В сороковые годы XX века в городище Топрак-кала, расположенного на северной части древнего Хорезма, нынешнее территории Элликкалинского района Каракалпакстана были проведены рекогносцировочные работы: составлен план и собран подъемный материал. В 1950 г. небольшой раскоп был сделан на западной крепостной стене. После некоторого перерыва работы возобновились в 1965 г. и с трехлетним перерывом длились до 1975 г. Топрак-Кала является уникальным памятником градостроительной культуры I-IV вв. н.э. Особенности внутренней застройки, ставят Топрак-Калу в один ряд с такими правильно распланированными городами древности, как древнеиндийские центры Хараппской цивилизации, Таксила (Сиркап), эллинистические Дура-Европос и др. Происхождение правильной, регулярно-сетчатой планировки многие исследователи связывают с именем Гипподама Милетского. Аналогом Топрак-калы являются, кроме вышеназванных, еще и западная часть Пальмиры и Гиза. Городище Топрак-кала занимает площадь в 17 гектаров и является прямоугольным в плане. Оно окружено крепостными стенами, сохранившимися в виде вала, местами достигающего 8-9 м. высоты. Стены укреплены многочисленными четырехугольными башнями с овальными углами и обведены широким рвом. Первоначально стены были в два этажа с коридорами и сводчатыми перекрытиями на нижнем этаже, и стреловидными по форме бойницами - на верхнем. В середине южной крепостной стены находился вход в городище, в виде сложного предвратного сооружения. В северной части городища располагалась цитадель, в которой имелся дворец площадью 80x80 м. Он был сооружен на платформе. Общий вид дворца представляет форму усеченной пирамиды и достигает высоты 14,3 м. Фасады были украшены системой вертикальных выступов и ниш, покрыты алебастровой побелкой. До наших дней частично уцелело около 100 помещений первого этажа центрального массива и несколько комнат второго этажа. Стены помещений сохранились почти на полную высоту. Перекрытия были как сводчатые, так и балочные, поддерживаемые колоннами. Раскопками вскрыты остатки дворцового архива, склады оружия, комнаты омовения, двухкамерные святилища с алтарями и нишами, росписи со сценой оплакивания покойного. Большую часть дворца занимал комплекс парадных помещений и святилищ, связанных с аспектами царского культа. Стены были украшены росписями и глиняными барельефами. Самым ценным является «Зал царей» - династическое святилище, в котором на алтаре горел огонь перед большими изображениями 23 царей Хорезма, (скульптуры были полно объемными). Они располагались на суфах. Кроме того, был «Зал Побед» с изображениями на стенах, в виде барельефов, восседающих царей и парящих подле них богинь. Был зал и «Темнокожих воинов» с изображениями царей и темнокожих воинов, трубивших славу царям. «Зал оленей» украшали фигуры этих животных. Зал «Танцующих масок» частично сохранил на стенах изображения попарно мужчин и женщин. В этой храмовой части дворца были найдены древнехорезмийские письменные документы, рассказывающие о жизни и быту древних племен, военных походов хорезмшахов, а также множества материалов, относящихся религии, медицине и точных наук.