Рассказ о поездке во Францию в июле 2006 года.

Замки Луары - Ла Рошель - Биарриц - Шастаньоль

Собственно это была не совсем обычная поездка, а свадебное путешествие.
  Поэтому очень хотелось свести к минимуму вероятность неприятных сюрпризов и разочарований. После недолгих размышлений была выбрана Франция, страна, не совсем чужая как мне, так и моей жене. Маршрут был выбран на основе найденного в Интернете рассказа об автопутешествии во Францию (я вообще больше доверяю не путеводителям, а впечатлениям людей - конечно, помня о том, что на вкус и цвет товарищей нет).
  Пользуясь случаем, хочу выразить огромную признательность Марку и его супруге, которые написали такой замечательный рассказ, полный полезной и интересной информации, а также живых человеческих впечатлений. Я в тексте буду на него часто ссылаться и отсылать к нему по поводу подробностей, поскольку о каких-то вещах лучше Марка с супругой точно не смогу рассказать (особенно учитывая, что они - журналисты), а сдирать у него цитаты не совсем честно.
  Итак, сначала был разработан маршрут и зарезервированы отели. На отелях было решено сэкономить, поэтому по возможности заказывали отели сети B&B, которые нас совсем не разочаровали, для автопутешественников это идеальный вариант цена/качество. Весьма достойный обзор сетевых отелей и их плюсов и минусов можно опять же посмотреть в рассказе Марка.
  Затем занялись билетами. Тут было 2 варианта - либо купить все относительно заранее, либо ждать, что выкинут в последний момент билеты на чартеры. Мы в итоге предпочли первый вариант и заказали билеты Air France до Парижа через компанию Horse ХХI, у них оказалась лучшая на тот момент цена (почти 500 долларов).
  На счастье, визы у нас уже были, так что оставалось заказать машину.
  Рассказ Марка с его подробным анализом цен на аренду машин опять же сэкономил мне время и я не мучаясь выбором, заказал на 2 недели машину в компании Europcar.
  Ну вроде бы и все, можно переходить к рассказу о самом путешествии.
  Никаких проблем с полетом и арендой машины не возникло, и вот мы уже в Toyotа Yaris пытаемся выехать от Парижа в нужном направлении. Мозги немного набекрень, поскольку не улеглись еще в голове предсвадебные хлопоты и впечатления от самой свадьбы, так что никак не получается настроиться на получение удовольствия от путешествия.
  Но вот, наконец, добрались до нашего B&B в Блуа. Французские дороги произвели самое приятное впечатление, даже не ожидал от французов. Kстати, пару слов по поводу Франции и французов. Вообще, проработав в свое время 8 лет во французской фирме, я вынес не самое лучшее впечатление о французах и очень не хотел бы больше по работе с ними часто сталкиваться, они не самые лучшие коллеги и работодатели. Однако Франция как страна - одна из самых интересных для путешествий и я бы с удовольствием возвращался туда вновь и вновь. Дополнительную приятность поездке придавало то, что моя жена хорошо говорит по-французски, что сразу гарантировало нам симпатии аборигенов в любом месте, а также комплименты по поводу нашего французского (впрочем, я скорее грелся в лучах комплиментов, адресованных жене, так как мой французский, увы, в глубоком пассиве - хотя я честно старался, что французов очень даже радовало).

Блуа был выбран не случайно, так как находится как раз неподалеку от тех замков Луары, которые мы хотели посетить. Мы не ставили себе задачу взять количеством, а выбрали четыре наиболее интересных (судя по путеводителям и рассказу Марка) замка - Шамбор, Шенонсо, Вилландри и Шеверни. Все-таки свадебное путешествие подразумевает определенное расслабление, а если пытаться посмотреть все по максимуму, неизбежно будешь что-то упускать, опаздывать и т.д. Правда, до Шеверни так и не добрались в итоге, так как на каждый замок уходил целый день, настолько не хотелось быстро уезжать. Также неподалеку от нашего отеля находилось огромное количество магазинов, среди которых был любимый нами Ашан, в котором мы обычно нами закупали продукты на ужин - это было дополнительным преимуществом, так как после дневных путешествий ехать куда-то ужинать обычно не было желания и мы частенько проводили вечера с бокалом вина, сыром, фруктами и ветчиной на небольшой полянке на территории отеля, где стояли столики и скамейки.

