Наш сайт существует и развивается показывая онлайн-рекламу нашим посетителям.
Пожалуйста, подумайте о поддержке, отключив блокировку рекламы для нашего сайта. Спасибо!

С пика по нитке

В массовом сознании альпинизм пребывает в статусе увлечения узкого круга любителей экстрима, но в реальности это давно уже не так. За вполне умеренные суммы специализированные турфирмы предлагают всем желающим покорить Эльбрус, а за более серьезные -...

С пика по нитке

В массовом сознании альпинизм пребывает в статусе увлечения узкого круга любителей экстрима, но в реальности это давно уже не так. За вполне умеренные суммы специализированные турфирмы предлагают всем желающим покорить Эльбрус, а за более серьезные - даже Эверест. Несезонный бизнес Как ни странно, зарабатывать на альпинизме начали сравнительно недавно даже на Западе - по словам Алексея Овчинникова, исполнительного директора Федерации альпинизма России и директора Высшей горной школы, эта индустрия начала развиваться лишь четверть века назад. Тогда в Европе шло бурное строительство горнолыжных курортов - в отели и сопутствующую инфраструктуру вкладывались гигантские деньги. С весны до осени все это, естественно, простаивало, даже персонал до следующего сезона приходилось распускать. Идея массового привлечения на высокогорные курорты не только профессиональных альпинистов, но и обычных туристов оказалась спасительной. Именно в расчете на последних были проложены маршруты для трекинга - пеших походов по горным тропам: расставлены указатели, сооружены мосты через ручьи, наняты гиды-проводники. А главное, как весьма важный элемент сервиса, построены так называемые приюты. То есть до определенных высот на маршрутах обустроены стационарные лагеря (что-то вроде кемпингов) - домики для ночлега с душевыми и туалетами, плюс предоставляется элементарное питание. Соответственно, нет необходимости тащить с собой еду, палатки и кучу прочих специальных принадлежностей. В приюте можно пару дней отдохнуть, акклиматизироваться перед последним рывком к вершине. Имеется, конечно, и система канатных дорог, подъемников, которыми можно воспользоваться для личной доставки и отправки наверх вещей. Кстати, вещи на всем маршруте могут ехать на транспорте, или их понесут специальные носильщики. В итоге поход в горы превратился из спорта в массовый вид отдыха, доступный практически любому. На самом деле ассортимент несезонных развлечений на горнолыжных курортах не ограничивается одними лишь восхождениями. Туристам предлагают конные прогулки, джип-сафари по горным дорогам. Масса вариантов для велосипедистов - от простого катания до многодневных рейдов. Есть даже хелибайкинг - высаживаемся с велосипедом из вертолета на вершину горы и спускаемся своим ходом. Своя вершина В России мест, привлекающих как горнолыжников, так и альпинистов с горными туристами, хоть отбавляй: Алтай, Урал, горы на Камчатке и в районе Байкала. И разумеется, Кавказ. Особой популярностью как у россиян, так и у иностранцев он обязан в первую очередь горе Эльбрус. На самом деле России очень повезло - на нашей территории находится одна из семи главных по версии мирового альпинистского сообщества вершин мира. Вот их список: Эверест (Непал, 8848 м), Аконкагуа (Чили, 6960 м), Мак-Кинли (США, 6187 м), Килиманджаро (Кения, 5885 м), Эльбрус (Россия, 5642 м), Джая (Индонезия, около 5030 м), Винстон (Антарктида, 4897 м). Каждый истинный путешественник-альпинист стремится поставить на личной карте странствий флажки на всех семи вершинах, иначе коллекция будет не полной. Но, конечно, это не единственная причина, по которой ежегодно в Приэльбрусье с июня по сентябрь приезжает более 10 тыс. только иностранцев. "Согласно исследованию Российской Outdoor группы, за период с 2000 по 2007 год продажи туристического снаряжения в России увеличились в семь раз,- говорит Алексей Овчинников.- Косвенно это указывает и на рост популярности горного туризма. Что касается спортивного альпинизма, то численность серьезно им занимающихся с 2000 года выросла в три раза". Кстати, продажа туристической экипировки и снаряжения - бизнес не просто прибыльный, но и весьма перспективный. Например, в Швейцарии потребление подобных товаров на душу населения превышает российский показатель в 45 раз. Так что у нас еще все впереди. В 1996-2002 годах на Эльбрусе было относительное туристическое затишье - давало о себе знать эхо двух чеченских войн. Именно эхо, ведь Приэльбрусье и Чечню разделяет 600 км и 20 горных хребтов. В новейшей истории известен только один случай вооруженного вторжения на Эльбрус - в 1942 году бойцы немецкой горно-стрелковой дивизии "Эдельвейс" взошли на гору. Однако это, во-первых, были специально подготовленные альпинисты, а во-вторых, задача у них была в основном пропагандистская - установить флаг своей страны на главной вершине Европы. Да и простоял он там недолго. Кстати, уцелевшие при отступлении и дожившие до наших дней альпийские стрелки несколько лет назад приезжали на Эльбрус и совершили покаянное восхождение. Соответственно, реальное развитие туристической инфраструктуры в Приэльбрусье, по сути, началось совсем недавно. Оставшиеся же с советских времен пансионаты и турбазы, даже если закрыть глаза на несоответствующий современным требованиям сервис, потребности курорта и частично не покрывают. "Ежегодно в Приэльбрусье появляется до пяти новых гостиниц,- рассказывает Хиса Беккаев, председатель Ассоциации предпринимателей Приэльбрусья, владелец сети отелей "Озон".