Вступление.
  За прошедшие 14 дней мы с А. проехали чуть больше 1000 км от Мехико-сити до города-курорта-американских-буржуев-Канкуна. Половину времени мы провели самостоятельно, половину – с автобусным туром.
 
  День 1. Мадрид – Мехико.
  Прилетели, добрались до отеля. Из окна вид на Monumento de Revolucion, детский сад (галдят они по утрам, эти маленькие мексиканцы), полуразрушенную автостоянку (как во вражеских квестах). На улице очень холодно, вечером народу почти никого. Возникло две версии: либо футбол (его смотрели повсюду, даже повара выбегали из кухни, чтобы глянуть в телеящик, видимо играла их команда), либо холод.
  Поели на 200 песо (примерно 20 долларов), объелись как свинки. А. заказывал бургер со странной скрюченной картошкой формы поросячьего хвостика. Я – бурито. Открыли для себя отличное пиво (и вовсе не хваленая Corona) – Indio, с нарисованным индейцем. Очень классное, несмотря на собачий холод - одели на себя все, что привезли! Бррр!
  После пришли в отель и рухнули спать. Да еще и телефон почему-то не подключается ни к одной сети…
 
 
  День 2. Мехико (прогулка).
  Проснулись вопреки всем увещеваниям гида вовсе не в 5 утра, а как нормальные мексиканцы в 8, рассмотрели из окна достопримечательности.
  Вопреки ожиданиям, на улице днем все же теплее. И те три кофты, куртка и шарф, намотанный по самые уши, уже висят мертвым грузом. Но лень возвращаться.
  Прошлись до Monumento de Revolucion, дальше по Plaseo de Reforma, Av. Tacuba. По дороге прогулялись по парку Alameda Central, заценили бронзовые фигуры 18 или 19 века, купающиеся в странной зеленой жидкости, подразумевающую под собой воду. Увидели мексов-полисменов, на лошадях, в сомбреро, с блестками и странным ржавым оружием на поясе.
  Прошли по узким улочкам и вышли к археологической зоне Templo Major, оставшееся от ацтекского храма (по историческим данным, после завоевания Кортесом ацтекской столицы Теночтитлана, тот, ужаснувшись индейскими традициями жервоприношения, увидел в них антихристов. Тогда же Теночтитлан был снесен, озеро, на котором стоял город, высушено, а из камней и на месте главных ацтекских храмов соорудили христианские храмы. Но 30 лет назад, рабочие, прокладывающие кабель или трубы рядом с Сокало наткнулись на старую кладку, были проведены раскопки и сейчас перед жителями Мехико и гостями столицы предстает часть древнего храмового комплекса ацтеков. Если присмотреться внимательно, то видно, что кладка Catedral Metropolitana и Templo Major очень похожа, ведь ее строили из тех же камней. Машина времени просто!) Странное каменно-зеленое сооружение! Жаль, не пустили нас ни в музей, ни на территорию – везде выходной (понедельник).
 
  Увидели Catedral Metropolitana – самый большой храм континента, считающийся одним из чудес света. Первый раз в жизни оказалась в католической стране, священник весьма проникновенно вел свою проповедь, вокруг сидели люди с индейской внешностью. Как-то неправильно видеть их перед христианскими образами – но это мои размышления (я считаю, что невозможно обратить человека в несозданную им самим религию, все равно он будет молиться новым богам, как своим старым. То, что держалось в течение полутора тысяч лет, живо и поныне. Возможно, я видела, то, что хотела видеть – но дело Кетсалькоатля с Кукульканом процветает и поныне, завернувшись в католическую рясу).
  Посидели в кафешке, выпили любимого пива Indio, затем пошли купить карту дорог Мексики. Продавец долго показывал нам, неграмотным, на собственном примере стоимость сего товара, покрытого слоем Мехиканской пыли.
  Увидели странное шествие голых мужчин, на причинном месте которых висел портрет какого-то деятеля. Мне показалось, мексиканцы любят пикетировать, то голые мужчины, то одетые индейские женщины… Чего им не хватает – денег на одежду??
  После спустились покорять метро. Стоит оно 2 песо (0,2 доллара), все очень просто, подписан каждый вход-выход-переход, кроме того, каждой станции соответствует своя уникальная картинка. Что интересно, в метро Мехико первые два вагона – только для женщин.
  Вечером встретились с интернет-знакомым мексиканцем Педро и его сестрой Луисой, Педро потрясающе для мексиканца говорит на русском языке. Посидели в заведении с названием «Дом Текилы», научились правильно пить текилу с лаймом, торжественно называемым Педро «лимоном» (значит так, мексы прикалывались, когда узнали, что в России облизывают соленые руки, все проще – соль сыпется на лайм, затем последний откусывается и запивается текилой). Обсудили план действий на завтра – едем автобусом в Tula.
  День 3. Тула: каменные свидетели былых побед.
  Утром встретились с Педро и поехали на северный автовокзал посредством мехиканского метро. Метро очень прикольное. Во-первых: поезд едет на резиновых колесах, абсолютно бесшумно, можно разговаривать в обычном тоне, а не орать собеседнику в ухо как в Москве-Питере. Народу, не смотря на утро, было относительно не много. Педро сказал, что вечером давка, но во время нашего возвращения народу было еще меньше. К сожалению, не выяснила когда у них рабочий день. Но видимо короче, чем в России. Интересное замечание: все топают там, где захотят, понятия «потоков» я не заметила, много народу (в основном молодежи) сидит прямо на полу вытянув вперед ноги, бомжей почти нет. Никто не бежит, даже где-то висел знак – перечеркнутый бегущий человечек. Интересно, в Москве бы такое прокатило?)))) Видела даже молодых людей, едущих по переходу на скейтах. Переход у нас был предлинный, на всей протяженности которого развешены большие картинки. В основном это были плакаты-фотографии зверей, птиц, макросъемка насекомых, каких-то клеток и даже понедельный цикл развития человеческого эмбриона. Очень познавательный переход! А еще на некоторых станциях играет музыка. Согласитесь, сложно представить себя в метро, идя не спеша, рассматривая постеры (кстати, на одном из участков было даже светящееся в темноте звездное небо с подписанными созвездиями) и слушая какое-то ретро со словами «I love New York».
  На автовокзале купили билет до Тулы, выбирались из города долго, окраинные районы трущебные, жилища (не поворачивается рука написать про это «дома») сделаны из картона и прочих подручных материалов, белье по крышам развешено. Позже нам объяснили, что окраина заселяется путем самозахвата, человек совершенно не платя за землю или коммунальные услуги, обустраивает себе домик, но как только он его красит – приходит инспекция и за символическую плату регистрирует его. Вот и стоит все не покрашенное!
 
