Мы в соцсетях
Почему ученые отказываются от полетов на самолетах? Почему ученые отказываются от полетов на самолетах?
Россия

Почему ученые отказываются от полетов на самолетах?

Рассказываем об историях климатологов, которые рашили отказаться от авиаперелетов.

Опубликовано

В 2016 г. два, казалось бы, не связанных между собой события заставили Ким Кобб задуматься о своем личном углеродном следе. Во-первых, на место 22-летнего исследования коралловых рифов, проводимого исследовательницей, обрушилось мощное явление Эль-Ниньо, в результате которого океан прогрелся до рекордного уровня и погибло 85% рифов. Во время своего первого после этого погружения с аквалангом «я плакала в маску», — говорит Кобб, профессор Технологического института Джорджии в Атланте. 

Одно дело — читать статьи об обесцвечивании кораллов, но когда это происходит в месте, где «ты знаешь каждый сантиметр как свои пять пальцев, это совсем другое дело». Затем, спустя несколько месяцев, ее надежда на действия правительства по борьбе с изменением климата угасла, когда президентом США был избран Дональд Трамп.

Тогда она начала вести строгий учет выбросов углерода, за которые она несет ответственность, и обнаружила, что в 2017 году 85% ее углеродного следа пришлось на авиаперелеты. В том году она пролетела около 200 000 км, в основном на конференции. Она пообещала, что 2018 год будет другим. «Полеты — это роскошь и привилегия, которая должна быть зарезервирована лишь для части тех мероприятий, для которых мы используем ее сейчас», — утверждает она.

Кобб — одна из небольшого, но растущего числа ученых, которые сокращают свои авиаперелеты в связи с изменением климата. Поездки на конференции, лекции, семинары и т.п. — часто на самолетах — рассматриваются учеными как важнейшее средство обмена информацией и создания сообщества. Однако Кобб и другие ученые ставят под сомнение эту точку зрения, призывая конференции предоставлять больше возможностей для дистанционного участия и менять свое личное поведение, чтобы внести вклад в борьбу с кризисом изменения климата. Например, на сайте под названием No Fly Climate Sci около 200 ученых — многие из них климатологи — взяли на себя обязательство летать как можно реже с момента начала этой акции в 2017 году.

Кобб, со своей стороны, начала спрашивать у представителей конференций и институтов, приглашающих ее выступить, может ли она сделать это дистанционно; примерно в трех четвертях случаев они соглашались. Если ответ был отрицательным, она отклоняла приглашение. Такой подход позволил Кобб сократить расходы на авиаперелеты в 2018 году на 75%, и она планирует продолжать эту практику. «Это было невероятно полезно, — говорит она, — это действительно позитивное изменение».

Питер Калмус, климатолог из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, который основал сайт No Fly Climate Sci, признает, что «большинство наших коллег считают нас немного странными за то, что мы меньше летаем». Он надеется, что сайт поможет ученым-единомышленникам «почувствовать некую общность». Калмус начал ограничивать свои авиаперелеты в качестве постдока в 2011 г., когда он перешел от изучения астрофизики к изучению атмосферы Земли и подсчитал, что в 2010 г. три четверти его углеродного следа приходилось на полеты.

В 2012 г. он пошел на более радикальные перемены после того, как полетел в Европу для встречи с коллегами. По дороге туда «у меня возникло сильное ощущение, что мне не место в самолете, но двери уже закрылись». С тех пор он предпочитает пользоваться наземным транспортом. Он не клялся никогда не садиться в самолет, но с 2012 года он не чувствует в этом необходимости. Вместо этого Калмус часто координирует участие в конференциях с ежегодной поездкой на поезде из Калифорнии в Иллинойс, чтобы навестить родственников. Многие его собеседники и соратники также находятся в Калифорнии, что снижает необходимость в перелетах.

По мнению Калмуса, речь идет не только о сокращении его собственного «следа», но и о подаче примера. «Неизбежно, что общественность смотрит на нас [климатологов], чтобы оценить патовость ситуации», — говорит он. Если вы будете «идти в ногу со временем, то общественность будет воспринимать вас как более надежного посланника, разъясняющего актуальность проблемы изменения климата».

Руковожу проектом 100dorog с 2007 года по настоящее время. Стараюсь, чтобы сайт был функциональным и интересным

Новости партнеров

Популярное