- Продолжено строительство большого гостиничного комплекса "Олимпийский", законсервированного более 20 лет назад. Построены две очереди гондольной канатной дороги на горе Эльбрус, соответствующие мировому уровню. Имеется несколько отелей, которые не стыдно предлагать и европейцам. Однако остальное в инфраструктуре не отвечает сегодняшним требованиям: нет хороших дорог, отсутствуют стоянки для автотранспорта, нет туалетов, экологическое состояние курорта неважное. С приютами дела обстоят еще хуже, чем с отелями: несколько частных вагончиков и "бочки" (домики для ночлега соответствующей формы). По Федеральной программе развития Приэльбрусья предусматривается привлечение государственных и частных инвестиций для строительства дорог, коммуникаций, объектов гостиничного, ресторанного бизнеса, спортивного и рекреационного назначения". По оценкам Хисы Беккаева, только в 2008-2009 годах в Приэльбрусье вложено около $25 млн - это и частные инвестиции, и бюджетные средства. Что же касается общей капиталоемкости курорта, то она явно иного порядка. В данный момент на высоте 5300 м в районе седловины горы Эльбрус заложен фундамент и ведется строительство нового приюта на 25 мест. Внешне конструкция будет напоминать космическую станцию, оригинальная геометрия должна обеспечить минимальное ветровое сопротивление при возможности доступа внутрь в любых погодных условиях. Задача нового приюта, как, впрочем, и любого другого, - стать временным укрытием для восходителей при плохой погоде. Однако уникальность и главное достоинство именно этого приюта заключается в его расположении в непосредственной близости от вершины - решающий этап восхождения получается значительно короче. Заметим, что альпинистская инфраструктура развивается не только на Эльбрусе, но и, например, в Западных Саянах (Красноярский край) - там активно строится курорт Ергаки. Правда, по наблюдениям самих альпинистов, плату за вход в национальные парки наше государство по примеру Европы берет, однако, в отличие от нее, ничего за эти деньги не благоустраивает - нет ни туалетов, ни отмеченных маршрутов, ни указателей, ни любых иных туристических сервисов. Деньги на тропе Наиболее прибыльный бизнес в горах - содержание отелей и приютов. В имеющихся сегодня приютах бытовые условия из рук вон плохи - нет теплых туалетов, чистых мест для забора снега и воды, иногда нет отдельных кухонь и даже мест для хранения груза. Постоянное электропитание тоже имеется далеко не везде, не говоря уже о телефонной связи. Но даже за такие условия, по сути голые нары и крышу, туристы готовы платить сравнительно много: сутки в "бочке" стоят примерно 500 руб. (800 руб. с питанием). Понятно, что более или менее сносный сервис будет пользоваться высоким спросом. "Прибыльность приюта хорошего уровня с развитой инфраструктурой в два раза выше прибыльности любого отеля при условии, что канатные дороги доставляют туристов прямо к этому приюту,- говорит Хиса Беккаев.- Для строительства приюта на высоте более 3500 м на 100-150 мест потребуется $1,5 млн. Такой проект окупится за три года. Ну а трехзвездный отель на 50 номеров (100 мест) потребует около $6 млн инвестиций, которые окупятся за пять-шесть лет". Весьма прибылен и бизнес по организации горных походов и восхождений. Круглый год такие туры на Эльбрусе организуют лишь около десятка крупных компаний. Такие привозят несколько сотен альпинистов за сезон. Более мелкие фирмы (их больше двух десятков) ограничиваются приемом нескольких групп в течение сезона. По словам Алексея Овчинникова, восхождение в группе из четырех-шести человек обходится каждому туристу в среднем в €250 (по статистике прошлого сезона). Минимальная программа восхождения занимает пять дней. Чистая прибыль в указанной сумме, в зависимости от численности группы и программы, может составить €100-200. Теоретически ничего сложного в самостоятельной организации похода на Эльбрус нет. Однако по мелочам проблем набирается целый воз: помимо собственной экипировки придется брать "общественное снаряжение" (палатки, веревки и т. п.), нанимать гидов-проводников, договариваться о подъеме вещей, думать о ночлеге и питании, оформлять разрешение на посещение приграничной зоны и т. д. Профессиональные же