Введение:

Ура! Мы добрались до Стокгольма.

В Стокгольме провели 2 дня и 2 ночи, 1 день в Хельсинки, остальное переезды. Если какие-то моменты покажутся недостаточно подробными поинтересуйтесь моим отчетом о поездке в Хельсинки.

Гостиница:

В Стокгольме жили в гостинице Lilla Radmannen. Бронировали на сайте гостиницы, через регистрационную форму, для гарантированного бронирования необходимо указать номер кредитной карты. Гостиница располагается на границе районов Нормальм и Васастан. В зоне пешеходной доступности от центра и всяких разных достопримечательностей, но не очень удобно. Достоинства гостиницы: просторный номер в т.ч. и санузел, редко встречающаяся в гостиницах двухспальная кровать, чайный уголок (электрочайник, чашки, ложки, чай, кофе, сахар, молоко и сливки) – продукты в чайном уголке бесплатно. Недостатки: пешком все таки далековато до исторического центра, отсутствуют горячие блюда на завтраке, мне показалось плохо убирают, хотя у мужа качество уборки не вызвало никаких возражений.

Дорога:

Это просто песня. До Хельсинки традиционно туристический/шоп автобус. От Хельсинки в Стокгольм самолетом финского бюджетного перевозчика Blue1. Из Стокгольма в Турку паромом ВикингЛайн. Из Турку в Хельсинки поездом. И обратно в Питер туристическим/шоп автобусом.

Несмотря на увещевания путеводителей по Скандинавии для перевозки себя и своей семьи в Хельсинки я выбираю дешевые туристические автобусы, а не рейсовые. Т.к. лучше стоять один раз на границе, а не 10 в каждой финской деревне. При этом на обратном пути меня с мужем посетила Мысль. Если взять по 2 места на человека, т.е. заплатить цену рейсового автобуса, то можно и в туристическом ехать как король, на двух сиденьях, что полностью скомпенсирует недостаток звездочек у автобуса. Напоминаю одно место в туристическом автобусе в один конец стоит 15 евро. Билет на рейсовый автобус стоит 30 евро. Вот только в следующий раз попытаемся уехать на микроавтобусе. Есть надежда, что они проходят границу как легковые, т.е. не стоят в очереди вообще. Еще одно неудобство туристических автобусов, что обратно они идут только днем. В результате один день отдыха тратится на переезд.

Самолет Хельсинки (Вантаа) – Стокгольм (Арланда) отправлялся очень удачно, поздно вечером. Из-за разницы во времени самолет прилетает в Стокгольм в то же время что и вылетает из Хельсинки. Бюджетный перевозчик Blue1 является дочерней компанией SAS, при регистрации на посадочные талоны как обычно проставляются места, в полете длившемся всего час нас умудрились быстренько покормить. Билет покупался на фирменном сайте по кредитке. Рейсов устраивающих нас по цене и времени в обратную сторону не нашлось, поэтому обратно мы предпочли перемещаться вплавь.

Паром в Турку был выбран потому, что отправляется из Стокгольма на 2 часа позже, чем паром в Хельсинки. Мы знали что следующий день все равно потерян и главное было успеть к отправлению автобуса. Билеты на паром можно купить только в паромных агентствах. На сайте ВикингЛайн есть список агентств в Санкт-Петербурге, гарантирующих цены перевозчика. Но проверить это невозможно, т.к. самому составить конечную цену билета из их прайслиста задача нетривиальная.

Билеты на поезд покупались через сайт www.vr.fi, не обольщайтесь русским языком на страничке. По-русски можно купить только билеты на международные поезда Финляндия – Россия, а что бы купить билет на внутренний рейс необходимо выбирать английский или финский язык.

День первый:

Автобус пришел в Хельсинки довольно рано и встал ночевать на стоянку. Мы решили, что в такую рань туристов еще ни где не ждут и тоже остались поспать пару часиков. Автобусы в аэропорт отправляются с привокзальной площади, поэтому для хранения сумки мы выбрали камеру хранения на железнодорожном вокзале. Самолет вылетал после 10 вечера и у нас был целый день в Хельсинки. Мы запланировали на этот день посещение зоопарка.

