Как ввезти, зарегистрировать  и получить разрешение на съемку квадрокоптером в разных странах

Конечно, есть общие правила, которые должны выполняться неукоснительно. Но, в каждой конкретной стране эти общие правила дополняются местными, которые могут даже противоречить друг другу. Причем, проверять их актуальность надо КАЖДЫЙ раз - перед поездкой, так как эти правила могут быть дополнены или даже совершенно изменены в течении нескольких последних месяцев.
Для этого, в первую очередь, необходимо посетить сайт Европейского агентства по безопасности полетов (EASA) https://www.easa.europa.eu которое регулирует задачи в области безопасности гражданской авиации. Полеты на коптерах отнесены именно к этой части правового регулирования. На сайте агентства можно найти информацию по правилам пользования коптерами в различных странах.
Если путешествие запланировано в США - на сайт аналогичной организации Федеральной авиационной администрации США (Federal Aviation Administration)  https://www.faa.gov.
После этого, необходимо посетить специализированные сайты конкретных стран, куда планируется путешествие, где регулярно публикуют правила с изменениями и дополнениями, касающиеся использования дронов.  Информацию о них можно найти на сайтах посольств.


Если страна далекая и экзотическая, и, к тому же, малопосещаемая туристами – то информацию о правилах должен предоставить принимающий турагент. Конечно, если в договоре с ним будет прописан пункт, обязывающий его сделать это.
В некоторых странах Азии, например, во Вьетнаме, вопросами по коптерам занимаются Министерства обороны. Поэтому лучше внимательно проверить информацию на официальных сайтах и задать принимающей стороне дополнительные вопросы, чтобы обезопасить себя от возможных инцидентов.
Профессиональный фотограф и путешественник Сергей Шандин занимается съемкой с квадро-коптеров уже более 6 лет. И не смотря на серьезный подход к организации поездок и сбора необходимых документов – он периодически бывает в ситуациях, которые могут послужить серьезными примерами с какими сложностями может столкнуться как начинающий фотограф, так и человек подготовленный и хорошо осведомленный. 

Швейцария
«В Швейцарии одно из самых гуманных законодательств в мире по пользованию дронами. Самое главное - не летать над скоплениями людей и в зонах аэропортов.  Коптерам весом до 30 кг регистрация не нужна. Для дронов весом от 500г необходима страховка гражданской ответственности. Летать можно только при визуальном контакте с дроном, поэтому при FPV-полётах необходимо наличие напарника. Разрешение на использование не нужно.»
 

Сергей Шандин: «В Берне, посмотрев карту и определив интересное место, мы стали «взлетать».  Не прошло и нескольких минут, как к тому месту, где мы находились подъехало сразу несколько полицейских машин, с «мигалками» и характерным сигналом. Они нас, действительно, окружили, но - не подходили и наблюдали за тем, что мы делаем. Через пару минут потребовали, что бы мы посадили дрон. Спросили - кто мы, и знаем ли мы что в данном месте снимать запрещено. На резонный ответ с нашей стороны, что мы знаем, что снимать тут можно – нам сказали: «Нет, нельзя», и препроводили в полицейский участок. Там, нам пояснили что «взлетели» мы рядом… с американским посольством! И хотя формально летать там можно, но, по сути, делать этого не следует. Тогда, что же мы нарушили? Оказалось, что мы попали в ограниченную зону близости к аэропорту, чего делать по швейцарским законам нельзя. Но, в Швейцарии так все «близко и рядом», что нам и в голову не приходило что аэропорт менее чем в 5 км от нас! В конце концов – нас просто отпустили. Полицейские указали на нашу ошибку и отметили, что раз мы люди сознательные и нарушили правила не специально, к тому же осознали это – поэтому можем быть свободны.
Совет: находясь в маленькой стране, стоит всегда помнить о том, что рядом может оказаться аэропорт. (Или посольство США!)»