Начали на следующий же день с Шамбора. Что сказать - красивое место, особенно впечатляюще выглядит замок снаружи. Особенно приятно было наблюдать его из тени близлежащего парка, так как жара стояла просто немилосердная и находиться на солнце было сложновато. Писать что-то подробнее не имеет смысла, так как информации о нем в Интернете полно и нового я ничего не добавлю, лучше просто посмотреть фотографии.
  На следующий день поехали в Вилландри. Очень необычное, но в то же время гармоничное место. Собственно, главное в нем - сады, по которым можно гулять целый день и поражаться их геометрическому великолепию, свежести и красоте, а также трудолюбию людей, поддерживающих все этo в отличном состоянии. Я честно пытался делать панорамные снимки, но они все равно не отражают всего великолепия, а главное, духа Вилландри. В общем, побывать рекомендуется всем!
  Следующий день был отдан Шенонсо, который моей жене понравился больше остальных, что неудивительно - это, если можно так выразиться, женский замок, поскольку в проектировке его и окружающих парков принимали активное участие женщины, следствием чего стало особое изящество и очарование этого места.
  Мы в целом не большие любители долгих исторических описаний, но в этом замке не выдержали и взяли аудиогид, с которым честно прошли по всем комнатам и даже расстроились, когда экскурсия подошла к концу.
  Помню, в детстве и юношестве я зачитывался романами Дюма и по сути, именно они для меня были вроде учебника истории Франции тех времен. Понятно, что автор многое перевирал в угоду читательскому интересу, но написано было настолько вкусно и увлекательно, что невольно верилось, что так все и было. Так что было очень приятно окунуться в то время и представить, какие страсти бурлили здесь лет 400-500 назад...
  На следующий день у нас была небольшая поездка в Тур с целью шоппинга для себя любимых, а также покупки подарков друзьям и родным. Получалось это у нас с трудом, так как ходить по магазинам мы не любим, к тому же по случаю летних распродаж по магазинам носились толпы французов, хватающих буквально все подряд...