Зоопарк Хельсинки:

…У вольера со скунсом есть большой информационный стенд, на котором подробно расписано, что самку скунса по внешнему виду невозможно отличит от самца, но животные всегда точно знают, кто есть кто. Стенд оснащен некими устройствами с кнопками. Ну, раз есть кнопка – надо ее нажать. Безусловно, мы были в восхищении, когда вместо ожидаемых звуков почувствовали отпугивающие запахи скунса…   Зоопарк в Хельсинки располагается на острове. Паромы на остров ходят из двух мест - с Кауппатори и Хаканиеми. Туда мы отправлялись с Кауппатори. Касса и причал находятся за рынком, чуть дальше причала для парома в Свеаборг. Рынок открывается довольно рано, и в ожидании 10 часов (открытие зоопарка) мы перекусили рулетиками из лосося. При продаже спрашивают «здесь или с собой». Мы выбрали «здесь» нам выдали на тарелках с вилками и половинками лимона. Лимон хорошо компенсирует жирность лосося, а после еды, если понадобится, с его помощью можно очистить руки и лицо. Билет в зоопарк, включая переезд на пароме, стоит 10 евро на человека. Плыть до зоопарка - не более 15 минут. Проверяет билеты контролер на обратном пути. Не все люди любят зоопарк. Не буду их разубеждать – действительно ничего интересного нет. В зоопарке Хельсинки – около 40 клеток-вольеров: разнообразные копытные (от горных козлов до зубров), птицы (хищные и водоплавающие), дикие кошки, медведи и разннообразная мелкая живность. Есть павильончик с насекомыми и змеями. Очень больших животных – слонов и жирафов – в этом зоопарке нет. На меня самое большое впечатление произвели мангусты. Мне казалось, что это зверек наподобие куницы, длинный и пушистый. На самом деле больше напоминает хомяка-переростка. Очень интересны павильоны Африказия и Браливия (в названии второго я скорее всего ошибаюсь), в них полностью воспроизведены экосистемы различных регионов (растительность и климат). Вольеры в зоопарке действительно мало напоминают клетки, но из-за этого многих животных, ведущих скрытный образ жизни, можно увидеть только на картинке перед клеткой. Случилось с нами в зоопарке одно происшествие. У вольера со скунсом есть большой информационный стенд, на котором подробно расписано, что самку скунса по внешнему виду невозможно отличит от самца, но животные всегда точно знают, кто есть кто. Стенд оснащен некими устройствами с кнопками. Ну, раз есть кнопка – надо ее нажать. Безусловно, мы были в восхищении, когда вместо ожидаемых звуков почувствовали отпугивающие запахи скунса. Вывод: внимательно читайте инструкции к различным кнопкам и будьте осторожны с тем, что не смогли перевести! В середине дня с 12 до 14 происходит кормление животных. Поэтому в Долину Кошек лучше идти в первой половине дня. Наевшись, все тигры и леопарды в лучшем случае спят в тени у решетки клетки. В худшем – где-то в глубине их обширных вольеров...

Для прогулок по зоопарку лучше запастись его картой. Большие щиты со схемами встречаются на основных перекрестках, но на маленьких довольно часто приходится раздумывать, куда идти дальше. Идти наугад и возвращаться – при такой площади зоопарка не самый лучший выход. Нас выручала схема, сфотографированная на цифровую камеру...

Вообще такая хорошая привычка появилась у нас сразу после приобретения цифровой фотокамеры, как только видим план при входе куда-нибудь, так сразу его фотографируем, т.к. неизвестно найдешь ли бумажное его воплощение, когда понадобится уточнить дорогу.

Обратно в Хельсинки мы вернулись на Хаканиеми. От причала парома виден рынок, но он уже готовился к закрытию. Мы безуспешно поискали в том райончике ресторан для обеда, но встречались нам только итальянские фастфуды. И мы поплелись через мост обратно в центр. По пути мы попали в ловушку ботанического сада, занимающего часть парка Кайсаниеми. Во время ночной прогулки в наш предыдущий визит в Хельсинки мы с грустью смотрели на закрытую дверь в эту часть парка, прикидывая, как быстро могли бы сквозь нее добраться до железнодорожного вокзала. В этот раз мы снова шли мимо. И снова к вокзалу. И двери были открыты! Обрадовавшись, вбежали в них и пошли по дорожкам, которые привели нас к глухому заборчику в глубине сада с маленькой запертой дверью. И если бы у работавшей неподалеку девушки не оказалось ключей, пришлось бы идти обратно. Но для желающих спокойно почитать книжку в тени деревьев и полюбоваться цветами этот ботанический парк – очень подходящее место.