Сайт федерального управления авиационной безопасности Швейцарии:
https://www.bazl.admin.ch/bazl/en/home/good-to-know/drones-and-aircraft-models.html
 

Индонезия
«Получить разрешение на съемку в Индонезии невероятно сложно. Самое главное – не снимать с дронов священные места, заповедники и относящиеся к ним территории, чтобы не нарушить покой живущих в них животных, птиц и окружающей их флоры. Максимальная высота полета 150 м. При желании взлетать выше, необходимо разрешение, запрос на которое нужно направить не менее чем за 14 рабочих дней до даты полета.  План полета, вне зависимости от целей должен быть зарегистрирован в местных органах власти гражданской навигации. Любые изменения надо представить в Министерство транспорта не позднее 7 дней до полета. Вес дрона не более 7 кг. Запрещено летать в радиусе 15 км от любого аэропорта. Дронам нельзя взлетать с автомобиля, находящегося в движении. Наказания за несоблюдение правил жесткие: штрафы в размере до 66 000 евро и тюремное заключение.»
 

 
Сергей Шандин: «Нам было нужно отснять самые известные храмы страны Боробудур и Прамбанан. Эти места являются священными для индонезийцев и разрешение нам давать никак не хотели. После нескольких месяцев переписки с администрацией храмов, и уже приехав в страну, получаем ответ: съемка возможна. Но, только с вертолета и расстояния в 3 км! Стоить такое разрешение будет…. 10 000 долларов. Невероятная цифра для в общем-то небогатой страны. В итоге Боробудур удалось снять только с земли с использованием специального шеста. А Прамбанан – действительно, снимали «в тихую» - спрятавшись в кустах - по сути, нарушая закон. Конечно, как-только съемка была закончена к нам, подъехала полицейская машина и нас забрали. Оказалось, что почти 15 минут (!) дрон активно летал над полицейским участком. Пришлось сказать, что мы не знали, что это незаконно и, все-таки – по требованию полицейских, удалить уже записанные кадры.
Совет: всегда особо тщательно изучайте карту местности, над которой собираетесь летать. И четко соблюдайте границы полета. Ведь если снятые случайно даже «незаконные» кадры приходится удалять – это всегда маленькая трагедия для того, кто производил съемку.»

«Министерство транспорта Индонезии ограничивает области, в которых гражданские лица могут использовать беспилотные летательные аппараты.»


Правила и законы на официальном сайте правительства Индонезии:
http://jdih.dephub.go.id/assets/uudocs/permen/2016/PM_47_TAHUN_2016.pdf
Правила пользования дронами в Индонезии:
https://www.uavsystemsinternational.com/drone-laws-by-country/indonesia-drone-laws
 

Нидерланды
«В Голландии ни в коем случае не летать над объектами частной собственности. И несмотря на то, что страна маленькая, и сделать это довольно сложно – этот пункт стоит выполнять неукоснительно.»
«…Полеты на дронах можно совершать там, где есть хороший обзор и только в дневное время. Нельзя летать над строительными участками и произведениями искусства. Полеты над промышленными, портовыми районами или любыми (авто, ж/д, и прочими) дорогами - запрещены. Максимальная высота полетов 120 м. Снимать с дронов можно на расстоянии не менее 3 км от любого аэропорта. Официальное разрешение на съемку не нужно.»
 

Сергей Шандин: «В Амстердаме правила такие, что снимать можно, по сути, что угодно – но не частную жизнь граждан. Это касается всего вообще: дома, люди, дети, окна, дворики... Едва успели мы «взлететь» как к нам подошли полицейские, и спросили, что мы делаем. Указав что снимаем мы частное место, чего делать нельзя. Мы удивились, объяснили, что хотим снять город сверху и никак не собирались затрагивать частные владения.  Но, в тот день, у стражей порядка видимо было хорошее настроение. И они сказали, что раз уж мы честно поведали, что именно снимаем, то они сами будут нас охранять, во избежание эксцессов.
Совет: общаться уверенно, честно и вежливо с полицейскими в любой стране мира – лучшая помощь самому себе в любых обстоятельствах»


Сайт Нидерландского генерального директората гражданской авиации (DGCA) https://www.ilent.nl/onderwerpen/drones
Правила пользования дронами в Нидерландах:
https://uavcoach.com/drone-laws-in-netherlands
 
Таиланд
«С полетами дорнов на территории Таиланда – ситуация особая. В октябре 2017 года в стране был введен новый порядок для регистрации дронов. Теперь их необходимо ставить на специальный учет. Владельцу дрона надо собрать комплект документов: копии паспорта, визы и фотографии самого дрона. На снимках должен быть хорошо виден серийный номер аппарата. Оформить регистрацию (которая бесплатна!)  можно в специализированных организациях, или в любом полицейском участке станы. Нарушение этих требований несет за собой лишение свободы сроком до 5 лет или штрафом в сумму несколько тысяч долларов. А с января текущего, 2018 года разрешение на ввоз дронов в страну требуется получить до начала поездки.»