  Приехали в центр современной Tula, на такси доехали до Zona Arheologika, Уже чувствуется жара, не то, что в долинном облачном Мехико. Солнце хорошенько прогрело все мои четыре одежки. Нам повезло – народу ни души. Даже торговцы сувенирами не присутствовали на своем хлебном месте. Зато те, что присутствовали, громко и долго зазывали к своим лавкам на испанском. «Не понимаю» - смеясь, отмахивался от них Педро, «Я из России, не понимаю!»
  Издали мы увидели их – толтекских стражей воинственного города Толлана. Города уже давно нет, а они все безмолвно стоят на защите оставшихся стел, сжимая в руках свое грозное толтекское оружие.
 
  Первым делом мы поднялись на главную пирамиду. Та была не сильно большая, но подниматься на нее тяжеловато (видимо прав Кастанеда – толтекские жрецы до сих пор стараются тянуть энергетику с беззащитных посетителей!). Энергетики для жрецов на пирамиде было навалом – по ней бегало-прыгало-сидело-стояло несметное количество мексиканских детей в одинаковых спортивных костюмах (из одной школы – в Мексике принята школьная форма). Дети почти разом уставились на нас, некоторые осторожно в пол оборота, а некоторые просто открыв рот следили за каждым нашим шагом, некоторые снимали на мобильники. Мне до сих пор не понятно такое количество внимания к нашим персонам, разве эти дети не видели туристов? Сразу хочется сказать, что это было первый и последний произведенный фурор на территории Мексики, даже позже в деревне такого внимания мы не испытывали. От этого было слегка не по себе, сразу вспомнилась Фаина Раневская со своим «Дети! Идите в *опу!». Тут Педро решил сфотографироваться вместе, и мы попросили одного из них нас сфоткать. «Where you from?». «Russia» - ответил Педро и что-то еще много-много на испанском.
 
  Тогда мы приняли стратегическое решение подняться туда позже и отправились бродить по окрестностям.
  Судя по всему, это был достаточно крупный город: большая центральная площадь, что-то вроде алтаря посередине, несколько пирамид, одна из которых с алтарями, и много-много остатков фундаментов менее значимых строений. Если учесть, что большинство домов города были все же не каменными, то размер его представляется внушительным. Прошлись по центральной площади, поболтали с Педро и решили повторить восхождение. На этот раз мы оказались на пирамиде в одиночестве. Представились былые страсти, оставшихся далеко в прошлом, и только эти гигантские фигуры – последние одинокие воины стоят до последнего на защите уже разрушенного города. Кажется, что они живые, но только не обращают ни на кого внимания. Педро сказал, что они ходят по ночам. «Ну это смотря сколько текилы хряпнуть» - сострили мы интернациональную шуточку.
 