Для обеда я давно засматривалась на один дворик с мексиканским рестораном внутри Santa Fe. По факту он меня разочаровал, но стакан сока там подают огромный – не меньше полулитра.

Во второй половине дня мы решили посетить церковь в скале и старое городское кладбище. На мой взгляд церковь в скале ничего особенного из себя не представляет, и если кто видел ее снаружи, то внутри она точно такая же, только плотность туристов повышенная. А кладбище, как кладбище. Если пройти через него насквозь, выйдешь на побережье. На кладбище – тихо и пустынно. Т.к. кладбище старое, то многие памятники весьма приметны; очень распространены изображения взлетающих птиц. На побережье – спортсмены и гуляющая публика. Все в порядке.

Перед отъездом в аэропорт мы забежали в магазин и в кулинарии удачно купили себе ужин. В сетевом K-Market у железнодорожного вокзала горячая кулинария продается действительно горячей, а в отделе сопутствующих товаров можно найти одноразовые столовые приборы (вилка, нож и салфетка в наборе). В аэропорт идет 615 автобус, который отправляется с остановки номер 10. В остановке висит расписание, но смотреть нужно очень внимательно, т.к. оно устроено несколько иным образом, чем мы привыкли: в сводной таблице сразу расписано время для всех номеров автобусов, отправляющихся от данной остановке. Я обычно нахожу нужное мне время и довольная успокаиваюсь, до тех пор пока муж не поправляет меня, что в это время идет автобус совершенно другого номера, т.к. на номер я как обычно взглянуть забыла. Впрочем, ошибки не трагичны, т.к. автобусы ходят довольно часто и приходят точно по расписанию.

Аэропорт Ванта:

В аэропорт мы приехали довольно рано. Аэропорт огромный. Всем известно, что в СПб в метро должны быть гигантские бомбоубежища. В Финляндии видимо придумали свой выход. Их аэропорт всегда готов к тотальной эвакуации.  Для служащих аэропорта, которым по служебным обязанностям необходимо перемещаться по территории существует два вида транспорта: большие устойчивые самокаты и электромобили. Для беспокойных пассажиров удобные тележки для багажа. Меня удивило, что кофе в зоне за паспортным контролем стоит столько же сколько и во всей стране.

Будьте внимательны с посадочными талонами бюджетных авиакомпаний! Мы разместились недалеко от назначенного нам гейта 23, пока не заметили, что надпись над ним объявляет рейс на Копенгаген, который вылетает утром следующего дня. Сотрудники аэропорта по понятным причинам знать все выходы на самолеты всех авиакомпаний не могут, а справочные столы после 8 вечера уже не работали... Простой совет – ориентироваться по экранам с информацией о рейсах. Встречаются они чуть ли не на каждом шагу, данные на них верные и постоянно обновляемые. По этим данным мы и нашли наш правильный гейт №12...

Для любителей совершать покупки на вокзалах и терминалах – вечером в аэропорту Хельсинки работают только DutyFree и кафе. Остальные места закрыты.

Аэропорт Арландо:

