В Музее Москвы открыта Выставка, посвящённая 60-летию спортивного комплекса в Лужниках

...Советскому народу, как известно, к 1980 году посулили коммунизм. И кое-какие его приметы в столице «первого в мире социалистического государства» появились. Например, метро — ну конечно же, лучшее в мире. Выставка достижений народного хозяйства — правда, большинство её экспонатов было для неё же и изготовлено — нередко в единственном экземпляре.

Частица Великой Утопии

С коммунизмом, как известно, не заладилось. Вместо него, как острил народ, состоялись Олимпийские игры. Благо, было где: грандиозный спортивный комплекс в Лужниках — ему исполнилось шестьдесят лет — был из разряда тех же великих строек коммунизма. Посвящённая ему выставка открылась в Музее Москвы, отмечающем вдвое больший юбилей — «бывают странные сближенья»...

Звучащая на ней музыка - «Эй, вратарь, готовься к бою», «Во всём нужна сноровка, закалка, тренировка», «Мамы, папы, не балуйте вы детей — выйдут шляпы» и прочее — относится, конечно, к более ранним временам, но семантически — она из всё той же эпохи строительства Великой Утопии. Одним из великих энтузиастов которой был Никита Сергеевич Хрущёв — он тоже зримо и звучаще присутствует на выставке...

Лужниковские цифры впечатляли. Очень впечатляли. Комплекс, носящий ныне имя «Олимпийского», был спроектирован за 90 дней. Построен — за 450, за полтора года. Причём сегодня иногда забывают, что помимо Большой спортивной арены, в него входило — и входит! - немало других сооружений: Дворец спорта на 14 тысяч мест, Малая спортивная арена, плавательный бассейн, Детский городок, впоследствии дополненный похожим на гигантского спрута спортивным залом «Дружба». И немало более мелких архитектурных, скажем так, форм, в большинстве, увы, ныне утраченных.

Только что открытая Большая спортивная арена смачно запечатлена в раннем фильме Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда», тогда на своих 73 деревянных рядах она вмещала 103 тысячи человек — это был самый большой стадион если не в мире, то в Европе точно. И под только что высаженными деревьями, на свежезаасфальтированных дорожках ничто не напоминало об одной из самых тихих окраин старой Москвы.

При государевых лошадях состоявшие

… «Лужники» - топоним того же происхождения, что и Кадаши, Хамовники, Текстильщики, Кожевники. То есть обозначал он профессию его жителей: лужниками с XVII века звались люди, занятые выращиванием и выпасом лошадей для государевой конюшни, а заодно и заготовкой сена для них. Сено заготавливали на просторных пойменных лугах Москвы-реки, начинавшихся сразу за Новодевичьим монастырём. В начале ХХ века, после прокладки московской кольцевой железной дороги, Лужники сделались совсем уж отдельным от Первопрестольной районом с типично сельскими улицами, крохотной церковской (смотрите альбомы Найдёнова) и чувством блаженного удаления от гигантского города.

Понятно, что московские архитекторы многих поколений эти свободные — с их точки зрения! - площади мечтали застроить. Возможно, даже глядя на них с террасы первого, как принято сейчас говорить, объекта туристической инфраструктуры в Лужниках — ресторана Крынкина, открывшегося в 1891-м и располагавшегося приблизительно на месте смотровой площадки Воробьёвых гор - есть возможность ознакомиться с его меню стодесятилетней давности - сна июль 1906 года...

Сто тысяч и триста миллионов

И застроить, что характерно, мечтали именно спортивными сооружениями — в 1920-е годы на месте села проектировался Международный Красный Стадион. Но тоже не вышло — останавливала сложная гидрогеология москворецкой поймы, да опять-таки самый большой в мире (а как же иначе?) стадион имени Сталина начали проектировать в Измайлове — сейчас о том мегапроекте напоминает только третий путь на станции метро «Партизанская»...

