Наш сайт существует и развивается показывая онлайн-рекламу нашим посетителям.
Пожалуйста, подумайте о поддержке, отключив блокировку рекламы для нашего сайта. Спасибо!

Максим Любавин. Проблемы охраняемых территорий РФ и в целом внутреннего туризма

Всероссийский конкурс на создание туристско-рекреационных кластеров и развитие экотуризма в России продолжает свою работу.

Россия Бизнес Туризм, Государственные и общественные организации, Туристический бизнес

Конкурс организован Агентством стратегических инициатив (АСИ) при поддержке Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики и Федерального агентства по туризму РФ. Сегодня мы рассуждаем о проблемах внутреннего туризма с одним из партнеров конкурса,социологм Максимом Любавиным.

Максим, Как вы оцениваете перспективы внутреннего экотуризма в России?

В целом показатели внутреннего туризма растут с 2014 года и перспективы у этого направления хорошие. Но, на мой взгляд, главное, что это иная ниша, которую не стоит сравнивать с зарубежным туризмом. Также надо понимать, что стоит за показателями внутреннего туризма. Горожане, выезжающие на выходные за город и путешествия на курорты внутри страны – это также принципиально разные сценарии. Главная проблема развития внутреннего туризма – это низкое качество предложения, учитывающего разность этих сценариев, при растущей вслед за спросом стоимостью услуг. Любопытно, что качество не обязательно определяется популярностью направлений. Разнообразие и общий уровень сервиса, допустим, в Сочинской агломерации и городах Золотого Кольца, где сравнительно высокие показатели турпотока очень разнятся. В сфере внутреннего экотуризма есть большие перспективы для развития услуг и малого и среднего бизнеса. Главное – это здраво оценивать перспективы той или иной локации с точки зрения возможностей привлечения туристов и ориентировать предложение на соответствующие сценарии туризма.

Взаимодействие с местными жителями — основные проблемы работы и точки взаимодействия при создании проектов по экотуризму? Инструменты мотивации?

Если говорить об особо охраняемых природных территориях - ООПТ и Национальных парках не в традиционноу курортных районах, то к основной проблеме типичной для большинства таких территорий можно отнести то, что для местных жителей развитие туризма в ООПТ может оказаться едва ли не единственным "жизненным шансом" с экономической точки зрения. Речь идет не о том, что развитие туризма обязательно сократит миграцию в ближайшие крупные города или старение основной группы населения. Но даже банальная повседневная хозяйственная деятельность подсобных хозяйств может зависеть от турпотока. Чем он будет более организованным, тем лучше. При этом стоит наперед продумывать возможные конфликты, возникающие на почве роста турпотока – как не превысить антропогенную нагрузку и соблюсти баланс экономических интересов постоянного населения, для которого "ценности экологии" всегда будут инструментом экономической стратегии, так как ООПТ может быть единственным ресурсом выживания. Отдельный сюжет, на который также стоит обращать внимание, если говорить об ООПТ, расположенных недалеко от региональных центров – это диспропорция сезонного городского населения, приезжающего на дачи и постоянного проживающего, более зависимого и уязвимого в экономическом смысле. Их интересы в отношении турпотока могут быть принципиально разными. Если говорить о мотивации, то, строго говоря, при создании понятных возможностей для включение в обслуживание турпотока, какая-то специальная мотивационная программа зачастую и не требуется. Надо понимать, что экономически активным ядром среди местных жителей будет в любом случае незначительная группа. К каждой группе при этом придется вырабатывать адресный подход.

Назовите основные этапы при организации и поддержки местных жителей в создании малого бизнеса на ООПТ ?

Простите, не понимаю вопроса, но кажется, что его лучше адресовать тому, кто занимается организацией бизнеса на территориях ООПТ.
Как мне представляется из опыта, в подавляющем большинстве случаев, потенциала привлечения значительного частного капитала на территорию ООПТ нет. Поэтому прежде чем говорить о конкретных партнерах из числа местного населения, надо для начала понимать на какие группы с точки зрения их экономических стратегий они могут делиться. Затем будет ясно, какой группе какие меры могут быть полезны: от лицензии на охоту или проведение экскурсий, организацию торговых зон для частных подсобных хозяйств, до политики по мотивации средних и крупных инвесторов.

Самые яркие примеры мирового социального предпринимательства на ООПТ и возможности переноса этого опыта в российскую действительность?

Опять же вопрос лучше адресовать тому, кто такие примеры социального предпринимательства знает. Кажется странным говорить именно о социальном предпринимательстве как экономическом драйвере территории, так как он социальное – то есть изначально не про экономический потенциал, а про социальную пользу. Мировая практика в отношении ООПТ – это успешные и гибкие модели управления природными территориями с участием муниципальных, региональных (в случае федеративного устройства, как в РФ или США) властей, институциональных инвесторов, кредитных институтов и малого локального бизнеса. Каждый успешный природный курорт имеет такую работающую модель. Но не каждая ООПТ в принципе позволяет организовать на территории предпринимательскую активность в силу наличия уникального экологического ландшафта, что не делает их менее востребованными и посещаемыми.

Каким образом конкурс, на ваш взгляд, поможет решить существующие проблемы отрасли?

Главным образом он, на мой взгляд, позволит консолидировать усилия всех заинтересованных сторон и поднять их уровень компетенций с одной стороны и здраво оценить собственные возможности и ожидания с другой. Каждой команде хочется видеть в своем ТРК успешный курорт или экопарк, но не у каждой команды или территории есть для этого достаточный потенциал.

Какой механизм нужен для взаимодействия федеральных и региональных органов власти?

Мое личное мнение, в том, что больше компетенций и ресурсов для развития должно быть передано на места и ключевые для проектов компетенции должны взращиваться на региональном и муниципальном уровнях. Если федеральный уровень готов этому способствовать, то все от этого выиграют. Пока мы наблюдаем обратную тенденцию, за исключением лишь некоторых регионов, которые ищут и находят пути создания собственных проектных офисов развития.

Оператор конкурса – Агентство стратегического развития «ЦЕНТР». Официальный сайт проекта - www.priroda.life

 

Источник: 100dorog.ru

Еще публикации на эту тему Читать все

ЭКОавтопробег «Едем в Ярославию» анонсировали для журналистов

ЭКОавтопробег «Едем в Ярославию» анонсировали для журналистов

В четверг, 7 декабря в 12:00, в представительстве Ярославской области в Москве состоялась пресс-конференция, посвященная старту ЭКОавтопробега по Ярославской области на электромобилях…

    Ваш комментарий

    к списку статей