единственные штрихи.
В том, какую именно из опер выбрать для первого показа в «храме русской истории», сомнений не было. Рождённую в предпоследний год XIX века «Царскую невесту» Римского-Корсакова, где все персонажи , кроме Любаши, являются историческими лицами, можно сегодня играть не только в академических оперных театрах, но и в любом из русских исторических городов. В Александровской слободе, где происходит её действие. В Коломне — на родине Марфы Собакиной. В Кашире — на родине Любаши, о чём ясно свидетельствует Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский, он же Малюта:
«Я крестницей зову её затем,
Что за неё порядком шестопёром
Я окрестил каширских горожан:
Такие злые — лезут да и только!»
Две дебютантки
Но выбрать лишь полдела. Нужно было в кратчайшие сроки обдержаться, по-старинному говоря, в необычной акустике, приноровиться к ней — а как это сделать в открытом для посетителей большую часть дня музее?
Нужно было найти оркестр — первоначально предполагался только фортепианный аккомпанемент. Нужно было найти точную дозировку оркестровых красок — понятно, что на «хорах» Парадных сеней полный оркестр «Царской невесты» не посадить (обошлись половинным — около 40 человек).
Нужно было «попасть» не только в акустический «контур» очень непредсказуемого помещения, но — образно говоря — и в культурно-исторический. И кто знает — какой важнее?
Иначе говоря: как играть «Царскую невесту» буквально в нескольких шагах от реликвий — в частности, Царского места Ивана Грозного — того жуткого времени? Могилы Ивана Васильевича Грозного и Марфы Васильевны Собакиной также находятся совсем неподалёку, в нескольких сотнях метров — в кремлёвском Архангельском соборе. Есть московская легенда: будто бы в 1929-м, когда в авральном порядке уничтожался собор Вознесенского монастыря с усыпальницами русских цариц, при вскрытии погребения Марфы Собакиной её обнаружили в гробу, как живую… Так было или нет, но её исторический облик антропологи восстановили.
А в полумраке Парадных сеней вообще говоря, не очень понятно, откуда появляется — не хватало только мётел и собачьих черепов — чёрная туча опричников: из ближнего музейного зала или из тьмы веков? Да ещё и сам первый русский царь взирает на певцов с высот «Родословного древа»…
И всё это, как это часто бывает, при минимуме средств — минимуме финансовых, оформительских и исполнительских. Например, за немногочисленностью мужской хоровой группы пришлось вводить женские голоса даже в финальный хор опричников II акта. И при максимуме энтузиазма — солистов и оркестрантов, собранных специально для данного случая.
Первое сильнейшее впечатление от спектакля — это именно игра сводного оркестра KOROLЁV и артистов оркестра New Opera World под управлением Григория Королева. Особенно увертюра, равномерно наполнившая звуком пространство Сеней и заставившая плотным, концентрированным звучанием вспомнить ночные морские бури, написанные Айвазовским — с последующим рассветом…
В отличие от предыдущих концертов, в которых все участники с их инструментами помещались в нижней части Сеней, на «клиросе», оркестр на «Царской невесте» был вознесён на «хоры», и зазвучал совсем по-иному — причём в непривычном помещении звучание было куда лучше, чище и внушительнее, чем в иных театрах…
А вот солисты… В Парадных сенях более, чем где-либо верен принцип «громче — не значит лучше». И те из певцов, кто успел во время репетиций это понять, наиболее преуспели.
Прежде всего выступившая в роли Марфы Тамила Делавер: недавняя выпускница Саратовской консерватории дебютировала как оперная певица на дебютировавших в этом качестве оперных подмостках. Вряд ли сама она могла предвидеть, какими именно они окажутся!
Далёкие от тонкостей музыкальной критики зрители иногда так — не без основания! — судят об успехе или неуспехе «Царской невесты»: жалко Марфу — значит, спектакль удался. Вокал исполнительницы подчас бывает ослепительным до безупречности — но зритель, образно говоря, похрустывает поп-корном и хранит ледяное спокойствие.
Делавер, возможно, была не везде безупречна вокально — но совсем по-детски искренна и трогательна. Краски и тембр её погибающей среди безжалостных жерновов московской азиатчины «маленькой Марфы», совсем не затерявшейся под совсем не театральными сводами, всем присутствовавшим на спектакле (а вместимость зала — чуть более 120 человек) запомнятся надолго. Очень хотелось бы, чтобы карьера Делавер на настоящей оперной сцене имела продолжение.