  Потом прошлись по новым раскопкам (Педро сказал, что им не более 2-х лет) вокруг главного храма (за храмом было замечено нечто, смахивающее на коллектор, возможно это водопровод или канализация), зашли в музей. В музее была одна единственная уцелевшая статуя Chak-Mool, остальные стояли без голов, и Педро весьма кровожадно показал процесс вспарывания грудной клетки, вынимания сердца и со звуками еще бьющегося органа и коварным прищуром глаз положил воображаемое сердечко в руки каменному Чак-Моолю. Очень мне эти Чак-Мооли нравятся, прям жить возле них хочется. А толтекский – самая прелесть!
 
  Далее поехали в центр современной Тулы, зашли в кафешку (с трудом нашли что-то более менее приличное, местные жители видимо не ходят в общепит, заведения очень часто напрочь пустующие) и заказали еду. Мне принесли потрясающую рыбу – гриль, похожую на нашего карпа (там была самая вкусная рыба в Мексике, как оказалось). После обеда дошли до автовокзала и двинули обратно в Мехико.
 
  В метро попрощались с Педро, было даже немножечко грустно, такое ощущение, что мы с ним знакомы уже целую вечность. На прощание он записал нам свой телефон, на случай если в Канкуне с нами случится что-то страшное. Ну чтож, посмотрим, что там в Канкуне…
 
  День 4. Мехико: великий музейный день или десятки намотанных километров.
  Проснувшись и собравшись отправились в парк Сhapultepec (Чапультепек), где по слухам расположился Museo Nacional de Antropología (известный на весь мир Национальный Музей Антропологии). Утро в парке – сплошное удовольствие! Кругом шныряют белки как кошки в мясном ряду. Парк кузнечиков, парк кузнечиков! Нет там кузнечиков – всех поели пушистые нахалки-белки!
  Вход в музей нашли не сразу, для этого требовалось обойти всю территорию музея по периметру вдоль зеленого забора. Чудесный длинный зеленый забор протяженностью порядка 2 км! Ну кто еще может похвастаться такой информацией! Сам музей описывать думаю не стоит – о нем и так достаточно информации в сети, скажу только, что огромнейшая экспозиция, посвященная истории заселения Американского континента, месоамериканских племен от возникновения до наших дней включая антропологические особенности. Территория музея огромнейшая, ухоженная и очень грамотно выстроенная. К слову, достаточно странно было услышать там русскую речь, значит русских можно встретить не в питейных заведениях, как многие полагают, а в музеях международного масштаба.
  Обойдя 8 или 10 залов доиспанской истории, на большее нас не хватило. Как в той байке про Ленина – сначала рассматривали каждый экспонат, затем в совокупности, а потом и уж совсем в общем, присаживаясь в каждом зале. Для осмотра ВСЕГО музея конечно же надо выделять целый день с перерывом на обед, жаль что у нас его не было и весь второй этаж с современным бытом индейцев и антропологическими выставками у нас не случился :(
  После перекуса пошли покорять замок Чапультепек, откуда, по словам путеводителя, открывается великолепный вид на Мехико. И не обманул. Замок был настоящим сказочным замком, с витражами и версальскими садами, старинной испанской утварью, мебелью и картинами, винтовыми лестницами и клетчатым полом. После кровавого и мрачного индейского искусства вензелечки - витражи испанцев, честно говоря, как бальзам на душу.
  К вечеру решили ехать в центр за сувенирами и попали (наконец-то!) в ужасную давку в метро. Все было бы ничего, но я умудрилась посеять одну из жизненно необходимых предметов – лист разговорника с пометками Педро. Как без него – не ясно, самая проблема с цифрами. А. просто за руку выдернул меня из вагона, иначе бы меня вошли бы обратно и не вышли до самой конечной станции. У них не принято дожидаться, когда все желающие выйдут из вагона, не зевай! – в общем.
  Приехали в центр, накупили сувениров, на обратном пути попали уже не в такое переполненное метро (Сокало готовилась к празднику – dia de los muertos, народу уже было как у нас в девятое мая). По дороге переписали уже заполненную флешку в 1 Гиг на болванки, купили по традиции Indio в вездесущем Oxxo и завалились спать.
  Завтра в Теотиуакан… Посмотрим, может и нет никакого Теотиуакана, и не было никогда…
  День 5. Мехико: Temlpo Major и Теотиуакан – вечные камни.
  С утра встретились с нашей группой, с которой предстоит двигаться дальше: погрузили нас в автобус и повезли показывать Мехико. Проехали к Сокало, где за ночь уже успели соорудить огромные шесты с отрубленными головами в разной степени разложения мягких тканей. Сия красота располагалась прямо напротив главного католического храма и готовилась к празднику Всех Мертвых (головы пришли из древней ацтекской традиции украшать храмы и дома настоящими и каменными черепами, чтобы выслужиться перед кровожадными богами). Этот жизнерадостный праздник проходит каждый год 1-2 ноября, он весьма интересен смешением традиций. С точки зрения христианства это поминовение усопших, в каждом доме располагается алтарь с цветами, подношениями мертвым и сахарными/шоколадными черепушками, считается, что именно в эти дни с кладбища приходят близкие, навещают своих живых друзей или родных. С точки зрения индейских традиций – это день напоминания богам о принесенных в их честь жертвам, опять же черепушки, чтобы умилостивить их свирепые нравы. Ну а для детей и молодежи это конечно же всем известный американизм – Хеллоуин, по улицам в ночь с 1 по 2 ходят разнаряженные в ведьм и скелетов дети и взрослые, собирают конфетки-монетки в тыквенные кастрюли. Очень порадовалась за живость индейских традиций, так удачно замаскировавшихся под католицизм. Поистине, то, что создавалось веками, веками и будет разрушаться.
 