Есть два варианта добраться до Стокгольма из аэропорта не на такси: автобус и скоростная электричка Орландо Экспресс. При учете летней акции, билет за двоих всего на 20 крон дороже билета для одного (220 и 200 крон соответственно), было удобнее ехать на электричке. Автобус стоит 90 крон на человека, но идет до города дольше. Платформу можно найти по указателям с нарисованным поездом. Путь от вокзала до гостиницы мы проделали пешком. Идти пришлось в гору. Стокгольм – город с внезапно возникающими горами, т.е. вроде большинство мест находится на некоторой равнине, но карабкаться в гору приходится достаточно часто. Несмотря на поздний час у вокзала было еще людно, и в барах сидел народ, но буквально через пару кварталов все затихло, и по пути до отеля нам встретилась только белая крыса, возвращающаяся домой с вечерней прогулки. Была почти полночь, поэтому прохожих на улице было мало – только туристы, совсем немного шведов и странная белая крыса, гуляющая по пустынному переулку. Отличалась оригинальностью процедура нашего прохода в гостиницу. При бронировании мы предупреждали о позднем заезде. Часто в трехзвездочных гостиницах ресепшен и вход ночью закрыты. Аналогично и в гостинице Лилла Радманнен. На двери висит табличка: «Вход слева». Переходим к двери слева – табличка: «Звоните в домофон по номеру ННН». Звоним. Отвечают. Представляемся. А дальше как в шпионском фильме: нам диктуют инструкцию по проникновению в наш номер: «Набираете на домофоне код. Поднимаетесь на лифте на второй этаж. Набираете на замке код. Справа металлические ящички. Ищете ящичек с номером. Набираете на клавиатуре код – ящичек откроется. В ящичке ключ. Ключом откроете дверь на свой этаж и номер.» И все это на чистом английском языке.

Номер нас просто восхитил. Особенно удивило наличие чайного уголка. Через несколько минут позвонил ночной дежурный, удостовериться, что мы благополучно добрались до номера.

День второй:

Мы ехали в Стокгольм с определенной целью – опробовать самый большой в Европе «Фри фол». Парк развлечений в Стокгольме называется «Грюналунд». Он находится на острове Юргорден. Мы добирались до него пешком.

Грюналунд:

Чтобы попасть в парк, необходимо купить входной билет. Это может быть как билет только на вход, так и абонемент на вход и все аттакционы. Если нет абонемента, для входа на аттракционы надо купить купоны, которые также продаются в кассах на входе (чем больше берете, тем дешевле стоят) и внутри Грюналунда. В зависимости от экстремальности и популярности, каждый аттракцион «стоит» от 1 до 4 купонов на человека. Ограничения существуют и определяются ростом отдыхающего – на экстремальные аттракционы пускают переросших 140 сантиметров. Но великанов с ростом больше 195 см также не пускают – для них невозможно обеспечить безопасность.

Купив билеты и 12 купона, мы добыли по стакану ледяного щербета и пошли исследовать содержимое парка. Есть аттракционы Rides (где надо ехать-крутиться-падать-вертеться и т.д), аттракционы на ловкость и точность, детские и сказочные аттракционы. В описаниях заявлены также площадки для развлекательных мероприятий, но мы их не искали и не заметили. В центре парка – несколько разнообразных едален, в том числе со шведской кухней.

У нас при посещении Грюналунда была цель – два самых экстремальных аттракциона. Для разминки сначала пошли на JetLine – то, что у нас зовется Американскими горками. Очередь на них (да и на все аттракционы) стоит приличная, но двигается быстро. Желающие могут постоять в маленькой добровольной очереди на первый вагончик (как мы и поступили). И не пожалели! Все взлеты, падения и резкие повороты очень впечатляют, если сидишь на первом ряду, и перед тобой ничего нет кроме надвигающегося обрыва... Особенно на скорости, превышающей 90 км в час. На выходе с аттракциона можно купить свою фотографию, сделанную во время поездки. Что мы и сделали...

«Размявшись» на скоростных горках, мы направились к самому высокому в Европе столбу свободного падения (лететь вниз надо 80 метров, и занимает это почти 3 секунды). На этом аттракционе – 3 ряда по 4 кресла в каждом. 2 ряда красных кресел: сиденья действительно напоминают кресла, и человек пристегивается плотным зажимом. Визуально один из этих двух рядов падает быстрее. Третий ряд – сиреневый. Там сиденья на креслах поменьше, и ремень безопасности выглядит более хлипким по сравнению с красным. Но главное – перед падением эти кресла наклоняются вниз, так что ОЧЕНЬ БЫСТРО приближающаяся земля будет у вас перед глазами. Если, конечно, сможете их не закрыть. Эти кресла – самый дорогой аттракцион Грюналунда, стоят 4 купона.

Из личного опыта можем сказать, что свободное падение – это очень увлекательное занятие. Правда, человеческое тело чувствует, что оно не в своей стихии, и все мышцы напрягаются и группируются. Но сказать, что это страшно – нельзя. Это занятно. А вот что действительно страшно – это подъем наверх. Делается это очень МЕДЛЕННО. Когда вокруг уже не остается ничего, кроме ветра, а люди внизу становятся малоразличимы – смотрю наверх. И понимаю, что поднялись еще от силы на 2/3 высоты. И продолжаем подниматься. Вот в этот момент действительно страшновато...