Для меня же основным пунктом программы в Туре была покупка любимой жене свадебного подарка, с которым чуть не вышел конфуз, так как попытка оплаты карточкой оказалась безуспешной, как и попытки вытрясти необходимую сумму из банкомата - на счету якобы было недостаточно денег, что было странно.
  Тут же вспомнился старый анекдот:
  `Это там мужчина или женщина?`
  `Это - САМЕЦ!`
  `Вы имеете в виду - мужчина?`
  `Дэвушка, мужчина - это тот, у кого дэньги есть, а это - САМЕЦ!`
  Вот и я почувствовал, как прямо на глазах перехожу из разряда мужчин в разряд самцов :-) Пришлось звонить в банк и выяснять в чем дело - выяснилось, что они не сообщили (или я запамятовал) о каком-то хитром лимите на использование средств по счету... тут я прямым текстом заявил, что нахожусь в свадебном путешествии и лучше им не пробовать мне его портить... в общем, через несколько минут я благополучно ощутил себя мужчиной, а не просто самцом :-))
  Сам город Тур нам в целом понравился, хотя в мучительном процессе шоппинга познакомиться с ним достойным образом не удалось.
  На обратном пути мы заехали в местечко La Roche-Posay, известное тем, что в нем находится завод по производству французской косметики. Увы, недавно его закрыли для посещений, но нам разрешили сфотографироваться на его фоне, пос ле чего мы совершили набег на аптеку в городке, в которой этой самой косметики было пруд пруди.
  Далее путь наш лежал в Ла-Рошель, поскольку летом все же очень хотелось оказаться у воды. И если в самой Ла-Рошели пляжей вроде как не было, то неподалеку от города на острове Ре рассказ Марка обещал хорошие возможности для купания. Заселившись вечером в ставший уже любимым B&B, мы на следующий день поехали на тот самый остров
  в поисках пляжа. Надо сказать, рассказ марка, как всегда, не подвел - после живописного (правда, небесплатного) переезда по трехкилометровому мосту мы оказались на довольно милом и уютном острове. Отыскав стоянку неподалеку от пляжа, мы двинулись уже было загорать и купаться, но потом по дороге приметили небольшой ресторанчик, обещающий разнообразные дары моря. Так как времени было 2 часа дня, с обедом надо было поторопиться - французы предлагают горячие блюда только в определенное время суток, когда, по их разумению, самое правильное время принимать пищу. То есть, к примеру, в 4 часа дня нормально поесть практически нигде невозможно, можно рассчитывать в лучшем случае только на салат. Нам эта традиция частенько доставляла неудобство, но оставалось только принимать правила игры.
  Так вот, в этом ресторане мы впервые в нашей жизни по-настоящему попробовали устриц... то есть мы как-то пробовали их в Москве, но это явно происходило в неправильном месте и неправильным образом, потому что осталось стойкое недоумение по поводу того, как эту гадость можно есть. В этот раз место было явно правильным, насчет правильным образом... при всем моем сложном отношении к французам я искренне преклоняюсь перед их умением делать из процесса поедания пищи что-то приятное и запоминающееся - нам рассказали как и с чем правильно есть устриц, а заодно обьяснили, как правильно справляться с морепродуктами из огромного блюда, которое мы заказали, посоветовали правильное вино... в общем, такого удовольствия от обеда мы не получали давно!
  После этого на пляж мы двигались с особенно благостным настроением... народу было немного, несмотря на выходной день, вода была просто отличной, в общем, жизнь удалась.
  Впрочем, нам еще хотелось взглянуть хотя бы издалека на знаменитый Форт Баярд, после чего успеть посмотреть по телевизору финальный матч чемпионата мира по футболу Франция - Италия. На форт, действительно, удалось взглянуть, но очень издалека, а к футболу еле успели, так как перепутали время начала матча. Все кафе и рестораны, были, естественно, забиты людьми, заказавшими столики заранее, так что матч смотрели в гостинице.
  На следующее утро мы двинулись по направлению к Биаррицу, но по пути заехали в Бордо с целью закупки вин. Сама прогулка по Бордо была нелегкой из-за удушающей жары, поэтому город нам в основном запомнился поиском спасительной тени и самым приятным местом в нем оказался как раз тот самый магазинчик вин, в котором мы и отвели душу.
  В итоге в Биарриц мы вьехали вечером, по дороге меня одолевал нервными звонками хозяин отеля, в котором мы должны были остановиться - очень не хотелось ему, чтобы мы опоздали. Отель, кстати, назывался Argi Eder, и расположен он был в довольно удобном месте. Правда, однозначно порекомендовать его мы не можем, так как хозяева его оказались довольно нервными людьми и нельзя сказать, что с ними было приятно общаться, все время чувствовалась какая-то напряженность, хотя конфликтов и не было. А сам отель снаружи поприятнее, чем внутри, где притом нет лифта и кондиционера. Но нас все эти мелочи не смущали, мы в отеле только ночевали, а в остальное время гуляли по городу. Биарриц интересно расположен, много красивых видов, по нему приятно погулять, обычно не бывает сильной жары (температура все время была одной из самых низких во Франции в это время, но все же плюс 23). Но для нас большим минусом оказалось то, что возможности для купания сильно ограничены - океан здесь довольно холодный плюс большие волны, из-за чего это место привлекает множество серферов, для них в Биаррице действительно рай. Нам же это место запомнится скорее не пляжным отдыхом (как мы изначально планировали), а красивыми видами и множеством ресторанов, где подают дары моря - вот тут мы явно вошли во вкус.
  В Биаррице мы провели два с половиной дня, после чего заехали на полдня в интересное местечко на западном побережье Франции неподалеку от Аркашона - Дюна Пила. Рассказ Марка обещал настоящее чудо природы и опять же тут мы не прогадали.
  Выглядит все это действительно сказочным образом - огромная гора песка, по одну сторону которой - сосновый лес, по другую - океан. Искренне жалею, что не удался панорамный снимок, так как мешало солнце - словами передать необычность дюны очень сложно. Налюбовавшись видами, мы спустились к океану и замечательно провели время, купаясь в нем и загорая. Правда, обратный подьем выглядел довольно сложным из-за ног, утопающих в песке. Поглядев на тех, кто тащился в гору, высунув язык, я решил не подвергать свою супругу испытанию на выносливость и по совету местных спасателей мы пошли обходным путем - они обещали всего десять лишних минут. Но то ли мы повернули не туда, то ли спасатели потеряли чувство времени, сидя на берегу океана - мы дали приличный крюк и шли по жаре реально долго мимо окрестных вилл, так что в конце уже стали возникать видения вроде бокала холодного пива. Но главное - положительный настрой, а с ним было все в порядке.
  Вернувшись к машине, мы двинулись к следующему пункту путешествия - замок Шастаньоль.
  Вот это место мы без рассказа Марка точно бы не отыскали - оно явно в стороне от туристических маршрутов (как и весь департамент Коррезе), но мы абсолютно не жалеем, что побывали там. Это действительно небольшой замок, которому около 100 лет, хозяевами которого является супружеская пара голландцев. Про Поля (или Пола) мы сказать ничего не можем, он не проявлял особой склонности к контактам, а вот его жена, Джекки - очень приятная и доброжелательная женщина, с которой мы много и с удовольствием общались. Окна замка выходят на бескрайние горы и леса, близость с природой тут чувствуется очень сильно. Собственно, мы ощутили эту в близость в первый же вечер, когда, только приехав, открыли окно при включенном свете и эта самая природа в виде насекомых ломанулась к нам в гости в больших количествах.