А вот о прежних Лужниках уже ничто не напоминает. Разве что зарисовки московского графика Юрия Герштейна: он успел запечатлеть Лужники буквально накануне уничтожения. Удивительный контраст в его рисунках: чисто деревенская улочка с избами-пятистенками, вётлами и придорожными лужами, а на горизонте — силуэт только что возведённого главного здания МГУ...

И что в итоге? Конечно, можно запросто снова сослаться на статистику — кто-то исхитрился подсчитать, что за шестьдесят лет через Лужники прошло аж 360 (прописью - триста шестьдесят) миллионов человек — без малого два населения сегодняшней России. Можно въедливо подметить, что от прежней Большой спортивной арены остался только бетонный каркас — и футбольное поле, и вся «начинка» менялись несколько раз. Кто сейчас помнит, к примеру, кинотеатр «Рекорд» и прежний, небольшой по современным меркам Музей физкультуры и спорта, ныне частично переместившийся на станцию метро «Воробьёвы горы»?

Да и сам каркас постепенно накрывается огромным козырьком. Сравните с первыми фотографиями стадиона, где сидевшие на прозаических деревянных скамьях буквально локоть к локтю зрители были открыты всем стихиям. Реконструированный стадион будет, конечно, не стотысячником — зато обеспечит крышей и индивидуальным, бюрократически говоря, посадочным месом буквально каждого

Московский характер

Важнее другое. Новый спорткомплекс — за полвека с лишним можно это констатировать — оказался очень московским по своему характеру сооружением. Москва, как известно, всё что угодно готова переварить, ассимилировать, сделать своим. Таковы и Лужники — реликвии этой «ассимиляции» в изобилии представлены на выставке.

И Олимпиада-80 тут, конечно, самое что ни на есть центральное событие — радетели и хранители спортивной старины, как ни парадоксально это звучит, сохранили и кресло из правительственной ложи (кто знает, может быть именно на нём восседал «Ильич II» в памятный олимпийский день19 июля 1980-го?), и античные квадриги с церемонии открытия, и белоснежные туники участниц представления. Жаль, что главная реликвия тех дней — улетевший в московское небо Мишка в музейные залы поместиться просто не мог...

Чего только не видывали Лужники — и эпохальные спортивные события, вроде прощального матча Льва Яшина и финалов футбольных еврокубков — теперь, надо надеяться, увидит и финал мирового чемпионата по футболу. Сейчас уже мало кто помнит, что Дворец спорта и Малая Спортивная арена до появления над ней крыши (в летнее время) служили Москве самыми большими кинозалами — очереди на первые сеансы легендарной «Большой прогулки» с Бурвилем и де Фюнесом были никак на меньше, чем на самые главные хоккейные матчи.

Именно на Большой арене впервые перед российской публикой выступила Мадонна — явление такой дивы советским вождям и в кошмарных снах привидеться — о музыкальных страницах лужниковской истории напоминают пожелтевшие афиши. В 1990-м там же состоялся последний концерт Виктора Цоя...

Видели Лужники и вовсе не спортивную барахолку, и заведения чисто шалманного типа на всей своей территории: что греха таить, было и такое. Были в истории Лужников страницы и вовсе страшные: как давка — в ней погибли десятки человек — после футбольного матча в ноябре 1982-го...

Впрочем, то дела уже давно минувших дней. А через два года Большая арена станет чисто футбольным стадионом, и — розовая мечта ресторатора Крынкина! - Лужники соединятся с Воробьёвыми горами в единый спортивно-рекреационный комплекс благодаря строящейся канатной дороге.

...На недавней выставке, которую Музей Москвы посвятил юбилею московского метро, одной из главных реликвий был билет, датированный днём его открытия — 15 мая 1935 года. Кто знает — может быть, жемчужинами выставки, которая, несомненно, состоится в честь 100-летия Лужников, будут билеты на финал чемпионата мира-2018 и на первый рейс канатной дороги на Воробьёвы горы?

Георгий Осипов