При выходе с этого аттракциона также можно купить фото. Но оно делается на самом верху, когда падения еще нет. Поэтому и интересных фотографий практически нет...

Ожив после падения, ищем оставленные внизу вещи, покупаем еще щербета и уходим из парка. Его программа выполнена. Гуляем по направлению к Скансену...

Скансен:

Скансен представляет собой национальный парк. Служители в национальных костюмах в дневное время населяют старинные деревянные дома и ведут хозяйство при помощи традиционных инструментов. В вольерах на территории содержатся в основном местные животные. Скансен располагается на возвышенности. В зависимости от входа методы подъема наверх могут различаться. От центрального входа наверх идут лифты и эскалатор. От бокового входа, самого видного по пути в Грюналунд, ходит фуникулер к сожалению за дополнительную плату. От остальных входов придется подниматься пешком. Меня больше всего поразил дом помещика 18го века. Именно такие оштукатуренные дома увидел в Европе Петр: картины на потолке, портреты в гостиной, китайский кабинет, расписанный цветами, буфетная комната. Конечно, воспроизвел он это в России по-царски, работа в петровских дворцах тоньше и изящнее, материалы дороже. Но в очередной раз думаешь, что в начале 18 века в Европе это уже приближалось к норме. По Скансену мы бродили до тех пор пока сказка не начала закрываться. Путеводители говорят, что в Скансене можно приобщиться ко всяким ремеслам, но мы подобных мест не встретили. Еще нас заинтересовала обсерватория, вокруг которой схематически выложены орбиты и планеты солнечной системы. Пропорции планет относительно друг друга соблюдены. Есть еще «городская часть», но на нее нам не хватило времени. Сувенирный магазин располагается у центрального входа за пределами парка. Сувениры в Швеции безобразно дороги, а у Скансена дороже, чем в других местах. Вечером пошли мы искать едальню. По-моему мнению с едой нам в этой поездке катастрофически не везло. Найти – нашли, поесть – поели, ничего особенного. После позднего обеда мы поехали кататься в метро. В Стокгольме часть станции имеет необычный разнообразный декор. Но ожидать дворцовой пышности московского или петербуржского метро не стоит. Особенно привлекли наше внимание картины на спортивные темы, меняющие рисунок в зависимости от угла зрения. Но в стокгольмском метро, вырубленном в скале, очень сыро. И летом там долго находится тяжело. У метрополитена довольно сложная схема. В некотором направлении электрички могут идти часть пути вместе, а потом расходиться. На табло над платформой отображается информация о том, через сколько минут на какое направление придет электричка. Как тут не вспомнить Задорнова, вся наша жизнь учит нас соображать. Зачем, спрашивается, в нашем метро таймер отсчитывает время от ушедшего поезда, когда всех интересует время до следующего. Довелось нам поездить в одном поезде с футбольными болельщиками, возвращавшимися с матча. Подпрыгивающий вагон производит неизгладимое впечаталение. Цена часа проезда в общественном транспорте - 20 крон. Существуют книжечки с десятью талонами по 18 крон. Получается дешевле, т.к. предоплата. Час отсчитывается от времени штампа, штамп ставит кассир в метро или водитель в автобусе. В зависимости от ленивости и загруженности человека время на штампе он переставляет с частотой от 5 до 20 минут. Т.е. можно кататься и час 20 минут за те же деньги . На метро доехали мы до ближайшей к нашей гостиницы станции Радмансгатан. Оказалось, от нее до гостиницы необходимо подняться по лестнице этажа три - сказывается неровность стокгольмского ландшафта. . По пути зашли в 7eleven, который, как оказалось, работает с 6 до 2 ночи.