  Зашли в Palacio Nacional – резиденцию мексиканского президента, расписанную фресками Диего Риверы. На них можно смотреть бесконечно, а поскольку я не располагаю бесконечным временем, купила себе набор открыток. Буду изучать мексиканскую историю на всем понятном языке рисунка. Надо же было уместить такое количество деталей на нескольких квадратных метрах поверхности.
 
  Дальше наши сотуристы пошли осматривать собор Метрополитен, ну а мы сбежали в археологическую зону Темпло Майор, куда не могли попасть уже два дня. Попали! Кажется, что остатки фундамента даже не реставрировали, оставили как нашли. Покосившиеся, с разными уровнями остатки древних ацтекских ступеней.
 
  Далее погрузились в автобус и поехали смотреть один из символов Мексики – нерукотворное изображение святой девы Гваделупской, которая якобы явилась простому индейцу (уже посвященному в католичество) и попросила построить храм на этом месте. На сегодня, там стоит 4 или 5 храмов. Человеческое тщеславие поистине двигатель архитектуры!
 
  Далее поехали в зону «Теотиуакан». Облазили всю зону, залезли на Пирамиды Луны и Солнца, на последнюю лезли минут 10-15, чуть не умерли (я особенно!). Чувствуется мощь древнейшей цивилизации. Народ там отрывается по полной, кто ловит лучи из космоса голыми руками, кто лежит пузом вверх на ритуальных платформах, в общем, полное единение с природой и погодой!
 
  После попали в отель, и вечером немного прогулялись по городу. Народищу были толпы, были массовые гулянию по поводу дня мертвых. Долго мы там не протянули и пошли спать.
  День 6. Пуэбла: колониальное обаяние.
  Позавтракав выехали в город Puebla. По дороге увидели вулкан (по принципу: вонвонвон большой вулкан, аа, все, проехали!) Попокатепетль еще дымящийся и действующий.
  Уже в Пуэбле увидели множество разноцветных слепленных домиков. Странная старая архитектура… Воспользовавшись моментом, мы решили потеряться и осмотреть город, благо адрес ресторана, откуда уйдет автобус, у нас был. Городок оказался очень симпатичным, немного грязноватым, но очень-очень милым. Пообедав в ресторане, где якобы снимался фильм «Фрида» отправились дальше.
  По дороге в Веракруз в горном перевале попали в непроходимый туман – спустившееся на землю облако. Видимость не более 5 метров, не видно обочины дороги. Зато сумерки в мексиканских горах весьма волшебны, не зря Великий Мексиканский Писатель Кастаньеда писал, что в сумерки происходит все самое важное и еще, что сумерки это щель между мирами. Узкая полоса света между темной громадиной горой и серым облаком.
 
  День 7. Веракруз: вавилонское столпотворение.
  Утром нас обрадовали весьма счастливой вестью: город Вийя-Эрмоса вместе с ольмекским музеем Ля-Вента и базальтовыми головами оказался затоплен, погребен под толщей воды и, соответственно, на потом мы смотреть не поедем, а поедем смотреть индейцев Сан-Кристобаль-Де-Лас-Касас. «Как вы там? Не затопило?» - волновалась Россия в трубку. «Конечно, теперь нам вместо автобуса выдали комфортабельное каное и по веслу на брата, плывем посещать подводный музей, уже заготовили ласты и маску!»
  При объявлении о смене маршрута группа наша стала волноваться: как же так, а ритуалы местных шаманов, у нас по программе шаманы, пейот и общение с духами за отдельную плату, согласованную с отделом маркетинга ООО «Шаманы Центральной Америки и Ко».
  Поехали осматривать город-порт Веракруз. Умный путеводитель сказал, что живет тут интересная этническая группа: смешение негров и индейцев. Оказывается, что испанцы успев перебить всех индейцев, с удивлением обнаружили, что работать-то и некому. И как обычно в таких случаях отдуваться пришлось гражданам из солнечной Африки, коих завозили сюда в больших количествах, позже они перемешались с остатками местного населения и создали свой неповторимый тип. В действительности, мозг отказывается воспринимать такую внешность и сигнализирует: «Ошибка идентификации!».
 