организаторы могут превратить восхождение буквально в приятную горную прогулку, когда турист просто идет налегке и любуется красотами, вещи же везут и несут отдельно, а на привалах и ночлегах его уже ждут палатки и горячий шашлык. Впрочем, не всем нужен такой комфорт при восхождении. Так или иначе, горы есть горы. И на первом месте при выборе партнеров-инструкторов должны стоять соображения безопасности. Частные гиды-проводники обойдутся дешевле, однако оценить их опытность не всегда возможно. Если группу ведут опытные инструкторы по отработанному маршруту, то сопутствующий восхождению риск заметно снижается. Правда, стопроцентной гарантии безопасности в горах все равно быть не может. И кстати, опасность могут представлять не только лавины или расселины. В практике Юлии Васильевой, директора по развитию "КП Альпиндустрия", был случай, когда на Камчатке палаточный лагерь навестил медведь. Стоит сказать, что практически все любимые места альпинистов относятся к категории заповедников и национальных парков, где животные чувствуют себя вольготно. Немаловажная статья доходов турфирм - обслуживание корпоративных клиентов. Само по себе восхождение, даже без дополнительных игр,- отличный командообразующий тренинг. "Корпоративные туры у нас запрашивают довольно часто, до трех раз в месяц,- рассказывает Юлия Васильева.- Основная задача заказчиков - сплотить коллектив. Нередко подъем на вершины организуется как рекламная акция. Подниматься может группа из представителей одной компании, а бывает, когда руководитель того или иного предприятия берет флаг своей фирмы, скромно присоединяется к одной из наших плановых групп и на вершине, например Килиманджаро, фотографируется с ним". Другой пример пиар-акции такого рода - самый высокогорный рок-концерт в мире, организованный компанией "Косогоров Самогон": группа Tequilajazzz сыграла на скалах Пастухова (4800-метровая отметка Эльбруса). Выше некуда Разумеется, специализированные турфирмы не ограничиваются в организации восхождений лишь территорией России. При желании и наличии денег можно купить трансфер хоть на Винстон в Антарктиде, хоть на Эверест. Весьма популярен и Памир - еще в советские времена восхождения иностранцев в Таджикистане и Киргизии были хорошим источником твердой валюты. Сейчас на Эверест ежегодно поднимается около 400 человек со всего мира. А ведь еще 50 лет назад покорение главной вершины мира приравнивалось к подвигу. Впрочем, ничего странного: если появились даже космические туристы, то что уж говорить о восхождениях - технологии отработаны. Популярность таких туров стабильно растет. Например, по словам Людмилы Коробешко, исполнительного директора клуба "7 Вершин", с 2003 году объем заказов на организацию восхождений у них вырос более чем вчетверо. Кстати, на данный момент это единственная компания в России, организующая коммерческие экспедиции на Эверест. Восхождение на вершину с севера (со стороны Тибета) стоит сейчас €24 тыс., с юга (со стороны Непала) - €34 тыс. Программа покорения Эвереста рассчитана на два месяца. Две недели группа добирается до начальной точки маршрута - базового лагеря на высоте 5200 м. Потом около месяца идет процесс акклиматизации - за это время совершается три-четыре выхода. Кстати, акклиматизацию необходимо проходить не только при покорении Эвересте, но и на Эльбрусе и в любых других высокогорных походах. То есть подъем должен осуществляться постепенно, крайне осторожно - вдруг человек в принципе не переносит низкое давление? После акклиматизации в течение недели туристы-альпинисты поднимаются до отметки 7700 м. Дальше - спуск на отдых. В передовом лагере на 6400 м группа восходителей ждет погодного "окна", и как только дается благоприятный прогноз, альпинисты совершают последний четырехдневный рывок. Как рассказала Людмила Коробешко, лагеря оснащены просторными спальными палатками (по одной на каждого участника), большими палатками-кухнями, есть палатки-столовые, палатки-туалеты, палатки-бани, несколько палаток-кают-компаний с телевизором и настольными играми, есть даже палатка-интернет-кафе и палатка с пинг-понгом. Всего на маршруте семь лагерей. Для удобства подъема по маршруту провешены перила - на их обновление раз в год скидываются все компании, организующие коммерческие восхождения. Прибыль организатора на таком туре (группа из восьми-десяти человек) составляет $20-30 тыс. Такие условия по сравнению с классическим "диким" вариантом покорения весьма комфортны и привлекательны, однако, в отличие от Эльбруса, где достаточно просто хорошей физической формы, для восхождения на Эверест все же необходим некоторый альпинистский опыт.

Источник: www.travelnn.ru

Теги: новости туризма, хисса беккаев, в каком году людмила коробешко покорила эверест, ООО 'КП Альпиндустрия', пиар-акции туристической фирмы пример, беккаев хиса, Хиса беккаев,

на ленту новостей