День третий:

После выезда из гостиницы мы первым делом повезли сумку в камеру хранения на терминале Викинг Лайн, в гостинице предлагали оставить сумку у них, но в случае опоздания удобнее бежать налегке. От остановки рейсового автобуса до терминала добираться довольно далеко и долго. При этом лучше заранее сказать водителю, где Вам надо выйти, т.к. обо всех остановках водителя нужно предупреждать кнопкой, а Вы можете и не угадать, какая из остановок соответствует терминалу. Но как мы узнали в окошке информации на терминале фирменный автобус Викинг Лайн от метро платный 26 крон, дороже общественного. В общем, проверять мы не стали, может при предъявлении брони и бесплатный. Количество ячеек в камере хранения весьма малочисленно. Все-таки очень удобная система оплаты проезда по времени, а не по количеству посадок в транспорт. На одном билете мы успели доехать на метро от гостиницы (станция Радмансгатан) до Слуссен (район Седермальм), пересесть на автобус до терминала и еще успели на автобусе вернуться обратно, решив все свои вопросы. До остановки автобуса обратно к метро удобно проникнуть через дыру в заборе, слева за «Конференс холлом» Викинг Лайна.

Доехав до станции метро Слуссен на автобусе (если билет уже проштампован его необходимо при входе предъявить водителю на проверку), мы через мост побрели к историческому центру Стокгольма.

В историческом центре Стокгольма мы успели пробежать только центральную торгово-туристическую улицу. В Стокгольме, как мне показалось, центр исключительно пешеходный. Про Королевский Дворец и Парламент все можно прочитать в путеводителях и добавить к этому мне пока нечего. А вот у Ратуши мы провели много времени и отыскали немало занятных, малозаметных деталей:
  - на ратуше исправно работают старинные часы для неторопливых, у которых нет минутной стрелки;
  - на одной из колонн спрятан барельеф с художником;
  - на потолке галереи изображены схемы и образы созвездий;
  - при входе в дворик барельефы карты Стокгольма в разные годы.
  Не надо только торопиться обежать все перечисленное, у этого места отличная энергетика, там надо бродить кругами и восьмерками и сидеть на скамеечках, а может и возвращаться несколько раз. Ратушей начинается стокгольмский район Остермальм. Мы побрели дальше по набережной, а потом углубились в район для того, что бы на метро уехать в Седермальм.
  Вообще эта поездка у нас наполнилась бесцельными брожениями по Стокгольму. Т.е. начальный и конечный пункт нам был известен, и было задано время, а в рамках данных ограничений шли мы, куда ноги несут. В Седермальме мне запомнились две вещи: наконец-то обнаруженный в Швеции шведский стол и заяц. Шведский стол не распространен в деловых и туристических районах Стокгольма, зато в отличие от Хельсинки в Стокгольме легко найти бизнес-ланч, правда, в переводе на рубли довольно дорогой (от 65 Кр = 260 р). Но в точности понять организацию шведского стола мы не смогли, и пошли себе искать ужин в другом месте. Нашли скромную итальянскую закусочную с весьма демократичными ценами, вкусной едой и приятным обслуживанием, уже совсем на подходе к терминалу Викинг Лайн. Зайца мы встретили на кладбище у церкви Катарина-чюрка. Кладбище представляет собой весьма небольшой сквер посреди города, в связи с этим появление зайца нас весьма удивило.

Паром:

Мы пришли к терминалу за 2 часа до отхода к самому началу регистрации. На мой взгляд, в этом нет необходимости. Вот только расположение каюты может зависеть от времени регистрации. У нас был туристический класс без окна, такие каюты располагаются на трех палубах. Мы получили каюту на палубе выше автомобильной, а могли оказаться и под ней. Пока ждали посадку, видели финских цыган. В путеводителе говорится, что они получают особое пособие от государства за то, что ходят в своей национальной одежде. Посадка происходит довольно сумбурно. Путешествующих разделяют на два коридора в зависимости от класса кают. Во время посадки по парому еще бегают команды уборщиков, и во всех каютах висит предупреждение, что уборка может начаться еще до прибытия. Каюта нам понравилась. После размещения мы быстренько оббежали паром, полюбовались на удаляющийся Стокгольм и узнали в информации, где завтракают, т.к. завтрак оплатили в составе билетов. Единственная накладка возникла с утренней побудкой. В каюте есть часы, радио и будильник. На будильнике можно установить время на выбор: за 2 часа до прибытия, за 1,5 часа до прибытия или за час до прибытия. Ну кто мог знать, что будильник не орет сиреной, а для побудки в каюту вламывается служитель, открывая ее мастерключем. Бр-р, не передаваемые ощущения.