Недюжинное мастерство и умение выказала и исполнительница партии Домны Сабуровой, уже весьма опытная певица Ариадна Гусева — её безупречная дикция и владение голосом позволяли слышать буквально каждое слово во всех уголках очень непростого зала. Блеснула красотой тембра и Карина Манукова в роли Любаши — жаль только, что в переходном и вернем регистрах её голос звучал значительно хуже.
Отлично в целом выглядели на непривычной сцене и мужчины. Исполнитель роли Собакина, памятный по многим успешным выступлениям Артём Борисенко составлял зримый и очень колоритный контраст с другим басом «Царской невесты» — фактурным (и просто жутким в этой фактурности!) Малютой — Святославом Бесединым.
Артём Борисенко и Ариадна Гусева в спектакле _Царская невевста_
Олег Крапчетов в роли Грязного был органичен и убедителен сценически, но с уже не раз помянутой акустикой Парадных сеней он оказался не в ладах.
Говорят, опыт — дело наживное… Но вот повторится ли он? Услышат ли снова русскую оперу два грозных льва, сторожащих Парадные сени Исторического музея?
Георгий Осипов
Фото со спектакля Сергея Милицкого
Гастрономический туризмОбзоры Испания
ТОП — 4 отеля в Испании для любителей высокой кухни
Путешествия могут быть хороши и разнообразны, но есть один вид путешествий, способный побудить вас открыть для себя новые места и ощущения с особой привлекательностью
Путешествия могут быть хороши и разнообразны, но есть один вид путешествий, способный побудить вас открыть для себя новые места и ощущения с особой привлекательностью. Кулинарные путешествия приглашают нас увидеть мир через гастрономию. Мы представляем вам небольшую экскурсию по некоторым из лучших гастрономических отелей Испании, чтобы пробудить ваш аппетит.
Отель Canfranc
Расположенный в впечатляющем железнодорожном комплексе в Арагонских Пиренеях, этот 5-звездочный отель класса люкс группы Barceló только недавно получил свою первую звезду французского гида. Его ресторан Canfranc Express находится в отреставрированной в стиле 1920-х годов каретной сарае и способен вместить только 12 посетителей за раз. Ресторан предлагает региональные блюда, включая цесарку и свеклу, а также специальную трилогию тернаско, основанную на пиренейском ягненке.
Мельница Алькунеса
Этот очаровательный отель на 17 номеров находится на окраине города Сигуэнса. Принадлежащий международной ассоциации Relais & Châteaux, отель открыт только в сезон. В его ресторане Бланка и Сэмюэль Морено, домашний повар, создают уникальное кулинарное предложение, основанное на традиционных рецептах региона. Они стремятся использовать продукты местных поставщиков и предлагают своим гостям широкий выбор блюд — от мясных блюд до вин.
Вилла Анантара Падьерна
Этот роскошный курорт расположен в Марбелье и считается одним из самых впечатляющих отелей Андалусии и Испании в целом. Он предлагает своим гостям три поля для гольфа с видом на Средиземное море, удивительный спа-центр и десять ресторанов. Ресторан La Veranda является флагманским заведением, а рестораны, такие как 99 и Beirut, предлагают высококачественную японскую и ливанскую кухню соответственно. Кроме того, отель предлагает разнообразные варианты для тех, кто хочет позаботиться о своем здоровье, включая большой выбор салатов.
Отель Пепе Вьейра
Этот отель с видом на Риас-Байшас славится своей устойчивостью и интеграцией в окружающую природу. В его ресторане A Última Cociña do Mundo шеф-повар создает уникальные блюда, каждое из которых рассказывает историю и удивляет своим вкусом. Отель также предлагает обширный выбор вин из собственной винодельни.
Теперь у вас есть список из четырех отелей, которые предлагают не только уникальные гастрономические впечатления, но и комфортное размещение для отдыха. Эти места отличаются своей индивидуальностью и являются настоящими гастрономическими жемчужинами Испании. Если вы являетесь любителем высокой кухни, обязательно посетите эти отели во время вашей следующей поездки в Испанию.