Сергей Шандин: «Таиланд вообще одна из самых серьёзно негативно настроенных стран по отношению к съемке с дронов. И ввозить туда аппарат непросто, и снимать. Особенно проблематично делать это в столице, из-за обилия королевских дворцов. Думаю, что полетать в Бангкоке удастся минут 5 от силы. Я знаю коллег, которые снимали. Нелегально, конечно. В джунглях или на совсем маленьких островах. Обычно жесткие законы принимают после того, как кто-то не особо профессиональный «куда-то влетел, что-то сломал, на кого-то уронил дрон» … И наказания в Таиланде строги чрезвычайно. Но подумайте, стоит ли рисковать так, когда штраф сейчас может доходить до 150 тысяч тайских бат - около 300 тысяч рублей. Недешевая такая съемка получается.  
Совет: в странах с совершенно другим, не европейским, менталитетом и законами позволяющими оказаться за решеткой за минимальное нарушение – дрон пока что лишний повод обратить на себя внимание полиции и тех, кто призван следить за порядком. Подумайте не 20, а 200 раз – нужен ли вам опыт такого рода.»
Сайт государственного управления авиабезопасности Королевства Таиланд: https://www.caat.or.th/en/

Испания
«Коптер в Испанию ввозится без каких-либо формальностей. Запрещено запускать дроны в городах без специального разрешения. Обязательна лицензия пилота (на любой вид аппарата). Нельзя летать над городами, скоплениями людей, в менее 8 км от любого аэропорта, ночью. Для полётов в коммерческих целях нужно получить лицензию AESA и регистрацию коптера. Максимальный вес коптера 2 кг. Максимальная высота 120 м. Максимальное удаление – 500 м. Штраф за нарушения до 225 евро.»
Несмотря на то, что туристы рассказывают, что пользоваться дронами в Испании можно без проблем – надо быть готовым к тому, что полицейские могут арестовать пилота во время приземления коптера. Как было с российским писателем и сценаристом Леонидом Кагановым, в 2017 году. Когда они с коллегой решили «полетать» дроном рядом с городом Толедо, недалеко от Мадрида. Имея лицензию на полеты, зная законодательство страны, просмотрев карту местности и убедившись, что в этом месте полеты разрешены, но, не отследив всего один важный момент. Что в знаменитый замок Алькасар, где располагается библиотека и военно-исторический музей, находится в ведении минобороны и считается военным объектом. А еще - правила полётов были изменены буквально за несколько месяцев до поездки. Результат – дрон был отобран после приземления, приехавшей полицией. 

Вернуть коптер пообещали только в центральном отделении полиции городка. Объяснения что никаких тайн и военных секретов никто выведывать не сбирался, на полицию воздействия не произвели. Пояснив, что могут отдать коптер только по решению Губернатора. По-английски в провинциях Испании говорят плохо, а рабочий день заканчивается в 16.00. Никакие официальные обращения в государственные органы и СМИ результата не дали. По словам одного из полицейских "много у кого из туристов забирают дроны, но мало кому возвращают". Как говорил потом сам «виновник инцидента» Леонид Каганов, "Даже лицензии пилота в Испании мало — к ней нужно специальное разрешение местных властей, чтобы взлететь в черте города".  Итог – коптер остался в Испании навсегда.

Вывод: вот так можно потерять дрон даже при соблюдении всех правил и законов.
Государственный сайт с информацией про использование дронов в Испании:
https://www.seguridadaerea.gob.es/lang_castellano/cias_empresas/trabajos/rpas/default.aspx
 

Где бы вам не предстояла съемка, какие захватывающие кадры вы себе не представляли, как долго бы вы не выбирали аппарат по характеристикам и отзывам - главное заранее изучить как законы о пользовании дронами в стране, так и опыт предшественников и коллег. И самое важное – надо застраховать от потери дрон, оформить страховку на случай непредвиденных обстоятельств для себя. И тогда самые невероятные (или даже не очень приятые) приключения будут переноситься куда проще и без ненужных последствий.
 

Текст: Мариника Маркова

Фото: Сергей Шандин (Airpano)