День четвертый:

Сумки на пароме лучше не разбирать или собрать с вечера. И если багажа не много, то удобнее на завтрак приходить уже с сумками. Это вполне уместно и я очень жалею что не знала этого раньше. Шведский стол на пароме довольно разнообразен. Вокзал в Турку прямо рядом с терминалом Викинг Лайн. Терминал Силья Лайн чуть дальше. Поезд отправляется через 1 час 20 минут после прихода парома. Собственно здание вокзала я определить не смогла. Просто стоит невысокая платформа и с двух сторон от нее тупики. Крепость находится прямо здесь же. Пока мы ждали поезда успели прогуляться вокруг. Багаж нам не мешал, т.к. в начале платформы стоят тележки. Пользование тележками бесплатно, но у них есть «залоговая стоимость». Часто в Финляндии тележки в универсамах, на вокзалах и т.п. сцеплены друг с другом цепочками и замками. Чтобы замок открылся необходимо опустить в него монету (обычно 1 или 2 евро, на платформе в Турку принимает 5 Кр тоже). Когда Вы привезете тележку обратно и прицепите к остальным, монета будет Вам возвращена.

У нас был электронный билет, при покупке на нем сразу проставляется вагон и места. Поезд очень удобный и просторный. Кресла стоят по два, ряды далеко друг от друга, на спинку впередистоящего кресла можно установить столик. Отдельно запомнилась специальная кабинка для разговоров по мобильному телефону, встречающаяся в некоторых вагонах.

По поезду периодически пробегает билетер, мы предъявили ему распечатку электронных билетов, он сверил коды, проставил на нашу распечатку штамп с датой и выдал нам билеты в натуральном виде.

По приезду в Хельсинки мы только забежали в «K Market» за водой в дорогу и едой на обед, и направились к Финкино садиться на автобус в Петербург. Автобус прятался за углом, но мы его все равно отловили. Вообще уехать из Хельсинки в Петербург на буднях не сложно. Пока мы шли до Финкино и ждали свой автобус, нам предлагали сесть в два других.

Домой добирались долго, заехали еще в три магазина, т.к. шоптур. В магазинах при желании можно себе что-н присмотреть, но мы не задавались этой целью и ограничились рыбой в коптильне. Долго стояли на границе.

P.S. Традиционная калькуляция расходов. Для простоты счета евро считаем за 9 крон, крону за 4 рубля:
  1.Билет автобусный туристический 15 евро * 2 человека * 2 (туда и обратно) = 60 евро
  2.Ночной перекус в кафе у границы 9 евро
  8.Продукты в магазине (включая ужин из кулинарии)12 евро
  9.Автобус в аэропорт 3.60 евро * 2 человека = 8 евро
  10.Кофе в аэропорту 6 евро
  11.Билеты на самолет 17 евро*2 человека (билет) + 19 евро * 2 человека (сбор) + 6 евро (комиссия) = 78 евро
  12.Орландо экспресс (по спец. летней акции) 220 кр (24 евро)
  13.Грюналунд вход 60 кр * 2 человек = 120 кр (13 евро)
  купоны 15 кр * 12 штук = 180 кр (20 евро)
  14.Щербет 20 кр * 3 порции = 60 кр (7 евро)
  15.Скансен (без фуникулера на 20 кр дешевле) 100 кр * 2 человека = 200 кр (22 евро)
  16.Сувенир 30 кр(3 евро)
  17.Обед 408 кр (45 евро)
  18.Продукты в 7/11 45 кр (5 евро)
  19.Гостиница DB 890 кр * 2 дня 1780 кр(200 евро)
  20.Сувениры 98 кр (11 евро)
  21.Ланч 190 кр (21 евро)
  22.Карты – сувенир 135 кр (15 евро)
  23.Кофе 98 кр (11 евро)
  32.Сок 1 евро
  33.Угорь 15 евро
  34.Всякие мелочи (вода, туалеты, чаевые и т.п) 15 евро
  Итого: 941 евро (а муж говорил дешевле чем Хельсинки)

Большая говорящая лампа

Удивительная скульптура-инсталляция в виде огромной настольной лампы с абажуром впервые появилась в шведском городе Мальме в 2006 году. …