  В Веракрузе мы не нашли сэндвичей в дорогу, зато отсели подальше в глубь автобуса, дабы не портить себе настроения.
  Жаль, что мы не увидим базальтовые головы Ольмеков в их привычной среде обитания, но Сан-Кристобаль тоже очень не плохо, только вот ехать туда придется без малого 9 часов, впереди 600 с лишним км. Постепенно въезжаем в тропическую зону, кактусы кончились и начались пальмы…
 
  День 8. Сан-Кристобаль-Де-Лас-Касас: город мечты.
 
  Утром после завтрака пошли на индейский рынок и в музей медицины майя. Рынок захватывал буйством национальных красок, лиц и колорита. Как они лежали – эти скатерти с ручной вышивкой, индейские пончо всевозможных расцветок, вязанные игрушки в форме индейских женщин с обнимку с индейским же младенцем… Женщины-продавцы на рынке очень улыбчивы, что интересно – многие из них босые, что еще интереснее – почти все одеты в национальные цвета: темно-синий, фиолетовый, темно-зеленый, черный. На рынках ни в пример магазинам все в разы дешевле, кроме того индейцы в удовольствие торгуются. К сожалению, опять протеряла бумажку с цифрами и торговались мы поочередно писав на бумажке. Какое счастье, что хоть цифры во всех странах одинаковы!
 
  В Сан-Кристобале очень и очень много индейцев майя, индейская женщина тут невысокого роста (140 – 150 см), как правило с ребенком: либо держит за руку, либо привязывает себе за спину в специальном мешочке. Косы практически у всех заплетены одинаково: сначала две симметричные косы, а затем одна вплетается в другую. Мужчины одеты более современно – брюки, рубашки. Глобализация! Традиция заметна даже в детском возрасте: девочки в национальном, мальчики в современном. Замечала, что иногда на девочках школьный рюкзак примотан к спине не лямками, а национальным покрывалом (в которым кстати переносится все: начиная с детей и заканчивая продуктами). Поразительный город!
  После пошли в музей медицины майя. Ничего там особенного, только несколько композиций (в том числе и известная фигура рожающей женщины майя: женщина стоит на коленях, держась за мужа, а повитуха ловит младенца, так сказать, на выходе), садик с якобы целебными травами и магазин со всякими настойками-примочками-травками.
 
  После закупили еды и двинули в город Паленке по извилистой горной дорожке мимо деревушек, домиков, индейцев.
 
  В отель приехали уже затемно, замученные, дорога по горному серпантину вызывала нарушения в вестибулярном аппарате. Автобус превратился в тошниловку и передвижной лазарет. Я тоже приготовила на всякий случай мешочек, ну мало ли неожиданностей! Тошниловка компенсировалась потрясающими видами на ущелья, возвышенности в густой тропической растительности сельвы. Лианы, гигантские лопухи, вырубленная в скале дорога.
  Отель скомпенсировал дорожные страдания, он оказался с бассейном и гамаками. Настоящими майянскими гамаками! С удовольствием искупались в бассейне и залезли в гамаки. Ничего лучше в жизни нет, хочу жить в гамаке вечно!
 
  Затем поужинали в ресторане. Цены в сравнении с Москвой смешные. А порции огромнейшие! В Мексике не знают маленьких тарелок, они в основном овальной формы и размером с хорошее блюдо. И порции у мексов тоже от души. Еда вполне вкусная, но острая, официанта нужно предупредить: «No picanto, por favor» и тот делает вид, что несет неострое блюдо (на любителя). Вчера заказала очень необычный суп-крем из кукурузы. Ко всем блюдам они приносят белые булочки, кроме них часто – кукурузные чипсы, соусы Сальса или из авокадо. Сальса и сливочное масло вообще обязательный атрибут стола, боюсь, мексы без них и за стол не садятся. Чая в нашем понимании у них нет. Если заказывать te negro – приносят отвар ромашки, которым всем нам в детстве промывали глаза! Однажды даже внесли здоровенный фужер (как для мороженного) холодной ромашки с кубиками льда, причем без сахара – редкостная дрянь! Зато кофе любой на выбор! По части еды Мексика очень вкусная и необычная, главное не есть, как у нас говорят в метро, «срук», дабы не рисковать. Пиво – Indio, без сомнения, фаворит! Хваленая Корона даже в одном холодильнике не лежала! Педро сказал, что Индио даже никуда не поставляется, все лучшее – себе!
  День 9. Паленке и водопад Мисоль-Ха: задуманное сбывается.
  Утром проснулись в чудесном расположении духа. По дороге наткнулись на нашу группу, старательно кормящую ручного зеленого попугая (говорят, они слышали как он говорил Hola, don Juan!) и маленькую обезьянку, деловито трескающую принесенную нашими туристами лепешку.
  После погрузились и поехали в археологическую зону Palenque, находящуюся в глубине джунглей в нескольких км от горной дороги. Очень красивый древний уютный городок, много объектов восстанавливается. Нам дали всего 2 часа на посещение, которых едва ли хватило на беглый в прямом смысле этого слова 3/4 части зоны. Особенно примечательны нецентральные уголки, где нет вездесущих туристов, тишина и ползают непуганые игуаны. Первый раз в жизни их увидела: блестящие кожаные бока как будто намазаны жиром. Забирались в джунгли, сырая непроходимая чащоба. Девочка-продавец безделушек пронесла на своей руке какого-то паука, туристы шарахались, а она знай себе тычет в него веточкой.
 