Гастрономический туризмКультура, ТрадицииМаршрутыСтатьи по странам Россия
Особенности Ярославской кухни
Об особенностях ярославской кухни руководителю проектов Евразийского содружества специалистов туриндустрии Елене Сергеевой рассказал шеф-повар ресторана гостиницы AZIMUT Отель Ярославль Александр Воротынцев. Отель выступил партнером ЭкоАвтопробега #едемвярославию
В Ярославль мы отправились в рамках автопробега «Едем в Ярославию». Это необычный, а экоавтопробег, который совершается на электрических автомобилях. Впервые в России совершается пробег в таких масштабах, такой полноценный, дальний и еще в зимнее время.
Питание в AZIMUT отеле Ярославль нам очень понравилось, и мы решили познакомиться и побеседовать с шеф-поваром ресторанов отеля Александром Воротынцевым.
Александр, одно из составляющих любого путешествия это еда. Если турист голоден или не доволен едой, то градус впечатлений от поездки, города, региона, отеля понижается. На вас огромная ответственность. Скажите пожалуйста, чем ресторан вашего отеля может удивить гостей?
Начну с того, что наш город стоит на великой русской реке Волге и первое, чем мы удивляем – это блюдами из свежевыловленной из Волги рыбы. Второе природное богатство нашего края – это леса. Все дары природы, собранные в наших лесах, так же можно попробовать в нашем ресторане. Это грибы и ягоды- соленые, маринованные, в виде варенья или настоек. В нашей области много сыроварен, у которых мы закупаем сыры и другие молочные продукты.
Вся продукция, которая у нас представлена на завтраках, в меню аля-кард, преимущественно от местного производителя. Мы стараемся делать упор на продукт, который нам хорошо известен. Продукт, который мы знаем с самого детства, который пробовали не один раз и на все 100% уверены в его качестве. Это местный продукт, который мы стараемся открыть для путешественников и им мы стараемся удивить наших гостей.
Это локальная продукция, которая представлена именно нашим регионом и блюда, которые приготовлены из наших локальных продуктов.
Давайте конкретно. Если бы вы пришли в ваш ресторан, что бы заказали?
Я начал говорить про рыбу. У нас сейчас обновляется меню, и мы сделали упор на судака и щуку. На ту рыбу, которая вылавливается в Волге. Из этой рыбы мы делаем котлеты, рыбные стейки, тельное, жарим ее, запекаем, готовим множество блюд.
Так же местные сыроварни. Мы подаем сырную тарелку и стараемся в ней подавать сыры местных производителей.
Кроме того, гости у нас могут приобрести эту продукцию, тот самый сыр, варенье и порадовать близких вкусным подарком. Это очень хорошая идея.
В Ярославль многие туристы едут и зимой. Зимой хочется согреться горячим супом, какой вы рекомендуете попробовать в вашемресторане в холодное время года?
Мы недавно обновили меню. Недалеко от Ярославля есть славный город Кострома. Мы соседи. И чтобы удивить как-то гостя, мы добавили в меню традиционные для этой местности зеленые щи. Мало кто знает, что традиционные зеленые щи варятся из щаницы*, верхних листьев кочана капусты. Это редкое блюдо, которое сейчас редко готовится в ресторанах крупных городов. И это именно локальная история.
Кроме этого, мы готовим грибные супы из местных грибов, делаем варенье, соусы, наливки из местных ягод.
Как часто у вас обновляется меню?
Начнем с того, что у нас есть меню на разные варианты питания: меню завтраков, есть аля-карт, банкетное меню, фуршетное, кофе-брейки. У нас достаточно большой спектр услуг, который мы можем предоставить. У нас много залов и в каждом из них мы обновляем меню ориентировочно раз в год.
Помимо того, что мы обновляем меню, мы всегда делаем сезонные предложения. Мы понимаем, что зимой гостям хочется чего-то согревающего, ну а летом, наоборот, прохладительного.
Мы стараемся удивлять, стараемся превносить в меню что-то новое и у нас присутствует как традиционная русская кухня региона, так и европейская. Европейскую кухню, конечно, мы не забываем и ориентируемся на гостя, можем предложить что-то стандартное и любимое и блюда из локальных продуктов. Выбор у нас, действительно, есть.