Нам это место очень понравилось, хотя, возможно, если бы мы пробыли там больше, чем 2-3 дня, немного заскучали бы. А так мы покатались по окрестным горам, пособирали чернику, искупались в озере, а также побывали в расположенном неподалеку кафе. Дело в том, что Марк в своем рассказе сообщил, что отец хозяина этого кафе – русский, человек интересной судьбы, который всегда рад встрече с соотечественниками. Учитывая это, мы решили с ним встретиться. Придя в кафе и сделав заказ, мы сообщили официантке о желании поговорить с этим человеком… и через пару минут услышали, как за нашими спинами хозяин говорит официантке: ’Но как я могу, он же не в состоянии…’. Честно говоря, мне стало неловко – человек по-видимому в солидном возрасте, может у него уже не все ладно со здоровьем, а мы тут его дергаем… в общем, мы уже подумывали отказаться от своего намерения, как вдруг увидели шагающего к нам старичка. Это и был месье Андре, при первом взгляде на него стало ясно, что он вполне в здравом уме и твердой памяти и у нас сразу же завязалась непринужденная беседа. Мсье Андре нас просто очаровал своим умом и чувством юмора. Его когда-то, очень давно, привезли во Францию родители-эмигранты. Поразительно, что он так хорошо говорит по-русски, хотя практиковаться ему явно не с кем. При этом русский язык его очень любопытный, он вставляет очень к месту массу словечек, которые иностранцы обычно не знают. Например, одной из первых фраз мсье Андре была ’Я по-русски немножко кумекаю’. По его словам, все ’народные’ русские выражения он черпает из книг Зощенко.
  В России он был всего один-два раза (о своих похождениях он рассказывал с мягким, скорее французским юмором). Особенно позабавила история о том, как в один из дней в Москве его хотели повезти на экскурсию, но он вместо этого ’опоздал на автобус’ и взял такси до Дома Книги. Водитель такси, опознав иностранца, обрадовался и заломил втридорога, но мсье Андре с помощью нескольких ’народных’ выражений обьяснил таксисту, что он знает город и его не обжулишь, чем пресек поползновения на корню. В общем, 2 с лишним часа за беседой с этим удивительным человеком пролетели незаметно.
  Надо сказать, такие вот встречи, как с мсье Андре и хозяйкой замка Джекки, придали нашему пребыванию в Шастаньоле особую прелесть – все-таки человеческое общение мы очень ценим и совершенно не ожидали в этой глухомани встретить таких интересных и приятных людей, которые живо интересуются всем, что происходит в мире.
  Тепло распрощавшись с Джекки, мы направились к B&B в Руасси неподалеку от аэропорта, где и переночевали последнюю ночь во Франции, а наутро нас ждал обратный путь.
  Мы покинули Францию с большим желанием в нее когда-нибудь вернуться... и нам это удалось даже скорее, чем мы предполагали, но это уже совсем другая история...