  Из Паленке мне почему то не уходилось, я было бросилась рыдать, но долг превыше всего, автобус ждал…
  Затем двинули купаться в водопады. Вода была не сильно холодная, и мы с А. чудесно искупались.
 
  Далее едем в Кампече. По дороге остановились в ресторане на берегу мексиканского залива. Море теплое и белый-белый песок. Встретить закат на берегу моря куда лучше, чем в автобусе. Местный колорит из окна автобуса по-большей части не воспринимается, уже начинаю мечтать даже об автостопе.
 
  Уже вечером приехали в Кампече – небольшой колониальный городок. Наконец-то попробовала настоящую Margarita Fresca!
 
  День 10. Кабах, Ушмаль, Мерида: полное погружение.
  День десятый начался с посещения небольшой археологической зоны Kabah. Компактная археологическая зона, классические квадраты площадей, фаллосы перед главными зданиями, несколько сохранившихся рельефных изображений, две каменные фигуры, одна из которых потеряла голову.
  Изюминка города – подземные ходы или коллекторы. На главной площади остались несколько глубоких дыр в земле, обрамленных каменным кругом. Далее в джунглях есть еще одно сохранившееся строение, местами провален грунт, под ним большие каменные полости, наполовину заваленные камнями и землей.
 
  Меньше часа – и мы в Ушмале. Обошли его почти полностью, посидели в тишине на ступеньках Квадрата Монашек, дошли до храма Фаллосов. А. нашел колонию летучих мышей, мы их сфоткали, и та мелкая гадость распищалась при свете вспышки и не замолкала вплоть до нашего ухода. Представляю, как они ночью все просыпаются и рыщут себе пропитание.
 
  Из Ушмаля я вывезла малюсенький камешек на память, из Кабаха же – странный цитрусовый фрукт (фрукт долетел до Москвы и был торжественно съеден в дружеской компании под мексиканские напитки), из Паленке, кстати, листик из джунглей.
  В это время в нашем чудо-автобусе созрел саботаж. Всем поднадоело делать крюки и ехать в специально-оговоренные гидом рестораны, чтобы потом гулять по темноте по городу. Все граждане туристы сплотились как один, и на всеобщем совете было принято не выходить из автобуса и ехать прямиком в Мериду. Вот она русская душа – лишь бы революцию по-быстрому замутить!
  Благодаря революции, прибыли в Мериду еще засветло и прямиком в музей, где представлены основные находки из Чичен-Итцы. Музей отличнейший, есть на что посмотреть. Из музейного магазина мы вынесли отличнейший фото-сборник археологических сайтов Мексики, пару автомобильных карт захвата Юкатана и несколько сувениров.
  Вкусно поели в ресторанчике (отличнейшая Маргарита за 35 песо = $35 = 100 руб.!!!!), прогулялись по центру и отправились спать.
 
  День 11. Чичен-Итца и Канкун: первые разочарования.
  После завтрака погрузились в автобус и двинули в город двух культур: майя и тольтеков. Чичен-Итца – огромнейший археологический сайт и наименее нам понравившийся. Во-первых, мы там заблудились на добрые полчаса даже при наличии карты (возможно, тут сыграл топографический кретинизм, но ранее он замечен не был); во-вторых, когда зона наконец-то совпадала с картой – дорожки были перегорожены по неясным причинам, множество тупиков и никуда не ведущих тропинок, даже пробовали продраться сквозь джунгли – не получилось (наивные же!); в-третьих, нельзя было подняться ни на одно строение за исключением обсерватории, и на том спасибо. Даже на величественную и известную на весь цивилизованный мир пирамиду Кукулькана – очень обидно! И в-четвертых (и заодно в-пятых), тьма народу и соответствующая ему тьма продавцов сувениров. Не нашли даже фигуру Чак-Мооля, растиражированную всеми путеводителями. Может он, злобный тольтек, посмотрел на это безобразие, встал на свои каменные ноги и ушел в джунгли охотится на случайно забредших туристов. Бедный каменный старичок, никто тебе больше не приносит человеческих сердец к празднику!
 