В ресторане отеля очень важная составляющая – это завтраки. Бронирование номера, как правило, идет с завтраком.
Расскажите подробнее про завтраки, чем вы можете удивить?
Завтрак в гостинице, как вы правильно заметили, ключевое время приема пищи. Ресторанов в городе очень много, конкуренция высокая. И не всегда гости, которые заселяются в наш отель, приходят к нам именно в ресторан. Но гости, которые остаются на ночь, всегда приходят на завтрак. К меню завтрака мы подходим особенно внимательнее и обновляем его каждые полгода.
Завтраки нашего отеля включают более 70 позиций. Это яичницы, омлеты, несколько видов мясной нарезки, мясные блюда, несколько видов гарниров… Обязательно каши двух видов. По запросу можно сделать каши на воде, стараясь идти гостю навстречу. Завтраки разнообразны, взрослый, ребенок, люди с особенностями питания — каждый может найти свое блюдо.
Опять же, здесь мы тоже не обошли вниманием местные продукты и в том ресторане, где проходят завтраки, всегда есть местные колбасы, сыры, все молочные продукты, яйцо, солености. Местные продукты это то, что больше всего пользуется спросом, и гости за этим продуктом приходят снова и снова.
И немного личный вопрос. Как вы пришли к профессии повара?
Можно было бы придумать красивую историю, но нужно, наверное, не лукавить — поваром я стал совершенно случайно. Пошел учиться в 17 лет и вот уже 13 лет работаю в этой профессии. Начинал работу в той же сети – AZIMUT, но только в другом городе, в Костроме.
Работа повара сложная и физически и морально. Это 12-часовые, а иногда и 16-часовые смены, как правило, на ногах и у плиты. Это абсолютно ненормированный рабочий день, это далеко не сбалансированное питание, потому что ты постоянно должен что-то пробовать, доводить до нужного вкуса. И хоть ты и пробуешь по ложке, но наедаешься. Поэтому для повара важно вести активный образ жизни, снимая стресс спортом и физическими нагрузками, чтобы оставаться в форме.
Приезжайте в AZIMUT отель Ярославль, отдыхайте, наслаждайтесь вкусной едой и отдыхом в нашем красивом, древнем городе.
*Зеленые щи. Этот рецепт известен с XII века. Это горячее блюдо, суп из верхних листьев капусты, которые обычно считаются несъедобными.
Щаница — основа зеленых щей. Для приготовления щаницы используются верхние капустные листья. Они тщательно промываются и мелко рубятся. Затем, вместе с морковью, которую добавляют по вкусу, солят и помещают в емкость для засолки. Все ингредиенты промять руками, чтобы капуста выделила сок. На дно емкости часто насыпают немного ржаной муки или кладут сухари. Считается, что это ускоряет и упрощает процесс брожения. Сверху размещают гнет. На следующий день после засолки, щаницу нужно обязательно проверить: если капуста выделила мало сока, придется добавить воду. Затем капусту убирают в теплое и темное помещение на 5-7 дней. Раз в два дня щаницу нужно протыкать деревянной шпажкой. После того, как капуста заквасилась, из нее варят щи.
Культура, ТрадицииМаршрутыОбзоры Россия
Липецкая область: на поиски бунинской осени
Когда захочется осени, такой как ее описывают русские классики, стоит отправиться в русскую глубинку.
Именно здесь можно прочувствовать бунинскую тоску по усадебной жизни позапрошлого века, насладиться яркими красками золотой осени, раствориться в ее аромате.
Бунин в «Антоновских яблоках» писал: » Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести»
За антоновскими яблоками, лучше всего отправиться в Липецкую область, где в городе Елец проходит фестиваль с одноименным названием. Центр города на два дня практически переносится в прошлое. Поскольку Елец, практически не подвергся массовой застройке Советских и постсоветских времен, все действие разворачивается на фоне, который, кажется, совсем не изменился со времен Бунина.
Да и сами ельчане активно задают настроение праздника. В парке мастерицы плетут елецкие кружева, коробейники разносят свои товары по улицам, тут и там мелькают гимназистки, крестьянки распевают залихвацкие частушки, а в детском парке предлагают попробовать все прелести деревенского фаст фуда и испить неизменного чая из растопленного дровами самовара.