Тут же вспомнился старый анекдот: — В тбилисском зоопарке перед клеткой с обезьянами туристка спрашивает смотрителя: — Это там мужчина или женщина? — Это - САМЕЦ! — Вы имеете в виду - мужчина? — Дэвушка, мужчина - это тот, у кого дэньги есть, а это - САМЕЦ!

1. Михаил
    Михаил 06 октября

А что это за статья Марка?
    А что это за статья Марка, на которую Вы ссылаетесь? Не могли бы поделиться ссылкой? А то нас заинтересова похожий маршрут и хотелось бы более подробно почитать!

2. Андрей
    Андрей 06 октября

Приятно было читать.
    Сообщите пожалуйста ссылку на рассказ Марка. Спасибо.

3. Попов Николай
    Попов Николай 06 октября

Ссылка была в рассказе, но загадочным образом пропала. Пробую еще раз: http://myvoyages.nm.ru/

4. Алекс
    Алекс 04 октября

Вы - молодцы!
    И этим все сказано.

5. intel
    intel 04 октября

2 Попов Николай
    Вообще, проработав в свое время 8 лет во французской фирме, я вынес не самое лучшее впечатление о французах и очень не хотел бы больше по работе с ними часто сталкиваться, они не самые лучшие коллеги и работодатели. ___________________________________________ Да уж. Kak Вы правы. Что есть, то есть. Сварливый и малодушный народ, дерганные и весьма ленивые люди. Шутят всю дорогу,а дело стоит.

6. Ирина
    Ирина 09 октября

Жить лучше не в гостиницах
    Дорогие путешественники! По Франции, путешестуя на машине или поездах, попробуйте останавливаться в цимерах. Мы много раз заказывали заранее через Инет или по телефону и ни разу не разочаровались. Незнание французского нас не остановило. Кто заинтересуется сброшу на мыло адреса сайтов. Две недели путешествия от Нормандии до Перигора запомнились и такими ночёвками, а за отличную комнату с туалетом и душем с завтраком (скромным, но домашним) в гостиной или на веранде в городах, на фермах, или в пригороде мы платили от 35 до 60 евро. В среднем вышло - 43 в день. Франция и Бельгия в этом плане отличаются богатым выбором в Инете, в Германии цимеров много, но с сайтами бедно, заранее не закажешь. Но может есть знатоки. Хороших поездок.

7. Kagen
    Kagen 23 октября

Ирине по поводу шамбр-д-от
    Вопрос об их преимуществах - спорный. По цене выигрыш получается небольшой - средняя цена гостиницы в провинции 45-50 евро. При этом можно не бронировать заранее, а просто заехать с дороги и поздно ночью. В случае с шабр-д-от такое редко проходит. Хотя, бесспорно бывают очень хорошие варианты.

8. Попов Николай
    Попов Николай 14 марта

New link
    Так как рассказ Марка переехал, привожу его новый адрес http://www.travel-journals.ru/

Ресторан Pierre Gagnaire

Ресторан Pierre Gagnaire – Включенный в список шести лучших ресторанов мира 2005 года…