  Осмотрели здание обсерватории (так называемое), круглое в периметре строение (точно не храм – храмы квадратные, повторяющие систему мироздания майя и проч.), кажется не дом (что-то неудобное на мой дилетантский взгляд). Может, и в правду обсерватория, но доказательств тому нет. Как, наверное, и доказательств обратного.
  Несколько слов про сувениры.
  По части сувениров, Мексика просто рай для покупателя. Очень много всего яркого, экзотического на любой вкус и цвет. От ювелирных украшений из серебра и драгоценных камней до индейских плетеных штуковин, от ваз – копий музейных экспонатов, вездесущего Календарио дель Соул и каменных масок до полной отсебятины. Множество яркого текстиля, самотканых пледов всех цветов радуги, пончо, скатертей и половичков с забавными кисточками; индейские блузки ручной вышивки (вышивается прямо параллельно с продажей на месте, иногда прямо целыми семьями). Цены сравнительно недороги (но частенько соответствуют качеству), мексы торгуются.
 
  День 12. Канкун (Эль Рио): овощи на американский манер.
  Все хорошее когда-нибудь заканчивается – такова первая мысль при утреннем пробуждении в отеле Канкуна. Пляж в Канкуне с белым песочком и водой цвета лазури. Нигде еще не видела столько америкосов, как в прославленном мексиканском курорте.
 
  До полудня провалялись на пляже, подзамерзли и решили поехать смотреть канкуновскую археологическую зону El Riu. В гостевой книге увидела только одного русского, и тот Иван с какой-то женской фамилией, видимо кто-то пошутил. Остальные американцы или канадцы.
  Половина развалин в этой зоне не раскопано, и видимо, не особенно-то и нужно, видна только кучеобразная кладка в густых джунглях. Никем не гоняемые разноразмерные игуаны сидят почти на каждом камне, иногда даже смотришь под ноги, чтобы не наступить ненароком на какую-нибудь пригревшуюся экзотическую красавицу. А. поковырял пальцем цель в кладке, и оттуда на него уставились игуанья морда.
  На развалинах нескольких строений сохранилась планировка храмовых помещений, больше нигде я этого не замечала, а точнее – не пускали замечать. Немного удивлена: несколько колон поддерживают крышу, далее стена и проход в глухую комнату без окон. Я уже вижу, как там стоит внушающий ужас алтарь, курятся благовония, а по стенам красочные росписи былых побед. Там – жилище богов, нет туда дороги простому человеку!
  После посещения перекусили и взяли на прокат машину. Завтра утром едем в Coba и Tulum, и в национальный парк Xcaret, если успеем (и хватит денег, просто вход туда стоит $69 на человека), рассказывали, что там воссозданы древние индейские традиции: летуны-воладорес, poc-ta-poc (очень хочется увидеть). Все это завтра – а сегодня Margrita Fresca и спать…
 
  Завтра – предпоследний день, и это угнетает. Как же не хочется расставаться со сказкой, как сказано в нашем путеводителе: «Как только пыль Мексики осядет в вашем сердце – вы больше не найдете покоя ни в одной другой стране».
 
  День 13. Коба, Тулум, Шкарет: ветер свободы.
  С утра по раньше двинули в намеченный путь, по плану у нас три места посещения. На большее, боюсь уже не хватит. Из города выезжали нормально, только немного нервно, ибо водители Мексики не имеют привычки пропускать неверно перестроившегося. Но если занимать заранее нужный ряд – то все ОК. А для этого нужен штурман, и этот штурман была я.
 
  По выезду из города заправились, интересно, что в нефтедобывающей стране только одна марка заправок, мне кажется, что там введена государственная монополия на бензин. Причем бензин только один с неизвестным октановым числом и называется просто gas.
  По дороге нам встречались деревеньки и аутентичные поселки с настоящими индейскими бамбуковыми хижинами. Хижина представляет собой домик из бамбука насквозь просвечивающийся и без окон, с соломенной крышей, вместо двери обычно висит коврик. Внутри хижины почти всегда виден натянутый майянский гамак.
  За 2,5 часа свободной дороги доехали до первого пункта – археологической зоны Коба. Зона занимает огромную территорию в джунглях, с рассредоточенными строениями. До построек со стелами мы топали по дорожке 1,5 км (так указано на путеводном камне), на второй указатель с 1 км мы решили не тратить драгоценного времени (в последствии оказалось зря, т. к. среди зарослей и озер притаилась самая огромная пирамида Юкатана.)
 
  Вскоре мы выдвинулись навстречу белоснежным пляжам Тулума. Тулум оказался весьма окультуренной зоной с бесчисленными толпищами американцев. Несмотря на это я влюбилась в то ощущение бесконечного счастья именно там, в Тулуме. Великолепный пляж с теплющщим морем и захватывающим дух видом на майянскую крепость! Археологическая зона представляет собой древний порт майя, обнесенный на суше стеной укреплений с консольными арками – узкими проходами, выходом к морю и высокой дозорной крепостью. Самый большой замок стоит на скале-возвышении 15-20 м над морем.
  На одной из зданий сохранилась фигура нисходящего бога (и конечно же здесь не обошлось без инопланетян!).
 