Чтобы поймать легкое дыхание осени, можно отправиться загород, лучше в старинные усадьбы. Здесь в полной мере можно насладиться неповторимой поэтической атмосферой и красотой. Одно из таких мест, протянувшаяся вдоль берега Дона усадьба «Скорняково-Архангельское».
Владельцами ее в разные годы были: герой нескольких войн — русско-турецких и 1812 года генерал Муравьёв — Карский, генерал-губернатор Москвы граф Чернышёв, дворянин Чертков — основатель первой в России бесплатной публичной библиотеки. В Советские годы усадебный комплекс пришёл в упадок, а возрождение его началось в 2007 году. Сегодня здесь работают ресторан, гостевые дома, оборудован пляж, очищен каскад прудов.
Не все липецкие имения сохранились, но многие из тех, что дошли до наших дней нуждаются в реставрации. Обнадеживает то, что в некоторых усадьбах восстановительные работы уже начались или вот-вот должны начаться.
Усадебный комплекс Кожиных в селе Репец начал складываться в конце 18 века. Главный двухэтажный дом с мезонином сейчас реставрируют. В неплохом состоянии парк. Прогуляться по темным аллеям среди старых лип исключительное удовольствие. Ведь усадебный парк, пожалуй, единственный в Липецкой области, сохранивший планировку и деревья!
Жемчужиной комплекса, по праву можно считать Покровский храм 1767 года, возведенный в стилевых формах барокко с элементами рококо. Утверждают, что храм построен по проекту Растрелли и является уникальным памятником Липецкой области. Действительно ли к строительству собора приложил руку Растрелли документально не доказано, но то, что храм уникален – факт. Чего только стоят сохранившиеся колонны, выполненные в виде стволов деревьев, которые символизировали «райский сад».
Липецкая земля богата и природными чудесами. Государственный заповедник «Галичья гора» раскинулся на многие километры. Один из участков, куда обязательно стоит заглянуть — Воргольские скалы. В народе их называют Елецкие Альпы.
Во — первых, это красиво! Виды, открывающиеся по мере восхождения, завораживают. Золотая осень в этих краях потрясающе красива. Со скал хорошо видна усадьба Талдыкина, точнее на многоэтажная мельница. На территорию усадебного комплекса вход закрыт, но полюбоваться видом сверху никто не мешает.
Если вы путешествуете с детьми – отправляйтесь на Кудыкину гору. Помидоры, как в известной поговорке, своровать не получится, а услышать, или уместнее будет сказать – увидеть, рык Горыныча вполне возможно. Тем более происходит это действо по расписанию, и узнать о нем можно заранее.
Зрелище эффектное, которое не оставит равнодушными не только детей, но и взрослых. Рычит Горыныч по вечерам, и чтобы было удобнее путешествовать и не пропустить все интересное, остановиться на ночлег можно и нужно в Задонске.
Как писал Бунин «В воскресенье, раньше литургии…» неспешно прогуляться по «Русскому Иерусалиму», так в народе именуют город Задонск. Городская доминанта и, пожалуй, основная точка притяжения туристов и паломников Рождество — Богородицкий монастырь.
Обитель прекрасно видна с трассы М-4 Дон. Да и сам город заслуживает внимания. Купеческая застройка, небольшие, уютные музеи.
Кстати, в одной из городских усадеб расположился купеческий музей «Жили — были в Задонье».Здесь можно прикоснуться к истории города, промыслам и быту жителей Задонска.
В путешествии по Липецкой области все сложилось — и осень, и светлая грусть, и Бунин, и яблоки.
Текст и фото: Евгений Веденьев
- Полезные советы3 месяца назад
Стюардесса дала полезные советы по безопасности в путешествиях
- Обзоры3 месяца назад
Марии Кожевниковой жестко ответили по поводу её возмущения аэропортом в Сочи
- Обзоры3 месяца назад
Сколько лет тюрьмы могут теперь получить туристы на Бали за просроченные визы
- Статьи по странам3 месяца назад
Осень на Камчатке: советы для поездки в сентябре
- Маршруты3 месяца назад
5 маршрутов, показывающих все лучшее в Ирландии
- Маршруты2 месяца назад
Осень в Воронежской области: незабываемое автопутешествие для всей семьи