  Там же произошел весьма забавный случай. В первый или второй раз за пребывание в Мексике мы с А. решили попросить прохожего сфоткать нас вместе. Глаз выцепил в толпе паренька в цветастой рубашке и большим фотоаппаратом на шее. «Знать фотограф, нормально сфоткает» - думаю я и по-английски прошу сделать кадр с нами и пейзажем. Парень согласился и так же по-английски спросил по какой линии обрезать наши тушки. Я показала линию и по привычке сказала «Вот так!» «Да без вопросов» - на чистейшем русском последовал ответ, «Улыбочку!».
  Мы рассмеялись. Русские вездесущи, мы – великая нация, раз на Центральноамериканском курорте случайным прохожим оказывается наш соотечественник!
  Молодого человека зовут Саша, он член команды (радист кажется) интернационального круизного судна родом из Калининграда, на час отпросившийся запечатлеть местные красоты. Мы немного прогулялись вместе и поболтали.
 
  После купания в Тулуме мы двинули в третье – заключительное место нашего маршрута – национальный парк Шкарет.
  Итак, парк представляет собой сборную солянку национальных традиций Мексики, животных (фламинго, тапиры, обезьяны, олени какие-то, попугаи – находятся в специально огороженных вольерах.) Хочется отметить фламинго – никогда не видела этих удивительного цвета птиц почти на воле! К сожалению, поплавать по подземным рекам мы не успели, зато успели посмотреть заключительное шоу. В течение двух часов с перерывом нам показывали всю историю Мексики, начиная с индейцев и заканчивая песнями, плясками и костюмами всех штатов. Жаль мы не знали слов песен, мексиканцы вокруг нас активно подпевали и радовались как дети.
 
  Наконец-то в живую увидела игру в мяч и знаменитых воладорес-летунов. Такое вот подведение итогов пройденного материала. Очень жаль расставаться. Прямо невыносимо жаль.
  День 14. Канкун: прощание.
  Ну вот он и настал – последний день. Первую половину дня просто проваляться на пляже, подергали пальмы за бананы-кокосы, выпили купленные в Тулуме Пульке (забродивший сок агавы кисловатый и необычный на вкус, крепостью как пиво), которым по легенде одурманили Тульского Кетсалькоатля, что в свою очередь послужило поводом к завоеванию тольтеками племен майя. Построили из песка свою археологическую зону, так сказать по мотивам пройденного материала, с главной пирамидой, полем для игры в мяч, постаментами, колоннами и даже Чак-Моолем (и тут же принесли ему жертву – розовый как сердце кусочек ракушки). Успели заметить как образуется торнадо, но пока гадали достигнет оно поверхности моря или нет, оно успело рассосаться. Жаль, я бы посмотрела на это. Издалека конечно. На безопасном расстоянии. В шлеме…
  Вечером, когда закончился проливной тропический дождь, пошли на заключительный ужин в мексиканский ресторан через многочисленные молы с сувенирами. Докупили остатки сувениров, пообщались с продавцом текилы и прочих мексиканских радостей (тот, услышав, что мы русские, стал вспоминать знакомые ему слова: перестройка, горабачев и что-то еще). В ресторане увидели предпоследний невиданный нам символ Мексики. Они самые – марьяччи! Настоящие! Орущие свои мексиканские песни и собирающие в карман американские доллары. Допив свою Маргарита Фреска, ушли спать.
  Перелет.
  Домой летели тремя самолетами, первый из которых был а/к Mexicana. Регистратор на рейс почему-то переспросила с удивлением Moscu? Хотя, наверное, так же можно удивить билетами до Мехико регистратора в каком-нибудь нашем Сочи.
  В аэропорту сбылась последняя задумка – увидеть женщину с именем Хуанита. Накануне мы прикалывались, что увидели все, что хотели, кроме Хуаниты. И вот перед отлетом попалась!
  Добирались в общей сложности от дверей отеля до дома 26 часов, 5 часов просидели на стыковке в Мадриде. Москва встретила снегом, холодом, пробками и непроглядным хмурым небом. И как они тут живут? (с)
 

Комментарий автора:
Поехали осматривать город-порт Веракруз. Умный путеводитель сказал, что живет тут интересная этническая группа: смешение негров и индейцев. Оказывается, что испанцы успев перебить всех индейцев, с удивлением обнаружили, что работать-то и некому. И как обычно в таких случаях отдуваться пришлось гражданам из солнечной Африки, коих завозили сюда в больших количествах, позже они перемешались с остатками местного населения и создали свой неповторимый тип.

Страницы1

5,0/5 (1)

    Ваш комментарий

    Достопримечательности Читать все

    Теотиуакан - Город, где родились боги

    Теотиуакан - Город, где родились боги

    Это развалины древнего города, находящиеся в полусотне километров от Мехико в Мексике. Считается, что Теотиуакан - старейший город на Западе. Его правильно и четко расположенные улицы…